Архсовет Москвы–3

На обсуждение третьего архитектурного совета, который состоялся 15 мая в Москомархитектуре, были вынесены три очень разных проекта – многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте, выставочной комплекс в Большом Чудовом переулке и проект реставрации усадьбы Останкино.

mainImg
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Первым свой проект представлял Андрей Романов, руководитель бюро ADM. Здание комплекса расположено возле станции метро Сокол, на пересечении Ленинградского проспекта с Волоколамским шоссе. Проект представляет собой вторую очередь комплекса (преимущественно офисного) – здание, вытянутое вдоль трассы, планируется построить на месте советского фабричного корпуса, который снесут этой осенью. Над первой очередью тоже работает бюро ADM: четыре корпуса, расположенных в глубине участка, уже почти готовы. Архитекторы, как рассказал Андрей Романов совету, уделяют особенное внимание качеству благоустройства территории: примерно 2 гектара между корпусами и вокруг них станут открытым городу общественным пространством с хорошей вымосткой, подсветкой, скамейками и деревьями.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Здание второй очереди, представленное совету, наследует образность корпусов, расположенных в глубине территории, но реагирует на проспект, укрупняя масштаб и добавляя пластики. Этажи объединены попарно в высокие ленты, и эти ленты изогнуты – неравномерными волнами, образно реагирующими на потоки автомобилей. Архитекторы предложили совету целых четыре варианта фасадов, в целом похожих, но варьирующих плотность поверхности: где-то больше терракотовых панелей, где-то стекла (совет выбрал четвертый вариант, который и показан здесь на картинках).

Два нижних яруса  полностью отданы магазинам и кафе, их немного отступающие в глубину здания фасады – целиком стеклянные, с плавно скругленными углами, ближе к центру здания расступаются двумя асимметричными криволинейными проходами, ведущими к зеленому скверу в глубине территории. Кроме того, предусматривается строительство подземного трехуровневого паркинга. Зона загрузки убирается под землю. А еще благоустраивается тротуар вдоль проспекта – по личной инициативе заказчика и архитектора.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Рассмотрение проекта на совете было скорее благожелательным – все выступления начинались и заканчивались комплиментами авторам, а Сергей Чобан даже отозвался об ADM как о молодом и перспективном бюро, каких в Москве сейчас мало. Члены совета были, однако, очень внимательны к деталям и обсуждали долго. Обоснованные вопросы вызвал сразу замеченный Сергеем Кузнецовым участок сквера, отданный наземной парковке. По обоюдному согласию архитекторов и совета парковку решено было убрать, отдав всю территорию скверу.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Дальнейшее обсуждение вращалось вокруг планировки прохода в нижнем ярусе здания. Дело в том, что между симметрично расставленными четырьмя корпусами первой очереди образуется своего рода пространственный крест: два коротких широких бульвара пересекаются в центре территории. Часть членов совета сочла получившуюся ось важным пространственным элементом, требующим «классического» выхода на проспект в виде одного крупного проема, а не двух скошенных проходов. Ханс Штимманн рассказал, что накануне посетил участок строительства и с удовольствием отметил для себя высокое качество архитектуры первой очереди, но рекомендовал сохранить ось, которая соединила бы уже построенный комплекс с новым. Алексею Воронцову, напротив, показалось необязательным выводить ось аллеи на Ленинградский проспект, по его словам, «два прохода создают куда большую интригу». Сергей Чобан тоже поддержал идею с двумя проходами, но предложил сделать их симметричными, расходящимися от внутренней оси двумя лучами.

В целом же все члены совета единодушно начинали свои выступления с комплиментов, подчеркивая, что сегодня в Москве настолько качественная, аргументированная и зрелая архитектура встречается крайне редко. Проект с минимальными доработками решено было согласовать.

Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке
Юрий Платонов. Фотография Аллы Павликовой

Проект входит в состав туристического маршрута, над которым Юрий Платонов работает уже довольно давно (он составляет своего рода цепочку проектов, куда входит, в частности, реконструкция Провиантских складов и многие другие участки между Киевским вокзалом и Зубовской площадью). В данном случае участок расположен между выходом из станции «Парк культуры» кольцевой линии и церковью Николы в Хамовниках, прекрасным и хорошо сохранившимся храмом XVII века. Впрочем от церкви участок теперь загорожен торговым центром «Акрополь», построенным в 1990-е в характерных для того времени масштабе и стилистике.

Проект Юрия Платонова несколько раз менял функцию: сейчас это выставочный комплекс (раньше был торговым). Стеклянное здание с дугообразным пассажем внутри окружено тонким портиком в духе классицистических веяний 1970-х. На открытых террасах планируется разворачивать летние экспозиции и кафе.
Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

На участке Зубовской эстакады предлагается расположить подземный паркинг. Пешеходные потоки от метро пойдут вдоль Комсомольского проспекта, а также позади проектируемого здания. В связи с этим запланированы сквозные проходы через вестибюль. Также существует диагональный проход, ориентированный на храм. На первом этаже созданы общественные пространства – вестибюль и кафе. Остальные этажи занимают экспозиционные залы – односветные, двусветные и антресольные.
Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

Члены совета не рассматривали архитектуру проекта (хотя в целом чувствовалось, что ее оценили скорее доброжелательно), – потому, что главным предметом обсуждения стала юридическая проблема участка. По словам Александра Кибовского, почти половина застраиваемого по проекту участка находится в охранной зоне, установленной правительством Москвы еще в 1997 году. А по ныне действующему законодательству какое-либо новое строительство в охранной зоне запрещено. По словам Кибовского, экспертиза этот проект не пропустит: «Чудовищный торговый центр «Акрополь», ранее построенный в охранной зоне, не оправдывает ее дальнейшую застройку. Либо надо корректировать ее границы, либо умещать проект на участке за ее пределами». Вокруг этой мысли вращалась вся дальнейшая дискуссия.

Алексей Куренной подтвердил, что данный проект был согласован Москомархитектурой более пяти лет назад: «Проект получил ГПЗУ, затем рассматривался на градостроительно-земельной комиссии. На основании ГПЗУ коллектив Юрия Платонова разработал концепцию с соблюдением указанных объемов». На это Александр Кибовский заметил, что все помнят, каким образом согласовывались проекты пятилетней давности и как в то время относились к охранным зонам. К тому же, по словам Кибовского, ГПЗУ формирует предельно допустимые параметры, и это не означает, что нужно целиком застроить весь участок.

«В первую очередь нужно определиться с параметрами объема, – присоединился к обсуждению Алексей Воронцов. – Следовать нужно сегодняшнему законодательству, а значит, необходимо уменьшать объем. Это сделать гораздо проще, чем изменить границы охранной зоны. Но самое главное – нужно откорректировать градостроительные документы, чтобы авторы проекта не попадали в такую неприятную ситуацию».

А вот Андрею Бокову ситуация представилась не столь уж безнадежной. Он предложил авторам использовать ресурс воссоздания в пределах охранной зоны, а также подземные пространства.

Своего рода итог обсуждения подвел Рустам Рахматуллин с выступлением из зала. По словам Рахматуллина возможности для проектирования на данном участке есть, но только в режиме регенерации (то есть – строительства зданий в объемах ранее утраченной застройки, прим. ред.), и подчеркнул, что будет неправильно, если архитектурный совет выскажется за изменение границ охранной зоны.

Проект был отклонен. Авторам рекомендовали изменить проект, выйдя за линию охранной зоны, либо предложить обоснование для изменения ее границ.

