Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»

В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.

mainImg
Людмила Лунина, Архи.ру:
Валид, как давно вы живете в Хайфе?
zooming

Валид Каркаби: 
С самого рождения. Семь поколений моей семьи живет в этом городе. В 1862 году мой прапрадед приехал в Хайфу из местечка Абелин в Галилее и стал священником греческой православной церкви в Старом городе. Он служил общине 30 лет до самой смерти. Там же в церкви он похоронен.

Семьи моих родителей были состоятельными, у дедушки был магазин фарфора в центре города. Но в 1948 году мы потеряли все. (В результате арабо-израильской войны 1947–1949 годов из Израиля уехали 700 000 арабского палестинского населения, в том числе 70 000 человек были вынуждены покинуть свои дома в Хайфе – Л.Л.).
zooming
Старый город, 1931. Городской Архив Хайфы
Из личного архива Валида Каркаби

Мои родственники уехали в Ливан. Они были мирными жителями, у них не было амбиций воевать. В начале 1949 года они вернулись обратно нелегальным путем. Проблема состояла в том, что весь арабский центр Хайфы к тому времени был разрушен. Это произошло очень быстро: 14 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль, а в начале июня первый премьер-министра Израиля Бен Гурион приехал в Хайфу и сказал первому еврейскому мэру города Шабтаю Леви: «Сносите!». Просто чтобы людям некуда было вернуться. Операция называлась «Шикмона», «реконструкция»: оставили две церкви, две мечети, даже несколько синагог снесли.
Операция «Шикмона» – разрушение Старого города. 1948
Из личного архива Валида Каркаби

Прошло 75 лет – Хайфа до сих пор не оправилась от тех потрясений: она лишилась своего центра. У тех 70 тысяч ее жителей была здесь своя жизнь – бизнес, школы, культура, социальные проекты – и когда в одночасье всего этого не стало, это не могло пройти бесследно. Современный город с вырванным сердцем – как вы можете себе такое вообразить?! На месте разрушенных кварталов сегодня строят многоэтажные правительственные учреждения, но они сильно выбиваются по масштабу и не складываются в единый городской ансамбль.
zooming
Традиционный арабский дом. 1898
Фотография © Валид Каркаби

Почему после пережитой катастрофы ваши родители остались в Израиле?

Они были коммунистами, считали эту страну своей родиной и хотели бороться за равные права для всех граждан Израиля, в том числе для арабского палестинского меньшинства. У нас в семье абсолютная терпимость ко всем национальностям: два моих дяди женились на девушках-еврейках. В такой либеральной обстановке я вырос. Окончил английскую школу, частный колледж и получил стипендию на продолжение образования в СССР. Я выбрал архитектуру. В 1975 из своей маленькой Хайфы я приехал в Ленинград.

И как?

Конечно, шок. И что я до этого видел?! Передо мной открылось невероятное культурное богатство: театры, музеи, сам город с его потрясающими ансамблями. Это было время брежневского застоя, но вот лично мне было очень комфортно и безопасно.

Я учился на архитектурном факультете в ЛИСИ – Ленинградском инженерно-строительном институте [ныне – Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет. Основан в 1831-м году Николаем I – Л.Л.]. Прекрасный вуз с глубокими традициями. На потоке было всего три иностранца, я жил в общежитии с русскими ребятами, так что ничего не оставалось, как только выучить язык. Я прожил в СССР семь лет и получил прекрасное архитектурное образование. Компьютеров еще не было, мы все делали руками. Нас учили чертить, разбираться в инженерии, делать отмывки, эскизы, были уроки рисования, история архитектуры и история искусств.

То, чего не было в Советском Союзе, но было здесь, в Израиле – так это поле для реализации полученных знаний. Когда я вернулся домой, то произвел небольшой фурор. Ребята, окончившие Технион, еле-еле держали карандаш в руках, а я легко рисовал любые визуализации. На мои рисунки смотрели как на чудо.

Три года  я проработал в Хайфском муниципалитете: мы сделали проект реконструкции старинного района Вади-Салиб, хотели превратить его в квартал художников. Проект прошел все согласования – и замер без должного финансирования. Тогда вместе с другом-инженером мы открыли архитектурную студию, и начали проектировать и строить общественные здания и частные виллы. Через пять лет я попробовал стать главным инженером Назарета, пришел в Хайфскую мэрию за рекомендательным письмом – и неожиданно мне предложили создать и возглавить Департамент по охране памятников архитектуры. В этой должности я проработал 30 лет.

То есть, до 1990-х годов никто в Хайфе архитектуру не охранял?

Не только в Хайфе. В молодом государстве в Израиль не было традиций охраны памятников культуры. Парламент принял соответствующий закон только в 1991 году. Мы начали с инвентаризации.

И какое архитектурное наследие показалось вам самым ценным?

Современную Хайфу основал в 1761 году бедуинский лидер Дахир Аль-Омар  (ок. 1690 – 1775). Он правил в Северной Палестине около полувека, много строил, торговал с Европой хлопком, ему нужен был порт, и он начал развивать Хайфу. Но архитектура его эпохи была фактически в 1948 году уничтожена.
План Хайфы в 1919 году
Хранится в Английском инженерном корпусе

Нам досталось наследие XX века. Золотое время Хайфы – 30 лет английского мандата. Англичане пришли сюда в 1918 году, они нашли смешанный арабо-еврейский город, без межнациональных конфликтов, с хорошей транспортной системой, глубоководным портом – и решили превратить его в свой форпост на Ближнем Востоке. За 30 лет Хайфа пережила невероятную трансформацию, ее население увеличилось в семь (!) раз и достигло 150 000:  половина евреев, половина арабов.

Конечно, никаких прекраснодушных идей у англичан не было, они были самими настоящими колонизаторами. Но они имели большой опыт градостроительства – и достигли впечатляющих результатов. Первый генеральный план Хайфы они разработали в 1921 году. В 1934 увидели, что этого недостаточно, и сделали новый генплан, по которому город жил целых 80 лет!
План Хайфы в 1945 году
План хранится в муниципалитете Хайфы

В 1919 году в Палестину по приглашению Хаима Вейцмана приехал шотландский эколог и мыслитель сэр Патрик Геддес [один из основоположников урбанизма, спасший, в частности, от сноса центр Эдинбурга – Л.Л.]. Широко известно, что Геддес разработал планировку Иерусалимского университета и той части Тель-Авива, которую позже назовут «Белым городом» и которая включена сегодня в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Меньше известно, что Геддес побывал и в Хайфе. Он, конечно, пришел в восторг от идеи города на склоне горы и описал словами принципы городского планирования. Это была идея «города-сада»: он предлагал строить не очень высокие, свободно стоящие здания с видом на залив. Геддес придумал и транспортную систему: дороги для машин шли по склону серпантином, а пешеходы пользовались лестницами, проложенными перпендикулярно дорогам. Хайфу сегодня называют городом лестниц – это все благодаря шотландскому мыслителю.

В 1921 году в Хайфу приехал Рихард Кауфман, выпускник Мюнхенского технического университета и главный архитектор сионистского движения. Идеи Геддеса он превратил в четкий план и разбил землю на участки под застройку. Его проект отличался невероятной детализацией: он предложил даже сорта растений, которые следовало сажать вокруг домов. 

Когда в конце 1920-х – начале 1930-х годов, после прихода в Германии к власти нацистов, в Палестину хлынул поток еврейской эмиграции и возникла потребность в большом количестве жилья, площадки под будущее строительство были уже готовы. Из Германии и Австрии приехало немало прекрасно образованных архитекторов, практиковавших  модернизм. За 10–15 лет на склонах горы Кармель выросла современная Хайфа – нынешний исторический еврейский район Адар, с самой прогрессивной на тот момент архитектурой. Пока Европа готовилась к войне, Хайфа переживала ренессанс.
Улица Герцеля – главная улица района Адар. 1940-е годы
Из личного архива Валида Каркаби

Но англичане не только принесли сюда цивилизацию. Они сделали вещи, от которых мы страдаем до сих пор, например, подвели к порту железную дорогу вдоль линии берега – и отсекли город от моря! Сегодня вы можете быть в нижней Хайфе, в 100 метрах от берега – и не увидите моря, все заблокировано. Так что с английским наследием непросто.

