Впрочем, этим родство с окружающей застройкой и ограничивается. Новые дома «не скрывают» современного языка, демонстрируют принципиально иной масштаб и структуру фасадов. Соотношение массива стены и остекления скорее модернистское, стекла больше, перемычки тонкие. С другой стороны, в качестве основного фасадного материала ADM выбирает клинкерный кирпич и не жалеет его в объемных пластических элементах – в частности, треугольных пилонах «красного» корпуса. И эта материальность по своему характеру узнаваемая, московская.
Решение обоих корпусов строится на любимом ADM приеме пластично артикулированной модульной сетки.
Андрей Романов, ADM architects:
«У этих домов есть тени, они не плоские. В данном «классе» жилья сегодня мы можем позволить себе несколько уровней пластики. Ведь сегодня качество архитектуры, в том числе и на уровне деталей, становится важной составляющей так называемого «продукта». То есть совокупности характеристик объекта, определяющих класс объекта и позволяющих успешно позиционировать его на рынке».
На двух зданиях сетка различается масштабом и решением.
В «белом» корпусе широкие окна разделены волнообразными перебивками: они образуют подобие «плетеной корзины», подчеркивая горизонталь, созвучную и параллельную течению улицы. Усложненная геометрия поясов оживлена разным направлением раскладки кирпича и неоднородностью его светло-палевого оттенка, полностью оценить который, конечно, можно будет только по возведении здания. Тон слоновой кости дополнен бронзовым цветом решеток, которые ажурной каймой подчеркивают все горизонтали «плетения».
На первом этаже «белого» дома, поскольку он расположен в глубине участка, расположены квартиры. Только у них есть балконы-террасы, цель которых – избежать эффекта «заглядывания в окна». «Используя балконы на первом этаже, мы создаем «буферную зону»: пол квартиры приподнят относительно земли, человек внутри отделен глубиной этой террасы, ни вы его не видите, ни он вас, – объясняет Андрей Романов. – Это усиливает приватность и служит некоей компенсацией жильцам, поскольку квартиры первых этажей как правило менее востребованы».
В красном корпусе, чей торец выходит на линию улицы, первые этажи, напротив, общественные, и стекло без цоколя доходит до земли. В его первом ярусе также расположена рампа въезда в парковку.
Красный корпус контрастен по отношению к своему соседу: он не только развернут поперечно улице и решительно «останавливает» плавное продольное движение белого корпуса – в нем всячески подчеркнута вертикаль. Простенки между «французкими» двустворчатыми окнами трактованы как треугольные «контрфорсы», решительно прошивающие собой полосы межэтажных перекрытий. Острые рёбра раздвоены, прорисованы тонким углублением обратного треугольника – на ум приходят как чикагские опыты, так и североевропейская красно-кирпичная готика.
И в то же время корпус достаточно отчетливо перекликается с популярной сейчас темой московской промышленной застройки рубежа веков XX и XIX; причем тот факт, что сетка соседнего белого корпуса похожа на корзину, заставляет задуматься о пресловутой «смычке города и деревни», и в целом – о непростой истории города Москвы, в несколько периодов выросшего из «большой деревни» в промышленный центр, да и сейчас переживающего нешуточные трансформации. Красно-белый дом – как будто постиндустривальный отклик на московскую историю.
Так возникает парадокс: красный корпус, с одной строны, традиционно-московский по цвету и в то же время собранный, европейский по форме. А белый, наоборот, по-московски «расслабленный», текучий, и в то же время модернистский, пластинчатый, светлый и горизональный. Но все аллюзии будут, пожалуй, верными лишь отчасти – важно лишь то, что разные качества даны обобщенным намеком, авторы затрагивают идеи-струны, не сосредотачиваясь на каком-либо лейтмотиве: городское и деревенское, московское и европейское, консервативное и модернистское – переплетены, как, собственно, и в самом городе Москве. Что и интересно, поскольку между двумя, в общем-то, схожими по размеру и параметрам пластинами возникает оживленный диалог, построенный на цвете, графике и пластике, но укорененный в контексте.
Итак, объемная пластика, как волнистая, так и ребристая, очень важна для обоих корпусов. Как и фактура кирпича – а кирпич здесь полнотелый, не плитка. «Если ты делаешь сетку, материал должен быть очень хорошим», – подчеркивает Андрей Романов. Так что специально для этого проекта архитекторы совместно с немецким производителем клинкера разработали авторские смеси оттенков. По словам руководителя бюро, работа с кирпичом была особенно интересной, она протекала непосредственно на немецком производстве, где совместно с застройщиком авторы выкладывали и анализировали опытные образцы. А «для того, чтобы сэкономить на подсистеме», спланировали фасады таким образом, что кирпичные стенки опираются на плиты перекрытий. Это облегчает несение кирпичного массива и делает рельефную пластику фасада более надежной в конструктивном отношении. На фотографиях строящихся домов хорошо заметны отлитые в бетоне контуры межэтажных плит в характерными выступами, призванными поддержать рельеф фасадов.
Квартирография жилого комплекса достаточно разнообразна и соответствует современным стандартам: от однокомнатных порядка 40 м2 до трехкомнатных 91 м2 – эти уже двухсторонние, со сквозным проветриванием. Начиная от двухкомнатных квартир предусмотрено по 2 санузла. Во многих случаях предполагается кухня-гостиная, где-то, особенно в двухкомнатных квартирах – кухня с углубленной, не слишком заметной снаружи лоджией.
Отдельных рецепшен во входных группах корпусов нет, их заменяет единое лобби, расположенное во входном павильоне. Его архитекторы поставили в уличный фронт, в ряду с техническими помещениями и шумозащитным экраном из стекла, замкнув полноценный зеленый двор. Ради сохранения взрослых деревьев на участке павильон трансформируется, образуя альковы, «обнимающие» стволы и кроны.
«Тренд последних пяти-семи лет – это качественное благоустройство, абсолютно европейского уровня. Двадцать лет назад этого вообще никто не понимал, десять лет назад заказчик мог подумать про фасады, но открыть продажи и ничего не сказать про двор без машин и благоустройство. А теперь, если вы не предлагаете этих вещей, к вам просто никто не приходит», – говорит Андрей Романов. Так, в ЖК Vitality территория двора поднимается холмистым рельефом, в котором образуются две основные зоны – рекреационная и детская площадка. Над паркингом насыпается достаточное количество грунта для высадки крупномеров и образования холмов. Объединяющим пространство мотивом двора становится квадратный рисунок мощения.