Предпроектное предложение по приспособлению территории усадьбы Останкино
Станислав Пошвыкин. Фотография Аллы Павликовой

Знаменитая усадьба Останкино, загородная резиденция графов Шереметевых с роскошным деревянным дворцом и театром, хорошо известна всем, кто хоть сколько-нибудь знает Москву. С прошлого года дворец закрыт на реставрацию. Архсовету был показан полный проект будущей реставрации, в рамках которой планируется построить (а точнее сказать, выкопать) довольно-таки большой объем новых музейных помещений на территории бывшего хозяйственного двора усадьбы.
Предпроектное предложение по приспособлению территории усадьбы Останкино. Заказчик – «Мосреставрация», проектировщик – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Один из авторов проекта Станислав Пошвыкин, показывая его совету, рассказал, что усадьба всегда была двухчастной и разделялась на территорию «праздника», балов и парадных зал – и хозяйственную часть, где располагались комплекс оранжерей, конный двор и подсобные флигеля. Помимо реставрации сохранившихся зданий усадьбы проект предполагает восстановление в прежних формах всех оранжерей, хозпостроек, конного двора и устройство под ними на территории хозяйственного двора обширной подземной части, где поместятся музейное фондохранилище, реставрационные мастерские, лекционный, театральный и несколько экспозиционных залов и парковка.

Единственным ново-внедрением, по словам авторов, станет понижение уровня конного двора более чем на четыре метра. Вниз можно будет спуститься по длинному пандусу. За все время существования музея в нем скопилось порядка 30 тысяч экспонатов, которые сегодня складируются во флигеле и в самом дворце, занимая почти половину музейных площадей. Поэтому прежде чем браться за реставрацию усадебного комплекса необходимо его освободить, построив фондохранилище. Специально для этих нужд правительство Москвы выделило музею участок площадью более 5 га рядом с парком. Предлагается сделать главным вход в музей со стороны храма (а не со стороны дворца, как сейчас) и провести газ для круглогодичной работы музея (раньше Останкино было закрыто зимой).
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Глава Москомнаследия Александр Кибовский, выступающий в данном проекте в роли технического заказчика, с горячностью рассказал о стадиях его реализации. Начать предполагается с хозяйственных построек и фондохранилища, и лишь предположительно к 2018 году можно будет приступать к реставрации дворца. Восстановление будет происходить за счет бюджетных средств, запланированный бюджет около 9 млрд. рублей, которые планируется выделять постепенно. Кибовский высказал надежду, что эта работа станет образцово-показательной (и уникальной по масштабам восстановления усадьбы) среди всех реставрационных работ не только в России, но и в мире.
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Обсуждение проекта сосредоточилось вокруг вопросов деликатности и аутентичности реконструкции. По словам Сергея Чобана, если речь о восстановлении, то строить необходимо только из аутентичных, то есть аналогичных историческим, материалов; а современные пандусы, понижение уровня земли и т.п., неуместны. «В этом случае нужно строить так, как строили в XVIII веке, не должно быть ни одной видимой современной детали», – уверен Сергей Чобан. Андрею Гнездилову современное решение входной части, напротив, показалось остроумным и деликатным. Ханс Штимманн обратил внимание собравшихся на то, что речь идет о новой, присоединенной к парку территории, на которой вполне закономерно появляются новые постройки. Делать пандус внутри конного двора, по мнению Штимманна, не вполне оправданно, а вот оставить на границе с улицей какой-нибудь знак современной архитектуры, напоминающий, что реставрация происходила в XXI веке, имеет смысл.
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Проект активно поддержали музейные сотрудники, напомнив, что речь идет о сохранении подлинного до каждой дверной ручки и половицы памятника, подобных которому практически не осталось в России и в мире.

Под занавес развернулась напряженная дискуссия между Рустамом Рахматуллиным и Александром Кибовским. Рахматуллин интересовался очередностью рассмотрения: почему проект показывают в первую очередь на архсовете и какую юридическую силу имеет в таком случае протокол архсовета. Ответом Кибовского было: мы хотим показать проект коллегам и узнать их мнение. «Этот проект рано или поздно попадет на согласование в ведомство, начальником которого я являюсь, – сказал Александр Кибовский, – И мне хотелось бы знать все мнения компетентных людей, прежде чем запустить столь серьезный и затратный проект».

03 Июня 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.