Судебный квартал

Публикуем четыре проекта, вошедших в шорт-лист конкурса на «судебный квартал» на месте «Набережной Европы». Стиль: вариации классики от очень строгой до не очень. Архитекторы: Максим Атаянц, Евгений Герасимов (и Сергей Чобан), Юрий Земцов и Никита Явейн

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция «Регулярный город»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Д.Ю. Кожин, И.В. Кожин, В.И. Лемехов, А.А. Руденко, Г.С. Снежкин,
К.О. Счастливцева, Н.И. Явейн, А.П. Яр-Скрябин
Визуализация: А.А. Патрикеев, В.А. Соколов
Макет: Я.С. Ициксон
Графический дизайн: Е.А. Бриллиантова, Д.Ю. Никифорова, М.В. Явейн

2013 — 2013
Максим Атаянц
Архитектурная мастерская М.Атаянца
Архитектурная концепция «Судебный квартал»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Атаянц Максим Борисович, Ефремова Людмила Валерьевна, Юрков Евгений Олегович, Караваева Анна Сергеевна
Визуализация и графический дизайн: Дьяконов Валерий Юрьевич, Смелов Павел Николаевич

2013 — 2013
В начале прошлой недели, 16 сентября, были названы четыре победителя первого тура конкурса на архитектурную концепцию «судебного квартала» – комплекса зданий для переезда Верховного и Высшего арбитражного судов РФ в Петербург. Кроме административных зданий квартал включает жилье для сотрудников судов и здание театра Бориса Эйфмана (единственное, что осталось неизменным после ухода «Набережной Европы»). Застройка квартала должна быть ограничена высотой 32 метра.

Как рассказывает Фонтанка.ру, решение принималось на закрытом (почти что секретном) заседании жюри под руководством управделами президента Владимира Кожина. В рассмотрении проектов участвовал 21 человек, среди них: министр культуры Владимир Мединский, вице-губернатор Марат Оганесян, президент РААСН Александр Кудрявцев, главный архитектор Петербурга Олег Рыбин и глава КГИОП Александр Макаров, худрук театра танца Борис Эйфман и представители высших судов.
Проекты второго тура конкруса на «судебный квартал». Коллаж Архи.ру. Иллюстрации: www.prlib.ru

В конкурсе участвовало 8 архитектурных бюро, приглашенных организаторами (управделами президента). Среди тех, кто не вышел во второй тур: Жан-Мишель Вильмотт, студия «Григорьев и партнеры», Евгений Меркурьев.

Во второй тур вышло четверо: Максим Атаянц, Евгений Герасимов (сделавший проект совместно с «Чобан проджект»), Юрий Земцов и Никита Явейн. Как и обещали организаторы, 23 сентября проекты появились на сайте президентской библиотеки; там пользователи могут оставить комментарии, которые планируется учесть при выборе во втором туре. Впрочем, Фонтанка пишет, что вероятным победителем уже сейчас называют Максима Атаянца.

Публикуем все четыре проекта, прошедших во второй тур конкурса, с авторскими комментариями:

Архитектурная мастерская М. Атаянца
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru

Авторский коллектив: Атаянц Максим Борисович, Ефремова Людмила Валерьевна, Юрков Евгений Олегович, Караваева Анна Сергеевна
Визуализация и графический дизайн: Дьяконов Валерий Юрьевич, Смелов Павел Николаевич
«Участок, предназначенный для размещения Комплекса зданий Суда и Судебного Департамента Российской Федерации, является важной частью центрального пространства Санкт-Петербурга – акватории Невы. Сюда обращены знаменитые ансамбли барокко и классицизма: стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Большое Адмиралтейство, Сенатская площадь, Дворцовая набережная, формирование которых завершилось в первой четверти XIX века.
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru

Почти через сто лет, в начале ХХ века состоялся яркий, хотя и недолгий взлет петербургского «каменного» неоклассицизма. В 1914 году в ходе архитектурного конкурса И.А.Фомин предложил проект реконструкции Тучкова буяна, который, хотя и не был реализован, оказал значительное влияние на развитие русской архитектуры.
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru

Сейчас, еще век спустя, только обращение к неоклассике в контексте окружающих градостроительных ансамблей позволяет найти решение, продолжающее традиции петербургской архитектуры и достойное важнейшей государственной функции. Бережное сохранение невских панорам является безусловным приоритетом. Классический вид на Князь-Владимирский собор со стороны Дворцовой набережной, показанный на картинах Чернецова и Айвазовского, на гравюрах Перро и фотографиях Буллы, вновь открылся нам после разборки зданий ГИПХа. Этот вид не нарушается благодаря точно рассчитанной высоте и местоположению зданий Суда и Судебного департамента.
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru

Композиционное решение проекта основано на идее торжественного раскрытия в сторону водного пространства Невы, при этом пониженные корпуса Судебного Департамента играют роль пропилеев перед главным портиком здания Суда. Органичному сочетанию каменных фасадов и водной глади способствует озеленение: ряды деревьев, стриженые кустарники, цветники и газоны.
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru

Цилиндрическая аркада Дворца танцев, фланкированная инженерным корпусом, раскрыта в сторону собора и проспекта Добролюбова. Главный фасад и площадь перед ним связаны с Невой видовыми коридорами двух жилых улиц.

Фасадам Тучкова Буяна – произведения раннего классицизма с элементами рококо и позднего итальянского барокко – возвращается вид, задуманный Антонио Ринальди, а разобранный в 1920-е гг. корпус «шофной» воссоздается в своем историческом облике.»
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция судебного квартала, 1 вариант
© ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Архитектурная концепция судебного квартала, 1 вариант
© ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Архитектурная концепция судебного квартала, 1 вариант
© ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Архитектурная концепция судебного квартала, 1 вариант
© ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация: www.prlib.ru

Земцов, Кондиайн и партнеры
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru

Авторы проекта: Ю.Земцов, М.Кондиайн, А.Миронов
При участии: Архитектурное бюро «Косая линия», Д.Арсеньев, М.Ченцов, Е.Бауман, Ю.Ашметьев, Т.Власова
«Строительство на набережной Европы комплекса общегосударственной важности – Суда РФ, вместо коммерческого жилого квартала, соответствует особой значимости участка и, при этом, позволяет решить две чрезвычайно ответственные градостроительные задачи:

– осуществление многочисленных пожеланий жителей города о создании на этой набережной озелененного общественного пространства, визуально связывающего Александровский парк с зеленью Петровского острова;
– достойное завершение застройки набережных Невы, не нарушая ансамбля Петропавловской крепости и стрелки Васильевского острова.
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru


Основные положения архитектурно-градостроительного решения:

– Главный фасад здания Суда РФ обращен в сторону пространства Невы, значительно отступает от современных границ площади Академика Лихачева и, таким образом, не вносит диссонанс в сложившийся городской ансамбль.

– Здания Суда, Судебного департамента и корпусов служебных квартир компактно размещены в едином комплексе вдоль пр. Добролюбова, что позволяет устроить пешеходную набережную шириной более 60-ти метров, благодаря чему на Неве может появиться новый городской общественный бульвар с газонами, высокоствольными деревьями и малыми архитектурными формами.

– Посетители Суда и Судебного департамента попадают в здание с площади Лихачева, пр. Добролюбова и пер. Талалихина. Высокий уровень безопасности всего комплекса, без необходимости устройства дополнительных ограждений, обеспечивается внутренней закрытой для посторонних служебной улицей, на которую, с одной стороны, обращены все служебные входы в офисы, а с другой – жилые дворы, откуда люди попадают в свои квартиры. Предусмотрены теплые переходы для непосредственной связи жилых и офисных корпусов.

– В первых этажах жилых корпусов, обращенных к набережной, предлагается расположить кафе, магазины, рестораны и пр., функционально независимые от судебного комплекса, т.к входы в жилые лестницы организованы только с внутренней улицы.

– Основной въезд для сотрудников и жителей комплекса в подземную парковку осуществляется с переулка Талалихина. При необходимости можно подъехать непосредственно к главному входу в Суд РФ, и затем, попасть в паркинг через дополнительный служебный въезд.

– Бульвар протяженностью более 400 м начинается от Биржевого моста и ведет к новой обширной прибрежной площади, где размещается Дворец Танцев.

