04.06.2013

Сила пропорции

В районе метро «Сокол» закончено строительство бизнес-центра, над которым работало бюро ADM.

информация:

«Алкон-плаза». Проект ADM architects, 1 очередь. Вид на северо-восток. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
«Алкон-плаза». Проект ADM architects, 1 очередь. Вид на северо-восток. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Бизнес-центр класса А «Алкон» расположен на Ленинградском проспекте, если ехать из центра в область – справа, в одном квартале перед метро «Сокол». Построенные здания несложно заметить даже мельком, проезжая по проспекту на машине: вроде бы они и спрятаны за массивной стеной дома первой линии, но крупные объемы и насыщенный цвет привлекают внимание. В октябре планируется разобрать выходящее на проспект кирпичное здание-пластину, скупо украшенное вертикальными лопатками в духе суровой классики 1970-х, и построить на ее месте по проекту ADM architects здание второй очереди, недавно утвержденное на архитектурном совете.

«История нашей работы с данной территорией началась как раз с проекта второй очереди, – рассказывает Андрей Романов, – в 2008 году нам предложили сделать проект зданий, выходящих на проспект. Немногим позже мы занялись трансформацией проекта корпусов первой очереди, над которым до этого работала компания Fitzroy Robinson architects. Заказчик попросил не изменять уже согласованные к тому времени объемы зданий и план комплекса (тем более что стройка к тому моменту уже была начата), – если бы мы начинали проектировать эту часть «с нуля», мы все сделали бы иначе. Так что в проекте первой очереди мы прежде всего изменили фасады, тщательно поработали с благоустройством, но также сделали всю стадию П, рабочую документацию и прошли все дальнейшие необходимые согласования. К моменту начала работы от старого проекта у нас были только рендеры, не было даже планов зданий».

Таким образом, планировка квадратных корпусов с атриумом в центре и четырьмя лифтовыми группами по углам атриумов; высотность и ступенчатые силуэты зданий, повышающихся в глубину квартала; множество вентиляционных труб по их периметру и технические этажи, которые пришлось замаскировать решетками – все это было унаследовано от предшествующего проекта Fitzroy Robinson architects.
Проект Fitzroy Robinson architects. 2008 © Fitzroy Robinson architects
Проект Fitzroy Robinson architects. 2008 © Fitzroy Robinson architectsоткрыть большое изображение
Андрею Романову и Екатерине Кузнецовой удалось, однако, радикально трансформировать образ комплекса. Прежде всего архитекторы заменили белый керамогранит на терракотовые панели. Их густой темно-оранжевый цвет нетипичен для песочно-сероватой тональности Ленинградского проспекта. Мы спросили архитекторов, связан ли характерный «керамический» оттенок с воспоминанием о заводе «Изолятор», место которого занял бизнес-центр (завод выпускал в основном техническую, но немного и декоративную керамику; а его здания были построены из кирпича, хотя и покрашены). «Нет, никаких  воспоминаний о переехавшем заводе в нашем проекте искать не следует, – уверенно отвечает на этот вопрос Андрей Романов, – в конце концов, изоляторы вещь совершенно не терракотового цвета. Нет, мы ориентировались на европейскую практику, где терракотовые панели очень популярны в зданиях офисных центров. Мы считаем этот материал эффективным и современным, и в принципе любим его использовать».

