English version

Новая версия старого города

Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.

mainImg
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
ЖК Малая Ордынка, 19
Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, 19

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж

2014 — 2015 / 2016 — 2019
Четыре года назад мы подробно рассказывали о проекте ЖК «Малая Ордынка, 19» – теперь дом реализован. Он построен компанией Sminex на тихой улице Замоскворечья – в месте, настолько центральном и правильном для элитного столичного жилья, что не требуется никаких красивых иноязычных названий: адрес говорит сам за себя.

Напомним, изюминка архитектурной концепции состоит в том, что протяженный фасад по красной линии Малой Ордынки разделен на три части, визуально решенные как три разных дома: стеклянный, кирпичный и каменный, но подчиненные одной высоте и общему ритму. Дом спроектирован в парадигме деликатной контекстуальной застройки, необходимой в историческом центре города, но методом современной архитектуры, без стилизации и историзма.
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Строго говоря, описание идеи на этом заканчивается. Все это позволило проекту достаточно гладко пройти советы и согласования; и даже – к счастью – реализован вариант со стеклянным фасадом в северном блоке, а не бежево-кирпичный, предложенный в какой-то момент в ответ на какое-то пожелание.

Дом стоит на двух ярусах подземной парковки, которая занимает все пятно участка, въезд – с Малой Ордынки. Жилая часть разделена на три секции, но они не вполне соответствуют делению уличного фасада, поскольку план дома Г-образный: в северной части объем заворачивает во двор, и третий лестнично-лифтовой узел расположен там. С южной стороны дом, напротив, отступает от соседнего офисного здания 1930-х годов постройки и нависает консолью 6-метровой высоты над проездом для спецтранспорта. От других машин двор закрыт.
  • zooming
    1 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Разрез
    © ADM
  • zooming
    2 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Ситуационный план
    © ADM
  • zooming
    3 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Транспортная схема
    © ADM
  • zooming
    4 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Генеральный план
    © ADM
  • zooming
    5 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 1 этажа
    © ADM
  • zooming
    6 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 2 этажа
    © ADM
  • zooming
    7 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 3-5 этажей
    © ADM
  • zooming
    8 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План -1 этажа
    © ADM
  • zooming
    9 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План -2 этажа
    © ADM
  • zooming
    10 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016
    © ADM

Квартирография разнообразна, этот класс жилья может позволить себе большие площади квартир, до 170 м2; пентхаусы в верхнем этаже имеют собственные выходы на эксплуатируемую кровлю, откуда открываются замечательные виды на Замоскворечье и Кремль.
  • zooming
    1 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Прозрачное ограждение. Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру

Первые этажи отданы лобби и коммерчески-общественным функциям, как и принято сейчас, тем более в центре города. Будем надеяться, что вскоре там появятся интересные арендаторы. По внешней границе тротуара высажены клены с достаточно пышными сформированными кронами.

Словом, здесь соблюдены многие правила – присутствуют как необходимые элементы элитного жилья центре, так и отклик на требования к строительству в историческом городе, а также характерные приемы и подходы к нему, важное место среди которых занимает, конечно, облегчающее восприятие дробление линии застройки на отдельные дома: «первоначально планировалось две части, что соответствовало бы делению уличного фронта на секции, но затем мы пришли к более гармоничной трехсоставной композиции», – рассказывает глава ADM architects Андрей Романов.
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Другой характерный современный прием – консоль, нависающая над проездом и одновременно слегка вынесенная вперед. Она заключает в себе некоторую степень инженерной смелости, способной удивить прохожего: угловой фрагмент дома непринужденно «выехал» из общей массы наружу и «повис». С одной стороны, консоль перекликается с традиционными эркерами, но – в XIX веке и в начале XX архитекторы такого себе позволить не могли, это скорее прием из арсенала конструктивистов и в то же время его принадлежность XXI веку достаточно очевидна.

Консоль «останавливает» движение фасадного строя, ставит в нем этакую запятую, не позволяя воспринимать дом как только лишь часть красной линии разновременных доходников. Небольшой, деликатный, но заметный акцент отвечает, кроме того, Иверскому переулку, который выходит на Малую Ордынку напротив эркера.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Но ценность дома всё же, наверное, не исчерпывается ни тем, ни другим: ни современностью, ни необходимой контекстуальностью. Сложность задачи и успешность результата, надо думать, заключены в найденном балансе между сдержанной встроенностью в состав города и обилием эмоций: деталей, фактуры, работы с масштабом и рисунком, пластических сюжетов, заключенных, буквально-таки «упакованных» в его архитектуре. Именно они делают его интересным для рассматривания и причиной для того, чтобы остановить взгляд.

