Белла Филатова: «Результат нашей работы – пространства, связанные с потребностями людей и спецификой места»

О том, как превратить выксунский сквер в творческое пространство и вовлечь жителей в его создание и развитие.

mainImg
zooming
Белла Филатова, партнер бюро «Дружба», со-учредитель клуба «Кони на балконе», преподаватель школы МАРШ
Команда проекта «Город для детей» на открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Слева-направо: Анна Родионова, Александра Черткова, Белла Филатова, Любовь Гурарий, Николай Филатов, Роман Ермаков, Анастасия Рычкова, Надежда Рослякова. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Вы уже два года делаете проекты в рамках Арт-Оврага. Как начиналось ваше участие в фестивале?

В 2017 году мы – архитектурное бюро «Дружба», детский архитектурный клуб «Кони на балконе» и общественная организация «Город друг», пришли в Выксу для проведения исследования потребностей местных жителей. И Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, нынешние продюсер и куратор фестиваля «Арт Овраг» поддержали нашу идею. В рамках междисциплинарного проекта «Город для детей» мы собирали фокус-группы из детей и родителей, вместе изучали город, составляли ментальные карты, старались прочувствовать, что им нужно. Ведь город для детей – это не только детские площадки, это целый комплекс параметров, определяющий, как дети чувствуют себя в среде, что они могут делать в городских пространствах и чего не могут. В результате, мы выявили несколько наиболее очевидных проблем, из которых затем отобрали те, с которыми в силах поработать и решить. Например, отсутствие нормального освещения на улицах – одна из самых очевидных проблема, но для ее решения нужен много больший бюджет, чем тот, на который мы могли рассчитывать.

В итоге мы совместно с активной группой жителей выбрали другую тему. В Выксе много организаций для детей: художественных, музыкальных, спортивных школ и кружков, и это радует. Но при обилии образовательных активностей поражало полное несоответствие среды вокруг. Например, ты никогда не догадаешься, что перед тобой спортивная школа: на первый взгляд это может быть гараж, склад, облицованный сайдингом, торговый центр, – что угодно, но не место, где занимаются дети. И рядом с этими учреждениями нет ничего, где ребята могли бы задержаться и с удовольствием провести время.

Сосредоточением этой проблемы стала площадка на Пирогова, 6. Это настоящий образовательный кластер: в одном месте сосредоточены две музыкальные школы, центр научно-технического творчества, спортивная школа и общеобразовательная школа. Визуально кажется, что это двор, но на самом деле это сквер – компактное, но полноценное общественное городское пространство, в котором пересекается несколько пешеходных маршрутов. Нас привели сюда активисты. Люди не скрывали своего недовольства: здесь негде сидеть, чтобы ждать ребёнка из школы, негде гулять с младшими, пока ждешь старших. И детям, когда они выходят с занятий, негде находиться, ждать родителей или просто общаться между собой. Столько вопросов и средовых проблем, которые вполне возможно решить даже при небольшом бюджете, используя наши возможности и опыт.

Но сначала надо было проверить: правда ли это «место силы», действительно там что-то изменится, если появится что-то новое?
Анализ ситуации и сбор исходных данных для разработки концепции площадки и создания игрового макета в 2017 г. Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Благодаря поддержке Благотворительного Фонда ОМК «Участие» в 2017 году мы запустили проект, в разработке которого самое активное и конструктивное участие приняли местные жители. Были организованы несколько встреч, на которых мы предложили взрослым и детям пофантазировать, что здесь могло бы быть. Родители работали над функцией, а дети – над образом, над тем, как все будет выглядеть. И это один из наших первых опытов, когда мы абсолютно отдались детской фантазии. Мы и так обычно слушаем очень внимательно детей, а тут всю эстетику отдали им на откуп. У них получился очень живой макет. Такое ощущение, что палки, коряги, ветки – все ожило, смотрело на тебя, заговорило. Дети придумали, что музыка и спорт вышли из своих школ, встретились и начали диалог.
Работа над игровым макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

