Россия,Московская обл.,,Одинцово.д. Раздоры, ул. Утренняя
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, И. В. Кожин, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. А. Патрикеев (визуализация)
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Гимназия имени Е.М. Примакова – необычная школа. В нее принимают детей, начиная с трех лет, а обучение с первого дня ведется на двух языках – русском и английском. Сегодня в составе гимназии – детский сад на 225 мест и школа на 550 мест. Рейтинг учебного заведения высок, воспитанников отбирают на конкурсной основе и, несмотря на платное обучение, гимназия уже сегодня не может принять всех желающих. Директор гимназии Майя Отариевна Майсурадзе видит выход из положения в развитии учебного заведения по модели сочинского «Сириуса»: планируется, что сюда на краткосрочные программы будут приезжать порядка 500 детей из разных регионов страны. А для этого нужна соответствующая инфраструктура, в том числе общежития для учащихся и для преподавателей, солидная часть которых – носители английского языка.
«Майя Отариевна вкладывает в свою инициативу столько энтузиазма, интеллекта и энергетики», – говорит Никита Явейн, – «что ее с полным правом можно считать не только главным идеологом проекта, но и соавтором архитектурного решения». Для Никиты Явейна это очередная уникальная школа, после Академии танца Бориса Эйфмана, ВШМ СПБГУ и «Сириуса». Ставка на новейшие тенденции в образовательном процессе – «умножение коммуникаций» и «перемешивание страт» – вызвала к жизни решение с многофункциональным атриумом – прием, который архитекторы «Студии 44» используют довольно часто. Не самая простая исходная ситуация в Одинцовском г.о. Подмосковья стала в данном случае отправной точкой для структуры сложной, но изящной в своей логичности, и, кроме того, пропитанной идеологией «новой школы».
Гимназия в настоящее время располагается в трехэтажном здании, достаточно развитом и сложном по пятну застройки. На окружающей территории деревни Раздоры, застроенной преимущественно ИЖС, оно демонстрирует принципиально иной масштаб. Новый корпус, который понадобился для развития гимназии, должен был по задумке архитекторов ввести третий масштаб – переходное звено между мелкодисперсной частной застройкой и существующим объемом.
Осуществить посадку здания на участке оказалось сложнее, чем на Невском проспекте, – рассказывает Никита Явейн: «Мы много строили в центре Петербурга, но таких проблем с сетями, где собственники боролись бы за каждый метр земли, я, честно говоря, даже не знаю. Эти проблемы заставили нас несколько раз менять проект». Участок в итоге сжался и приобрел сложную форму, внутри которой архитекторам удалось не только разместить все, что задумывалось, избежав переуплотнения, но и красиво разложить функцию в пространстве, соблюдая некую смысловую иерархию образовательного процесса.
«Мы попытались уловить геометрию этого пространства и развить ее в структуру, основанную на идеологии современного образовательного процесса. Речь идет о пространствах социализации и коммуникаций, которые в передовых школах сегодня выходят на первый план уже на ранних этапах обучения. Дети общаются и учатся друг у друга – никакой изоляции, пускай шумят! Игровой формат обучения, неформальное общение с преподавателями стимулируют самообразование. И наша задача – создать для этого условия средствами архитектуры» – рассказывает Никита Явейн.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Аксонометрия
Вполне естественно, что пространством этой всеобщей коммуникации, равно как и планировочным центром школы является атриум. У него, помимо смыслообразущей, есть и утилитарная задача – несколько дней в году здесь должны уместиться порядка 1300 человек – родителей, гостей, спонсоров, приезжающих на торжественные даты. Делать рядом со школой актовый зал, который будет 360 дней в году закрыт на ключ, было попросту невозможно.
Пространственное ядро как бы примагничивает «хаотично» разбросанные вокруг него функциональные блоки, выражающие найденный «средний» масштаб. Каждый из них имеет свое «лицо». Наука, Гуманитарные дисциплины, Искусство, Спорт, а также входной вестибюль, столовая и Сцена – выполнены своим набором архитектурных приемов, так что композиционно новый корпус как будто сращен из «разных зданий». В «случайности» их расположения зашифрована четкая иерархия: в зависимости от значения функции в общем образовательном процессе определяется и «мера вторжения» блока на территорию атриума. Так, Наука и Спорт оказываются немного обособленными, а столовая и Гуманитарные науки – раскрыты в атриум почти целиком.