К тому же терракота бизнес-центра удачно перекликается с насыщенно-кирпичным цветом на фасадах жилых башен, построенных бюро «Остоженка» у метро «Сокол» – так что современные здания выстраивают в ряду сталинских и панельных домов собственную цепочку ассоциаций.
Вид на северо-восток, со стороны улицы авиаконструктора Яковлева. В перспективе жилые дома бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина
Вид на северо-восток, со стороны улицы авиаконструктора Яковлева. В перспективе жилые дома бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Если же говорить о структуре фасадов, то ADM поступили в данном случае так, как поступали в нескольких других своих проектах с коробками реконструируемых советских зданий: визуально вытянули пропорции окон, снаружи замаскировав простенок под подоконником стеклянными панелями-дуплексами с рисунком из горизонтальных полос, нанесенным пескоструйной технологией. Полосы помогают скрыть массив стены за стеклом, и кажется, что окна высокие, почти что «в пол» и стоят на междуэтажных тягах, обозначенных горизонтальными полосами терракоты, похожими на любимые ADM металлические двутавры. Полоски на стекле перекликаются с рельефом тонких горизонталей на терракотовых простенках и с полосатыми стеклянными вставками на верхних этажах – отчего образуется несколько «слоев сложности» рисунка, которые считываются глазом как признак богатства поверхности и позволяют избежать однообразия.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Простенки между окнами архитекторы расположили в порядке, напоминающем шахматный, но решенный в ритме не «на раз-два», а на «раз-два-три». Две единицы в этом порядке занимают половинки окна, одну – простенок. Во второй линии простенок сдвинут на одну треть вправо и расположен над левой половинкой окна. Впрочем выше, в третьей линии, начатое движение не продолжается и не образует намека на взбирающуюся наверх спираль, а прерывается для того, чтобы на следующем этаже вновь начаться и опять прерваться. Динамика намечена, но не развита, и структура фасада остается регулярной, не разрушенной избыточным кружением. Вероятно, описанная остановка нужна для того, чтобы избежать унаследованной от предшествующего проекта темы ступенчатого зиккурата, своего рода Вавилонской башни.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Северный фасад северо-западного корпуса. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Северный фасад северо-западного корпуса. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Не имея возможности изменить ступенчатого силуэта верхних этажей, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова сделали их фасады принципиально другими: легкими, стеклянными с выступающей вперед тонкой терракотовой разгранкой. Шаг за шагом отступая от края, верхние этажи образуют перед собой террасы, которые архитекторы благоустроили и превратили в приподнятые над городом мини-скверы: полы покрыты деревом, между скамейками устроены небольшие газоны с травой. К слову, дерево становится еще одним важным, после стекла и терракоты, материалом в этом проекте. Стены перед входами в корпуса отделаны мореной елью, деревом отделаны и скамейки на территории внутренних бульваров.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, терраса. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, терраса. Реализация, 2013 © ADMоткрыть большое изображение
Атриумы – по одному в центре каждого квадратного корпуса, перекрыты системой МАРХИ (названной в честь ее разработчиков, конструкторов Московского архитектурного института), которая позволяет сделать стеклянное перекрытие немассивным. Интерьеры атриумов почти стерильны, а строгая и тонкая белая разгранка стеклянных плоскостей, также как и узкие строчки подсветки ненавязчиво перекликаются с основной темой, заданной на фасадах.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Атриум. Фрагмент (видна встроенная в притолоку первого яруса подсветка и отражение сетки перекрытия в остеклении). Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Атриум. Фрагмент (видна встроенная в притолоку первого яруса подсветка и отражение сетки перекрытия в остеклении). Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Атриум. Перекрытие «МАРХИ» и его отражение. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Атриум. Перекрытие «МАРХИ» и его отражение. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Эти бульвары для архитекторов ADM – любимая часть проекта. Проект благоустройства территории, которую планируется сделать открытой для города, реализован еще не полностью. Но уже готова дорогая гранитная вымостка со строгим геометрическим рисунком: тонкие черные линии расчерчивают и мостовую, и окружающие ее газоны  сеткой крупных квадратов, подхватывая тему ненавязчивого умозрительного структурирования пространства, подчинения его общему пропорциональному строю. Любой, кто учился рисовать в детстве, помнит опыты построения перспективы с вычерчиванием сетки линий, помогающей создать подобие трехмерного пространства на двумерном листе; многие еще любили не стирать, а сохранять следы этих построений. Так вот, в данном случае можно подумать – архитекторы настолько увлечены пропорционированием, что ловят возможность даже в мелочах то ли проявить рациональную картезианскую сетку, привить ее бесшабашному московскому пространству.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADMоткрыть большое изображение
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADMоткрыть большое изображение
Благоустройство не бросается в глаза, но присутствует повсеместно. Квадраты заполнены то гранитом, то травой, то белой пляжной галькой. В черные строчки вымостки аккуратно встроены штрихи светильников (очень похожие на такие же светильники в нижних откосах стен атриумов). Днем их, если специально не искать, не заметишь. Зато ночью они образуют на мостовой светящийся под ногами крупный узор. В эти же черные строчки встроены щелевидные стоки, уклон к которым почти не ощущается.
Фотография © Ю. Тарабарина
Фотография © Ю. Тарабарина открыть большое изображение
Фотография © Юлия Тарабарина
Фотография © Юлия Тарабарина
Вдоль бульваров расставлены деревья в высоких квадратных постаментах, и каждое третье дерево окружает рамка деревянной скамейки из округлых плашек. Деревья – какие-то сложные гибридные вишни, – уже цветут. Атмосферу завершают столбики вентиляции: отделанные наклонными стеклянными ламелями и похожие на арт-объекты, прихоть чудаковатого художника («хотя если бы могли – убрали бы и решили вентиляцию по-другому» – повторяют архитекторы).
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Фасады и оформление воздуховодов подземной парковки перекликаются оформлением, использующим стекло и рисунок горизонтальных полос. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Фасады и оформление воздуховодов подземной парковки перекликаются оформлением, использующим стекло и рисунок горизонтальных полос. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Уже сейчас, несмотря на незавершенное благоустройство, комплекс выглядит как качественная, дорого отделанная вещь. Но это не единственная его особенность. Главное в этом проекте, наверное – тонкость линий регулярной, кристаллической ясности сетки, которая усиливается отражением в стекле и вступает в борьбу с массивностью силуэтов, вытягивая пропорции и делая все корпуса комплекса более стройными, строгими и как будто бы подтянутыми. Феномен облегчения массы через привнесение порядка и есть, вероятно, главная заслуга архитекторов бюро ADM, которым удалось трансформировать первоначальный проект практически до неузнаваемости, наделив его совершенно иными стадиальными характеристиками. Говоря проще: архитекторы превратили проект десятилетней давности во вполне современное здание.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Александр Асадов
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Олег Карлсон
  • Шимон Матковски
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Магда Кмита
  • Иван Кожин
  • Никита Токарев
  • Андрей Асадов
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Селивохин
  • Антон Бондаренко
  • Алексей Курков
  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Лукаш Качмарчик
  • Станислав Белых
  • Валерий Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Романов
  • Зураб Басария
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Скуратов
  • Никита Явейн
  • Сергей Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Антон Барклянский
  • Олег Шапиро
  • Юлий Борисов
  • Олег Мединский
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Уткин
  • Александра Кузьмина
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Гнездилов
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Биндеман
  • Николай Переслегин
  • Арсений Леонович
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Петр Фонфара
  • Георгий Трофимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи