Укрупнение

В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.

mainImg
Любовь к добру разбередила сердце им...
Наум Коржавин. Памяти Герцена

Фестиваль «Зодчество» проводится двадцать седьмой раз, скоро тридцатилетний юбилей, он давно стал обязательным пунктом ежегодной повестки. Но человек устроен так, что сравнивает с ближайшим – и по сравнению с прошлогодним нынешний фестиваль, определенно, выглядит лучше. Все же нижний этаж Манежа не место для фестиваля такого уровня, а застекленный вопреки протестам, но уже давно, Гостиный двор – самое то. Солнечные блики на арках Кваренги, архитектора, который, как известно, имел большую семью и поэтому строил неимоверно много, но хорошо и уж во всяком случае узнаваемо – отлично помогают настроиться.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Предваряя открытие фестиваля, президент САР и СМА Николай Шумаков прокомментировал его тему – Прозрачность – предложенную кураторами второго года Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным, примерно так: «<надо> внести прозрачные отношения в нашу жизнь, <…> в любовь, в конце концов <…> Вряд ли современное состояние архитектуры способствует изменению нашего сознания и бытия, но мы все равно верим, что это случится, что мы заживем в ином обществе, в иной архитектуре, в прозрачных наших отношениях… <…> В прошлом году фестиваль посетило 28 000 человек за 3 дня. Надеюсь, в этом году будет больше, не потому что зал больше, а потому что просыпается общество, появилось вдруг в обиходе слово «архитектура». Как правило, имеют в виду благоустройство, но все равно, архитектура «засветилась». <…> Завтра мы будем жить в прозрачном обществе, в прозрачной архитектуре».
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Всестороннее определение теме дала главный архитектор Московской области Александра Кузьмина: «…с градостроительной точки зрения эта тема может быть трактована как тема проницаемости городской ткани, для чиновника – как прозрачность процедур представления наших планов, в частности, жителям». Александра Кузьмина также охарактеризовала фестиваль как «мероприятие исключительно полезное, лучшее из всех происходящих. «<Здесь> соревнуются профессионалы, мало дилетантизма, не принято сюда привозить виртуальные проекты, здесь не хвастаются лавочками и мелочами». В чем ее горячо поддержал Николай Шумаков: «это единственный профессиональный фестиваль и форум, площадка для нас с вами, профессиональных архитекторов и, во-вторых, профессиональной архитектуры. Не ширпотреб в виде выставки кирпичей, брусчатки и стекла». Привожу столь обширные цитаты, поскольку кажется, что редко организаторы и участники позиционируют фестиваль столь прозрачно.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

«Зодчество», как известно, состоит из нескольких частей: представительства архитектурно-градостроительных ведомств регионов и крупных институций; кураторской экспозиции на заданную тему; небольшой, в этом году кажется особенно, выставки товаров и производителей, и смотра-конкурса претендентов на «Хрустального Дедала» и его сына Икара (исправлено: «Татлина», – прим.ред.).
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

