Новая версия старого города

Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

03 Марта 2020
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Жилой дом на Малой Ордынке
Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, вл. 19

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж

2016 – 2019
Четыре года назад мы подробно рассказывали о проекте ЖК «Малая Ордынка, 19» – теперь дом реализован. Он построен компанией Sminex на тихой улице Замоскворечья – в месте, настолько центральном и правильном для элитного столичного жилья, что не требуется никаких красивых иноязычных названий: адрес говорит сам за себя.

Напомним, изюминка архитектурной концепции состоит в том, что протяженный фасад по красной линии Малой Ордынки разделен на три части, визуально решенные как три разных дома: стеклянный, кирпичный и каменный, но подчиненные одной высоте и общему ритму. Дом спроектирован в парадигме деликатной контекстуальной застройки, необходимой в историческом центре города, но методом современной архитектуры, без стилизации и историзма.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Строго говоря, описание идеи на этом заканчивается. Все это позволило проекту достаточно гладко пройти советы и согласования; и даже – к счастью – реализован вариант со стеклянным фасадом в северном блоке, а не бежево-кирпичный, предложенный в какой-то момент в ответ на какое-то пожелание.

Дом стоит на двух ярусах подземной парковки, которая занимает все пятно участка, въезд – с Малой Ордынки. Жилая часть разделена на три секции, но они не вполне соответствуют делению уличного фасада, поскольку план дома Г-образный: в северной части объем заворачивает во двор, и третий лестнично-лифтовой узел расположен там. С южной стороны дом, напротив, отступает от соседнего офисного здания 1930-х годов постройки и нависает консолью 6-метровой высоты над проездом для спецтранспорта. От других машин двор закрыт.
  • zooming
    1 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Разрез
    © ADM
  • zooming
    2 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Ситуационный план
    © ADM
  • zooming
    3 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Транспортная схема
    © ADM
  • zooming
    4 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Генеральный план
    © ADM
  • zooming
    5 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 1 этажа
    © ADM
  • zooming
    6 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 2 этажа
    © ADM
  • zooming
    7 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 3-5 этажей
    © ADM
  • zooming
    8 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План -1 этажа
    © ADM
  • zooming
    9 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План -2 этажа
    © ADM
  • zooming
    10 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016
    © ADM

Квартирография разнообразна, этот класс жилья может позволить себе большие площади квартир, до 170 м2; пентхаусы в верхнем этаже имеют собственные выходы на эксплуатируемую кровлю, откуда открываются замечательные виды на Замоскворечье и Кремль.
  • zooming
    1 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Прозрачное ограждение. Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру

Первые этажи отданы лобби и коммерчески-общественным функциям, как и принято сейчас, тем более в центре города. Будем надеяться, что вскоре там появятся интересные арендаторы. По внешней границе тротуара высажены клены с достаточно пышными сформированными кронами.

Словом, здесь соблюдены многие правила – присутствуют как необходимые элементы элитного жилья центре, так и отклик на требования к строительству в историческом городе, а также характерные приемы и подходы к нему, важное место среди которых занимает, конечно, облегчающее восприятие дробление линии застройки на отдельные дома: «первоначально планировалось две части, что соответствовало бы делению уличного фронта на секции, но затем мы пришли к более гармоничной трехсоставной композиции», – рассказывает глава ADM architects Андрей Романов.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Другой характерный современный прием – консоль, нависающая над проездом и одновременно слегка вынесенная вперед. Она заключает в себе некоторую степень инженерной смелости, способной удивить прохожего: угловой фрагмент дома непринужденно «выехал» из общей массы наружу и «повис». С одной стороны, консоль перекликается с традиционными эркерами, но – в XIX веке и в начале XX архитекторы такого себе позволить не могли, это скорее прием из арсенала конструктивистов и в то же время его принадлежность XXI веку достаточно очевидна.

