Архсовет Москвы–3

На обсуждение третьего архитектурного совета, который состоялся 15 мая в Москомархитектуре, были вынесены три очень разных проекта – многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте, выставочной комплекс в Большом Чудовом переулке и проект реставрации усадьбы Останкино.

mainImg
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Первым свой проект представлял Андрей Романов, руководитель бюро ADM. Здание комплекса расположено возле станции метро Сокол, на пересечении Ленинградского проспекта с Волоколамским шоссе. Проект представляет собой вторую очередь комплекса (преимущественно офисного) – здание, вытянутое вдоль трассы, планируется построить на месте советского фабричного корпуса, который снесут этой осенью. Над первой очередью тоже работает бюро ADM: четыре корпуса, расположенных в глубине участка, уже почти готовы. Архитекторы, как рассказал Андрей Романов совету, уделяют особенное внимание качеству благоустройства территории: примерно 2 гектара между корпусами и вокруг них станут открытым городу общественным пространством с хорошей вымосткой, подсветкой, скамейками и деревьями.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Здание второй очереди, представленное совету, наследует образность корпусов, расположенных в глубине территории, но реагирует на проспект, укрупняя масштаб и добавляя пластики. Этажи объединены попарно в высокие ленты, и эти ленты изогнуты – неравномерными волнами, образно реагирующими на потоки автомобилей. Архитекторы предложили совету целых четыре варианта фасадов, в целом похожих, но варьирующих плотность поверхности: где-то больше терракотовых панелей, где-то стекла (совет выбрал четвертый вариант, который и показан здесь на картинках).

Два нижних яруса  полностью отданы магазинам и кафе, их немного отступающие в глубину здания фасады – целиком стеклянные, с плавно скругленными углами, ближе к центру здания расступаются двумя асимметричными криволинейными проходами, ведущими к зеленому скверу в глубине территории. Кроме того, предусматривается строительство подземного трехуровневого паркинга. Зона загрузки убирается под землю. А еще благоустраивается тротуар вдоль проспекта – по личной инициативе заказчика и архитектора.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Рассмотрение проекта на совете было скорее благожелательным – все выступления начинались и заканчивались комплиментами авторам, а Сергей Чобан даже отозвался об ADM как о молодом и перспективном бюро, каких в Москве сейчас мало. Члены совета были, однако, очень внимательны к деталям и обсуждали долго. Обоснованные вопросы вызвал сразу замеченный Сергеем Кузнецовым участок сквера, отданный наземной парковке. По обоюдному согласию архитекторов и совета парковку решено было убрать, отдав всю территорию скверу.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Дальнейшее обсуждение вращалось вокруг планировки прохода в нижнем ярусе здания. Дело в том, что между симметрично расставленными четырьмя корпусами первой очереди образуется своего рода пространственный крест: два коротких широких бульвара пересекаются в центре территории. Часть членов совета сочла получившуюся ось важным пространственным элементом, требующим «классического» выхода на проспект в виде одного крупного проема, а не двух скошенных проходов. Ханс Штимманн рассказал, что накануне посетил участок строительства и с удовольствием отметил для себя высокое качество архитектуры первой очереди, но рекомендовал сохранить ось, которая соединила бы уже построенный комплекс с новым. Алексею Воронцову, напротив, показалось необязательным выводить ось аллеи на Ленинградский проспект, по его словам, «два прохода создают куда большую интригу». Сергей Чобан тоже поддержал идею с двумя проходами, но предложил сделать их симметричными, расходящимися от внутренней оси двумя лучами.

В целом же все члены совета единодушно начинали свои выступления с комплиментов, подчеркивая, что сегодня в Москве настолько качественная, аргументированная и зрелая архитектура встречается крайне редко. Проект с минимальными доработками решено было согласовать.

Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке
Юрий Платонов. Фотография Аллы Павликовой

Проект входит в состав туристического маршрута, над которым Юрий Платонов работает уже довольно давно (он составляет своего рода цепочку проектов, куда входит, в частности, реконструкция Провиантских складов и многие другие участки между Киевским вокзалом и Зубовской площадью). В данном случае участок расположен между выходом из станции «Парк культуры» кольцевой линии и церковью Николы в Хамовниках, прекрасным и хорошо сохранившимся храмом XVII века. Впрочем от церкви участок теперь загорожен торговым центром «Акрополь», построенным в 1990-е в характерных для того времени масштабе и стилистике.

Проект Юрия Платонова несколько раз менял функцию: сейчас это выставочный комплекс (раньше был торговым). Стеклянное здание с дугообразным пассажем внутри окружено тонким портиком в духе классицистических веяний 1970-х. На открытых террасах планируется разворачивать летние экспозиции и кафе.
Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

На участке Зубовской эстакады предлагается расположить подземный паркинг. Пешеходные потоки от метро пойдут вдоль Комсомольского проспекта, а также позади проектируемого здания. В связи с этим запланированы сквозные проходы через вестибюль. Также существует диагональный проход, ориентированный на храм. На первом этаже созданы общественные пространства – вестибюль и кафе. Остальные этажи занимают экспозиционные залы – односветные, двусветные и антресольные.
Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

Члены совета не рассматривали архитектуру проекта (хотя в целом чувствовалось, что ее оценили скорее доброжелательно), – потому, что главным предметом обсуждения стала юридическая проблема участка. По словам Александра Кибовского, почти половина застраиваемого по проекту участка находится в охранной зоне, установленной правительством Москвы еще в 1997 году. А по ныне действующему законодательству какое-либо новое строительство в охранной зоне запрещено. По словам Кибовского, экспертиза этот проект не пропустит: «Чудовищный торговый центр «Акрополь», ранее построенный в охранной зоне, не оправдывает ее дальнейшую застройку. Либо надо корректировать ее границы, либо умещать проект на участке за ее пределами». Вокруг этой мысли вращалась вся дальнейшая дискуссия.

Алексей Куренной подтвердил, что данный проект был согласован Москомархитектурой более пяти лет назад: «Проект получил ГПЗУ, затем рассматривался на градостроительно-земельной комиссии. На основании ГПЗУ коллектив Юрия Платонова разработал концепцию с соблюдением указанных объемов». На это Александр Кибовский заметил, что все помнят, каким образом согласовывались проекты пятилетней давности и как в то время относились к охранным зонам. К тому же, по словам Кибовского, ГПЗУ формирует предельно допустимые параметры, и это не означает, что нужно целиком застроить весь участок.

«В первую очередь нужно определиться с параметрами объема, – присоединился к обсуждению Алексей Воронцов. – Следовать нужно сегодняшнему законодательству, а значит, необходимо уменьшать объем. Это сделать гораздо проще, чем изменить границы охранной зоны. Но самое главное – нужно откорректировать градостроительные документы, чтобы авторы проекта не попадали в такую неприятную ситуацию».

А вот Андрею Бокову ситуация представилась не столь уж безнадежной. Он предложил авторам использовать ресурс воссоздания в пределах охранной зоны, а также подземные пространства.

Своего рода итог обсуждения подвел Рустам Рахматуллин с выступлением из зала. По словам Рахматуллина возможности для проектирования на данном участке есть, но только в режиме регенерации (то есть – строительства зданий в объемах ранее утраченной застройки, прим. ред.), и подчеркнул, что будет неправильно, если архитектурный совет выскажется за изменение границ охранной зоны.

Проект был отклонен. Авторам рекомендовали изменить проект, выйдя за линию охранной зоны, либо предложить обоснование для изменения ее границ.