А до 1920-х в Хайфе не было архитектурной традиции?

Была ближневосточная арабская традиционная архитектура: частный дом состоял из большой общей комнаты и спален по периметру. На фасаде центральная комната обозначалась тремя арочными окнами. Старый город представлял собой традиционную средиземноморскую касьбу: лабиринт узких улиц, дома-кубики, очень живописно. Если бы его не снесли, Хайфа была бы туристическим магнитом как Акко.

Строительный бизнес в регионе испокон веков держали арабы. Еврейские архитекторы из Европы сильно повлияли на арабскую интеллектуальную элиту в том, что касалось планировок, кубатуры, образа. Но арабские строители хотели сохранить традиционную каменную отделку. Поэтому в Хайфе мы видим микс стиля Баухаус (хотя этот термин некорректен) и фасадов, облицованных тесаным камнем. Очень интересное, совершенно уникальное явление: в Хайфе есть коллекция арабского Баухауса!
zooming
Деловой центр в Нижнем городе рядом с портом. 1936. Арх. Клиффорд Холлидей (1897-1960)
Из личного архива Валида Каркаби

Сколько же всего конструктивистских зданий было построено в городе за 30 лет английского мандата?

Примерно полторы тысячи. Не все они являются памятниками архитектуры, но в целом ансамбль представляет исключительное явление. Когда Тель-Авив подавал заявку на включение своего конструктивистского квартала «Белый город» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Хайфа могла к этой заявке присоединиться, но тогдашний мэр не рискнул. Это налагало большие обязательства: надо было вложить колоссальные деньги в реконструкцию Адара, и ограничить новое строительство. 
zooming
Городской рынок Тальпиот – сердце района на Адар. 1941. Арх. Моше Герстель

В открытом конкурсе на проект рынка участвовало 96 архитекторов и студий. Герстель выиграл с большим отрывом
Из личного архива Валида Каркаби

Почему центр Хайфы, будучи выдающимся городским ансамблем мирового уровня, находится в таком плачевном состоянии?

Израильский закон охраны архитектурного наследия всю ответственность и бремя расходов возлагает на местные власти. На первый взгляд, это хорошо, но на самом деле – ужасно. Охрана зданий требует колоссальных денег, и везде в цивилизованном мире (в Западной Европе, США, Канаде и проч.) на эти цели выделяются деньги из общегосударственного бюджета. В Израиле же мы не получаем ни гроша. Пока этот закон не поменяется, бума в области реставрации и приспособления исторических зданий не будет.

Когда я работал в муниципалитете, приходилось максимально творчески подходить  к каждому проекту, чтобы, с одной стороны, дать инвесторам шанс заработать, а с другой, не сильно менять облик зданий.
Вилла Джона Асфора. 1933. Арх. Моше Герстель (1886-1961)

Выпускник Венского технического университета Моше (Морис) Герстель бежал от фашизма в Палестину в 47 лет. Его заказчик и первый владелец дома – христианин-протестант, известный хайфский адвокат и политический деятель Джон Асфора
Из личного архива Валида Каркаби

А как удалось привести в порядок Немецкую колонию и превратить бульвар Бен Гурион в хайфские Елисейские поля?

