English version

Витальное плетение

Рядом с метро «Дубровка» бюро ADM спроектировало жилой комплекс Vitality с полихромной смесью клинкерного кирпича на рельефных фасадах.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

16 Апреля 2020
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Клубный дом Vitality
Россия, Москва, ул. Машиностроения 1-я, вл.7

2018 — 2019 / 2019

Инженерный раздел: Центральный институт современного проектирования
Конструктивный раздел: МБ-Проект
Заказчик: Larus Capital
Жилой комплекс Vitality располагается за фронтом сталинских домов вдоль Шарикоподшипниковской улицы и состоит из двух 15-16-этажных корпусов: один своей посадкой повторяет линию застройки вдоль бульвара, другой развернут под прямым углом к 1-ой улице Машиностроения. Композиция получилась из первоначального Г-образного объема-книжки, который архитекторы поделили на два самостоятельных здания. Чтобы замкнуть дворовую территорию, вдоль 1-ой улицы Машиностроения появился также павильон с шумозащитным экраном. Так в ряду квартальной застройки середины XX века освободившееся место заняла еще одна подобная «ячейка», у которой четко выделен двор и уличный фронт.
Клубный дом Vitality
© ADM

Впрочем, этим родство с окружающей застройкой и ограничивается. Новые дома «не скрывают» современного языка, демонстрируют принципиально иной масштаб и структуру фасадов. Соотношение массива стены и остекления скорее модернистское, стекла больше, перемычки тонкие. С другой стороны, в качестве основного фасадного материала ADM выбирает клинкерный кирпич и не жалеет его в объемных пластических элементах – в частности, треугольных пилонах «красного» корпуса. И эта материальность по своему характеру узнаваемая, московская.
Клубный дом Vitality
© ADM

Решение обоих корпусов строится на любимом ADM приеме пластично артикулированной модульной сетки.
author photo

Андрей Романов, ADM architects:

«У этих домов есть тени, они не плоские. В данном «классе» жилья сегодня мы можем позволить себе несколько уровней пластики. Ведь сегодня качество архитектуры, в том числе и на уровне деталей, становится важной составляющей так называемого «продукта». То есть совокупности характеристик объекта, определяющих класс объекта и позволяющих успешно позиционировать его на рынке».

На двух зданиях сетка различается масштабом и решением.
В «белом» корпусе широкие окна разделены волнообразными перебивками: они образуют подобие «плетеной корзины», подчеркивая горизонталь, созвучную и параллельную течению улицы. Усложненная геометрия поясов оживлена разным направлением раскладки кирпича и неоднородностью его светло-палевого оттенка, полностью оценить который, конечно, можно будет только по возведении здания. Тон слоновой кости дополнен бронзовым цветом решеток, которые ажурной каймой подчеркивают все горизонтали «плетения».
Клубный дом Vitality
© ADM

На первом этаже «белого» дома, поскольку он расположен в глубине участка, расположены квартиры. Только у них есть балконы-террасы, цель которых – избежать эффекта «заглядывания в окна». «Используя балконы на первом этаже, мы создаем «буферную зону»: пол квартиры приподнят относительно земли, человек внутри отделен глубиной этой террасы, ни вы его не видите, ни он вас, – объясняет Андрей Романов. – Это усиливает приватность и служит некоей компенсацией жильцам, поскольку квартиры первых этажей как правило менее востребованы».
Клубный дом Vitality
© ADM

В красном корпусе, чей торец выходит на линию улицы, первые этажи, напротив, общественные, и стекло без цоколя доходит до земли. В его первом ярусе также расположена рампа въезда в парковку.
Клубный дом Vitality
© Larus Capital
План 1 этажа. Клубный дом Vitality
© ADM

Красный корпус контрастен по отношению к своему соседу: он не только развернут поперечно улице и решительно «останавливает» плавное продольное движение белого корпуса – в нем всячески подчеркнута вертикаль. Простенки между «французкими» двустворчатыми окнами трактованы как треугольные «контрфорсы», решительно прошивающие собой полосы межэтажных перекрытий. Острые рёбра раздвоены, прорисованы тонким углублением обратного треугольника – на ум приходят как чикагские опыты, так и североевропейская красно-кирпичная готика.
Клубный дом Vitality
© ADM

И в то же время корпус достаточно отчетливо перекликается с популярной сейчас темой московской промышленной застройки рубежа веков XX и XIX; причем тот факт, что сетка соседнего белого корпуса похожа на корзину, заставляет задуматься о пресловутой «смычке города и деревни», и в целом – о непростой истории города Москвы, в несколько периодов выросшего из «большой деревни» в промышленный центр, да и сейчас переживающего нешуточные трансформации. Красно-белый дом – как будто постиндустривальный отклик на московскую историю.
Клубный дом Vitality
© ADM

