Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

Игорь Бондаренко: «Ученые формируются годами»

Говорим с Игорем Андреевичем Бондаренко, в 2004-2018 годы – директором НИИТИАГ, об истории института и современной ситуации вокруг него, верности слухов о сокращении и возможных перспективах.

0 В понедельник было 1 марта, когда по приказу ЦНИИП Минстроя вашему институту надлежало закрыть банковский счет и переехать в помещение головной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Произошло ли это?

Нет, автономная жизнь наша продолжилась. Свет и отопление пока не отключили. Вчера состоялось общее собрание коллектива в гибридном формате. Многие пришли, многие общались через zoom. Это производило потрясающее впечатление: сколько же у нас постоянных представителей рассредоточено по всей стране! Это сотрудники наших бывших филиалов, которые прекратили свое существование после лишения НИИТИАГ статуса ФГБУ. Сколько маститых мэтров с громкими именами, сколько активных и уже знаменитых сотрудников среднего поколения, а сколько подрастающей молодежи! У нас есть строка в госзадании: обеспечить 40% молодых специалистов (до 39 лет), и она выполняется! Почему это удается сделать? Потому, что НИИТИАГ – это очень престижный давний бренд, знаменитый своими научными достижениями, широтой тематики, статьями, книгами, многотомниками, конференциями, международными связями, постоянной концентрацией здесь очень многих, почти всех ведущих архитектуроведов страны, серьезностью отношения к науке при поддержании неизменно доброжелательной, теплой, интеллигентной творческой атмосферы.

Коллектив наш крайне взволнован и обескуражен происходящим. С какой стати такая реформа, за что нас наказывают? Ведь мы из года в год исправно выполняем и перевыполняем плановые показатели! Уже написано немало писем, опубликованы интервью авторитетных людей [см., напр., подборку комментариев от 19.02.21 и письмо руководству страны в защиту НИИТИАГ, – прим. ред.].

Нашей дирекции удалось добиться отсрочки исполнения пресловутых приказов, так как закон требует уведомлять сотрудников за два месяца. Но планы генеральной дирекции остаются все теми же. И лозунг все тот же – оптимизация, повышение эффективности… Но эффективности не нашей, а ЦНИИПа – за наш счет!

Как же вам удается выполнять майские указы в отношении заработной платы при наличии 144 сотрудников?

Все последние годы удавалось, поскольку у нас была очень неплохая бюджетная субсидия, выделяемая по соответствующей федеральной программе. В этом отношении у нас нет претензий к государству. Одна только благодарность. Кроме того у нас минимизированы расходы на АУП [административно-управленческий персонал, – прим. ред.]. Конечно, не все работают у нас на полной ставке. Многие остаются из года в год совместителями, есть, как я уже отмечал, иногородние – дистанционные сотрудники. Но это всех устраивает. В мою бытность директором и до сих пор от наших сотрудников не поступало ни одной жалобы, хотя они достойны, безусловно, больших денежных вознаграждений.

Вот сейчас возникла угроза резкого снижения доходов сотрудников, так как генеральным директором издан приказ о выделении филиалуНИИТИАГ гораздо меньшей субсидии, чем в прошлые годы. Это беспрецедентное решение, в которое трудно поверить. Но такое решение пока есть и потому на еще действующий счет филиала перечислена сильно заниженная сумма первого квартала. Соответственно уменьшается и число НИР, которые должны выполнять сотрудники НИИТИАГ. При этом их перечень не определен и государственное задание до сих пор официально не выдано.

Правда ли, что в штате планируется оставить только 19 научных сотрудников?

Такое намерение проявлено. Основанием для него служит желание генерального директора ЦНИИП оставить в НИИТИАГе только 19 тем вместо 41 темы прошлого года. Считается наиболее эффективным решением оформить на постоянную работу лишь руководителей НИР, а всех исполнителей вывести за штат.

