Белла Филатова: «Результат нашей работы – пространства, связанные с потребностями людей и спецификой места»

О том, как превратить выксунский сквер в творческое пространство и вовлечь жителей в его создание и развитие.

mainImg
0
zooming
Белла Филатова, партнер бюро «Дружба», со-учредитель клуба «Кони на балконе», преподаватель школы МАРШ
Команда проекта «Город для детей» на открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Слева-направо: Анна Родионова, Александра Черткова, Белла Филатова, Любовь Гурарий, Николай Филатов, Роман Ермаков, Анастасия Рычкова, Надежда Рослякова. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Вы уже два года делаете проекты в рамках Арт-Оврага. Как начиналось ваше участие в фестивале?

В 2017 году мы – архитектурное бюро «Дружба», детский архитектурный клуб «Кони на балконе» и общественная организация «Город друг», пришли в Выксу для проведения исследования потребностей местных жителей. И Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, нынешние продюсер и куратор фестиваля «Арт Овраг» поддержали нашу идею. В рамках междисциплинарного проекта «Город для детей» мы собирали фокус-группы из детей и родителей, вместе изучали город, составляли ментальные карты, старались прочувствовать, что им нужно. Ведь город для детей – это не только детские площадки, это целый комплекс параметров, определяющий, как дети чувствуют себя в среде, что они могут делать в городских пространствах и чего не могут. В результате, мы выявили несколько наиболее очевидных проблем, из которых затем отобрали те, с которыми в силах поработать и решить. Например, отсутствие нормального освещения на улицах – одна из самых очевидных проблема, но для ее решения нужен много больший бюджет, чем тот, на который мы могли рассчитывать.

В итоге мы совместно с активной группой жителей выбрали другую тему. В Выксе много организаций для детей: художественных, музыкальных, спортивных школ и кружков, и это радует. Но при обилии образовательных активностей поражало полное несоответствие среды вокруг. Например, ты никогда не догадаешься, что перед тобой спортивная школа: на первый взгляд это может быть гараж, склад, облицованный сайдингом, торговый центр, – что угодно, но не место, где занимаются дети. И рядом с этими учреждениями нет ничего, где ребята могли бы задержаться и с удовольствием провести время.

Сосредоточением этой проблемы стала площадка на Пирогова, 6. Это настоящий образовательный кластер: в одном месте сосредоточены две музыкальные школы, центр научно-технического творчества, спортивная школа и общеобразовательная школа. Визуально кажется, что это двор, но на самом деле это сквер – компактное, но полноценное общественное городское пространство, в котором пересекается несколько пешеходных маршрутов. Нас привели сюда активисты. Люди не скрывали своего недовольства: здесь негде сидеть, чтобы ждать ребёнка из школы, негде гулять с младшими, пока ждешь старших. И детям, когда они выходят с занятий, негде находиться, ждать родителей или просто общаться между собой. Столько вопросов и средовых проблем, которые вполне возможно решить даже при небольшом бюджете, используя наши возможности и опыт.

Но сначала надо было проверить: правда ли это «место силы», действительно там что-то изменится, если появится что-то новое?
Анализ ситуации и сбор исходных данных для разработки концепции площадки и создания игрового макета в 2017 г. Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Благодаря поддержке Благотворительного Фонда ОМК «Участие» в 2017 году мы запустили проект, в разработке которого самое активное и конструктивное участие приняли местные жители. Были организованы несколько встреч, на которых мы предложили взрослым и детям пофантазировать, что здесь могло бы быть. Родители работали над функцией, а дети – над образом, над тем, как все будет выглядеть. И это один из наших первых опытов, когда мы абсолютно отдались детской фантазии. Мы и так обычно слушаем очень внимательно детей, а тут всю эстетику отдали им на откуп. У них получился очень живой макет. Такое ощущение, что палки, коряги, ветки – все ожило, смотрело на тебя, заговорило. Дети придумали, что музыка и спорт вышли из своих школ, встретились и начали диалог.
Работа над игровым макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