Сам район основали в 1860-е годы немецкие христиане-темплеры. В 1930-е часть из них поддержала Гитлера, поэтому, когда началась вторая мировая война, темплеров из Палестины выслали. В 1952 году Германия передала земли Немецкой колонии, выкупленные у владельцев, Израилю. Только потому, что земля вдоль бульвара была в собственности государства и оно финансово проект поддержало, нам удалось провести реконструкцию. Мы выселили многочисленные автомастерские, отреставрировали первые 15 домов, в них открылись кафе и рестораны, цены на недвижимость подскочили. Бульвар располагается на линии Бахайских садов, и эта ось – от вершины горы Кармель, вдоль Бахайских садов и почти до самой воды – стала главным туристическим местом в Хайфе.
  • zooming
    Жилой комплекс возле Немецкой Колоний. 1937. Арх. Антуан Табет (1907-1964)

    Ливанский архитектор и общественный деятель, Табет родился в семье кузнеца, окончил Высшую инженерную школу в Бейруте и Académie des Beaux-Arts в Париже, где учился у Огюста Перре, пионера железобетонного строительства. Табет был модернистом, но учитывал ближневосточный климат
    Из личного архива Валида Каркаби
  • zooming
    Дом Карамана и Саракби. 1936. Арх. Моше Герстель Тахир Караман – один из крупнейших хайфских предпринимателей 1930-1940-х годов и близкий друг архитектора
    Из личного архива Валида Каркаби

Нет ли идеи продлить бульвар до воды?

Есть, конечно. Старый хайфский порт утратил свою функцию: морская торговля перешла на контейнеры и для их разгрузки построили новый порт восточнее  города в Хайфском заливе. Мы предложили (как во многих городах мира, например, в Гамбурге) открыть порт широкой публике, построить там кафе и рестораны, филармонию, киноконцертный комплекс для Международного хайфского кинофестиваля, люксовую недвижимость. План реконструкции порта получил одобрение на всех уровнях, даже дирекция порта поняла свой профит. Но есть одно препятствие: надо убрать железную дорогу в подземный тоннель, а это стоит миллиарды долларов. Однако я  уверен, что рано или поздно этот проект будет реализован: центр Хайфы получит выход к морю, и это даст мощный толчок туристической индустрии и городской экономике. Если при этом мы еще отремонтируем Адар, то у города совершенно изменится образ. Это позволит удержать тысячи молодых образованных людей, выпускников Техниона и Университета, которые сегодня, получив образование, из Хайфы уезжают.

А Хайфская промзона – некогда самая большая в Британской империи – насколько она безопасна?

В этой области еще много проблем, и есть над чем работать.

Что надо сделать, чтобы в Хайфе перестала напоминать бриллиант на помойке?

Я бы не желал Хайфе такого безудержного роста, который переживает Тель-Авив. Мне нравится, что это соразмерный человеческому масштабу город, с населением плюс-минус 300 тысяч, с большим количеством учащейся молодежи, с потрясающей топографией (на горном хребте, у моря, в окружении лесов!) и с собственной прекрасной историей.

В октябре 2023 года пройдут выборы главы муниципалитета. Я надеюсь, что новые люди наладят контакты с правительством страны, а также (хотя бы) обеспечат вывоз мусора и уборку улиц.

А какое может быть у Хайфы позиционирование?

Это город национальной и религиозной толерантности. В Хайфе нет такого жесткого деления на районы в зависимости от конфессиональной принадлежности, какое мы наблюдаем в других израильских городах. Такая терпимость – явление исключительное. Нужно все время работать, чтобы эту хорошую спокойную атмосферу сохранить. Каждый год, с 1 по 25 декабря в Хайфе проходит «праздник праздников»: Хаг ха Хагим, когда весь город сообща отмечает мусульманский Рамадан, иудейскую Хануку и христианское Рождество. Торжества проходят в историческом арабском районе Вади Ниснас, на улице с видом на Бахайские сады. На Хаг ха Хагим в Хайфу съезжаются гости со всей страны. Миролюбие и терпимость Хайфы, не говоря уже о потрясающей природе, глубоководном порте и уникальной истории, – ее главные стратегические козыри.

14 Апреля 2023

Похожие статьи
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Технологии и материалы
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Сейчас на главной
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.