Только разглядывая реальный получившийся дом, можно почувствовать, каков эффект от сочетания разных поверхностей. К примеру, почувствовать контраст прохладного кирпича и теплого дерева в раструбе перспективного входа.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Или остроту стыковки двух популярных в наши дни материалов, камня и кирпича, позволяющую ощутить «домашнюю» мягкость одного и металлизированную жесткость другого – они действительно выглядят как два очень разных дома и могли бы, в принципе, быть таковыми. Хотя некоторые линии, особенно горизонтальные, отчетливо состыкованы, и поиск сходств-отличий может превратиться в довольно увлекательное занятие.
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Металлизированный блеск окалины в кирпиче центрального фасада придает поверхности, особенно на солнце, интенсивное мерцание в переходах от оранжево-терракотового к серебристо-фиолетовому, синеватому, что напоминает о врубелевских майоликах: они тоже переливаются радужной пленкой. Но в данном случае живописный блеск не растекается, он помещен в рамки строгой системы, как будто бы скрещен с чем-то текстильным. Тем более что использован не кирпич, а ригельная плитка, и в фактурных частях углы не топорщатся, а больше напоминают ленты рельефного плетения, которые в свою очередь поднимаются по фасаду крупным меандром – так и хочется сказать: вот она, метафора городской ткани, как будто спроецирована на кирпичный фасад.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Блеск поверхности кирпича перекликается с темным, но тоже поблескивающим металлом балконных ограждений. Его рисунок – авторский, и по отношению к проекту он изменился, стал менее растительным и более абстрактным: решетка состоит как будто из металлических контуров пляжных камушков, слипшихся в кружево, очень живое, с эффектом «шевеления» поверхности, тоже, хотя и достаточно отдаленно, чтобы не быть цитатой, напоминающее о модерне, но со стороны графики.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Общую холодноватую тональность центральной части поддерживает и блеск оконного стекла, который, с другой стороны, воспринимается как «полномочный посол» соседнего, северного, стеклянного фасада. Здесь панорамные окна помещены в контур серой металлической рамы с глубокими выносами. Между их горизонтальными «направляющими» помещены похожие на полупрозрачные шторы фигуры моллированного стекла. Строго говоря, они не просто похожи, но и выполняют роль штор, прикрывая от посторонних взглядов пространства спален. Кроме того, гнутое стекло прикрывает и оконные рамы, а там, где его нет, использованы большие стекла без стыков, что очень эффектно: издали кажется, что полосы этажей затянуты совершенно цельным стеклом, перед которым кто-то собрал в группы стеклянные складки, как костяшки на счетах.
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Складки гнутого стекла – безусловно, один из самых ярких и привлекательных элементов проекта. Они кажутся драгоценным хрустальным занавесом. Пластичная и светопроницаемая «холодная нитка» притягивает взгляды и в то же время улавливает солнечные лучи, транслируя блики в пространство улицы.
Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM architects

Нельзя сказать, что в Москве еще не бывало декоративной «холодной нитки» или гнутого стекла, – случалось и то, и другое, всякий раз привлекая внимание. Но в именно таком сочетании, где моллированное стекло принимает на себя роль скульптуры, ширмы-декорации – не было, поэтому воспринимается неожиданно свежо. Недвусмысленно указывает на современность дома, даже заставляет любоваться этим качеством современности, техничности хрустального фасада. Но не превращается в декларацию модного решения, не «кричит», удерживается на грани, что важно.

Третий фасад, как мы уже помним, каменно-деревянный, по ощущениям самый теплый, недаром он расположен в южной части и кроме того заворачивает во двор и развивается там, где уместно его более камерное и уютное решение. Известняк, самый традиционный, если не сказать классический материал элитного строительства последних двадцати лет в Москве, покрыт горизонтальной штриховкой тонких желобков, которая придает его поверхности необходимый, но очень легкий, почти тюлевый рельеф, ненавязчивую долю свето-тени и, главное, законченность. Множество деревянных «рам» по внутреннему контуру окон делают фасад визуально двухслойным, подразделяя проемы на пять видов (если считать эркер, то шесть), и формируя сложную, но подчиненную системе игру.