В предложенном фантазийном макете мы вычленили несколько ключевых тем, придуманных детьми (забор с привидениями, подвесные волшебства, входные порталы, радужные цвета), и которые мы взяли в проект и руководствовались ими до самого конца. Например, они придумали разные интерактивные способы задействовать серые скучные заборы, которых тут огромное количество. Возникла идея лавок-«лазалок»: родители могли бы на них сидеть, а дети играть. При этом родители говорили, что им очень хочется иметь место, чтобы «кучковаться». Также ребята придумали сцену с навесом, которая нам бы просто не пришла в голову, слишком компактным было пространство сквера. Но оказалось, что она нужна и музыкальной школе, и подросткам, которые с нами активно работали. В качестве объекта, который олицетворяет двор, одна местная девочка придумала кота-русалку. И этот кот-русалка потом вдохновлял художника Рому Ермакова, который присоединился к нашей команде уже в 2018 году.
Детализация макета. 2017 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За три фестивальных дня в 2017 году силами жителей в качестве эксперимента и проверки наших общих решений были построены и установлены в сквере на Пирогова несколько объектов из подручных средств и самых простых материалов: бруса, пеньки, веревок, веток, проволоки и ленточек. Конечно, мы осознавали, что это сиюминутная вещь, что это все неизбежно будет сломано в ближайшие несколько дней. Но нам важно было посмотреть, как отнесутся к этому местные жители, и – действительно ли мы правильно зонировали пространство.

Реакция была неоднозначной и достаточно бурной. Как будто мы устроили «социальный взрыв». За несколько недель наши временные объекты оказались разломаны и растащены. И тем не менее мы видели не только негатив, но и искреннюю заинтересованность среди жителей, готовность участвовать и поддерживать происходящие изменения. Когда шел монтаж, сбежалось несколько десятков детей, которые с энтузиазмом нам помогали, подходили люди, спрашивали, что происходит, мы им объясняли. Все происходящее стало поводом для развития диалога.

А главное – мы смогли увидеть в реальности, как работает это пространство. Даже пришлось несколько раз переставлять детский стол, чтобы посмотреть, как будет меняться поведение детей. Оказывается, в разных местах одни и те же объекты вызывают совершенно разную реакцию: где-то за столом тут же собирались компании, а где-то его просто игнорировали. Ощущение и привлекательность места очень зависит от окружения, соседства с деревьями, наличием оживленного прохода рядом и тому подобного.
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как развивался ваш проект в этом 2018 году?

Мы предложили организаторам «Арт-Оврага» продолжить системную историю: доработать прецедент на Пирогова, 6, а затем развернуть полномасштабный кейс развития школьных дворов и разработать долгосрочный план преобразований на основе комплексного социально-маркетингового исследования приспособленности города к нуждам детей и подростков. У нас была достаточно большая команда, чтобы прийти в несколько школ и вместе с учениками и учителями создать на их участках из подручных материалов какие-то объекты. Это можно было бы интегрировать в образовательный процесс, например, на уроках труда. Вообще школа – очень удобный кластер для подобных трансформаций среды. Здесь дети могут что-то сделать для самих себя, чтобы понять и начать по-другому воспринимать среду, почувствовать, что они могут влиять на город. Это большая образовательная работа, и в Москве у нас много запросов и уже готовых кейсов. К сожалению, в Выксе в дело пошел только проект прецедента, на который хватило ресурсов и реализацию которого очень ждали жители.
Обсуждение проекта с активистами и руководителями образовательных центров, расположенных рядом со сквером . 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За период между двумя фестивалями мы провели две исследовательских сессии. На одной получили обратную связь по прошлогоднему детскому проекту и обсудили форматы, как может это пространство использоваться: пришли к формату не банальной детской площадки, а сквера, многофункционального общественного пространства. Вместе с жителями мы составили списки того, что они хотели бы там делать. Там получилось неимоверное количество вариантов, в том числе: проводить дни рождения, делать спортивные мероприятия, уличные концерты, детские ярмарки и так далее.

К сожалению, в Выксе, как и во многих городах России, нет понятия общественного пространства как ценности. В отличие, например, от понимания ценности автомобиля. Поэтому процветают парковки. А осознания того, что общественное пространство может быть чем-то, из-за чего в городе хочется жить – такого нет.

Для того, чтобы пропагандировать ценности таких мест, мы собирали на сессию директоров и рабочие коллективы окрестных школ, жителей и представителей администрации.

На вторую сессию, чтобы презентовать проект по техническому заданию, мы приезжали на 3 дня, и за это время устроили вместе с местными жителями соседский дворовый праздник – День пирога. Перед нами стояла задача апробировать новый формат работы с пространством и показать, как без особых финансовых вливаний своими силами можно сделать увлекательное событие, которое может стать ежегодной традицией.
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»


Как жители приняли новый вариант проекта? Они все одобрили?