«Мы выстроили эти объемы исходя из геометрии участка, достаточно жестко. Потом определили иерархию их «внедрения» в атриум, пространство которого нельзя было раздувать, и попытались все это трактовать в виде некоего ландшафта. Получилась деревня или городок, выходящий своими главными фасадами на «площадь» – зрительный зал. Эти фасады опоясаны галереями, которые осуществляют связь помещений во втором уровне, а во время проведения мероприятий служат зрительскими балконами» – говорит Иван Кожин, главный архитектор проекта.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Аксонометрия
Главным элементом ландшафта становится ломаная лестница – она же амфитеатр, раскрывающийся своей сложной геометрией навстречу блоку сцены. Лестница-форум – прием не просто популярный, но даже имеющий характер обязательного в современных школах западного толка. В гимназии он оказывается насыщенным еще и своей внутренней функцией: это библиотека с открытым фондом хранения книг, периферийными «холмами» и закутками-«гротами» в виде ступенчатых «зиккуратов», где можно позаниматься и почитать в уединении. Обширное пространство перекрывает опирающаяся на лес колонок ячеистая рыхлая структура – она растекается и слепляет блоки в единое целое.
По планировке тематические блоки достаточно автономны и имеют индивидуальные решения. Блок Гуманитарных наук, например, задуман в виде совокупности небольших аудиторий со своей камерной рекреацией. Блок Искусство содержит систему залов с верхним светом для занятий танцами, музыкой, художествами. Между ними отсутствуют привычные коридоры: пространственная связь осуществляется свободно, посредством атриума. В подвальный этаж вынесены все вспомогательные функции – инженерия, гардеробы, санузлы. Относительно изолированный третий этаж отдан под учительские, здесь же располагается кабинет директора.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Учебный корпус
Помимо внутренней «площади», в комплексе есть и уличная – внутренний дворик существующей гимназии. Он в решении «Студии 44» обретает определенную степень торжественности, дающую полное право именоваться площадью. Сюда выходят «портики» блоков вестибюля и Сцены, связывающие внешнее и внутреннее пространство школы.
Парадный вестибюль – парафраз античного периптера, свободно «рассыпающий» колонны вокруг легкого стеклянного объема и тем самым дающий понять, что и процесс обучения здесь далек от классического. Блок расположенной рядом Сцены, которая одновременно может работать и на зал-атриум, и на открытую площадь, по контрасту массивен за счет применения кирпича. Он выходит наружу мощным раструбом с перспективным неоклассическим «порталом» в духе архитектуры итальянских рационалистов А. Либера или Дж. Терраньи. Но в то же время портал трактован асимметрично, что как будто намекает на некую «демократизацию» классики, свободу трактовки, отсутствие в этой школе привычных классических схем. Так, остекленному объему лестничной клетки с одной стороны вторит строй колонн с другой.
Несмотря на разность приемов, в целом все эти решения как будто подчиняются единому коду: это нарочито укрупненный масштаб и подчеркивающие его пилоны, контрастное сочетание кирпича и стекла. Самый удаленный блок Спорт является как бы переходным звеном к круглому объему общежития для преподавателей, расположенному на краю участка. В нем появляются круглые окошки и окна, абрисом напоминающие «термальные» и как бы приготавливающие появление «радикального» мини-Колизея.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Общежития для учащихся
Расположенные в северной части территории общежития для учащихся – более традиционные, прямоугольные. Если «Колизей» трактован как крупная «римская» форма, то архитектура общежитий квадратного типа – подчеркнуто «современна». В ней присутствует «загородный» масштаб, что-то скандинавское, навеянное применением в отделке специально обработанной деревянной доски. Впрочем, внутренняя структура везде одинаковая: помещения группируются вокруг небольших рекреаций или атриумов, и выходят в них балконами-галереями.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Комплекс общежитий
Среда, побуждающая детей к общению и взаимодействию, не ограничивается стенами корпуса и свободно выплескивается в окружающий ландшафт, опутанный дорожками для пешеходов и велосипедистов. Представляя проект «Студии 44» на недавнем «Зодчестве», главный архитектор Московской области Александра Кузьмина заметила, что так элегантно выйти из сложнейшей ситуации участка, «посадить» здание в условиях сплошных ограничений, чтобы оставить еще и свободной территорию под рекреацию, можно было, только чутко уловив нужный масштаб. У архитекторов это получилось. Лишнее тому доказательство – попадание проекта в топ международного фестиваля WAF, где Никита Явейн появляется с завидным постоянством.