– Дворец Танцев, становится не только главным элементом новой общественной пешеходной набережной, но и, наряду с комплексом зданий Суда РФ – важной частью общегородского пространства. Площадь перед Дворцом Танцев визуально связана с архитектурной доминантой этой части Петербурга – Князь Владимирским собором благодаря улице, ведущей на площадь от станции метро «Спортивная». Архитектурно-художественный образ Дворца Танцев продиктован стремлением создать впечатление воздушности, ажурности, легкости – по контрасту с массивностью объемов судебного комплекса. Тонкие высокие колонны образуют полупрозрачные плоскости, напоминающие театральные кулисы, и главный фасад здания становится как бы открытой сценой, обращенной к пространству бульвара и всего города.»
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ». Иллюстрация: www.prlib.ru


«Студия 44». Регулярный город
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru

Авторы проекта: архитекторы Д.Ю. Кожин, И.В. Кожин, В.И. Лемехов, А.А. Руденко, Г.С. Снежкин,
К.О. Счастливцева, Н.И. Явейн, А.П. Яр-Скрябин
Визуализация: А.А. Патрикеев, В.А. Соколов
Макет: Я.С. Ициксон
Тексты: Л.Н. Лихачева
Графический дизайн: Е.А. Бриллиантова, Д.Ю. Никифорова, М.В. Явейн
«Концепция «Студии 44» воспроизводит на новом витке эволюции Санкт-Петербурга градостроительные замыслы и планировочные идеи его основателя Петра I. Регулярная композиция нового комплекса, планировочный модуль и ориентация улиц-линий на Васильевский остров в главных чертах повторяют рисунок генерального плана Леблона-Трезини 1717 года.
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru

Петровское видение Северной столицы как Города-на-Воде, Нового Амстердама, находит свою проекцию в виде судоходных каналов, создающих естественную и эстетически совершенную границу между основными функциональными блоками застройки – жильем, театром и зданиями судов. Каналы и «дистанцируют» сооружения друг от друга, и вместе с тем, связывают их в единый ансамбль. Введение водных артерий в городскую ткань придает ей особый петербургский колорит, напоминая о таких местных феноменах как «буяны», форты, адмиралтейские стапели.
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru

Постановка протяженных зданий перпендикулярно набережной с образованием ступенчатой композиции отсылает к таким характерным памятникам изначального Петербурга как здание Двенадцати коллегий и застройка «образцовыми» домами Николаевской набережной (наб. Лейтенанта Шмидта).
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru

«Островная» посадка Дворца танцев посреди открытого публичного пространства наследует планировочный прием Карла Росси (Александринский театр, 1832). Главный вход в здание Театра и площадь перед ним обращены к Малой Неве. Это отвечает градостроительной традиции Петербурга, где главной улицей называют Невский проспект, но САМОЙ ГЛАВНОЙ УЛИЦЕЙ считают Невскую акваторию.
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru

Все блоки застройки связаны между собой системой пешеходных дорожек и мостов, переброшенных через каналы. Цепочка мостов и площадей образует прогулочную набережную, продолжающуюся от Биржевого до Тучкова моста. Здесь могут быть оборудованы пристани для различных судов: катеров, яхт, речных трамвайчиков.
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru

Для придания застройке ансамблевого звучания в настоящей концепции широко и в различных вариациях использован мотив колоннад, аркад, открытых и крытых галерей, трактуемых в духе безордерной классики. Они и маркируют, и размывают границу между зданием и окружающей средой, определяют ритмический строй и пластику фасадов.
В соответствии с регламентом, высота сооружений от 13,5 до 26 метров (верх сценической коробки Театра танца – 30 м).»
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru
zooming
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru
zooming
Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Иллюстрация: www.prlib.ru


Евгений Герасимов и партнеры
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru

Субпроектировщики: ООО «Чобан проджект», ОАО «Проектсервис» СПбПТИ, ООО «Климат-проф»

«Цель предлагаемой концепции – создание значительного по размерам, целостного архитектурного ансамбля притягательного для посещения горожанами и гостями Санкт-Петербурга и удобного для функционирования размещаемых в нем государственных судебных учреждений.
В составе концепции предлагается два варианта градостроительного решения участка.

