Укрупнение

В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.

mainImg
Любовь к добру разбередила сердце им...
Наум Коржавин. Памяти Герцена

Фестиваль «Зодчество» проводится двадцать седьмой раз, скоро тридцатилетний юбилей, он давно стал обязательным пунктом ежегодной повестки. Но человек устроен так, что сравнивает с ближайшим – и по сравнению с прошлогодним нынешний фестиваль, определенно, выглядит лучше. Все же нижний этаж Манежа не место для фестиваля такого уровня, а застекленный вопреки протестам, но уже давно, Гостиный двор – самое то. Солнечные блики на арках Кваренги, архитектора, который, как известно, имел большую семью и поэтому строил неимоверно много, но хорошо и уж во всяком случае узнаваемо – отлично помогают настроиться.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Предваряя открытие фестиваля, президент САР и СМА Николай Шумаков прокомментировал его тему – Прозрачность – предложенную кураторами второго года Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным, примерно так: «<надо> внести прозрачные отношения в нашу жизнь, <…> в любовь, в конце концов <…> Вряд ли современное состояние архитектуры способствует изменению нашего сознания и бытия, но мы все равно верим, что это случится, что мы заживем в ином обществе, в иной архитектуре, в прозрачных наших отношениях… <…> В прошлом году фестиваль посетило 28 000 человек за 3 дня. Надеюсь, в этом году будет больше, не потому что зал больше, а потому что просыпается общество, появилось вдруг в обиходе слово «архитектура». Как правило, имеют в виду благоустройство, но все равно, архитектура «засветилась». <…> Завтра мы будем жить в прозрачном обществе, в прозрачной архитектуре».
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Всестороннее определение теме дала главный архитектор Московской области Александра Кузьмина: «…с градостроительной точки зрения эта тема может быть трактована как тема проницаемости городской ткани, для чиновника – как прозрачность процедур представления наших планов, в частности, жителям». Александра Кузьмина также охарактеризовала фестиваль как «мероприятие исключительно полезное, лучшее из всех происходящих. «<Здесь> соревнуются профессионалы, мало дилетантизма, не принято сюда привозить виртуальные проекты, здесь не хвастаются лавочками и мелочами». В чем ее горячо поддержал Николай Шумаков: «это единственный профессиональный фестиваль и форум, площадка для нас с вами, профессиональных архитекторов и, во-вторых, профессиональной архитектуры. Не ширпотреб в виде выставки кирпичей, брусчатки и стекла». Привожу столь обширные цитаты, поскольку кажется, что редко организаторы и участники позиционируют фестиваль столь прозрачно.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

«Зодчество», как известно, состоит из нескольких частей: представительства архитектурно-градостроительных ведомств регионов и крупных институций; кураторской экспозиции на заданную тему; небольшой, в этом году кажется особенно, выставки товаров и производителей, и смотра-конкурса претендентов на «Хрустального Дедала» и его сына Икара (исправлено: «Татлина», – прим.ред.).
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