Консоль «останавливает» движение фасадного строя, ставит в нем этакую запятую, не позволяя воспринимать дом как только лишь часть красной линии разновременных доходников. Небольшой, деликатный, но заметный акцент отвечает, кроме того, Иверскому переулку, который выходит на Малую Ордынку напротив эркера.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Но ценность дома всё же, наверное, не исчерпывается ни тем, ни другим: ни современностью, ни необходимой контекстуальностью. Сложность задачи и успешность результата, надо думать, заключены в найденном балансе между сдержанной встроенностью в состав города и обилием эмоций: деталей, фактуры, работы с масштабом и рисунком, пластических сюжетов, заключенных, буквально-таки «упакованных» в его архитектуре. Именно они делают его интересным для рассматривания и причиной для того, чтобы остановить взгляд.

Только разглядывая реальный получившийся дом, можно почувствовать, каков эффект от сочетания разных поверхностей. К примеру, почувствовать контраст прохладного кирпича и теплого дерева в раструбе перспективного входа.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Или остроту стыковки двух популярных в наши дни материалов, камня и кирпича, позволяющую ощутить «домашнюю» мягкость одного и металлизированную жесткость другого – они действительно выглядят как два очень разных дома и могли бы, в принципе, быть таковыми. Хотя некоторые линии, особенно горизонтальные, отчетливо состыкованы, и поиск сходств-отличий может превратиться в довольно увлекательное занятие.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Металлизированный блеск окалины в кирпиче центрального фасада придает поверхности, особенно на солнце, интенсивное мерцание в переходах от оранжево-терракотового к серебристо-фиолетовому, синеватому, что напоминает о врубелевских майоликах: они тоже переливаются радужной пленкой. Но в данном случае живописный блеск не растекается, он помещен в рамки строгой системы, как будто бы скрещен с чем-то текстильным. Тем более что использован не кирпич, а ригельная плитка, и в фактурных частях углы не топорщатся, а больше напоминают ленты рельефного плетения, которые в свою очередь поднимаются по фасаду крупным меандром – так и хочется сказать: вот она, метафора городской ткани, как будто спроецирована на кирпичный фасад.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Блеск поверхности кирпича перекликается с темным, но тоже поблескивающим металлом балконных ограждений. Его рисунок – авторский, и по отношению к проекту он изменился, стал менее растительным и более абстрактным: решетка состоит как будто из металлических контуров пляжных камушков, слипшихся в кружево, очень живое, с эффектом «шевеления» поверхности, тоже, хотя и достаточно отдаленно, чтобы не быть цитатой, напоминающее о модерне, но со стороны графики.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Общую холодноватую тональность центральной части поддерживает и блеск оконного стекла, который, с другой стороны, воспринимается как «полномочный посол» соседнего, северного, стеклянного фасада. Здесь панорамные окна помещены в контур серой металлической рамы с глубокими выносами. Между их горизонтальными «направляющими» помещены похожие на полупрозрачные шторы фигуры моллированного стекла. Строго говоря, они не просто похожи, но и выполняют роль штор, прикрывая от посторонних взглядов пространства спален. Кроме того, гнутое стекло прикрывает и оконные рамы, а там, где его нет, использованы большие стекла без стыков, что очень эффектно: издали кажется, что полосы этажей затянуты совершенно цельным стеклом, перед которым кто-то собрал в группы стеклянные складки, как костяшки на счетах.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Складки гнутого стекла – безусловно, один из самых ярких и привлекательных элементов проекта. Они кажутся драгоценным хрустальным занавесом. Пластичная и светопроницаемая «холодная нитка» притягивает взгляды и в то же время улавливает солнечные лучи, транслируя блики в пространство улицы.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Нельзя сказать, что в Москве еще не бывало декоративной «холодной нитки» или гнутого стекла, – случалось и то, и другое, всякий раз привлекая внимание. Но в именно таком сочетании, где моллированное стекло принимает на себя роль скульптуры, ширмы-декорации – не было, поэтому воспринимается неожиданно свежо. Недвусмысленно указывает на современность дома, даже заставляет любоваться этим качеством современности, техничности хрустального фасада. Но не превращается в декларацию модного решения, не «кричит», удерживается на грани, что важно.

