Архсовет Москвы–3

На обсуждение третьего архитектурного совета, который состоялся 15 мая в Москомархитектуре, были вынесены три очень разных проекта – многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте, выставочной комплекс в Большом Чудовом переулке и проект реставрации усадьбы Останкино.

mainImg
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Первым свой проект представлял Андрей Романов, руководитель бюро ADM. Здание комплекса расположено возле станции метро Сокол, на пересечении Ленинградского проспекта с Волоколамским шоссе. Проект представляет собой вторую очередь комплекса (преимущественно офисного) – здание, вытянутое вдоль трассы, планируется построить на месте советского фабричного корпуса, который снесут этой осенью. Над первой очередью тоже работает бюро ADM: четыре корпуса, расположенных в глубине участка, уже почти готовы. Архитекторы, как рассказал Андрей Романов совету, уделяют особенное внимание качеству благоустройства территории: примерно 2 гектара между корпусами и вокруг них станут открытым городу общественным пространством с хорошей вымосткой, подсветкой, скамейками и деревьями.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Здание второй очереди, представленное совету, наследует образность корпусов, расположенных в глубине территории, но реагирует на проспект, укрупняя масштаб и добавляя пластики. Этажи объединены попарно в высокие ленты, и эти ленты изогнуты – неравномерными волнами, образно реагирующими на потоки автомобилей. Архитекторы предложили совету целых четыре варианта фасадов, в целом похожих, но варьирующих плотность поверхности: где-то больше терракотовых панелей, где-то стекла (совет выбрал четвертый вариант, который и показан здесь на картинках).

Два нижних яруса  полностью отданы магазинам и кафе, их немного отступающие в глубину здания фасады – целиком стеклянные, с плавно скругленными углами, ближе к центру здания расступаются двумя асимметричными криволинейными проходами, ведущими к зеленому скверу в глубине территории. Кроме того, предусматривается строительство подземного трехуровневого паркинга. Зона загрузки убирается под землю. А еще благоустраивается тротуар вдоль проспекта – по личной инициативе заказчика и архитектора.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Рассмотрение проекта на совете было скорее благожелательным – все выступления начинались и заканчивались комплиментами авторам, а Сергей Чобан даже отозвался об ADM как о молодом и перспективном бюро, каких в Москве сейчас мало. Члены совета были, однако, очень внимательны к деталям и обсуждали долго. Обоснованные вопросы вызвал сразу замеченный Сергеем Кузнецовым участок сквера, отданный наземной парковке. По обоюдному согласию архитекторов и совета парковку решено было убрать, отдав всю территорию скверу.
Многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте. Заказчик – «Сокол Эстейт», проектировщик – ADM, автор – Андрей Романов

Дальнейшее обсуждение вращалось вокруг планировки прохода в нижнем ярусе здания. Дело в том, что между симметрично расставленными четырьмя корпусами первой очереди образуется своего рода пространственный крест: два коротких широких бульвара пересекаются в центре территории. Часть членов совета сочла получившуюся ось важным пространственным элементом, требующим «классического» выхода на проспект в виде одного крупного проема, а не двух скошенных проходов. Ханс Штимманн рассказал, что накануне посетил участок строительства и с удовольствием отметил для себя высокое качество архитектуры первой очереди, но рекомендовал сохранить ось, которая соединила бы уже построенный комплекс с новым. Алексею Воронцову, напротив, показалось необязательным выводить ось аллеи на Ленинградский проспект, по его словам, «два прохода создают куда большую интригу». Сергей Чобан тоже поддержал идею с двумя проходами, но предложил сделать их симметричными, расходящимися от внутренней оси двумя лучами.

В целом же все члены совета единодушно начинали свои выступления с комплиментов, подчеркивая, что сегодня в Москве настолько качественная, аргументированная и зрелая архитектура встречается крайне редко. Проект с минимальными доработками решено было согласовать.

Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке
Юрий Платонов. Фотография Аллы Павликовой

Проект входит в состав туристического маршрута, над которым Юрий Платонов работает уже довольно давно (он составляет своего рода цепочку проектов, куда входит, в частности, реконструкция Провиантских складов и многие другие участки между Киевским вокзалом и Зубовской площадью). В данном случае участок расположен между выходом из станции «Парк культуры» кольцевой линии и церковью Николы в Хамовниках, прекрасным и хорошо сохранившимся храмом XVII века. Впрочем от церкви участок теперь загорожен торговым центром «Акрополь», построенным в 1990-е в характерных для того времени масштабе и стилистике.

Проект Юрия Платонова несколько раз менял функцию: сейчас это выставочный комплекс (раньше был торговым). Стеклянное здание с дугообразным пассажем внутри окружено тонким портиком в духе классицистических веяний 1970-х. На открытых террасах планируется разворачивать летние экспозиции и кафе.
Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

На участке Зубовской эстакады предлагается расположить подземный паркинг. Пешеходные потоки от метро пойдут вдоль Комсомольского проспекта, а также позади проектируемого здания. В связи с этим запланированы сквозные проходы через вестибюль. Также существует диагональный проход, ориентированный на храм. На первом этаже созданы общественные пространства – вестибюль и кафе. Остальные этажи занимают экспозиционные залы – односветные, двусветные и антресольные.
Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

Проект выставочного комплекса в Большом Чудовом переулке. Заказчик – «Фирма Парк Культуры», проектировщик – ФГУП ГИПРОНИИ РАН, ТПО-5 Бюро Платонов, авторы – Ю. Платонов, Л. Барщ, В. Трошин

Члены совета не рассматривали архитектуру проекта (хотя в целом чувствовалось, что ее оценили скорее доброжелательно), – потому, что главным предметом обсуждения стала юридическая проблема участка. По словам Александра Кибовского, почти половина застраиваемого по проекту участка находится в охранной зоне, установленной правительством Москвы еще в 1997 году. А по ныне действующему законодательству какое-либо новое строительство в охранной зоне запрещено. По словам Кибовского, экспертиза этот проект не пропустит: «Чудовищный торговый центр «Акрополь», ранее построенный в охранной зоне, не оправдывает ее дальнейшую застройку. Либо надо корректировать ее границы, либо умещать проект на участке за ее пределами». Вокруг этой мысли вращалась вся дальнейшая дискуссия.

Алексей Куренной подтвердил, что данный проект был согласован Москомархитектурой более пяти лет назад: «Проект получил ГПЗУ, затем рассматривался на градостроительно-земельной комиссии. На основании ГПЗУ коллектив Юрия Платонова разработал концепцию с соблюдением указанных объемов». На это Александр Кибовский заметил, что все помнят, каким образом согласовывались проекты пятилетней давности и как в то время относились к охранным зонам. К тому же, по словам Кибовского, ГПЗУ формирует предельно допустимые параметры, и это не означает, что нужно целиком застроить весь участок.

«В первую очередь нужно определиться с параметрами объема, – присоединился к обсуждению Алексей Воронцов. – Следовать нужно сегодняшнему законодательству, а значит, необходимо уменьшать объем. Это сделать гораздо проще, чем изменить границы охранной зоны. Но самое главное – нужно откорректировать градостроительные документы, чтобы авторы проекта не попадали в такую неприятную ситуацию».

А вот Андрею Бокову ситуация представилась не столь уж безнадежной. Он предложил авторам использовать ресурс воссоздания в пределах охранной зоны, а также подземные пространства.

Своего рода итог обсуждения подвел Рустам Рахматуллин с выступлением из зала. По словам Рахматуллина возможности для проектирования на данном участке есть, но только в режиме регенерации (то есть – строительства зданий в объемах ранее утраченной застройки, прим. ред.), и подчеркнул, что будет неправильно, если архитектурный совет выскажется за изменение границ охранной зоны.

Проект был отклонен. Авторам рекомендовали изменить проект, выйдя за линию охранной зоны, либо предложить обоснование для изменения ее границ.