Вариант 1
В основу градостроительной композиции 1-го варианта положено формирование нового ансамбля вокруг Дворца танцев Б.Я.Эйфмана. Градостроительный приём основан на гармоничном сочетании новой площади вокруг театра и окружающего ее ожерелья административных и жилых зданий.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru

Формирование новой площади вокруг театрального здания подкреплено богатыми Европейскими традициями. Театры Опера Гарнье в Париже, Ла Скала в Милане, Большой театр в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт–Петербурге стали центрами важных городских площадей. Театр балета Б.Я.Эйфмана имеет шанс продолжить эту традицию, став центром новой площади, главная визуальная ось которой ориентирована на шпиль Петропавловского собора.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru

Внутренняя улица между зданиями судов и жилыми домами – расположена вдоль визуальной оси городского значения и ориентирована на Князь-Владимирский собор с одной стороны и купол Исаакиевского собора с другой.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru

Строгие классицистические фасады зданий судов завершают формирование главного парадного пространства города – центральной части акватории Невы между Стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru

Фасады жилых домов, вдоль набережной решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход новой части комплекса к зданию Тучкова буяна.
Высота карнизов зданий – 21,5-23,5 метра, высота до конька или выступающих элементов кровель – не более 28м.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 1. Иллюстрация: www.prlib.ru


Вариант 2
В основу градостроительной композиции 2-го варианта положена идея создания большого общественного зеленого пространства вокруг театра.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 2. Иллюстрация: www.prlib.ru

Парк, c расположенным в нем театром Б.Я. Эйфмана, одновременно разделяет административную и жилые зоны и связывает в одно общественное пространство проспект Добролюбова, театр и набережную, делая доступным комплекс для прогулок и отдыха горожан. Парковая зона ориентирована таким образом, чтобы раскрыть визуальную ось городского значения – от набережной Малой Невы к Князь-Владимирскому собору.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 2. Иллюстрация: www.prlib.ru

Административная часть, сформированная двумя зданиям судов, обращена к главному городскому пространству – средней части акватории Невы между стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 2. Иллюстрация: www.prlib.ru

Фасады зданий судов выполнены в классическом стиле, подчеркивающем государственное значение комплекса и соответствующем окружению.
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 2. Иллюстрация: www.prlib.ru

Жилая зона комплекса расположена в северной части участка. Фасады жилых домов вдоль набережной Невы решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход к историческому зданию Тучкова буяна.»
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 2. Иллюстрация: www.prlib.ru
Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вариант 2. Иллюстрация: www.prlib.ru

С 23 сентября по 23 октября на портале Президентской библиотеки будет проведено общественное обсуждение проектов: все желающие смогут высказать мнение относительно работ и оставить свои комментарии. После этого жюри подведет итоги конкурса.
***
Напомним, что «судебный квартал» должен занять территорию, на которой раньше планировалось построить многофункциональный комплекс «Набережная Европы» (см. подборку статей по теме). Тогда победил совместный проект Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Его инвестор, «ВТБ Девелопмент», провел в 2009 году громкий конкурс, а также перевел на новое место расположенный на данной территории институт прикладной химии и передал городу квартиры для ФСБ на сумму 800 млн. рублей, но в 2012 проект был заморожен, а через некоторое время стало известно, что на участке (в самом центре Петербурга, между набережной реки Малая Нева, проспектом Добролюбова и улицей Талалихина) решено поселить здания верховных российских судов – рассказывает Фонтанка.ру. Попытки приспособить готовую конкурсную работу к новым функциям судебного квартала не удались, в связи с чем Управление делами президента решило провести новый конкурс. 

Составитель: Настя Маврина
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция «Регулярный город»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Д.Ю. Кожин, И.В. Кожин, В.И. Лемехов, А.А. Руденко, Г.С. Снежкин,
К.О. Счастливцева, Н.И. Явейн, А.П. Яр-Скрябин
Визуализация: А.А. Патрикеев, В.А. Соколов
Макет: Я.С. Ициксон
Графический дизайн: Е.А. Бриллиантова, Д.Ю. Никифорова, М.В. Явейн

2013 — 2013
Максим Атаянц
Архитектурная мастерская М.Атаянца
Архитектурная концепция «Судебный квартал»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Атаянц Максим Борисович, Ефремова Людмила Валерьевна, Юрков Евгений Олегович, Караваева Анна Сергеевна
Визуализация и графический дизайн: Дьяконов Валерий Юрьевич, Смелов Павел Николаевич

2013 — 2013

26 Сентября 2013

Набережная Европы
10 марта в Петербурге был объявлен победитель международного конкурса на проектирование исключительно крупного по нашим временам из «живых» (не съеденных кризисом) объектов – многофункционального комплекса Набережная Европы. Победил, причем со значительным отрывом, проект, сделанный совместно мастерскими Евгения Герасимова и Сергея Чобана.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.