К нашему удивлению, они попросили убрать парковку. Перед школой на полдвора была парковка и разворотный круг вокруг столба. На первой сессии жители разошлись во мнениях на ее счет. Одни говорили: «Оставьте нам нашу парковку», – другие – «Пожалуйста, уберите ее». Мы пошли на компромиссное решение – оставили парковку на небольшое количество машин для сотрудников. Но уже на второй сессии люди категорически попросили ее убрать. Это было самое существенное изменение. Еще были мелкие замечания по трассировке проходов, попросили перенести скамейку, которая перекрывала давно сложившийся маршрут. Это детали, но они существенные. На этих мелочах проверяется жизнеспособность проекта и нового формата освоения пространства. Но самое главное – что визуальное и функциональное решение было принято жителями единогласно.

Чем еще необычен этот проект?

Несмотря на небольшой масштаб, этот сквер оказался очень насыщен смыслами. И одним из самых важных для меня смыслов стала коллаборация архитекторов и художника. Конечно, мы, как архитекторы, умеем прекрасно создавать образы. Но с художником мы сделали что-то, чего сами не сделали бы никогда.

Организаторы фестиваля предложили нам включить в команду художника Романа Ермакова. Это было неожиданно, и мы достаточно долго притирались, потому что Рома – абсолютный индивидуалист, он привык работать сам, отдельно, у него свой взгляд, свой вкус. Но самое главное – изначально он не хотел слушать то, что говорили жители. Абсолютно. У него был прямо антагонизм. И в процессе работы над проектом мы наблюдали чудо перерождения. Рома очень быстро заразился от нас этой темой и с удовольствием общался со всеми жителями и даже отстаивал их идеи перед всеми.
Полностью законченная площадка. Сентябрь 2018 года. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Роман Ермаков нарисовал наш главный арт-объект. Потом мы вместе с ним тщательно его дорабатывали. Фактически получилось и не то, что мы разрабатывали, и не то, что он рисовал. Но самая важная вещь, которую он привнес в проект – это цветовой код. Здесь люди просили: «Сделайте, пожалуйста, очень яркие цвета, сделайте нам радугу» и Рома нашел для этой радуги правильные оттенки и место.
Многофункциональный арт-объект. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

У вас получился объект, который находится где-то посередине между стереотипом общественного пространства и стереотипом детской площадки. Это и была ваша цель?

Стереотипы или клише – это не всегда плохо. Благодаря им можно достаточно массово тиражировать наиболее успешные и эффективные решения. Но наша задача в том, чтобы разрабатывать новые, еще не существующие решения, которые мы делаем, отталкиваясь от конкретного места и от запросов людей.
То, что в этом случае мы смогли сломать стереотип и создать нечто симбиотическое, на наш взгляд, как раз плюс, а не минус. В нашем проекте присутствует детская тематика, потому что мы изначально работали на основе принципов «Города для детей». Но это среда, в которой есть место всем возрастам: есть площадка для воркаута для подростков, есть многофункциональная сцена, есть амфитеатр, где люди могут отдохнуть или послушать самодеятельность, есть навес, где мамы с колясками сидят и общаются, есть лавочки для одиночек, для групп, с навесом, чтобы спрятаться от дождя, лавки с турником, чтобы можно было подтягиваться, есть даже площадка для пожилых людей с качелями и тренажерами. То есть совершенно разные типологии мест для сидения и пространство будет жить и использоваться по-максимуму.
Многофункциональная сцена. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Каждый объект сквера основан на идеях и образах, которые были предложены детьми и их родителями на общих семнарах в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как осуществлялось финансирование проекта?

Город взял на себя расходы по созданию типовых и комплексных элементов: покрытия площадок и дорожек, типовых объектов, в том числе каруселей, качелей, воркаута, пространства для пожилых людей, заборов – то, в чем невозможно ошибиться. А за счет Арт-Оврага делались все индивидуальные объекты.
Праздник во время открытия сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как вы решали для себя вопрос неизбежного вандализма?

Мы изначально готовили жителей и администрацию к тому, что вандализм будет, и намеренный, и случайный. Так как администрация должна была взять объект на баланс, сразу разрабатывалась такая система, которую удобно будет эксплуатировать. Если щепа для местных служб привычный материал и они его используют и в других местах – значит, они смогут с ним работать и на нашей площадке. Тут важно помнить и внедрять «принцип туалетной бумаги»: это когда в перестроечные времена в Москве в общественных местах появились рулоны бумаги, первое время их все снимали и уносили домой, а через какое-то время перестали. Здесь мы говорили: пожалуйста, чините, чините, чините – и перестанут ломать. Просто надо починить раз двадцать.

