Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

Игорь Бондаренко: «Ученые формируются годами»

Говорим с Игорем Андреевичем Бондаренко, в 2004-2018 годы – директором НИИТИАГ, об истории института и современной ситуации вокруг него, верности слухов о сокращении и возможных перспективах.

0 В понедельник было 1 марта, когда по приказу ЦНИИП Минстроя вашему институту надлежало закрыть банковский счет и переехать в помещение головной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Произошло ли это?

Нет, автономная жизнь наша продолжилась. Свет и отопление пока не отключили. Вчера состоялось общее собрание коллектива в гибридном формате. Многие пришли, многие общались через zoom. Это производило потрясающее впечатление: сколько же у нас постоянных представителей рассредоточено по всей стране! Это сотрудники наших бывших филиалов, которые прекратили свое существование после лишения НИИТИАГ статуса ФГБУ. Сколько маститых мэтров с громкими именами, сколько активных и уже знаменитых сотрудников среднего поколения, а сколько подрастающей молодежи! У нас есть строка в госзадании: обеспечить 40% молодых специалистов (до 39 лет), и она выполняется! Почему это удается сделать? Потому, что НИИТИАГ – это очень престижный давний бренд, знаменитый своими научными достижениями, широтой тематики, статьями, книгами, многотомниками, конференциями, международными связями, постоянной концентрацией здесь очень многих, почти всех ведущих архитектуроведов страны, серьезностью отношения к науке при поддержании неизменно доброжелательной, теплой, интеллигентной творческой атмосферы.

Коллектив наш крайне взволнован и обескуражен происходящим. С какой стати такая реформа, за что нас наказывают? Ведь мы из года в год исправно выполняем и перевыполняем плановые показатели! Уже написано немало писем, опубликованы интервью авторитетных людей [см., напр., подборку комментариев от 19.02.21 и письмо руководству страны в защиту НИИТИАГ, – прим. ред.].

Нашей дирекции удалось добиться отсрочки исполнения пресловутых приказов, так как закон требует уведомлять сотрудников за два месяца. Но планы генеральной дирекции остаются все теми же. И лозунг все тот же – оптимизация, повышение эффективности… Но эффективности не нашей, а ЦНИИПа – за наш счет!

Как же вам удается выполнять майские указы в отношении заработной платы при наличии 144 сотрудников?

Все последние годы удавалось, поскольку у нас была очень неплохая бюджетная субсидия, выделяемая по соответствующей федеральной программе. В этом отношении у нас нет претензий к государству. Одна только благодарность. Кроме того у нас минимизированы расходы на АУП [административно-управленческий персонал, – прим. ред.]. Конечно, не все работают у нас на полной ставке. Многие остаются из года в год совместителями, есть, как я уже отмечал, иногородние – дистанционные сотрудники. Но это всех устраивает. В мою бытность директором и до сих пор от наших сотрудников не поступало ни одной жалобы, хотя они достойны, безусловно, больших денежных вознаграждений.

Вот сейчас возникла угроза резкого снижения доходов сотрудников, так как генеральным директором издан приказ о выделении филиалуНИИТИАГ гораздо меньшей субсидии, чем в прошлые годы. Это беспрецедентное решение, в которое трудно поверить. Но такое решение пока есть и потому на еще действующий счет филиала перечислена сильно заниженная сумма первого квартала. Соответственно уменьшается и число НИР, которые должны выполнять сотрудники НИИТИАГ. При этом их перечень не определен и государственное задание до сих пор официально не выдано.

Правда ли, что в штате планируется оставить только 19 научных сотрудников?

Такое намерение проявлено. Основанием для него служит желание генерального директора ЦНИИП оставить в НИИТИАГе только 19 тем вместо 41 темы прошлого года. Считается наиболее эффективным решением оформить на постоянную работу лишь руководителей НИР, а всех исполнителей вывести за штат.

В связи с этим надо сказать, что сегодняшняя численность сотрудников НИИТИАГ, кстати, буквально соответствующая той, что была в советское время, сложилась отнюдь не случайно: она необходима для выполнения множества показателей государственного задания. Наш план формируется на основании конкурсного отбора заявок, проводимого РААСН, а потом еще экспертируемого РАН. Все очень серьезно, как в государственных научных фондах. Темы отличаются непременной актуальностью, новизной и фундаментальностью. Разрабатывать их могут только соответствующие специалисты. Уход хотя бы одного из таких специалистов требует корректировки плана, так как найти замену ему бывает крайне трудно. Ученые формируются годами. К ним нельзя относиться как к простым исполнителям, всегда готовым взяться за любую работу. Дело тут вовсе не в деньгах, как вы понимаете.

Вероятно Минстрою кажется малоинтересной и неактуальной тематика ваших преимущественно исторических исследований?

Может быть и кажется, но это не имеет под собой серьезных оснований. Мы выполняем из года в год свою часть Федеральной программы, за которую в целом отвечает Минобрнауки, а также – на экспертном уровне – РАН, а по архитектурно-строительному разделу РААСН. Сейчас начала действовать новая программа, рассчитаннаяна 2021–2030 годы. Она утверждена постановлением Правительства. В ней есть специальный раздел по теории и истории архитектуры и градостроительства. Все хорошо и стабильно!