В предложенном фантазийном макете мы вычленили несколько ключевых тем, придуманных детьми (забор с привидениями, подвесные волшебства, входные порталы, радужные цвета), и которые мы взяли в проект и руководствовались ими до самого конца. Например, они придумали разные интерактивные способы задействовать серые скучные заборы, которых тут огромное количество. Возникла идея лавок-«лазалок»: родители могли бы на них сидеть, а дети играть. При этом родители говорили, что им очень хочется иметь место, чтобы «кучковаться». Также ребята придумали сцену с навесом, которая нам бы просто не пришла в голову, слишком компактным было пространство сквера. Но оказалось, что она нужна и музыкальной школе, и подросткам, которые с нами активно работали. В качестве объекта, который олицетворяет двор, одна местная девочка придумала кота-русалку. И этот кот-русалка потом вдохновлял художника Рому Ермакова, который присоединился к нашей команде уже в 2018 году.
Детализация макета. 2017 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За три фестивальных дня в 2017 году силами жителей в качестве эксперимента и проверки наших общих решений были построены и установлены в сквере на Пирогова несколько объектов из подручных средств и самых простых материалов: бруса, пеньки, веревок, веток, проволоки и ленточек. Конечно, мы осознавали, что это сиюминутная вещь, что это все неизбежно будет сломано в ближайшие несколько дней. Но нам важно было посмотреть, как отнесутся к этому местные жители, и – действительно ли мы правильно зонировали пространство.

Реакция была неоднозначной и достаточно бурной. Как будто мы устроили «социальный взрыв». За несколько недель наши временные объекты оказались разломаны и растащены. И тем не менее мы видели не только негатив, но и искреннюю заинтересованность среди жителей, готовность участвовать и поддерживать происходящие изменения. Когда шел монтаж, сбежалось несколько десятков детей, которые с энтузиазмом нам помогали, подходили люди, спрашивали, что происходит, мы им объясняли. Все происходящее стало поводом для развития диалога.

А главное – мы смогли увидеть в реальности, как работает это пространство. Даже пришлось несколько раз переставлять детский стол, чтобы посмотреть, как будет меняться поведение детей. Оказывается, в разных местах одни и те же объекты вызывают совершенно разную реакцию: где-то за столом тут же собирались компании, а где-то его просто игнорировали. Ощущение и привлекательность места очень зависит от окружения, соседства с деревьями, наличием оживленного прохода рядом и тому подобного.
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как развивался ваш проект в этом 2018 году?

Мы предложили организаторам «Арт-Оврага» продолжить системную историю: доработать прецедент на Пирогова, 6, а затем развернуть полномасштабный кейс развития школьных дворов и разработать долгосрочный план преобразований на основе комплексного социально-маркетингового исследования приспособленности города к нуждам детей и подростков. У нас была достаточно большая команда, чтобы прийти в несколько школ и вместе с учениками и учителями создать на их участках из подручных материалов какие-то объекты. Это можно было бы интегрировать в образовательный процесс, например, на уроках труда. Вообще школа – очень удобный кластер для подобных трансформаций среды. Здесь дети могут что-то сделать для самих себя, чтобы понять и начать по-другому воспринимать среду, почувствовать, что они могут влиять на город. Это большая образовательная работа, и в Москве у нас много запросов и уже готовых кейсов. К сожалению, в Выксе в дело пошел только проект прецедента, на который хватило ресурсов и реализацию которого очень ждали жители.
Обсуждение проекта с активистами и руководителями образовательных центров, расположенных рядом со сквером . 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За период между двумя фестивалями мы провели две исследовательских сессии. На одной получили обратную связь по прошлогоднему детскому проекту и обсудили форматы, как может это пространство использоваться: пришли к формату не банальной детской площадки, а сквера, многофункционального общественного пространства. Вместе с жителями мы составили списки того, что они хотели бы там делать. Там получилось неимоверное количество вариантов, в том числе: проводить дни рождения, делать спортивные мероприятия, уличные концерты, детские ярмарки и так далее.

К сожалению, в Выксе, как и во многих городах России, нет понятия общественного пространства как ценности. В отличие, например, от понимания ценности автомобиля. Поэтому процветают парковки. А осознания того, что общественное пространство может быть чем-то, из-за чего в городе хочется жить – такого нет.

Для того, чтобы пропагандировать ценности таких мест, мы собирали на сессию директоров и рабочие коллективы окрестных школ, жителей и представителей администрации.