В этом году первые – представительства – особенно развернулись. Им достались очень крупные, масштабные стенды справа и слева, и почти каждый превратил свой угол, который при таком размере и углом-то не назовешь, в роскошную презентацию. Одна республика выставила интерактивный макет, управляемый взмахом руки. Другая, вторя заявленной теме, расставила полупрозрачные конструкции. Один южный город выставил макет такого размера, что в нем хочется немедленно искупаться. Видимо, следующим шагом будет бассейн с морской водой, и это было бы замечательно. Характерно присутствие крупных градостроительных институций – причем один стенд, уважаемого и давно существующего учреждения, с которым, помнится, градозащитники боролись еще в 1987 году, а может быть, и ранее, весь отдан под веселую раскраску и уже в первый день пестрел картинками посетителей на карте Москвы. Чудесная улыбающаяся седоволосая дама в майке волонтера «Зодчества» уже через несколько минут после открытия пыталась выдать мне цветной маркер и приспособить к раскрашиванию. У меня в этот момент в голове крутилось, какие стишата мы придумывали в 1987-м про эту организацию; но мы тогда были дети, нам, наверное, простительно – но ведь я совершенно не представляла, что эта организация будет через 32, ох, уже целых 32 года так хорошо работать с подростками на выставке, предлагая нарисовать или раскрасить что-нибудь в Москве.
  • zooming
    1 / 5
    Стенд НИ и ПИ Генплана. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд ГлавАПУ. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стенд ГлавАПУ.Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стенд ГлавАПУ. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Макет Новороссийска. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Словом, раньше лидировали две столицы, а остальные регионы с разной степенью успеха боролись с желанием развесить по стенам побольше одинаковых планшетов с очень мелкими буквами и картинками, похожими друг на друга проектами и разнообразными планировками, – то теперь это какой-то парад планет: похоже, все администрации, ну или все активные, (не прошло и 25 лет, как) освоили искусство говорить ярким медийным языком, развлекать и заманивать зрителя, расставлять подушки, скамейки и экраны, словом, скоро наши рецепторы ждет новое испытание отлично поданной, великолепной информацией, прямо и недвусмысленно демонстрирующей зрителям выставок, как похорошела страна.
  • zooming
    1 / 4
    Стенд Москомархитектуры всегда неплох, но надо признать, в этом году особенно хорош. Он показывает проекты «Открытого города», примыкая таким образом к теме образования, но в обновленном, более свежем и качественном виде. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Кураторская экспозиция вытянута посередине на всю длину Гостиного и в основном помещена в конструкцию из пластика в деревянной раме, сооруженную благодаря компании, чье название упомянуто на каждой рейке в сопровождении QR-кода – к сожалению, люди почти перестали писать ссылки на свои сайты на выставочных стендах в простоте, и всё теперь приходится расшифровывать, но будем надеяться, что эта мода пройдет. Некоммерческая, она же содержательная, часть выставки очень насыщена и в значительной степени посвящена образованию – детям, студентам, молодым архитекторам, образовательным учреждениям, голова кружится как их много, хотя информация, к сожалению, не всегда полная, а главное стенды не все доделаны. Что особенно обидно, когда речь о каталоге учебных заведений РФ архитектурной направленности, где не все слоты заполнены, да еще и ни одна карточка не подписана, а переставлять их можно произвольно, такой дизайн, и получить информацию совершенно невозможно. Пришлите ссылку на ваш каталог, что ли... а? Проекты, посвященные молодежи и образованию, перемежаются, впрочем, с выставками выставок – стендами проектов, которые уже где-то выставлялись и еще будут, и несколькими отдельными кураторскими проектами. Одно образовательное учреждение выставило детей: это распространенный прием, когда участники того или иного образовательного проекта работают прямо на выставке, так уже бывало, к примеру, на венецианской биеннале.
  • zooming
    1 / 5
    Стенд ДТС СМА. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд ДТС СМА. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Инсталляция «Лекало архитектора», куратор Эдуард Кубенский. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Инсталляция «Лекало архитектора», куратор Эдуард Кубенский. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    «Искусственный мармор или разводы из пластика – процесс изобретения и отлаживания новых технологий декора на стенде журнала «Проект Россия», куратор Юлия Шишалова; студия Сага. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

К слову, венецианская биеннале и биеннале вообще – всеобщий образец, мечта и печаль. Все хотят быть как биеннале, устраивать фестивали как биеннале, выходить в город как она и иметь такие же клёвые инсталляции, желательно в таком же Арсенале. Ну что поделать, друзья, если вы приобрели привычку свои собственные пространства с потенциалом Арсенала регулярно сносить и заменять на что-то похорошевшее. Зато в современном пространстве можно выставиться с большим комфортом и шиком. Возможно даже с большим медийным эффектном, если установить, например, горки и качели для катания детей и взрослых.

