Сила пропорции

В районе метро «Сокол» закончено строительство бизнес-центра, над которым работало бюро ADM.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 72/4

2012 – 2011

Заказчик: ЗАО «Алкон Девелопмент»

Смежные проектировщики:
Конструктивный раздел: ООО “ACK”
Инженерные разделы: ООО «ЭРКОН-Технолоджи»
Бизнес-центр класса А «Алкон» расположен на Ленинградском проспекте, если ехать из центра в область – справа, в одном квартале перед метро «Сокол». Построенные здания несложно заметить даже мельком, проезжая по проспекту на машине: вроде бы они и спрятаны за массивной стеной дома первой линии, но крупные объемы и насыщенный цвет привлекают внимание. В октябре планируется разобрать выходящее на проспект кирпичное здание-пластину, скупо украшенное вертикальными лопатками в духе суровой классики 1970-х, и построить на ее месте по проекту ADM architects здание второй очереди, недавно утвержденное на архитектурном совете.

«История нашей работы с данной территорией началась как раз с проекта второй очереди, – рассказывает Андрей Романов, – в 2008 году нам предложили сделать проект зданий, выходящих на проспект. Немногим позже мы занялись трансформацией проекта корпусов первой очереди, над которым до этого работала компания Fitzroy Robinson architects. Заказчик попросил не изменять уже согласованные к тому времени объемы зданий и план комплекса (тем более что стройка к тому моменту уже была начата), – если бы мы начинали проектировать эту часть «с нуля», мы все сделали бы иначе. Так что в проекте первой очереди мы прежде всего изменили фасады, тщательно поработали с благоустройством, но также сделали всю стадию П, рабочую документацию и прошли все дальнейшие необходимые согласования. К моменту начала работы от старого проекта у нас были только рендеры, не было даже планов зданий».

Таким образом, планировка квадратных корпусов с атриумом в центре и четырьмя лифтовыми группами по углам атриумов; высотность и ступенчатые силуэты зданий, повышающихся в глубину квартала; множество вентиляционных труб по их периметру и технические этажи, которые пришлось замаскировать решетками – все это было унаследовано от предшествующего проекта Fitzroy Robinson architects.
«Алкон-плаза». Проект ADM architects, 1 очередь. Вид на северо-восток. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект Fitzroy Robinson architects. 2008 © Fitzroy Robinson architects
Андрею Романову и Екатерине Кузнецовой удалось, однако, радикально трансформировать образ комплекса. Прежде всего архитекторы заменили белый керамогранит на терракотовые панели. Их густой темно-оранжевый цвет нетипичен для песочно-сероватой тональности Ленинградского проспекта. Мы спросили архитекторов, связан ли характерный «керамический» оттенок с воспоминанием о заводе «Изолятор», место которого занял бизнес-центр (завод выпускал в основном техническую, но немного и декоративную керамику; а его здания были построены из кирпича, хотя и покрашены). «Нет, никаких  воспоминаний о переехавшем заводе в нашем проекте искать не следует, – уверенно отвечает на этот вопрос Андрей Романов, – в конце концов, изоляторы вещь совершенно не терракотового цвета. Нет, мы ориентировались на европейскую практику, где терракотовые панели очень популярны в зданиях офисных центров. Мы считаем этот материал эффективным и современным, и в принципе любим его использовать».