Так возникает парадокс: красный корпус, с одной строны, традиционно-московский по цвету и в то же время собранный, европейский по форме. А белый, наоборот, по-московски «расслабленный», текучий, и в то же время модернистский, пластинчатый, светлый и горизональный. Но все аллюзии будут, пожалуй, верными лишь отчасти – важно лишь то, что разные качества даны обобщенным намеком, авторы затрагивают идеи-струны, не сосредотачиваясь на каком-либо лейтмотиве: городское и деревенское, московское и европейское, консервативное и модернистское – переплетены, как, собственно, и в самом городе Москве. Что и интересно, поскольку между двумя, в общем-то, схожими по размеру и параметрам пластинами возникает оживленный диалог, построенный на цвете, графике и пластике, но укорененный в контексте.
  • zooming
    1 / 3
    Клубный дом Vitality
    © ADM
  • zooming
    2 / 3
    Клубный дом Vitality
    © ADM
  • zooming
    3 / 3
    Клубный дом Vitality
    © ADM

Итак, объемная пластика, как волнистая, так и ребристая, очень важна для обоих корпусов. Как и фактура кирпича – а кирпич здесь полнотелый, не плитка. «Если ты делаешь сетку, материал должен быть очень хорошим», – подчеркивает Андрей Романов. Так что специально для этого проекта архитекторы совместно с немецким производителем клинкера разработали авторские смеси оттенков. По словам руководителя бюро, работа с кирпичом была особенно интересной, она протекала непосредственно на немецком производстве, где совместно с застройщиком авторы выкладывали и анализировали опытные образцы. А «для того, чтобы сэкономить на подсистеме», спланировали фасады таким образом, что кирпичные стенки опираются на плиты перекрытий. Это облегчает несение кирпичного массива и делает рельефную пластику фасада более надежной в конструктивном отношении. На фотографиях строящихся домов хорошо заметны отлитые в бетоне контуры межэтажных плит в характерными выступами, призванными поддержать рельеф фасадов.
  • zooming
    1 / 7
    Клубный дом Vitality: строительство, 2020
    Фотография: Larus Capital
  • zooming
    2 / 7
    Клубный дом Vitality: строительство, 2020
    Фотография: Larus Capital
  • zooming
    3 / 7
    Клубный дом Vitality: строительство, 2020
    Фотография: Larus Capital
  • zooming
    4 / 7
    Клубный дом Vitality: строительство, 2020
    Фотография: Larus Capital
  • zooming
    5 / 7
    Клубный дом Vitality: строительство, 2020
    Фотография © ADM
  • zooming
    6 / 7
    Фасад. Клубный дом Vitality
    © ADM
  • zooming
    7 / 7
    Фасад. Клубный дом Vitality
    © ADM

Квартирография жилого комплекса достаточно разнообразна и соответствует современным стандартам: от однокомнатных порядка 40 м2 до трехкомнатных 91 м2 – эти уже двухсторонние, со сквозным проветриванием. Начиная от двухкомнатных квартир предусмотрено по 2 санузла. Во многих случаях предполагается кухня-гостиная, где-то, особенно в двухкомнатных квартирах – кухня с углубленной, не слишком заметной снаружи лоджией.
План 5 этажа. Клубный дом Vitality
© ADM

Отдельных рецепшен во входных группах корпусов нет, их заменяет единое лобби, расположенное во входном павильоне. Его архитекторы поставили в уличный фронт, в ряду с техническими помещениями и шумозащитным экраном из стекла, замкнув полноценный зеленый двор. Ради сохранения взрослых деревьев на участке павильон трансформируется, образуя альковы, «обнимающие» стволы и кроны.
Клубный дом Vitality
© ADM

«Тренд последних пяти-семи лет – это качественное благоустройство, абсолютно европейского уровня. Двадцать лет назад этого вообще никто не понимал, десять лет назад заказчик мог подумать про фасады, но открыть продажи и ничего не сказать про двор без машин и благоустройство. А теперь, если вы не предлагаете этих вещей, к вам просто никто не приходит», – говорит Андрей Романов. Так, в ЖК Vitality территория двора поднимается холмистым рельефом, в котором образуются две основные зоны – рекреационная и детская площадка. Над паркингом насыпается достаточное количество грунта для высадки крупномеров и образования холмов. Объединяющим пространство мотивом двора становится квадратный рисунок мощения.

Поставщики, технологии

Мастерская:
ADM
Проект:
Клубный дом Vitality
Россия, Москва, ул. Машиностроения 1-я, вл.7

2018 — 2019 / 2019

Инженерный раздел: Центральный институт современного проектирования
Конструктивный раздел: МБ-Проект
Заказчик: Larus Capital

16 Апреля 2020

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».