Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов

Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.

14 Марта 2023
0 Мы уже рассказывали о здании железнодорожного вокзала во Владимире (1969–1975) довольно подробно; под петицией, инициированной Елизаветой Лихачевой и Сергеем Чобаном, больше 5500 подписей. Между тем эксперты сферы охраны памятников города недавно проголосовали большинством голосов простив постановки вокзала на охрану в качестве ОКН. Хотя представители заказчика, компании РЖД, в тот же день пообещали рассмотреть возможность сохранения части белокаменной облицовки. Мы подумали, что среди голосовавших было, вероятно, не очень много историков архитектуры советского модернизма, и решили опросить их, как очень опытных и именитых, написавших книги о об этом явлении, так и тех, кто в данный момент работает над диссертациями по теме. 
Железнодорожный вокзал города Владимира
Фотография © Константин Антипин, 2020-е гг.

Задали вопрос: почему, с вашей точки зрения, здание вокзала во Владимире нуждается в охране, сохранении подлинного вида, а может быть, даже в постановке на охрану?

Получили 7 ответов, публикуем.
  
 
zooming

Дмитрий Швидковский, 

доктор искусствоведения, профессор, ректор МАРХИ, президент РААСН

Сейчас во всем мире идет отбор построек ХХ века в качестве памятников архитектуры. Особенно актуально это для России, сыгравшей первостепенную роль в мировой художественной истории прошедшего столетия. Если давно была признано значение русского авангарда и его архитектуры, если наше общество более ли менее достигло консенсуса о ценности зданий советского неоклассицизма 1930–1950-х годов, то вся вторая половина ХХ века все еще не получила признания. А оно должно появиться, и прямо сегодня, иначе из наследия строительного искусства уже нечего будет сохранять, – а в то время архитекторы создали много интересного и качественного. Наша профессиональная культура оставалась высокой и в брежневскую эпоху. Одно из несомненных свидетельств этого – здание вокзала во Владимире. И его образ, и применение белого камня заслуживают сохранения. Это памятник времени особенно значительных успехов нашей страны.
 
 
zooming

Константин Антипин, 

историк советской архитектуры, аспирант МГУ

Конец 1960-х – время, когда советские архитекторы начали задумываться о выражении в своих проектах локального или национального своеобразия. И происходило это практически во всех республиках, включая Россию. Владимир тому яркий пример: в облике всех крупных общественных зданий, строившихся в городе с этого момента, в том или ином виде выражена связь с архитектурным наследием Владимиро-Суздальского княжества.
 
Драматический театр и здание обкома, спроектированные в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, дворец пионеров, созданный ЦНИИЭП учебных зданий, вокзал, разработанный Мосгипротрансом, и одновременно огромное число зданий, построенных по проектам местного Владимиргажданпроекта. Общей чертой всех этих объектов является облицовка белым камнем, не встречающаяся в таких количествах, наверное, больше ни в одном российском городе. Фасады некоторых зданий украшены барельефами, отсылающими к белокаменной резьбе храмов XII–XIII веков.
 
Будет лукавством говорить о полном переосмыслении традиционного для того периода формообразования под влиянием древнерусского зодчества. Зачастую имела место скорее поверхностная стилизация – декорирование модернистских «сараев». Но даже в таком виде сформированный в течение последних трех десятилетий существования СССР пласт архитектурного наследия Владимира представляет собой самобытное и интересное для исследований явление. Уникальности ему придает и то, что в едином русле над его созданием работали как местные, так и московские архитекторы из разных проектных институтов.
 
Место вокзала в этой россыпи памятников советского модернизма Владимира недооценить сложно. Для многих гостей города он ее открывает. При этом вокзал открывает ее еще и хронологически – это один из первых объектов из очерченного мной круга. Конечно, хотелось бы сохранить общность всех входящих в него зданий, и для этого необходимым и базовым шагом в обращении с ними является сохранение белокаменной облицовки.
 
Постановка зданий на охрану чревата для их пользователей большими тяготами. На самом деле то, что необходимо для них – это осознание их ценности на всех уровнях. В случае с железнодорожным вокзалом его уникальность должны понимать как условный директор этого объекта, так и руководство региона и РЖД. В условиях, когда такого понимания нет, статус ОКН может выступить оружием, которое поможет остановить порчу здания в результате варварской реконструкции. Увы, но одновременно это же оружие может начать медленно убивать и сам вокзал. В силу возраста любые здания рано или поздно нуждаются в реставрации: при этом разница в стоимости одних и тех же работ, выполняющихся на здании без охранного статуса и с ним, может достигать нескольких раз. Следствием этого может стать бесконечное откладывание реставрации зданий «со статусом», результатом которого становится приход их в аварийное состояние. И все же зачастую постановка на охрану становится единственным шансом сохранить здание. На мой взгляд, владимирский вокзал сейчас находится именно в таком положении.
   
 
zooming

Ольга Казакова, 

историк архитектуры, кандидат искусствоведения. Сооснователь и директор некоммерческой организации по проведению исследований в области архитектуры и градостроительства «Институт Модернизма»

Относительно необходимости сохранения облика здания вокзала во Владимире мне бы хотелось поделиться следующими соображениями.
 
