Волны в степи

«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

06 Декабря 2019
mainImg

Мастерская:

Twelve architects
Assmann Beraten+Planen

Проект:

Аэропорт «Платов»
Россия, Ростов-на-Дону

Авторский коллектив:
Генеральный проектировщик, стадия «проект»: Assmann Beraten+Planen (Германия)
Разработка мастер-плана: Lufthansa Consulting company
Архитектурная концепция, ландшафт, благоустройство, дизайн фасадов и интерьеров
общественных зон, стадия «рабочая документация»: Twelve Architects & Masterplanners
Рабочее проектирование технических зон: R1

Архитекторы:
руководитель группы: М. Кортрайт
руководитель проекта: А. Битус
ГАП: В. Васильев
Р. Беард, Н. Виас, Ю. Мосунова,
Е. Рудик, Д. Финк, И. Худяков

Интерьеры зон повышенного комфорта и priority pass: VOX Architects; Nefa architects.

Здание VIP-терминала (отдельностоящее): Nefa architects, Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова; Мария Насонова, Дмитрий Триденов, Сергей Курепин.
 

2013 – 2017

Заказчик: компания «Аэропорты Регионов»,
компания «Ростоваэроинвест»

Строители: Limak-Marashstroy (Турция)
Аэропорт, названный по фамилии атамана Донского казачьего войска, строили к Чемпионату мира по футболу 2018 года в «чистом поле», в 30 км от Ростова-на-Дону. Проект во многом уникальный: начиная с того факта, что это первый аэропорт в новейшей истории России, не реконструированный, а построенный с нуля, заканчивая тем, что руководителей проекта из иностранного бюро почти два года жил на стройке, присматривая за должным исполнением работ. Сегодня «Платов» способен принимать до пяти миллионов пассажиров в год, заложенные в нем архитектурные решения позволяют расширяться, а яркий образ и дальнейшее развитие инфраструктуры наделяют потенциалом к превращению в многофункциональный «аэрополис».
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Конкурс на проект объявили в 2013 году, до этого компания Lufthansa помогла выбрать подходящий участок, учитывая розу ветров и перспективное строительство второй взлетно-посадочной полосы. На первом этапе участвовало 27 бюро, затем отобрали 11 проектов, в итоге победило предложение Twelve Architects & Masterplanners. Руководитель проекта Алекс Битус рассказывает, что выиграть помогла в некотором смысле дерзость: по техзаданию кровля должна была быть плоской, что сводило всю борьбу до конкурса на лучший фасад. Бюро решило обойти это условие, обосновало подход, подсчитало, что удорожания не будет. В результате оказалось, что остальные участники следовали поставленной задаче, а проект Twelve Architects на их фоне выгодно отличался.

Архитекторы рассматривали будущий аэропорт как «мост в небо», связывающий города и страны. Из этой идеи родились параболические арки на кровле, три из которых приподнимаются и выдвигаются на площадь перед терминалом, обозначая основные входы и зоны: прилета, международных и внутренних вылетов. Арки оказались емким образом, не удивительно, что впоследствии появились и другие интерпретации: жителям в них видятся скорее волны Дона или степные холмы.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Основное тело аэропорта – простой прямоугольник с галереей и посадочными «рукавами» вдоль летного поля. Сложности и динамики ему придает именно изогнутая кровля из вальцованного алюминия. Примерно посередине здания, там, где выдвигается к площади средняя арка, кровлю на всю длину «рассекает» световой фонарь шириной восемь метров. Он не только наполняет помещение дневным светом, но и служит элементом навигации, поскольку разделяет терминал на залы международных и внутренних вылетов. На «глухие» боковые фасады выходят два зала повышенной комфортности, еще один располагается в центре зала.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Внутри терминала архитекторы хотели создать уютную и спокойную атмосферу, поскольку для многих людей путешествие – это стресс. Задача, как оказалось, не самая простая, учитывая, что использовать можно только негорючие материалы, выбор которых весьма ограничен. Нужного результата добились с помощью теплых оттенков, кадок с растениями и отсылающих к местному колориту деталей. Для арендаторов спроектировали домики-павильоны, напоминающие «казачьи хаты». Их зеленая кровля – самая настоящая: живые нолины поддерживает система автополива, интегрированная в домики.
  • zooming
    1 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    2 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    3 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    4 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    5 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    6 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    7 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © VOX Architects
  • zooming
    8 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © VOX Architects