Как живет проект после открытия?

На этом проекте мы увидели качественную разницу между проектами, сделанными «без» и с участием местных жителей. Команда активистов под началом местной жительницы и мамы трех детей Ольги Погодиной смогли использовать место как повод для создания и активизации местного сообщества.
Жители сами придумали название и логотип сквера. Выбирали всем миром, на основе открытого конкурса. Теперь сквер называется «Радужный мир».
Озеленение сквера жителями соседних домов, при поддержке местного цветочного магазина, после открытия площадки. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Оформление ограды спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

За три месяца после окончания фестиваля «Арт-Овраг» и отъезда нашей команды, активисты при поддержке остальных жителей провели в сквере несколько мероприятий, из которых в двух – Празднике мыльных пузырей в День семьи и Фестивале дворовых игр, приняло участие не меньше 200 человек. Жителей поддержала городская администрация, музыкальная школа, центр технического творчества и детский клуб «Киви», а местные предприниматели предоставили подарки и сладости для детей. Здесь стали проводить свои мероприятия и другие городские организации. Например, Ассоциация многодетных семей по просьбе жителей провела здесь спортивные старты. В ближайших планах жителей сбор вторсырья, детская дискотека и субботник. Команда активистов участвует в федеральном проекте добрый дел от Общественной палаты РФ. Но самым главным результатом Ольга называет то, что дети и родители, которые раньше мало общались, теперь научились отдыхать и решать проблемы вместе: «Дети теперь самостоятельно следят за порядком на площадке. Недавно организовались и выгнали хулиганов, которые ломали качели».
Игровая зона рядом с оградой спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг
Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Как вы видите развитие вашего проекта?

Это был проект-прецедент, который, как мы надеемся, послужит стимулом для активации аналогичных объектов и в других местах города в рамках нашего междисциплинарного проекта «Город для детей». Наша мечта – чтобы тема общественных пространств рядом с культурно-образовательными учреждениями стала развиваться повсеместно. Мы бы хотели видеть продолжение в том, чтобы провести нормальные исследования, социологическое и маркетинговое, которое учло бы специфику детей и подростков Выксы, какой творческий и эмоциональный капитал у них есть, как они потом будут развиваться, куда они уезжают, что им нужно.

В чем, на ваш взгляд, специфика Выксы как города, как сообщества?

В Выксе очень развита вертикаль. Здесь есть хозяин – завод, и жители города просто не привыкли принимать решения самостоятельно, потому что все решения принимает завод. Но благодаря деятельности Благотворительного Фонда ОМК «Участие», городской администрации и дирекции фестиваля «Арт Овраг», за эти семь лет в Выксе совершенно удивительно повернулось мышление: мы обнаружили, что с любой бабушкой мы можем разговаривать на своем языке. Потому что для нее Арт-Овраг – маркер, уже встроенный в привычную картину мира. Его можно одобрять или не одобрять, можно говорить: «Поднимите нам пенсии, зачем нам все это ваше дело нужно». Но общественный диалог вокруг искусства идет в этом городе достаточно давно, и когда ты говоришь: «Арт-Овраг» – тебя понимают и принимают. И самое главное – это очень живой город. Несмотря на то, что есть здесь и преступность, и вандалы, когда мы приезжаем в Выксу – мы словно «заряжаемся», ощущая идущий навстречу поток оптимистичной и креативной энергии, исходящий от местных жителей, которые с каждым годом все активнее участвуют в изменениях и проектах развития города.

05 Октября 2018

Елена Петухова Екатерина Толкачева

Беседовали:

Елена Петухова, Екатерина Толкачева
Похожие статьи
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
Ларец самоцветов
За лаконичными фасадами загородного дома семьи архитекторов из Уфы прячется личный «музей»: насыщенное по цвету и фактурам пространство, в котором каждый предмет и дизайнерское решение несет отпечаток индивидуальности хозяев.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Сопка за стеной
Мастер-план микрорайона в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорья: дома располагаются каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы и соединяется с лесными тропами.
Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
На лучезарном острове
Wyndham Clubhouse, построенный по проекту вьетнамского бюро MIA Design Studio на курортном острове Фукуок, мыслился как гигантский уютный светильник с узорчатыми кирпичными стенами в качестве абажура.
Лоу-тек для музея
Бюро gmp выиграло конкурс на проект реконструкции и расширения гипсоформовочной мастерской Государственных музеев Берлина – крупнейшей в мире. Слепки скульптур производятся здесь уже более 200 лет.