Здесь появляются балконы: небольшого выноса на улице и более внушительные во дворе, они размыкают и оживляют стены, акцентируют тишину вокруг – потому что ведь только в спокойном городе можно выйти на балкон не по необходимости, а для удовольствия.
  • zooming
    1 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    4 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    5 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    6 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    7 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    8 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    9 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

В целом дом не просто разделен по фасаду на три части – между ними возникает взаимодействие и иерархия, основанная, как мне кажется, на движении с севера на юг, от льдистого стекла к слиянию терракоты и металла, а затем к палевому камню и желто-оранжевому дереву: последовательность фасадов ведет нас от красивого, но несколько прохладного футуризма к уютной «солнечной» версии дома, которая полностью раскрывается во дворе.

Двор – отдельная история, «пятый фасад», пространство которого работает, однако, настолько активно, что начинаешь задумываться скорее о «пятом измерении» – настолько его небольшая площадка, 30 х 40 м, насыщена сменами впечатлений. Наподобие большой шахматной доски из «Алисы в Зазеркалье», хотя и не так строго, двор расчерчен на прямоугольники: два газона, три окруженных боскетами из туи «кабинета для тихой беседы», там установлены деревянные кресла и столы.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Самая интересная часть в центре – повышенный, как будто выдвинутый вверх из земли или, наоборот, обрезанный по краям до прямоугольника, газон с холмами геопластики. У него есть технический смысл: двор, как мы помним, расположен на кровле подземной парковки, и для размещения достаточного количества грунта для взрослого дерева уместен небольшой холм, дающий «запас». Но получилось еще и пластически интересно: то ли двор получил объемную инкрустацию холмистой местностью, то ли здесь в гранитных берегах застыл некий «ковер».
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Картину дополняют еще два приподнятых газона со встроенными скамейками и, самое главное – сухой фонтан из клеток: в одних мраморная галька, в других каменные «круги на воде», похожие на шашки.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    4 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    5 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    6 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

И наконец, небольшая, но сложносочиненная детская площадка, спроектированная бюро «Дружба» и сочетающая горки, пещеры, стенку для скалолазания и доску для рисования, прислонена к восточной стене двора.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Заблудиться в таком дворе, конечно, нельзя, но элементы паркового лабиринта здесь есть. Несмотря на малые размеры, его невозможно оценить одним взглядом стоя на уровне земли. При взгляде с разных позиций он воспринимается иначе, разыгрывает несколько сценариев, и детских, и взрослых – это многосоставное пространство, срежиссированное таким образом, что его сложность не превращается в тесноту. Оно ощущается как очень дорогое, как и фасады дома, не только из-за вложенных материалов, но и из-за количества приложенных сил и палитре вызываемых эмоций – при всей их умеренности и ненавязчивости.

Возможно, в этом и состоит одна из важных особенностей дома: в нем создан новый образ роскоши: роскоши хорошо освоенного, отделанного, дорогого городского пространства. Отчасти она достается и всем прохожим на улице – бесплатно, как фасад, мимо которого можно идти. Дом отвечает известному рассуждению о том, что «элитное» строительство в центре города это как правило очень дорогая история. Но увы не всегда результат выглядит как ценная шкатулка – не кричащая, а уверенно и спокойно демонстрирующая свою ценность: продуманностью и исполнением элементов и целого, уместностью их появления и – тем самым, уже упомянутым балансом, который здесь, надо думать, найден. Что делает дом удачным примером строительства в центре, хорошим образцом нового «доходного дома», отвечающего длинному списку требований современности. 
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
ЖК Малая Ордынка, 19
Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, 19

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж

2014 — 2015 / 2016 — 2019

03 Марта 2020

ADM: другие проекты
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Склонение башен
Три башни ЖК «Новоданиловская 8» – новый, и самый высотный, сосед Даниловских мануфактуры, «форта», «плазы», дополнение целого куста современной архитектуры от известных мастеров. При этом они здесь единственные – жилые, самые высотные, и на непростом участке. Рассматриваем, как архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова решили непростую задачу.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пять сестер
Пять башен Ривер Парка на Кутузовском, на берегу Москвы-реки и недалеко от Москва-Сити, стали новым этапом творческого развития архитекторов бюро ADM: именно здесь они начали эксперименты со стеклянными высотками, с одной стороны, компактно-силуэтными, а с другой – оживленными пластикой эркеров.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
LIFE на берегу Сетуни
В долине реки Сетунь, в районе Верейской улицы выросли два новых квартала ЖК «LIFE-Кутузовский» по проекту ADM arhcitects. У них есть собственный бульвар с ритейлом и небольшой прибрежный парк.
Витальное плетение
Рядом с метро «Дубровка» бюро ADM спроектировало жилой комплекс Vitality с полихромной смесью клинкерного кирпича на рельефных фасадах.
Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.