Средокрестие кураторской экспозиции занимает сфера, похожая на сферу Фуллера, в ней выставлено много объектов известных столичных, северно-столичных и поволжско-столичных бюро на тему «Прозрачность». Они все прекрасны и отлично прокомментированы авторами, а лидирует, что неудивительно, объект Сергея Скуратова, где на прозрачный пластик методом шелкографии нанесен текст фейсбук-переговоров архитектора с куратором Владимиром Кузьминым, в ходе которых первый многократно отказывается делать объект, а второй его уговаривает, и заканчивается беседа совместным решением опубликовать переписку. Надо отдать должное находчивости Сергея Скуратова и стечению обстоятельств – данный object trouvé стал гвоздем программы; а талантливый куратор поместил его в самый центр, как, кстати, и переставил под солнечные лучи проект «Лекало архитектора» будущего куратора «Зодчества-2020» Эдуарда Кубенского, и где тот теперь блестит и переливается.
  • zooming
    1 / 7
    Инсталляция Сергея Скуратова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Инсталляция Portner architects / Саша Лукич yf ntve «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Инсталляция Тимура Башкаева на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Инсталляция Владимира Плоткина и Марии Ильевской на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Инсталляция Владимира Плоткина и Марии Ильевской на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Фестиваль, как всегда, неохватен, поэтому прошу прощения за то, что упоминаю не всех – возможно вы заметили, вообще почти никого не упоминаю в данном кратком обзоре. Лучше прийти и увидеть всё и всех своими глазами, а полный список участников можно найти на сайте «Зодчества».
Инсталляция Андрея и Никиты Асадова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Между тем тема «Прозрачность» – сложная, богатая и опасная, что ясно уже из приведенных выше комментариев организаторов и участников. Конечно, есть прозрачность в архитектуре и градостроительстве – это пресловутое стекло, из которого теперь сделаны конференц-залы выставки и даже ее дирекция, отчего на экранах, засвеченных солнцем, к сожалению, мало что видно днем (зато вечером отлично). Можно послушать и посмотреть (ну, вечером) не заходя внутрь. Но звук распространяется наружу. Это обычная для архитекторов прозрачность, которая обозначает все на свете и уже почти ничего: видимость, проникновение дневного света, эффект левитации первого этажа, блеск и коммерческий успех витрины, и ее роль в создании городского уюта. Она же связана с опасностью антиутоптии, описанной Михаилом Замятиным и хорошо оттененной Тотаном Кузембаевым в комментарии к его объекту – «… по прозрачным трубам текут фекалии». Тут и начинаешь сомневаться, надо ли и впрямь мечтать о том, чтобы жить в абсолютно прозрачном обществе и прозрачной архитектуре.
Инсталляция Тотана Кузембаева на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Но мечта все равно остается. И ясно, она не про то, чтобы жить в стеклянной коробке, нагреваемой солнцем, у всех на глазах. Она о переменах, очищении, лучшем обществе и лучшей жизни вне зависимости от того, заслуживаем мы ее или нет, помечтать-то можно (хотя для православного человека, кстати, как объяснял один священник, мечтания это грех). Само наличие этакой квинтэссенции мечты – как таковой, без оправданий и оговорок, желания быть лучше, да и жить лучше – объяснимо, понятно и щемяще грустно своей невыполнимостью. Но надеяться ведь не запретишь, хотя потом нередко оказывается, что со слезами на глазах мы мечтали о разном, кто, как говорится, о Конституции, а кто о холодце, хотя лучше бы, конечно, чтобы было и то и другое.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Но любопытно, как на фоне этой зыбкой фантастической реальности прозрачного – колышущейся как реально, под ногами и руками, так и в понятийном смысле тоже неустойчивой – растут устойчивые, просторные, размашистые стенды областей и институций. Была некогда при Никите Сергеевиче Хрущеве, генеральном секретаре ЦК КПСС, компания по укрупнению то ли деревень, то ли колхозов, тогда крестьян толпами переселяли, хорошо что не в Сибирь уже, а поближе к железным дорогам, для оптимизации производства и управления. Оставшиеся от тех времен дома уже давно разрушились, заросли лесом, бурьяном и успокоительным пустырником; иногда на них появляются «крылья бабочки», как в одном проекте «Древолюции» из чухломских лесов, обозначающие, видимо, мечту о полете. А некоторые пункты после укрупнения разрослись, расцвели, особенно те, которые превратились в моногорода; правда они потом завяли, но это уже другая история.
Инсталляция Станислава Горшунова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Так вот о чем это я? На Зодчестве как-то очень очевидно соседство двух тенденций: мечты о далеком будущем, этаком идеальном мире Айзека Азимова, одновременно в очередной раз вспомненной и осмеянной, но все же – мечты. И реального зримого роста представительств регионов, сопровождаемого качественным ростом их дизайнеров и пиар-служб. Это очень разные процессы, не скажу, что противоположные, скорее параллельные – вот ведь нынешние кураторы талантливые дизайнеры, они и это выразили с своем проекте выставки. Они параллельны во времени и в умах разных людей. Иногда кажется, что эти люди ходят, приняв ту или иную сторону, по параллельным прямым, и не встречаются. Одни изредка вспоминают, как им-все таки нужен административный ресурс и начинают его судорожно искать, расспрашивая знакомых. И не всегда успешно. Другие иногда задумываются, а нужны ли им архитекторы, или парой дизайнеров можно обойтись? Или это одно и то же?

18 Октября 2019

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.