Новая версия старого города

Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Жилой дом на Малой Ордынке
Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, вл. 19

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж

2016 – 2019
Четыре года назад мы подробно рассказывали о проекте ЖК «Малая Ордынка, 19» – теперь дом реализован. Он построен компанией Sminex на тихой улице Замоскворечья – в месте, настолько центральном и правильном для элитного столичного жилья, что не требуется никаких красивых иноязычных названий: адрес говорит сам за себя.

Напомним, изюминка архитектурной концепции состоит в том, что протяженный фасад по красной линии Малой Ордынки разделен на три части, визуально решенные как три разных дома: стеклянный, кирпичный и каменный, но подчиненные одной высоте и общему ритму. Дом спроектирован в парадигме деликатной контекстуальной застройки, необходимой в историческом центре города, но методом современной архитектуры, без стилизации и историзма.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Строго говоря, описание идеи на этом заканчивается. Все это позволило проекту достаточно гладко пройти советы и согласования; и даже – к счастью – реализован вариант со стеклянным фасадом в северном блоке, а не бежево-кирпичный, предложенный в какой-то момент в ответ на какое-то пожелание.

Дом стоит на двух ярусах подземной парковки, которая занимает все пятно участка, въезд – с Малой Ордынки. Жилая часть разделена на три секции, но они не вполне соответствуют делению уличного фасада, поскольку план дома Г-образный: в северной части объем заворачивает во двор, и третий лестнично-лифтовой узел расположен там. С южной стороны дом, напротив, отступает от соседнего офисного здания 1930-х годов постройки и нависает консолью 6-метровой высоты над проездом для спецтранспорта. От других машин двор закрыт.
  • zooming
    1 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Разрез
    © ADM
  • zooming
    2 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Ситуационный план
    © ADM
  • zooming
    3 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Транспортная схема
    © ADM
  • zooming
    4 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Генеральный план
    © ADM
  • zooming
    5 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 1 этажа
    © ADM
  • zooming
    6 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 2 этажа
    © ADM
  • zooming
    7 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План 3-5 этажей
    © ADM
  • zooming
    8 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План -1 этажа
    © ADM
  • zooming
    9 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. План -2 этажа
    © ADM
  • zooming
    10 / 10
    Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016
    © ADM

Квартирография разнообразна, этот класс жилья может позволить себе большие площади квартир, до 170 м2; пентхаусы в верхнем этаже имеют собственные выходы на эксплуатируемую кровлю, откуда открываются замечательные виды на Замоскворечье и Кремль.
  • zooming
    1 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Прозрачное ограждение. Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды в эксплуатируемой кровли ЖК Малая Ордынка, 19
    Фотография: Архи.ру

Первые этажи отданы лобби и коммерчески-общественным функциям, как и принято сейчас, тем более в центре города. Будем надеяться, что вскоре там появятся интересные арендаторы. По внешней границе тротуара высажены клены с достаточно пышными сформированными кронами.

Словом, здесь соблюдены многие правила – присутствуют как необходимые элементы элитного жилья центре, так и отклик на требования к строительству в историческом городе, а также характерные приемы и подходы к нему, важное место среди которых занимает, конечно, облегчающее восприятие дробление линии застройки на отдельные дома: «первоначально планировалось две части, что соответствовало бы делению уличного фронта на секции, но затем мы пришли к более гармоничной трехсоставной композиции», – рассказывает глава ADM architects Андрей Романов.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Другой характерный современный прием – консоль, нависающая над проездом и одновременно слегка вынесенная вперед. Она заключает в себе некоторую степень инженерной смелости, способной удивить прохожего: угловой фрагмент дома непринужденно «выехал» из общей массы наружу и «повис». С одной стороны, консоль перекликается с традиционными эркерами, но – в XIX веке и в начале XX архитекторы такого себе позволить не могли, это скорее прием из арсенала конструктивистов и в то же время его принадлежность XXI веку достаточно очевидна.