На вторую сессию, чтобы презентовать проект по техническому заданию, мы приезжали на 3 дня, и за это время устроили вместе с местными жителями соседский дворовый праздник – День пирога. Перед нами стояла задача апробировать новый формат работы с пространством и показать, как без особых финансовых вливаний своими силами можно сделать увлекательное событие, которое может стать ежегодной традицией.
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»


Как жители приняли новый вариант проекта? Они все одобрили?

К нашему удивлению, они попросили убрать парковку. Перед школой на полдвора была парковка и разворотный круг вокруг столба. На первой сессии жители разошлись во мнениях на ее счет. Одни говорили: «Оставьте нам нашу парковку», – другие – «Пожалуйста, уберите ее». Мы пошли на компромиссное решение – оставили парковку на небольшое количество машин для сотрудников. Но уже на второй сессии люди категорически попросили ее убрать. Это было самое существенное изменение. Еще были мелкие замечания по трассировке проходов, попросили перенести скамейку, которая перекрывала давно сложившийся маршрут. Это детали, но они существенные. На этих мелочах проверяется жизнеспособность проекта и нового формата освоения пространства. Но самое главное – что визуальное и функциональное решение было принято жителями единогласно.

Чем еще необычен этот проект?

Несмотря на небольшой масштаб, этот сквер оказался очень насыщен смыслами. И одним из самых важных для меня смыслов стала коллаборация архитекторов и художника. Конечно, мы, как архитекторы, умеем прекрасно создавать образы. Но с художником мы сделали что-то, чего сами не сделали бы никогда.

Организаторы фестиваля предложили нам включить в команду художника Романа Ермакова. Это было неожиданно, и мы достаточно долго притирались, потому что Рома – абсолютный индивидуалист, он привык работать сам, отдельно, у него свой взгляд, свой вкус. Но самое главное – изначально он не хотел слушать то, что говорили жители. Абсолютно. У него был прямо антагонизм. И в процессе работы над проектом мы наблюдали чудо перерождения. Рома очень быстро заразился от нас этой темой и с удовольствием общался со всеми жителями и даже отстаивал их идеи перед всеми.
Полностью законченная площадка. Сентябрь 2018 года. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Роман Ермаков нарисовал наш главный арт-объект. Потом мы вместе с ним тщательно его дорабатывали. Фактически получилось и не то, что мы разрабатывали, и не то, что он рисовал. Но самая важная вещь, которую он привнес в проект – это цветовой код. Здесь люди просили: «Сделайте, пожалуйста, очень яркие цвета, сделайте нам радугу» и Рома нашел для этой радуги правильные оттенки и место.
Многофункциональный арт-объект. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

У вас получился объект, который находится где-то посередине между стереотипом общественного пространства и стереотипом детской площадки. Это и была ваша цель?

Стереотипы или клише – это не всегда плохо. Благодаря им можно достаточно массово тиражировать наиболее успешные и эффективные решения. Но наша задача в том, чтобы разрабатывать новые, еще не существующие решения, которые мы делаем, отталкиваясь от конкретного места и от запросов людей.
То, что в этом случае мы смогли сломать стереотип и создать нечто симбиотическое, на наш взгляд, как раз плюс, а не минус. В нашем проекте присутствует детская тематика, потому что мы изначально работали на основе принципов «Города для детей». Но это среда, в которой есть место всем возрастам: есть площадка для воркаута для подростков, есть многофункциональная сцена, есть амфитеатр, где люди могут отдохнуть или послушать самодеятельность, есть навес, где мамы с колясками сидят и общаются, есть лавочки для одиночек, для групп, с навесом, чтобы спрятаться от дождя, лавки с турником, чтобы можно было подтягиваться, есть даже площадка для пожилых людей с качелями и тренажерами. То есть совершенно разные типологии мест для сидения и пространство будет жить и использоваться по-максимуму.
Многофункциональная сцена. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Каждый объект сквера основан на идеях и образах, которые были предложены детьми и их родителями на общих семнарах в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как осуществлялось финансирование проекта?

Город взял на себя расходы по созданию типовых и комплексных элементов: покрытия площадок и дорожек, типовых объектов, в том числе каруселей, качелей, воркаута, пространства для пожилых людей, заборов – то, в чем невозможно ошибиться. А за счет Арт-Оврага делались все индивидуальные объекты.
Праздник во время открытия сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как вы решали для себя вопрос неизбежного вандализма?