В этом году первые – представительства – особенно развернулись. Им достались очень крупные, масштабные стенды справа и слева, и почти каждый превратил свой угол, который при таком размере и углом-то не назовешь, в роскошную презентацию. Одна республика выставила интерактивный макет, управляемый взмахом руки. Другая, вторя заявленной теме, расставила полупрозрачные конструкции. Один южный город выставил макет такого размера, что в нем хочется немедленно искупаться. Видимо, следующим шагом будет бассейн с морской водой, и это было бы замечательно. Характерно присутствие крупных градостроительных институций – причем один стенд, уважаемого и давно существующего учреждения, с которым, помнится, градозащитники боролись еще в 1987 году, а может быть, и ранее, весь отдан под веселую раскраску и уже в первый день пестрел картинками посетителей на карте Москвы. Чудесная улыбающаяся седоволосая дама в майке волонтера «Зодчества» уже через несколько минут после открытия пыталась выдать мне цветной маркер и приспособить к раскрашиванию. У меня в этот момент в голове крутилось, какие стишата мы придумывали в 1987-м про эту организацию; но мы тогда были дети, нам, наверное, простительно – но ведь я совершенно не представляла, что эта организация будет через 32, ох, уже целых 32 года так хорошо работать с подростками на выставке, предлагая нарисовать или раскрасить что-нибудь в Москве.
  • zooming
    1 / 5
    Стенд НИ и ПИ Генплана. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд ГлавАПУ. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стенд ГлавАПУ.Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стенд ГлавАПУ. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Макет Новороссийска. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Словом, раньше лидировали две столицы, а остальные регионы с разной степенью успеха боролись с желанием развесить по стенам побольше одинаковых планшетов с очень мелкими буквами и картинками, похожими друг на друга проектами и разнообразными планировками, – то теперь это какой-то парад планет: похоже, все администрации, ну или все активные, (не прошло и 25 лет, как) освоили искусство говорить ярким медийным языком, развлекать и заманивать зрителя, расставлять подушки, скамейки и экраны, словом, скоро наши рецепторы ждет новое испытание отлично поданной, великолепной информацией, прямо и недвусмысленно демонстрирующей зрителям выставок, как похорошела страна.
  • zooming
    1 / 4
    Стенд Москомархитектуры всегда неплох, но надо признать, в этом году особенно хорош. Он показывает проекты «Открытого города», примыкая таким образом к теме образования, но в обновленном, более свежем и качественном виде. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Кураторская экспозиция вытянута посередине на всю длину Гостиного и в основном помещена в конструкцию из пластика в деревянной раме, сооруженную благодаря компании, чье название упомянуто на каждой рейке в сопровождении QR-кода – к сожалению, люди почти перестали писать ссылки на свои сайты на выставочных стендах в простоте, и всё теперь приходится расшифровывать, но будем надеяться, что эта мода пройдет. Некоммерческая, она же содержательная, часть выставки очень насыщена и в значительной степени посвящена образованию – детям, студентам, молодым архитекторам, образовательным учреждениям, голова кружится как их много, хотя информация, к сожалению, не всегда полная, а главное стенды не все доделаны. Что особенно обидно, когда речь о каталоге учебных заведений РФ архитектурной направленности, где не все слоты заполнены, да еще и ни одна карточка не подписана, а переставлять их можно произвольно, такой дизайн, и получить информацию совершенно невозможно. Пришлите ссылку на ваш каталог, что ли... а? Проекты, посвященные молодежи и образованию, перемежаются, впрочем, с выставками выставок – стендами проектов, которые уже где-то выставлялись и еще будут, и несколькими отдельными кураторскими проектами. Одно образовательное учреждение выставило детей: это распространенный прием, когда участники того или иного образовательного проекта работают прямо на выставке, так уже бывало, к примеру, на венецианской биеннале.
  • zooming
    1 / 5
    Стенд ДТС СМА. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд ДТС СМА. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Инсталляция «Лекало архитектора», куратор Эдуард Кубенский. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Инсталляция «Лекало архитектора», куратор Эдуард Кубенский. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    «Искусственный мармор или разводы из пластика – процесс изобретения и отлаживания новых технологий декора на стенде журнала «Проект Россия», куратор Юлия Шишалова; студия Сага. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

К слову, венецианская биеннале и биеннале вообще – всеобщий образец, мечта и печаль. Все хотят быть как биеннале, устраивать фестивали как биеннале, выходить в город как она и иметь такие же клёвые инсталляции, желательно в таком же Арсенале. Ну что поделать, друзья, если вы приобрели привычку свои собственные пространства с потенциалом Арсенала регулярно сносить и заменять на что-то похорошевшее. Зато в современном пространстве можно выставиться с большим комфортом и шиком. Возможно даже с большим медийным эффектном, если установить, например, горки и качели для катания детей и взрослых.