Консоль «останавливает» движение фасадного строя, ставит в нем этакую запятую, не позволяя воспринимать дом как только лишь часть красной линии разновременных доходников. Небольшой, деликатный, но заметный акцент отвечает, кроме того, Иверскому переулку, который выходит на Малую Ордынку напротив эркера.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Но ценность дома всё же, наверное, не исчерпывается ни тем, ни другим: ни современностью, ни необходимой контекстуальностью. Сложность задачи и успешность результата, надо думать, заключены в найденном балансе между сдержанной встроенностью в состав города и обилием эмоций: деталей, фактуры, работы с масштабом и рисунком, пластических сюжетов, заключенных, буквально-таки «упакованных» в его архитектуре. Именно они делают его интересным для рассматривания и причиной для того, чтобы остановить взгляд.

Только разглядывая реальный получившийся дом, можно почувствовать, каков эффект от сочетания разных поверхностей. К примеру, почувствовать контраст прохладного кирпича и теплого дерева в раструбе перспективного входа.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Или остроту стыковки двух популярных в наши дни материалов, камня и кирпича, позволяющую ощутить «домашнюю» мягкость одного и металлизированную жесткость другого – они действительно выглядят как два очень разных дома и могли бы, в принципе, быть таковыми. Хотя некоторые линии, особенно горизонтальные, отчетливо состыкованы, и поиск сходств-отличий может превратиться в довольно увлекательное занятие.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Металлизированный блеск окалины в кирпиче центрального фасада придает поверхности, особенно на солнце, интенсивное мерцание в переходах от оранжево-терракотового к серебристо-фиолетовому, синеватому, что напоминает о врубелевских майоликах: они тоже переливаются радужной пленкой. Но в данном случае живописный блеск не растекается, он помещен в рамки строгой системы, как будто бы скрещен с чем-то текстильным. Тем более что использован не кирпич, а ригельная плитка, и в фактурных частях углы не топорщатся, а больше напоминают ленты рельефного плетения, которые в свою очередь поднимаются по фасаду крупным меандром – так и хочется сказать: вот она, метафора городской ткани, как будто спроецирована на кирпичный фасад.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Блеск поверхности кирпича перекликается с темным, но тоже поблескивающим металлом балконных ограждений. Его рисунок – авторский, и по отношению к проекту он изменился, стал менее растительным и более абстрактным: решетка состоит как будто из металлических контуров пляжных камушков, слипшихся в кружево, очень живое, с эффектом «шевеления» поверхности, тоже, хотя и достаточно отдаленно, чтобы не быть цитатой, напоминающее о модерне, но со стороны графики.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Общую холодноватую тональность центральной части поддерживает и блеск оконного стекла, который, с другой стороны, воспринимается как «полномочный посол» соседнего, северного, стеклянного фасада. Здесь панорамные окна помещены в контур серой металлической рамы с глубокими выносами. Между их горизонтальными «направляющими» помещены похожие на полупрозрачные шторы фигуры моллированного стекла. Строго говоря, они не просто похожи, но и выполняют роль штор, прикрывая от посторонних взглядов пространства спален. Кроме того, гнутое стекло прикрывает и оконные рамы, а там, где его нет, использованы большие стекла без стыков, что очень эффектно: издали кажется, что полосы этажей затянуты совершенно цельным стеклом, перед которым кто-то собрал в группы стеклянные складки, как костяшки на счетах.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Складки гнутого стекла – безусловно, один из самых ярких и привлекательных элементов проекта. Они кажутся драгоценным хрустальным занавесом. Пластичная и светопроницаемая «холодная нитка» притягивает взгляды и в то же время улавливает солнечные лучи, транслируя блики в пространство улицы.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Нельзя сказать, что в Москве еще не бывало декоративной «холодной нитки» или гнутого стекла, – случалось и то, и другое, всякий раз привлекая внимание. Но в именно таком сочетании, где моллированное стекло принимает на себя роль скульптуры, ширмы-декорации – не было, поэтому воспринимается неожиданно свежо. Недвусмысленно указывает на современность дома, даже заставляет любоваться этим качеством современности, техничности хрустального фасада. Но не превращается в декларацию модного решения, не «кричит», удерживается на грани, что важно.