Ландшафтный дизайн, в том числе каскадные водоемы, в которых здание аэропорта эффектно отражается, разработало также Twelve Architects. А схема мощения и посадки деревьев принята из концепции благоустройства, которую подготовило бюро Wowhaus.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Здание аэропорта вписано в ортогональную сетку с ячейками размером 16х16 м, конструктивно и технологически оно спроектировано так, что можно расширять вправо и влево не только «короб»-процессор, но и галереи, увеличивая количество контактных стоянок для самолетов.

Алекс Битус подчеркивает: «Расширение, безусловно, возможно, но с точки зрения сегодняшней авиационной технологии. Какой она будет через 20-30 лет, мы точно не знаем. Технология авиационных перевозок меняется очень быстро, появляется новое оборудование, требования, возможности. Все может кардинально измениться. В этой связи хороший пример – здание Пулково-1, проект реконструкции которого мы сделали в прошлом году. Этой постройке скоро будет 50 лет, для здания срок совсем небольшой, но мы видим гигантскую пропасть с точки зрения технологии перевозок пассажиров тогда и сейчас. Расширять это здание практически невозможно, да и технологические процессы из него полностью убрали из-за несовместимости планировочных решений и требований технологии, оставив только посадку пассажиров и бизнес-залы».

Тот же опыт показывает Великобритания: после реконструкции от аэропортов, построенных в 90-е годы прошлого века, остаются только колонны, фасады и кровля. Архитектор считает, что «по-хорошему, здание аэровокзала должно быть ангаром с возможностью изменения начинки, этого требует постоянно совершенствующаяся технология».
  • zooming
    1 / 5
    Генеральный план. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    2 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    3 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    4 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    5 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects

«Платов» рассчитан на пассажиропоток в пять миллионов человек в год, но пока что работает не на полную мощность: полноценному развитию аэропорта и, как следствие, его инфраструктуры, препятствует закрытая воздушная зона над Донбассом. «Ее облет для европейских компаний увеличивает расходы, в результате авиаперевозчики не рассматривают это направление как коммерчески привлекательное», – поясняет Алекс Битус.
zooming
Пассажирский терминал разрез. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
zooming
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
zooming
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
zooming
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects

Гостиница и регулярное сообщение в виде железной или монорельсовой дороги должны появится, когда загрузка аэропорта достигнет планируемых показателей, а рейсы станут наполняемыми и регулярными. Алекс Битус уверен, что со временем это неизбежно произойдет, и вокруг аэропорта появятся логистические центры.

Поставщики, технологии

Мастерская:

Twelve architects
Assmann Beraten+Planen

Проект:

Аэропорт «Платов»
Россия, Ростов-на-Дону

Авторский коллектив:
Генеральный проектировщик, стадия «проект»: Assmann Beraten+Planen (Германия)
Разработка мастер-плана: Lufthansa Consulting company
Архитектурная концепция, ландшафт, благоустройство, дизайн фасадов и интерьеров
общественных зон, стадия «рабочая документация»: Twelve Architects & Masterplanners
Рабочее проектирование технических зон: R1

Архитекторы:
руководитель группы: М. Кортрайт
руководитель проекта: А. Битус
ГАП: В. Васильев
Р. Беард, Н. Виас, Ю. Мосунова,
Е. Рудик, Д. Финк, И. Худяков

Интерьеры зон повышенного комфорта и priority pass: VOX Architects; Nefa architects.

Здание VIP-терминала (отдельностоящее): Nefa architects, Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова; Мария Насонова, Дмитрий Триденов, Сергей Курепин.
 

2013 – 2017

Заказчик: компания «Аэропорты Регионов»,
компания «Ростоваэроинвест»

Строители: Limak-Marashstroy (Турция)

06 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.