Предпроектное предложение по приспособлению территории усадьбы Останкино
Станислав Пошвыкин. Фотография Аллы Павликовой

Знаменитая усадьба Останкино, загородная резиденция графов Шереметевых с роскошным деревянным дворцом и театром, хорошо известна всем, кто хоть сколько-нибудь знает Москву. С прошлого года дворец закрыт на реставрацию. Архсовету был показан полный проект будущей реставрации, в рамках которой планируется построить (а точнее сказать, выкопать) довольно-таки большой объем новых музейных помещений на территории бывшего хозяйственного двора усадьбы.
Предпроектное предложение по приспособлению территории усадьбы Останкино. Заказчик – «Мосреставрация», проектировщик – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Один из авторов проекта Станислав Пошвыкин, показывая его совету, рассказал, что усадьба всегда была двухчастной и разделялась на территорию «праздника», балов и парадных зал – и хозяйственную часть, где располагались комплекс оранжерей, конный двор и подсобные флигеля. Помимо реставрации сохранившихся зданий усадьбы проект предполагает восстановление в прежних формах всех оранжерей, хозпостроек, конного двора и устройство под ними на территории хозяйственного двора обширной подземной части, где поместятся музейное фондохранилище, реставрационные мастерские, лекционный, театральный и несколько экспозиционных залов и парковка.

Единственным ново-внедрением, по словам авторов, станет понижение уровня конного двора более чем на четыре метра. Вниз можно будет спуститься по длинному пандусу. За все время существования музея в нем скопилось порядка 30 тысяч экспонатов, которые сегодня складируются во флигеле и в самом дворце, занимая почти половину музейных площадей. Поэтому прежде чем браться за реставрацию усадебного комплекса необходимо его освободить, построив фондохранилище. Специально для этих нужд правительство Москвы выделило музею участок площадью более 5 га рядом с парком. Предлагается сделать главным вход в музей со стороны храма (а не со стороны дворца, как сейчас) и провести газ для круглогодичной работы музея (раньше Останкино было закрыто зимой).
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Глава Москомнаследия Александр Кибовский, выступающий в данном проекте в роли технического заказчика, с горячностью рассказал о стадиях его реализации. Начать предполагается с хозяйственных построек и фондохранилища, и лишь предположительно к 2018 году можно будет приступать к реставрации дворца. Восстановление будет происходить за счет бюджетных средств, запланированный бюджет около 9 млрд. рублей, которые планируется выделять постепенно. Кибовский высказал надежду, что эта работа станет образцово-показательной (и уникальной по масштабам восстановления усадьбы) среди всех реставрационных работ не только в России, но и в мире.
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Обсуждение проекта сосредоточилось вокруг вопросов деликатности и аутентичности реконструкции. По словам Сергея Чобана, если речь о восстановлении, то строить необходимо только из аутентичных, то есть аналогичных историческим, материалов; а современные пандусы, понижение уровня земли и т.п., неуместны. «В этом случае нужно строить так, как строили в XVIII веке, не должно быть ни одной видимой современной детали», – уверен Сергей Чобан. Андрею Гнездилову современное решение входной части, напротив, показалось остроумным и деликатным. Ханс Штимманн обратил внимание собравшихся на то, что речь идет о новой, присоединенной к парку территории, на которой вполне закономерно появляются новые постройки. Делать пандус внутри конного двора, по мнению Штимманна, не вполне оправданно, а вот оставить на границе с улицей какой-нибудь знак современной архитектуры, напоминающий, что реставрация происходила в XXI веке, имеет смысл.
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Проект активно поддержали музейные сотрудники, напомнив, что речь идет о сохранении подлинного до каждой дверной ручки и половицы памятника, подобных которому практически не осталось в России и в мире.

Под занавес развернулась напряженная дискуссия между Рустамом Рахматуллиным и Александром Кибовским. Рахматуллин интересовался очередностью рассмотрения: почему проект показывают в первую очередь на архсовете и какую юридическую силу имеет в таком случае протокол архсовета. Ответом Кибовского было: мы хотим показать проект коллегам и узнать их мнение. «Этот проект рано или поздно попадет на согласование в ведомство, начальником которого я являюсь, – сказал Александр Кибовский, – И мне хотелось бы знать все мнения компетентных людей, прежде чем запустить столь серьезный и затратный проект».

03 Июня 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.