К тому же терракота бизнес-центра удачно перекликается с насыщенно-кирпичным цветом на фасадах жилых башен, построенных бюро «Остоженка» у метро «Сокол» – так что современные здания выстраивают в ряду сталинских и панельных домов собственную цепочку ассоциаций.
Вид на северо-восток, со стороны улицы авиаконструктора Яковлева. В перспективе жилые дома бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина
Если же говорить о структуре фасадов, то ADM поступили в данном случае так, как поступали в нескольких других своих проектах с коробками реконструируемых советских зданий: визуально вытянули пропорции окон, снаружи замаскировав простенок под подоконником стеклянными панелями-дуплексами с рисунком из горизонтальных полос, нанесенным пескоструйной технологией. Полосы помогают скрыть массив стены за стеклом, и кажется, что окна высокие, почти что «в пол» и стоят на междуэтажных тягах, обозначенных горизонтальными полосами терракоты, похожими на любимые ADM металлические двутавры. Полоски на стекле перекликаются с рельефом тонких горизонталей на терракотовых простенках и с полосатыми стеклянными вставками на верхних этажах – отчего образуется несколько «слоев сложности» рисунка, которые считываются глазом как признак богатства поверхности и позволяют избежать однообразия.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Простенки между окнами архитекторы расположили в порядке, напоминающем шахматный, но решенный в ритме не «на раз-два», а на «раз-два-три». Две единицы в этом порядке занимают половинки окна, одну – простенок. Во второй линии простенок сдвинут на одну треть вправо и расположен над левой половинкой окна. Впрочем выше, в третьей линии, начатое движение не продолжается и не образует намека на взбирающуюся наверх спираль, а прерывается для того, чтобы на следующем этаже вновь начаться и опять прерваться. Динамика намечена, но не развита, и структура фасада остается регулярной, не разрушенной избыточным кружением. Вероятно, описанная остановка нужна для того, чтобы избежать унаследованной от предшествующего проекта темы ступенчатого зиккурата, своего рода Вавилонской башни.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Северный фасад северо-западного корпуса. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Не имея возможности изменить ступенчатого силуэта верхних этажей, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова сделали их фасады принципиально другими: легкими, стеклянными с выступающей вперед тонкой терракотовой разгранкой. Шаг за шагом отступая от края, верхние этажи образуют перед собой террасы, которые архитекторы благоустроили и превратили в приподнятые над городом мини-скверы: полы покрыты деревом, между скамейками устроены небольшие газоны с травой. К слову, дерево становится еще одним важным, после стекла и терракоты, материалом в этом проекте. Стены перед входами в корпуса отделаны мореной елью, деревом отделаны и скамейки на территории внутренних бульваров.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, терраса. Реализация, 2013 © ADM
Атриумы – по одному в центре каждого квадратного корпуса, перекрыты системой МАРХИ (названной в честь ее разработчиков, конструкторов Московского архитектурного института), которая позволяет сделать стеклянное перекрытие немассивным. Интерьеры атриумов почти стерильны, а строгая и тонкая белая разгранка стеклянных плоскостей, также как и узкие строчки подсветки ненавязчиво перекликаются с основной темой, заданной на фасадах.
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Атриум. Фрагмент (видна встроенная в притолоку первого яруса подсветка и отражение сетки перекрытия в остеклении). Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Атриум. Перекрытие «МАРХИ» и его отражение. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Эти бульвары для архитекторов ADM – любимая часть проекта. Проект благоустройства территории, которую планируется сделать открытой для города, реализован еще не полностью. Но уже готова дорогая гранитная вымостка со строгим геометрическим рисунком: тонкие черные линии расчерчивают и мостовую, и окружающие ее газоны  сеткой крупных квадратов, подхватывая тему ненавязчивого умозрительного структурирования пространства, подчинения его общему пропорциональному строю. Любой, кто учился рисовать в детстве, помнит опыты построения перспективы с вычерчиванием сетки линий, помогающей создать подобие трехмерного пространства на двумерном листе; многие еще любили не стирать, а сохранять следы этих построений. Так вот, в данном случае можно подумать – архитекторы настолько увлечены пропорционированием, что ловят возможность даже в мелочах то ли проявить рациональную картезианскую сетку, привить ее бесшабашному московскому пространству.
zooming
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Проект благоустройства, фрагмент. Реализация, 2013 © ADM
Благоустройство не бросается в глаза, но присутствует повсеместно. Квадраты заполнены то гранитом, то травой, то белой пляжной галькой. В черные строчки вымостки аккуратно встроены штрихи светильников (очень похожие на такие же светильники в нижних откосах стен атриумов). Днем их, если специально не искать, не заметишь. Зато ночью они образуют на мостовой светящийся под ногами крупный узор. В эти же черные строчки встроены щелевидные стоки, уклон к которым почти не ощущается.
Фотография © Ю. Тарабарина
zooming
Фотография © Юлия Тарабарина
Вдоль бульваров расставлены деревья в высоких квадратных постаментах, и каждое третье дерево окружает рамка деревянной скамейки из округлых плашек. Деревья – какие-то сложные гибридные вишни, – уже цветут. Атмосферу завершают столбики вентиляции: отделанные наклонными стеклянными ламелями и похожие на арт-объекты, прихоть чудаковатого художника («хотя если бы могли – убрали бы и решили вентиляцию по-другому» – повторяют архитекторы).
Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте. Фасады и оформление воздуховодов подземной парковки перекликаются оформлением, использующим стекло и рисунок горизонтальных полос. Реализация, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина
Уже сейчас, несмотря на незавершенное благоустройство, комплекс выглядит как качественная, дорого отделанная вещь. Но это не единственная его особенность. Главное в этом проекте, наверное – тонкость линий регулярной, кристаллической ясности сетки, которая усиливается отражением в стекле и вступает в борьбу с массивностью силуэтов, вытягивая пропорции и делая все корпуса комплекса более стройными, строгими и как будто бы подтянутыми. Феномен облегчения массы через привнесение порядка и есть, вероятно, главная заслуга архитекторов бюро ADM, которым удалось трансформировать первоначальный проект практически до неузнаваемости, наделив его совершенно иными стадиальными характеристиками. Говоря проще: архитекторы превратили проект десятилетней давности во вполне современное здание.


0

Мастерская:

ADM

Проект:

Бизнес-центр класса А «Алкон» на Ленинградском проспекте
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 72/4

2012 – 2011

Заказчик: ЗАО «Алкон Девелопмент»

Смежные проектировщики:
Конструктивный раздел: ООО “ACK”
Инженерные разделы: ООО «ЭРКОН-Технолоджи»

04 Июня 2013

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Дюны, кварц и атом
Проект-победитель конкурса Малых городов для Соснового Бора: благоустройство парка и пляжа, вдохновленное северным ландшафтом, зеркалами и ядерной энергетикой.
Стеклянный ларец
Пражские архитекторы OV-A спроектировали штаб-квартиру производителя дизайнерского богемского стекла Lasvit в Нови-Боре: главную роль там играет корпус с фасадами из специально изобретенной стеклянной плитки.
Пресса: Как мир перенесет прививку от изоляционизма
«Мне странно теперь представить себе,— пишет Илья Эренбург в начале 1960-х, вспоминая 1914-й,— что можно было отправиться в другую страну, не заполнив анкеты, не проводя недели в ожидании — впустят или не впустят; но слово "виза" я услышал впервые во время войны; прежде не спрашивали даже паспорта».
Красный акцент
Коммерческое здание Stellar по проекту Sanjay Puri Architects в новом районе Ахмадабада привлекает внимание офисным «пентхаусом» из красного металла.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Каркас по донцу
Проект-победитель конкурса Малых городов для Городца: комплексная программа обновления общественных пространств с углубленным анализом истории и культурных кодов места.
Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.