Предпроектное предложение по приспособлению территории усадьбы Останкино
Станислав Пошвыкин. Фотография Аллы Павликовой

Знаменитая усадьба Останкино, загородная резиденция графов Шереметевых с роскошным деревянным дворцом и театром, хорошо известна всем, кто хоть сколько-нибудь знает Москву. С прошлого года дворец закрыт на реставрацию. Архсовету был показан полный проект будущей реставрации, в рамках которой планируется построить (а точнее сказать, выкопать) довольно-таки большой объем новых музейных помещений на территории бывшего хозяйственного двора усадьбы.
Предпроектное предложение по приспособлению территории усадьбы Останкино. Заказчик – «Мосреставрация», проектировщик – ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Один из авторов проекта Станислав Пошвыкин, показывая его совету, рассказал, что усадьба всегда была двухчастной и разделялась на территорию «праздника», балов и парадных зал – и хозяйственную часть, где располагались комплекс оранжерей, конный двор и подсобные флигеля. Помимо реставрации сохранившихся зданий усадьбы проект предполагает восстановление в прежних формах всех оранжерей, хозпостроек, конного двора и устройство под ними на территории хозяйственного двора обширной подземной части, где поместятся музейное фондохранилище, реставрационные мастерские, лекционный, театральный и несколько экспозиционных залов и парковка.

Единственным ново-внедрением, по словам авторов, станет понижение уровня конного двора более чем на четыре метра. Вниз можно будет спуститься по длинному пандусу. За все время существования музея в нем скопилось порядка 30 тысяч экспонатов, которые сегодня складируются во флигеле и в самом дворце, занимая почти половину музейных площадей. Поэтому прежде чем браться за реставрацию усадебного комплекса необходимо его освободить, построив фондохранилище. Специально для этих нужд правительство Москвы выделило музею участок площадью более 5 га рядом с парком. Предлагается сделать главным вход в музей со стороны храма (а не со стороны дворца, как сейчас) и провести газ для круглогодичной работы музея (раньше Останкино было закрыто зимой).
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Глава Москомнаследия Александр Кибовский, выступающий в данном проекте в роли технического заказчика, с горячностью рассказал о стадиях его реализации. Начать предполагается с хозяйственных построек и фондохранилища, и лишь предположительно к 2018 году можно будет приступать к реставрации дворца. Восстановление будет происходить за счет бюджетных средств, запланированный бюджет около 9 млрд. рублей, которые планируется выделять постепенно. Кибовский высказал надежду, что эта работа станет образцово-показательной (и уникальной по масштабам восстановления усадьбы) среди всех реставрационных работ не только в России, но и в мире.
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Обсуждение проекта сосредоточилось вокруг вопросов деликатности и аутентичности реконструкции. По словам Сергея Чобана, если речь о восстановлении, то строить необходимо только из аутентичных, то есть аналогичных историческим, материалов; а современные пандусы, понижение уровня земли и т.п., неуместны. «В этом случае нужно строить так, как строили в XVIII веке, не должно быть ни одной видимой современной детали», – уверен Сергей Чобан. Андрею Гнездилову современное решение входной части, напротив, показалось остроумным и деликатным. Ханс Штимманн обратил внимание собравшихся на то, что речь идет о новой, присоединенной к парку территории, на которой вполне закономерно появляются новые постройки. Делать пандус внутри конного двора, по мнению Штимманна, не вполне оправданно, а вот оставить на границе с улицей какой-нибудь знак современной архитектуры, напоминающий, что реставрация происходила в XXI веке, имеет смысл.
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, авторы – М. Посохин, С. Повышкин, Д. Минеева, М. Голубин, О. Галаничева, Н. Мухин, М. Морина, О. Жибуртович, М. Мордвинова, О. Волковская

Проект активно поддержали музейные сотрудники, напомнив, что речь идет о сохранении подлинного до каждой дверной ручки и половицы памятника, подобных которому практически не осталось в России и в мире.

Под занавес развернулась напряженная дискуссия между Рустамом Рахматуллиным и Александром Кибовским. Рахматуллин интересовался очередностью рассмотрения: почему проект показывают в первую очередь на архсовете и какую юридическую силу имеет в таком случае протокол архсовета. Ответом Кибовского было: мы хотим показать проект коллегам и узнать их мнение. «Этот проект рано или поздно попадет на согласование в ведомство, начальником которого я являюсь, – сказал Александр Кибовский, – И мне хотелось бы знать все мнения компетентных людей, прежде чем запустить столь серьезный и затратный проект».

03 Июня 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.