Хочу отметить неточность формулировки вашего вопроса: у нас ведутся вовсе не только историко-архитектурные исследования, хотя они наш важный козырь. В НИИТИАГе есть отделы архитектуры и градостроительства Новейшего времени, современных проблем формирования среды и градорегулирования, проблем теории архитектуры, в котором пристальное внимание уделяется самым передовым явлениям и течениям в архитектурном творчестве, есть лаборатория архитектурного формообразования. А разве отдел проблем сохранения архитектурного наследия занимается не самыми острыми современными вопросами? У нас проводятся конференции и издаются сборники «Современная архитектура мира», в прошлом году запущена серия электронных изданий «Теория и история архитектуры» по материалам «Иконниковских» и «Хан-Магомедовских» чтений, содержащих исследования чрезвычайно актуальных и одновременно фундаментальных проблем. Под Новый год мы провели конференцию «Город после пандемии», по материалам которойзавершается подготовка сборника. Как Вы хорошо знаете, мы написали и уже опубликовали на вашем портале совместно с издательством Коло монографию «Реновация городской среды: исторические прецеденты». Могу добавить к этому, что я принимал участие в разработке «Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации».

Важно подчеркнуть, что НИИТИАГ всегда был готов взяться за разработку самых сложных и насущных проблем профессии, никогда не чурался и прикладной тематики, и, конечно же, научно-проектных, экспериментальных и смелых творческих разработок. Я хорошо понимаю, насколько наш институт может быть, действительно, нужен и полезен Министерству строительства и ЖКХ России. ЖКХ – это тоже по нашей части, так как мы большое внимание уделяем жизни и эксплуатации архитектурных сооружений во времени. Напомню, что одно время наш институт назывался «Теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры».

Сейчас многие вспоминают о том, каким замечательным был ваш институт в прошлом. А в последнее время – он испытывает трудности, ему хуже?

Я очень благодарен всем, кто помянул добрым словом наш ЦНИИТИА – НИИТИАГ РААСН. Я и сам его старожил – с 1984 года. Да, в нем работали великие ученые, проводились большие и важные исследования, царила особая научная атмосфера. В последние годы перед разрушением СССР было принято решение возродить на базе именно этого института, переименованного тогда во ВНИИТАГ, Академию архитектуры. Этого, к сожалению, не произошло. Лишившись статуса всесоюзного, НИИТАГ попал в Минстрой России, где был посажен на голодный паек. Тогда произошло нечто подобное намечаемому сегодня: в штате было оставлено только 18 научных сотрудников. Остальные переведены на «эффективные» контракты. Произошел массовый исход прекрасных, в том числе очень перспективных и сильно выросших потом в других стенах научных сотрудников.

Но вскоре счастье улыбнулось нам: была учреждена РААСН, которая сразу же взяла к себе и пригрела НИИТАГ. Бюджет поначалу оставался маленьким, но психологическое состояние наше резко пошло на поправку. Да здравствует Академия! Мы находились в ее ведении 22 года. За это время очень окрепли, очень многое сделали, вернули в название института слово история, что важно, так как именно здесь находится главный российский центр систематического изучения архитектурного и градостроительного наследия. Мы, конечно, состарились, попрощались со многими нашими лидерами, но одновременно и омолодились, вырастили немало ценнейших специалистов. Можно смело сказать: пережили небывалый подъем и расцвет. Не всем это было видно извне. Но все, кто был внутри этого процесса, только подтвердят мои слова, я уверен.

Трудности у нас начались после пресловутой реформы Государственных академий наук, когда по приказу министра строительства одним махом НИИ РААСН были присоединены к ЦНИИПу – бывшему «Градо», а теперь ставшему безымянным и безликим, с директорами, к которым не предъявляются профессиональные квалификационные требования.

Однако и в этих условиях я еще четыре года, обладая автономией и достаточно большими полномочиями, продолжал вести корабль прежним курсом. Это получалось благодаря надежной поддержке президента РААСН А.В. Кузьмина. Когда в июне 2018 года у меня закончился контракт и гендиректор М.М. Чабдаров предложил мне пост научного руководителя ЦНИИП, чтобы взять нашу бухгалтерию в свои руки, удалось уговорить его назначить директором НИИТИАГ моего заместителя А.Ю. Казаряна. Это очень помогло делу. Армену Юрьевичу удалось отстоять и бухгалтерию, и отдел кадров, и все остальное. Спасибо ему за это! Но теперь, после смерти А.В. Кузьмина, новый генеральный директор решил с нами не церемониться.

Есть у вас надежда на то, что все образуется и НИИТИАГ продолжит полноценно заниматься архитектурной наукой?

Конечно, есть. Надежда умирает последней. Сейчас не в почете старые государственные учреждения. Считается, что их надо реструктурировать во имя высвобождения скованной жизненной энергии. Согласен, что надо бороться с косностью и удушающей атмосферой. Я всегда относился к этому с большой чуткостью. Но если учреждение хорошее, с чистой и светлой атмосферой, если это давно почитаемое «намоленное» место, то грех его портить и разрушать. Сейчас нам важно проявить свою волю к жизни и не сдаваться на милость победителю, а непременно победить. А для этого надо убедить людей, принимающих решения, в том, что они на грани совершения большой стратегической ошибки. Научные сотрудники с наработками, учеными степенями и званиями не пропадут, но они вынуждены будут рассеяться. Это значит, что Россия потеряет очень важный очаг профессиональной культуры, а с ней и образования; очень важный и вполне жизнеспособный генератор новых знаний и представлений об архитектуре и градостроительном искусстве. У нее не станет организации, держащей руку на пульсе и отечественного, и мирового развития архитектуры. От этого пострадает не только строительная, но и многие другие отрасли, так или иначе причастные к реализации национальных проектов и формированию достойной среды жизнедеятельности человека и общества.

Свои главные надежды я возлагаю опять-таки на Академию и ее нового президента Д.О. Швидковского, который прекрасно знает цену нашему институту. Ведь он является общепризнанным лидером в области теории и истории архитектуры и градостроительства. Я абсолютно уверен в том, что Дмитрий Олегович постарается сделать все возможное для исправления возникшей ситуации и возвращения нашего коллектива к нормальному, продуктивному и вдохновенному труду.

03 Марта 2021

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».