Средокрестие кураторской экспозиции занимает сфера, похожая на сферу Фуллера, в ней выставлено много объектов известных столичных, северно-столичных и поволжско-столичных бюро на тему «Прозрачность». Они все прекрасны и отлично прокомментированы авторами, а лидирует, что неудивительно, объект Сергея Скуратова, где на прозрачный пластик методом шелкографии нанесен текст фейсбук-переговоров архитектора с куратором Владимиром Кузьминым, в ходе которых первый многократно отказывается делать объект, а второй его уговаривает, и заканчивается беседа совместным решением опубликовать переписку. Надо отдать должное находчивости Сергея Скуратова и стечению обстоятельств – данный object trouvé стал гвоздем программы; а талантливый куратор поместил его в самый центр, как, кстати, и переставил под солнечные лучи проект «Лекало архитектора» будущего куратора «Зодчества-2020» Эдуарда Кубенского, и где тот теперь блестит и переливается.
  • zooming
    1 / 7
    Инсталляция Сергея Скуратова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Инсталляция Portner architects / Саша Лукич yf ntve «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Инсталляция Тимура Башкаева на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Инсталляция Владимира Плоткина и Марии Ильевской на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Инсталляция Владимира Плоткина и Марии Ильевской на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Фестиваль, как всегда, неохватен, поэтому прошу прощения за то, что упоминаю не всех – возможно вы заметили, вообще почти никого не упоминаю в данном кратком обзоре. Лучше прийти и увидеть всё и всех своими глазами, а полный список участников можно найти на сайте «Зодчества».
Инсталляция Андрея и Никиты Асадова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Между тем тема «Прозрачность» – сложная, богатая и опасная, что ясно уже из приведенных выше комментариев организаторов и участников. Конечно, есть прозрачность в архитектуре и градостроительстве – это пресловутое стекло, из которого теперь сделаны конференц-залы выставки и даже ее дирекция, отчего на экранах, засвеченных солнцем, к сожалению, мало что видно днем (зато вечером отлично). Можно послушать и посмотреть (ну, вечером) не заходя внутрь. Но звук распространяется наружу. Это обычная для архитекторов прозрачность, которая обозначает все на свете и уже почти ничего: видимость, проникновение дневного света, эффект левитации первого этажа, блеск и коммерческий успех витрины, и ее роль в создании городского уюта. Она же связана с опасностью антиутоптии, описанной Михаилом Замятиным и хорошо оттененной Тотаном Кузембаевым в комментарии к его объекту – «… по прозрачным трубам текут фекалии». Тут и начинаешь сомневаться, надо ли и впрямь мечтать о том, чтобы жить в абсолютно прозрачном обществе и прозрачной архитектуре.
Инсталляция Тотана Кузембаева на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Но мечта все равно остается. И ясно, она не про то, чтобы жить в стеклянной коробке, нагреваемой солнцем, у всех на глазах. Она о переменах, очищении, лучшем обществе и лучшей жизни вне зависимости от того, заслуживаем мы ее или нет, помечтать-то можно (хотя для православного человека, кстати, как объяснял один священник, мечтания это грех). Само наличие этакой квинтэссенции мечты – как таковой, без оправданий и оговорок, желания быть лучше, да и жить лучше – объяснимо, понятно и щемяще грустно своей невыполнимостью. Но надеяться ведь не запретишь, хотя потом нередко оказывается, что со слезами на глазах мы мечтали о разном, кто, как говорится, о Конституции, а кто о холодце, хотя лучше бы, конечно, чтобы было и то и другое.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Но любопытно, как на фоне этой зыбкой фантастической реальности прозрачного – колышущейся как реально, под ногами и руками, так и в понятийном смысле тоже неустойчивой – растут устойчивые, просторные, размашистые стенды областей и институций. Была некогда при Никите Сергеевиче Хрущеве, генеральном секретаре ЦК КПСС, компания по укрупнению то ли деревень, то ли колхозов, тогда крестьян толпами переселяли, хорошо что не в Сибирь уже, а поближе к железным дорогам, для оптимизации производства и управления. Оставшиеся от тех времен дома уже давно разрушились, заросли лесом, бурьяном и успокоительным пустырником; иногда на них появляются «крылья бабочки», как в одном проекте «Древолюции» из чухломских лесов, обозначающие, видимо, мечту о полете. А некоторые пункты после укрупнения разрослись, расцвели, особенно те, которые превратились в моногорода; правда они потом завяли, но это уже другая история.
Инсталляция Станислава Горшунова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Так вот о чем это я? На Зодчестве как-то очень очевидно соседство двух тенденций: мечты о далеком будущем, этаком идеальном мире Айзека Азимова, одновременно в очередной раз вспомненной и осмеянной, но все же – мечты. И реального зримого роста представительств регионов, сопровождаемого качественным ростом их дизайнеров и пиар-служб. Это очень разные процессы, не скажу, что противоположные, скорее параллельные – вот ведь нынешние кураторы талантливые дизайнеры, они и это выразили с своем проекте выставки. Они параллельны во времени и в умах разных людей. Иногда кажется, что эти люди ходят, приняв ту или иную сторону, по параллельным прямым, и не встречаются. Одни изредка вспоминают, как им-все таки нужен административный ресурс и начинают его судорожно искать, расспрашивая знакомых. И не всегда успешно. Другие иногда задумываются, а нужны ли им архитекторы, или парой дизайнеров можно обойтись? Или это одно и то же?

18 Октября 2019

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.