Во-первых, чтобы посмотреть на этот объект объективно, необходимо отказаться от привычной мысли, что памятник – это что-то древнее. Памятники создаются в любую эпоху, и памятники эпохи советского модернизма не меньше нуждаются в защите, чем памятники модерна, историзма или нарышкинского барокко.
 
Вокзалы всегда и везде являлись не только частью транспортной инфраструктуры, и решать их судьбу должны не только «транспортники». Вокзалы намеренно проектировались как важные архитектурные объекты, заведомо «памятники», как «ворота в город», рассчитанные на большой поток «зрителей», в случае с древним Владимиром – в том числе искушенных зрителей, способных оценить и тесаную белокаменную поверхность внешних стен, и точно рассчитанные на зрительское восприятие детали интерьеров.
 
Вокзал во Владимире был продуман авторами с разных точек зрения, он вписан в исторический контекст, при этом не отказывается от выразительных черт своей эпохи.

Советская эпоха неизбежно и неминуемо уходит глубже в прошлое, и памятники архитектуры через много лет смогут рассказать о ней  что-то хорошее, а плохое мы и так помним.
 

zooming

Сергей Гнедовский, 

архитектор, кандидат архитектуры, генеральный директор ООО «Архитектура и культурная политика ПНКБ»

Идея заменить подлинный фасад из белого камня на вентфасад из керамогранита выглядит как дань уходящей моде, но не здравому смыслу. Он разрушит тектонику здания и лишит его обаяния природного материала, тепла и памяти.

Очистка фасада, ремонт и реставрация отдельных элементов способны вернуть вокзалу первоначальную свежесть в более короткие сроки и за меньшие деньги, направив достаточные средства на воссоздание интерьеров, дополненных современной мебелью и системами навигации.
 
 
zooming

Анна Броновицкая,

кандидат искусствоведения, историк модернизма
 
Обсуждаемая реконструкция железнодорожного вокзала во Владимире с облицовкой фасадов керамогранитом грозит городу утратой исторического памятника. 1970-е – уже история, а проектировался вокзал не просто как утилитарный объект транспортной инфраструктуры, а в поддержку концепции «Золотого кольца», и потому соединил модернистские формы с историческими отсылками, среди которых важнейшая – облицовка фасадов белым камнем. Я бы порекомендовала Владимиру присмотреться к опыту соседнего Суздаля, где есть недавние примеры бережного обновления исторических зданий, в том числе модернистского отеля.

 
zooming

Николай Васильев, 

кандидат искусствоведения, доцент НИУ МГСУ, профессор МГАХИ им. Сурикова, советник РААСН, генеральный секретарь DOCOMOMO Россия

Вокзал во Владимире достоин сохранения в своих оригинальных формах и, главное, видимых каждому пассажиру и жителю города материалах стен, членениях оконных проемов, деталях осветительной арматуры, произведений прикладного и монументального искусства. В первую очередь – как памятник отечественной архитектуры эпохи модернизма, не первых послевоенных лет и восстановления, но развитой архитектурной мысли позднесоветского времени. Эта эпоха модернизма крупных мастеров была достаточно долгой и на поколение отстояла от пертурбаций и реформ борьбы с излишествами, освоения новых конструкций и материалов, безудержной типизации и упрощенчества. Крупные общественные здания 1970-х стали во многом лицом советской архитектуры, не менее важным и уж точно более позитивным в художественном плане, чем массовое панельное жилье. Увы, вокзалы (и железнодорожные, и речные, и аэро) этого времени стремительно уходят. На той же Горьковской железной дороге совсем недавно был «обновлен» вокзал в Нижнем Новгороде – кроме свежих отделочных материалов и сохранения общих объемов здания ничего нового мы не получили, но потеряли и белоснежную фактуру ребер-пилонов, и люстры, и едва не потеряли мозаичное панно. Под угрозой и вокзал в Твери. Владимирский же интересен еще и тем, что он остается частью инфраструктуры Золотого Кольца – иногда единственным вообще модернистским зданием, заметным туристам кроме, разве, туристического комплекса Суздаля. Его «крепостные» бруталистские формы вполне комплиментарны белокаменным храмам XII века и, несмотря на кажущуюся современность, за почти полувековую жизнь вокзал вписался в исторический ландшафт Владимира.

Независимо от получения охранного статуса к зданию вокзала необходимо отнестись уважительно, сохранить основные визуальные характеристики: толщины пилонов и ребер внешних стен, профиля и шага оконных импостов, цвета и, по возможности, фактуры поверхности. Более того, многие изменения, произошедшие в постсоветские десятилетия, перепланировки, выгородки, зашитые проемы, сейчас можно было бы «откатить» назад, поскольку возможности современного строительства, если поставить задачи правильно, позволили бы воплотить замысел 1970-х лучше и качественнее. К примеру, это касается гидро и теплоизоляции, особенно остекления. В тех случаях, когда мебель в зале ожидания, осветительная арматура, материалы обшивки фальш-потолка, и т.п. дизайнерские решения были утрачены, новые дополнения целесообразно увязать со стилем 1970-х, не придавая им «ультрасовременных» форм, поскольку они выйдут из моды и морально устареют уже через несколько лет – в то время как мощный выразительный стиль 1970-х уже не рискует выйти из актуальности, поскольку он давно стал частью всеобщей истории архитектуры.