Третий фасад, как мы уже помним, каменно-деревянный, по ощущениям самый теплый, недаром он расположен в южной части и кроме того заворачивает во двор и развивается там, где уместно его более камерное и уютное решение. Известняк, самый традиционный, если не сказать классический материал элитного строительства последних двадцати лет в Москве, покрыт горизонтальной штриховкой тонких желобков, которая придает его поверхности необходимый, но очень легкий, почти тюлевый рельеф, ненавязчивую долю свето-тени и, главное, законченность. Множество деревянных «рам» по внутреннему контуру окон делают фасад визуально двухслойным, подразделяя проемы на пять видов (если считать эркер, то шесть), и формируя сложную, но подчиненную системе игру.

Здесь появляются балконы: небольшого выноса на улице и более внушительные во дворе, они размыкают и оживляют стены, акцентируют тишину вокруг – потому что ведь только в спокойном городе можно выйти на балкон не по необходимости, а для удовольствия.
  • zooming
    1 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    4 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    5 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    6 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    7 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    8 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    9 / 9
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

В целом дом не просто разделен по фасаду на три части – между ними возникает взаимодействие и иерархия, основанная, как мне кажется, на движении с севера на юг, от льдистого стекла к слиянию терракоты и металла, а затем к палевому камню и желто-оранжевому дереву: последовательность фасадов ведет нас от красивого, но несколько прохладного футуризма к уютной «солнечной» версии дома, которая полностью раскрывается во дворе.

Двор – отдельная история, «пятый фасад», пространство которого работает, однако, настолько активно, что начинаешь задумываться скорее о «пятом измерении» – настолько его небольшая площадка, 30 х 40 м, насыщена сменами впечатлений. Наподобие большой шахматной доски из «Алисы в Зазеркалье», хотя и не так строго, двор расчерчен на прямоугольники: два газона, три окруженных боскетами из туи «кабинета для тихой беседы», там установлены деревянные кресла и столы.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Самая интересная часть в центре – повышенный, как будто выдвинутый вверх из земли или, наоборот, обрезанный по краям до прямоугольника, газон с холмами геопластики. У него есть технический смысл: двор, как мы помним, расположен на кровле подземной парковки, и для размещения достаточного количества грунта для взрослого дерева уместен небольшой холм, дающий «запас». Но получилось еще и пластически интересно: то ли двор получил объемную инкрустацию холмистой местностью, то ли здесь в гранитных берегах застыл некий «ковер».
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Картину дополняют еще два приподнятых газона со встроенными скамейками и, самое главное – сухой фонтан из клеток: в одних мраморная галька, в других каменные «круги на воде», похожие на шашки.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    4 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    5 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    6 / 6
    Жилой дом на Малой Ордынке
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

И наконец, небольшая, но сложносочиненная детская площадка, спроектированная бюро «Дружба» и сочетающая горки, пещеры, стенку для скалолазания и доску для рисования, прислонена к восточной стене двора.
Жилой дом на Малой Ордынке
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Заблудиться в таком дворе, конечно, нельзя, но элементы паркового лабиринта здесь есть. Несмотря на малые размеры, его невозможно оценить одним взглядом стоя на уровне земли. При взгляде с разных позиций он воспринимается иначе, разыгрывает несколько сценариев, и детских, и взрослых – это многосоставное пространство, срежиссированное таким образом, что его сложность не превращается в тесноту. Оно ощущается как очень дорогое, как и фасады дома, не только из-за вложенных материалов, но и из-за количества приложенных сил и палитре вызываемых эмоций – при всей их умеренности и ненавязчивости.

Возможно, в этом и состоит одна из важных особенностей дома: в нем создан новый образ роскоши: роскоши хорошо освоенного, отделанного, дорогого городского пространства. Отчасти она достается и всем прохожим на улице – бесплатно, как фасад, мимо которого можно идти. Дом отвечает известному рассуждению о том, что «элитное» строительство в центре города это как правило очень дорогая история. Но увы не всегда результат выглядит как ценная шкатулка – не кричащая, а уверенно и спокойно демонстрирующая свою ценность: продуманностью и исполнением элементов и целого, уместностью их появления и – тем самым, уже упомянутым балансом, который здесь, надо думать, найден. Что делает дом удачным примером строительства в центре, хорошим образцом нового «доходного дома», отвечающего длинному списку требований современности. 

0

Мастерская:

ADM

Проект:

Жилой дом на Малой Ордынке
Россия, Москва, ул. Малая Ордынка, вл. 19

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж

2016 – 2019

03 Марта 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.