Мы изначально готовили жителей и администрацию к тому, что вандализм будет, и намеренный, и случайный. Так как администрация должна была взять объект на баланс, сразу разрабатывалась такая система, которую удобно будет эксплуатировать. Если щепа для местных служб привычный материал и они его используют и в других местах – значит, они смогут с ним работать и на нашей площадке. Тут важно помнить и внедрять «принцип туалетной бумаги»: это когда в перестроечные времена в Москве в общественных местах появились рулоны бумаги, первое время их все снимали и уносили домой, а через какое-то время перестали. Здесь мы говорили: пожалуйста, чините, чините, чините – и перестанут ломать. Просто надо починить раз двадцать.

Как живет проект после открытия?

На этом проекте мы увидели качественную разницу между проектами, сделанными «без» и с участием местных жителей. Команда активистов под началом местной жительницы и мамы трех детей Ольги Погодиной смогли использовать место как повод для создания и активизации местного сообщества.
Жители сами придумали название и логотип сквера. Выбирали всем миром, на основе открытого конкурса. Теперь сквер называется «Радужный мир».
Озеленение сквера жителями соседних домов, при поддержке местного цветочного магазина, после открытия площадки. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Оформление ограды спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

За три месяца после окончания фестиваля «Арт-Овраг» и отъезда нашей команды, активисты при поддержке остальных жителей провели в сквере несколько мероприятий, из которых в двух – Празднике мыльных пузырей в День семьи и Фестивале дворовых игр, приняло участие не меньше 200 человек. Жителей поддержала городская администрация, музыкальная школа, центр технического творчества и детский клуб «Киви», а местные предприниматели предоставили подарки и сладости для детей. Здесь стали проводить свои мероприятия и другие городские организации. Например, Ассоциация многодетных семей по просьбе жителей провела здесь спортивные старты. В ближайших планах жителей сбор вторсырья, детская дискотека и субботник. Команда активистов участвует в федеральном проекте добрый дел от Общественной палаты РФ. Но самым главным результатом Ольга называет то, что дети и родители, которые раньше мало общались, теперь научились отдыхать и решать проблемы вместе: «Дети теперь самостоятельно следят за порядком на площадке. Недавно организовались и выгнали хулиганов, которые ломали качели».
Игровая зона рядом с оградой спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг
Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Как вы видите развитие вашего проекта?

Это был проект-прецедент, который, как мы надеемся, послужит стимулом для активации аналогичных объектов и в других местах города в рамках нашего междисциплинарного проекта «Город для детей». Наша мечта – чтобы тема общественных пространств рядом с культурно-образовательными учреждениями стала развиваться повсеместно. Мы бы хотели видеть продолжение в том, чтобы провести нормальные исследования, социологическое и маркетинговое, которое учло бы специфику детей и подростков Выксы, какой творческий и эмоциональный капитал у них есть, как они потом будут развиваться, куда они уезжают, что им нужно.

В чем, на ваш взгляд, специфика Выксы как города, как сообщества?

В Выксе очень развита вертикаль. Здесь есть хозяин – завод, и жители города просто не привыкли принимать решения самостоятельно, потому что все решения принимает завод. Но благодаря деятельности Благотворительного Фонда ОМК «Участие», городской администрации и дирекции фестиваля «Арт Овраг», за эти семь лет в Выксе совершенно удивительно повернулось мышление: мы обнаружили, что с любой бабушкой мы можем разговаривать на своем языке. Потому что для нее Арт-Овраг – маркер, уже встроенный в привычную картину мира. Его можно одобрять или не одобрять, можно говорить: «Поднимите нам пенсии, зачем нам все это ваше дело нужно». Но общественный диалог вокруг искусства идет в этом городе достаточно давно, и когда ты говоришь: «Арт-Овраг» – тебя понимают и принимают. И самое главное – это очень живой город. Несмотря на то, что есть здесь и преступность, и вандалы, когда мы приезжаем в Выксу – мы словно «заряжаемся», ощущая идущий навстречу поток оптимистичной и креативной энергии, исходящий от местных жителей, которые с каждым годом все активнее участвуют в изменениях и проектах развития города.

05 Октября 2018

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.