Третий фасад, как мы уже помним, каменно-деревянный, по ощущениям самый теплый, недаром он расположен в южной части и кроме того заворачивает во двор и развивается там, где уместно его более камерное и уютное решение. Известняк, самый традиционный, если не сказать классический материал элитного строительства последних двадцати лет в Москве, покрыт горизонтальной штриховкой тонких желобков, которая придает его поверхности необходимый, но очень легкий, почти тюлевый рельеф, ненавязчивую долю свето-тени и, главное, законченность. Множество деревянных «рам» по внутреннему контуру окон делают фасад визуально двухслойным, подразделяя проемы на пять видов (если считать эркер, то шесть), и формируя сложную, но подчиненную системе игру.

Здесь появляются балконы: небольшого выноса на улице и более внушительные во дворе, они размыкают и оживляют стены, акцентируют тишину вокруг – потому что ведь только в спокойном городе можно выйти на балкон не по необходимости, а для удовольствия.
  • zooming
    1 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    4 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    5 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    6 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    7 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    8 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    9 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

В целом дом не просто разделен по фасаду на три части – между ними возникает взаимодействие и иерархия, основанная, как мне кажется, на движении с севера на юг, от льдистого стекла к слиянию терракоты и металла, а затем к палевому камню и желто-оранжевому дереву: последовательность фасадов ведет нас от красивого, но несколько прохладного футуризма к уютной «солнечной» версии дома, которая полностью раскрывается во дворе.

Двор – отдельная история, «пятый фасад», пространство которого работает, однако, настолько активно, что начинаешь задумываться скорее о «пятом измерении» – настолько его небольшая площадка, 30 х 40 м, насыщена сменами впечатлений. Наподобие большой шахматной доски из «Алисы в Зазеркалье», хотя и не так строго, двор расчерчен на прямоугольники: два газона, три окруженных боскетами из туи «кабинета для тихой беседы», там установлены деревянные кресла и столы.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Самая интересная часть в центре – повышенный, как будто выдвинутый вверх из земли или, наоборот, обрезанный по краям до прямоугольника, газон с холмами геопластики. У него есть технический смысл: двор, как мы помним, расположен на кровле подземной парковки, и для размещения достаточного количества грунта для взрослого дерева уместен небольшой холм, дающий «запас». Но получилось еще и пластически интересно: то ли двор получил объемную инкрустацию холмистой местностью, то ли здесь в гранитных берегах застыл некий «ковер».
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Картину дополняют еще два приподнятых газона со встроенными скамейками и, самое главное – сухой фонтан из клеток: в одних мраморная галька, в других каменные «круги на воде», похожие на шашки.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    4 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    5 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    6 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

И наконец, небольшая, но сложносочиненная детская площадка, спроектированная бюро «Дружба» и сочетающая горки, пещеры, стенку для скалолазания и доску для рисования, прислонена к восточной стене двора.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Заблудиться в таком дворе, конечно, нельзя, но элементы паркового лабиринта здесь есть. Несмотря на малые размеры, его невозможно оценить одним взглядом стоя на уровне земли. При взгляде с разных позиций он воспринимается иначе, разыгрывает несколько сценариев, и детских, и взрослых – это многосоставное пространство, срежиссированное таким образом, что его сложность не превращается в тесноту. Оно ощущается как очень дорогое, как и фасады дома, не только из-за вложенных материалов, но и из-за количества приложенных сил и палитре вызываемых эмоций – при всей их умеренности и ненавязчивости.

Возможно, в этом и состоит одна из важных особенностей дома: в нем создан новый образ роскоши: роскоши хорошо освоенного, отделанного, дорогого городского пространства. Отчасти она достается и всем прохожим на улице – бесплатно, как фасад, мимо которого можно идти. Дом отвечает известному рассуждению о том, что «элитное» строительство в центре города это как правило очень дорогая история. Но увы не всегда результат выглядит как ценная шкатулка – не кричащая, а уверенно и спокойно демонстрирующая свою ценность: продуманностью и исполнением элементов и целого, уместностью их появления и – тем самым, уже упомянутым балансом, который здесь, надо думать, найден. Что делает дом удачным примером строительства в центре, хорошим образцом нового «доходного дома», отвечающего длинному списку требований современности. 

Мастерская:
ADM
Проект:
Жилой дом на Малой Ордынке
Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, вл. 19

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж

2016 – 2019

03 Марта 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.