К сожалению, подходы РЖД к реконструкции вокзалов, как дореволюционных кирпичных и деревянных, так и советских, реализуемые при попустительстве местных властей, – давно стали примером варварского отношения к историческим зданиям. Положительных примеров, увы, крайне мало. Хотелось бы, чтобы здесь появился один.
 
  
zooming

Дмитрий Михейкин, 

архитектор, руководитель архитектурного бюро «НЛО», старший научный сотрудник, ученый секретарь Ученого совета НИИТИАГ, ученый секретарь Научного совета РААСН по историко-теоретическим проблемам архитектуры и градостроительства, профессор МААМ
 
Образ «Золотого кольца» России, возникший в конце 1960-х, привлек внимание к хрупкой ценности русских городов и проблеме сохранения их наследия. Одним из примеров поиска идентичности стала архитектура здания железнодорожного вокзала во Владимире: его авторы искали пути к новой образности в русле контекстуального проектирования, которое открывало двери в многогранный мир постмодернизма. Все это встраивает авторскую архитектуру того времени в мировой мейнстрим, в котором отечественная архитектурная мысль занимала одну из лидирующих позиций.
 
В случае вокзала во Владимире интенции и аллюзии к старине более всего проявляются в уникальной белокаменной фактуре стен, хотя и ряд деталей подчеркнуто целостного архитектурного облика также обращены в своей сложносмысловой цитатности к владимиро-суздальской архитектуре.
 
Метод реконструкции с использованием навесных фасадов за последние десятилетия погубил в нашей стране уже не одну сотню прекрасных зданий. Замена фасадов и прочие «улучшения» – это грубая топорная работа против действительно стратегического мышления. Я думаю, люди уже тихо ненавидят навесные фальшь-фасады, одновременно привыкая к ним из-за повсеместного распространения. Мы постепенно забываем, что можно действовать иначе: не порождать «пустышки» и профанацию, из-за которых кто-то начинает даже сомневаться в ценности современной архитектуры как таковой.
 
В наибольшей степени от варварских ремонтов и реконструкций страдает наследие 1960–1980-х годов, пока еще плохо понятое, в том числе в силу тяжелейших эксплуатационных обстоятельств. Между тем оно было проникнуто гуманистическими, жизнеутверждающими в своей основе взглядами, воплощенными в идеях, образах и формах, в том числе связанных с поиском локальной идентичности и раскрытием местных особенностей городов. Поиски того времени актуальны и сейчас, в частности, у авторов здания вокзала можно было бы поучиться подходам к созданию истинно нового через творческое и живое переосмысление традиции – в этом подходе заключен серьезный смысловой потенциал, способный одним своим примером оживить и нашу современную архитектуру.

Натуральный камень лучше искусственного керамогранита во всех смыслах. Необходимо сохранить всё, по-настоящему ценное в здании вокзала: очистить фасады, привести к оригинальному виду решения интерьеров. Сохранение исходной аутентики вполне совместимо с применением современных технологий энергосбережения – в частности, это могло бы стать местом приложения отечественных технологий в области термоостекления. Новейшие технологии следует применить для сохранения и отчасти – возвращения зданию первоначального облика и раскрытия замысла его авторов, относящегося к периоду 1960-х – 1970-х годов, времени «золотого века» Советского Союза.
 
Дайте народу не подделку, а оригинал!
 
  
zooming

Денис Ромодин, 

кандидат политических наук, историк, краевед

Здание владимирского железнодорожного вокзала – это специально разработанный для Владимира проект, не имеющий повторения. Это нетиповая постройка 1970-х годов. При этом облик вокзала очень узнаваем за счет своей неповторимой формы и мог бы быть еще одним символом города наряду с его самыми известными постройками. Внешние стены здания облицованы известняком, они отсылают к белокаменному владимиро-суздальскому зодчеству и вместе с украшениями на фасадах начинают знакомить туристов, пребывающих в город, с зодчеством владимирской земли. Сами же интерьеры – это отражение эпохи и эстетики советской архитектуры того времени. Здесь все детали были тщательно продуманы, согласованы между собой и составляют единство интерьера, которое требует всего лишь приведения в порядок и аккуратной интеграции современных деталей, которые сделают вокзал визитной карточкой и туристическими воротами города.

14 Марта 2023

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Дмитрий Сухов: мы хотим создавать эмоциональную архитектуру
В архитектурной и проектной компании ГЕНПРО новый креативный директор, архитектор Дмитрий Сухов, ранее занимавший должность главного архитектора институтов «Моспроект-3» и «Капстройпроект» (известного проектами домов для реновации). Бессменный креативный директор ГЕНПРО Энди Сноу по-прежнему в команде, но с новым коллегой полномочия не делит, а скорее творчески взаимодействует. Архи.ру поговорил с Дмитрием Суховым о проектах, которыми ведает его подразделение – отдел концепций.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.