Формирование "пятна
застройки"
Историю
формирования местности и ее застройки складскими зданиями в XVIII - первой
половине XIX века можно проследить по картографическим источникам,
городским пейзажам и панорамам. Кроме того, в РГИА находятся материалы проектов
ремонтных исправлений и реконструкции буяна в 1840-х гг. – с планами
островов и построек[11]
. Оконечность Петербургской стороны к этому времени
еще не урегулирована, а острова между Буяном и материком имеют
“рваные”, естественные очертания.
Первые градостроительные преобразования местности
относятся к середине XIX столетия и связаны с прокладкой аллеи от
Александровского парка к Тучкову мосту (вдоль тогдашней набережной реки
Ждановки) [12]. Аллея –
будущий Александровский проспект – обозначена уже на плане
Военно-топографического бюро 1858-1860 г. На нем же впервые появляется
название “Ватный островок” (ранее он именовался Голландским), а три
острова, с 1875 г. отошедшие Городскому древесному питомнику[13]
, имеют окончательные границы, сохранившиеся до
засыпки протоков в XX веке.
Следующий этап развития территории связан с
“проектом проложения новых улиц в Петербургской части и урегулирования
набережной М.Невы” 1870-х гг.[14]
“... Городская Дума предложила
урегулировать набережную по р. малой Неве в Петербургский части..., с
назначением свободных городских участков для обывательских построек и двух новых
... улиц”. Предложения были закреплены “Планом на урегулирование
Петербурга”, высочайше утвержденным 7 марта 1880 г. По нему
территорию островов вдоль Александровского пр. предполагалось привести в
геометрически правильный вид, разбить на четыре квартала и ограничить набережной
М.Невы. Граница Петербургской стороны, таким образом, отодвигалась на ширину
островов; городской питомник по плану расположен на острове между Тучковым
мостом и дамбой буяна.
В ЦГИА СПб
хранится дело под названием “Здания городского древесного питомника на
островах у Тучкова моста”[15]
(1891-1913) с планами островов и инвентарями
построек (c 1895 г.). “Питомник состоит из трех островов,
образованных слиянием канала у Александровского шоссе с М.Невой”. Второй
остров отделен от первого каналом и дамбой, ведущей на буян. Третий –
сквер, открытый для публики. В 1902-1905 гг. была расширена дамба Тучкова
моста, засыпан канал между ней и питомником и устроен сад у дамбы. В
1904 г. поступило предложение “об устройстве набережной, соединяющей
дамбу Тучкова моста с Мытнинской набережной по берегу городского
питомника”. Этот проект продолжает попытки урегулирования
1870-1880-х гг. Согласно плану в “деле об устройстве
набережной”[16]
протоки между третьим островом питомника, дамбой и
Александровским пр. уже засыпаны. На плане из фонда городской Управы ЦГИА
СПб[17] дамба Тучкова моста и
буян соединены “продолжением бульвара”. Там же имеются и поэтажные
планы, фасады, разрезы построек, включая “дворец
Бирона”[18].
В начале
XX века Тучков буян находился в ведении СПб городской комиссии о северных
железных и водных путях и торговле петербургского порта. В 1904 г. Буян
стал предметом неожиданного внимания со стороны группы художников (Е.Волкова,
А.Шильдера, М.Клодта, А.Куинджи, М.Щербатова, И.Сергеева), обратившихся к
городскому голове П.И.Лелянову со следующим письмом: “Мы нижеподписавшиеся
художники, живущие на Тучковой набережной, покорнейше просим Ваше
Превосходительство, в случае ремонта окраски Пенькового Буяна, что у Тучкова
моста, окрасить его не в желтый цвет, а в серый, так как он нам слишком мешает
своим желтым цветом и дает желтый рефлекс в наши художественные мастерские, что
неудобно для живописи картин”[19].