В связи с этим надо сказать, что сегодняшняя численность сотрудников НИИТИАГ, кстати, буквально соответствующая той, что была в советское время, сложилась отнюдь не случайно: она необходима для выполнения множества показателей государственного задания. Наш план формируется на основании конкурсного отбора заявок, проводимого РААСН, а потом еще экспертируемого РАН. Все очень серьезно, как в государственных научных фондах. Темы отличаются непременной актуальностью, новизной и фундаментальностью. Разрабатывать их могут только соответствующие специалисты. Уход хотя бы одного из таких специалистов требует корректировки плана, так как найти замену ему бывает крайне трудно. Ученые формируются годами. К ним нельзя относиться как к простым исполнителям, всегда готовым взяться за любую работу. Дело тут вовсе не в деньгах, как вы понимаете.

Вероятно Минстрою кажется малоинтересной и неактуальной тематика ваших преимущественно исторических исследований?

Может быть и кажется, но это не имеет под собой серьезных оснований. Мы выполняем из года в год свою часть Федеральной программы, за которую в целом отвечает Минобрнауки, а также – на экспертном уровне – РАН, а по архитектурно-строительному разделу РААСН. Сейчас начала действовать новая программа, рассчитаннаяна 2021–2030 годы. Она утверждена постановлением Правительства. В ней есть специальный раздел по теории и истории архитектуры и градостроительства. Все хорошо и стабильно!

Хочу отметить неточность формулировки вашего вопроса: у нас ведутся вовсе не только историко-архитектурные исследования, хотя они наш важный козырь. В НИИТИАГе есть отделы архитектуры и градостроительства Новейшего времени, современных проблем формирования среды и градорегулирования, проблем теории архитектуры, в котором пристальное внимание уделяется самым передовым явлениям и течениям в архитектурном творчестве, есть лаборатория архитектурного формообразования. А разве отдел проблем сохранения архитектурного наследия занимается не самыми острыми современными вопросами? У нас проводятся конференции и издаются сборники «Современная архитектура мира», в прошлом году запущена серия электронных изданий «Теория и история архитектуры» по материалам «Иконниковских» и «Хан-Магомедовских» чтений, содержащих исследования чрезвычайно актуальных и одновременно фундаментальных проблем. Под Новый год мы провели конференцию «Город после пандемии», по материалам которойзавершается подготовка сборника. Как Вы хорошо знаете, мы написали и уже опубликовали на вашем портале совместно с издательством Коло монографию «Реновация городской среды: исторические прецеденты». Могу добавить к этому, что я принимал участие в разработке «Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации».

Важно подчеркнуть, что НИИТИАГ всегда был готов взяться за разработку самых сложных и насущных проблем профессии, никогда не чурался и прикладной тематики, и, конечно же, научно-проектных, экспериментальных и смелых творческих разработок. Я хорошо понимаю, насколько наш институт может быть, действительно, нужен и полезен Министерству строительства и ЖКХ России. ЖКХ – это тоже по нашей части, так как мы большое внимание уделяем жизни и эксплуатации архитектурных сооружений во времени. Напомню, что одно время наш институт назывался «Теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры».

Сейчас многие вспоминают о том, каким замечательным был ваш институт в прошлом. А в последнее время – он испытывает трудности, ему хуже?

Я очень благодарен всем, кто помянул добрым словом наш ЦНИИТИА – НИИТИАГ РААСН. Я и сам его старожил – с 1984 года. Да, в нем работали великие ученые, проводились большие и важные исследования, царила особая научная атмосфера. В последние годы перед разрушением СССР было принято решение возродить на базе именно этого института, переименованного тогда во ВНИИТАГ, Академию архитектуры. Этого, к сожалению, не произошло. Лишившись статуса всесоюзного, НИИТАГ попал в Минстрой России, где был посажен на голодный паек. Тогда произошло нечто подобное намечаемому сегодня: в штате было оставлено только 18 научных сотрудников. Остальные переведены на «эффективные» контракты. Произошел массовый исход прекрасных, в том числе очень перспективных и сильно выросших потом в других стенах научных сотрудников.

Но вскоре счастье улыбнулось нам: была учреждена РААСН, которая сразу же взяла к себе и пригрела НИИТАГ. Бюджет поначалу оставался маленьким, но психологическое состояние наше резко пошло на поправку. Да здравствует Академия! Мы находились в ее ведении 22 года. За это время очень окрепли, очень многое сделали, вернули в название института слово история, что важно, так как именно здесь находится главный российский центр систематического изучения архитектурного и градостроительного наследия. Мы, конечно, состарились, попрощались со многими нашими лидерами, но одновременно и омолодились, вырастили немало ценнейших специалистов. Можно смело сказать: пережили небывалый подъем и расцвет. Не всем это было видно извне. Но все, кто был внутри этого процесса, только подтвердят мои слова, я уверен.

Трудности у нас начались после пресловутой реформы Государственных академий наук, когда по приказу министра строительства одним махом НИИ РААСН были присоединены к ЦНИИПу – бывшему «Градо», а теперь ставшему безымянным и безликим, с директорами, к которым не предъявляются профессиональные квалификационные требования.

Однако и в этих условиях я еще четыре года, обладая автономией и достаточно большими полномочиями, продолжал вести корабль прежним курсом. Это получалось благодаря надежной поддержке президента РААСН А.В. Кузьмина. Когда в июне 2018 года у меня закончился контракт и гендиректор М.М. Чабдаров предложил мне пост научного руководителя ЦНИИП, чтобы взять нашу бухгалтерию в свои руки, удалось уговорить его назначить директором НИИТИАГ моего заместителя А.Ю. Казаряна. Это очень помогло делу. Армену Юрьевичу удалось отстоять и бухгалтерию, и отдел кадров, и все остальное. Спасибо ему за это! Но теперь, после смерти А.В. Кузьмина, новый генеральный директор решил с нами не церемониться.

Есть у вас надежда на то, что все образуется и НИИТИАГ продолжит полноценно заниматься архитектурной наукой?

Конечно, есть. Надежда умирает последней. Сейчас не в почете старые государственные учреждения. Считается, что их надо реструктурировать во имя высвобождения скованной жизненной энергии. Согласен, что надо бороться с косностью и удушающей атмосферой. Я всегда относился к этому с большой чуткостью. Но если учреждение хорошее, с чистой и светлой атмосферой, если это давно почитаемое «намоленное» место, то грех его портить и разрушать. Сейчас нам важно проявить свою волю к жизни и не сдаваться на милость победителю, а непременно победить. А для этого надо убедить людей, принимающих решения, в том, что они на грани совершения большой стратегической ошибки. Научные сотрудники с наработками, учеными степенями и званиями не пропадут, но они вынуждены будут рассеяться. Это значит, что Россия потеряет очень важный очаг профессиональной культуры, а с ней и образования; очень важный и вполне жизнеспособный генератор новых знаний и представлений об архитектуре и градостроительном искусстве. У нее не станет организации, держащей руку на пульсе и отечественного, и мирового развития архитектуры. От этого пострадает не только строительная, но и многие другие отрасли, так или иначе причастные к реализации национальных проектов и формированию достойной среды жизнедеятельности человека и общества.

Свои главные надежды я возлагаю опять-таки на Академию и ее нового президента Д.О. Швидковского, который прекрасно знает цену нашему институту. Ведь он является общепризнанным лидером в области теории и истории архитектуры и градостроительства. Я абсолютно уверен в том, что Дмитрий Олегович постарается сделать все возможное для исправления возникшей ситуации и возвращения нашего коллектива к нормальному, продуктивному и вдохновенному труду.

03 Марта 2021

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Технологии и материалы
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Сейчас на главной
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATHARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.