Елена Дубовенко: «Мы часто обращаемся к архитекторам за свежими решениями»

Руководитель направления Research & Development компании GOOD WOOD – о трендах в деревянном домостроении и возможностях их адаптации к российским условиям.

mainImg
Не так давно компания GOOD WOOD опубликовала обзор трендов современного деревянного домострения. Среди усиливающихся современных тенденций отмечены: большие площади остекления и дневной свет повсюду в сочетании с энергоэффективностью, а значит, эффективным утеплением; уход от консервативных двускатных крыш к модернистским односкатным; большие террасы и веранды, оранжереи и огороды; удобная многофункциональность помещений и для 2017 – черный цвет, как самый актуальный. Обсуждаем с автором обзора, архитектором корпорации GOOD WOOD Еленой Дубовенко эти тенденции и возможностях их адаптации в российских условиях.
Елена Дубовенко. Фотография: Good Wood
zooming
Черный цвет – актуальный тренд в деревянном строительстве. Один из домов компании Good Wood ©
Белый цвет тоже популярен. Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood

Лара Копылова, Архи.ру:
– В обзоре Вы говорите о дизайнерских, технологических и экологических тенденциях. Хочу заострить внимание на архитектуре. Какие архитектурные тренды существуют в деревянных домах? Если судить по российской деревянной премии АРХИWOOD, в экспертный совет которой я вхожу, есть три основных: ностальгический стиль профессорской дачи; рубленый дом, но с современными большими окнами; или модернистский стиль с плоской крышей. По вашему мнению, что перспективно из этих тенденций?

Елена Дубовенко:
– В статье приведен обзор мировых тенденций малоэтажного домостроения в целом. В Россию это все приходит с опозданием, и, если мы говорим о том, что сейчас популярно в России – для других стран это уже не тренд. Мы практики и, когда проводили исследование и публиковали обзор, ориентировались прежде всего на фактическую реализацию и популярность применения тех или иных решений. Нам были интересны не проекты, а построенные дома, в которых живут люди. Исходя из этих знаний мы говорим о предпочтениях россиян – здесь значительную часть занимают традиционные дома с двускатной крышей, симметричными относительно конька фасадами. Традиционный сруб, либо прямоугольный, либо с небольшими эркерами. Также присутствуют и современные, альтернативные, дома, где крыши односкатные или плоские, такие дома могут быть ближе к минимализму или к хай-теку. По опыту нашей компании, люди в основном ориентируются на традиционные дома. Может быть, потому, что дерево больше ассоциируется с традиционным стилем. А может, и потому, что дома в традиционном стиле получаются по стоимости дешевле. «Профессорские дачи» распространены в меньшей степени.
Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood
Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood
Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood
Пологий скат делает дом современным, но сохраняет возможности очистки от снега. Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood

– Какой дом функциональнее, традиционный или модернистский? В предстоящем году обещают самую холодную в столетии зиму длиной полгода. Что делать с ежедневно выпадающим метром снега, если крыша плоская?

– Двускатная крыша, конечно, функциональнее, потому что с нее снежный покров сходит, не скапливается. В современной архитектуре встречаются односкатные крыши, но там скат гораздо более пологий. Между тем, конструкторы закладывают в расчет ситуацию, при которой снег вообще не чистят. Считают, сколько его максимально может выпасть, плюс закладывают коэффициент запаса. Раньше для Московской области расчетная нагрузка была 180 кг/м². В этом году ее увеличили до 210 кг/м² для односкатных крыш и на 263 кг/м² для двускатных. Возможно потому, что в 2016 году случилась затяжная зима без оттепелей, и снег не таял.

– В статье о трендах на сайте GOOD WOOD вы рассказываете о том, что востребовано сегодня потребителями: панорамные окна, увеличение площади открытых террас, черный графитовый цвет наружных стен, дневной свет в ванной. Приведите примеры ваших домов, в которых реализованы эти тренды. Можно ли их заказывать дополнительно к дому, как опции при покупке автомобиля?

– Нашим заказчикам мы предлагаем как классическое проекты, которые разработаны с учетом оптимального расхода материалов, так и эксклюзивные проекты, в которых нет никаких ограничений.

Панорамное остекление реализовано в классическом проекте СП-265, а также во множестве индивидуальных, таких как Дом в Мартемьянове, Дом в Звенигороде, Дом в Завидове и многих других.
zooming
Дом серии СП-265 © Good Wood

Естественный свет в ванной, гардеробных, в подлестничном пространстве присутствует во всех наших домах: дело в том, что чувствуется усталость от темных и тесных пространств квартир, поэтому в собственном доме люди стараются насытиться простором и светом.
Светлые гостиные – тренд уже почти классический. Дом из клееного бруса, построенный GOOD WOOD в рамках парк-отеля LEVADA Конного Клуба FORSIDE. Фотография © Good Wood
Одна из важных тенденций современных загородных домов – естественный свет повсюду, включая ванные комнаты. Дом из клееного бруса, построенный GOOD WOOD в рамках парк-отеля LEVADA Конного Клуба FORSIDE. Фотография © Good Wood
zooming
Одна из важных тенденций современных загородных домов – естественный свет повсюду, включая ванные комнаты. Комбинированный дом 225 кв.м., где первый этаж выполнен из крупноформатного кирпича POROTHERM, второй – из клееного бруса. Фотография © Good Wood

Увеличенная площадь открытой террасы также реализована во всех проектах. В СП-265, СП-250, СП-300, Ф-274 террасы довольно большие, Г-образной формы, огибающие угол дома. С одной стороны, под свесом кровли имеется уютная зона для размещения большого стола, а с другой стороны терраса вытянута во всю ширину дома и позволяет в прямом смысле кататься на велосипеде (конечно, на маленьком, трехколесном).
zooming
Дом серии СП-300, терраса © Good Wood
zooming
Дом серии СП-250 © Good Wood

Черный цвет – это вопрос отделки, которую каждый заказчик выбирает по своему усмотрению, и, несмотря на то, что этот тренд только набирает обороты, некоторые наши заказчики уже «поймали» его и реализуют.

– Архитекторы хорошо относятся к модульным домам, видя в них интеллектуальный технологичный продукт, доступный широкому кругу людей. Рассматриваете ли вы как направление деятельности модульный дом?

– На рынке есть достойные люди и компании, которые производят великолепные модульные дома. Мы все их знаем. У них великолепно получается, и нам в этой нише делать нечего! Даже наоборот, если мы понимаем, что у человека, есть запрос на модульный дом, то мы с радостью рекомендуем обратиться к профессионалам, которые отточили технологию и процессы в этом направлении. Каждый должен заниматься своим делом.

Мы не идем по пути «доступного широкому кругу людей» жилья. Мы создаем и строим эксклюзивные дома для постоянного проживания. Часто к нам приходят заказчики со своим архитектором и уже готовым проектом. Часто мы обращаемся к архитекторам- партнерам за свежими решениями и высокой архитектурой. Скажу так: архитекторы способны разрабатывать действительно удивительные проекты, но не каждый строитель способен реализовать задумку. Архитекторы очень развивают нас, строителей. За это мы особенно их ценим!

Иногда разрабатываем проекты сами. Но мы, прежде всего, строительная компания, которая делает максимум для того, чтобы заказчик, строящий дом с нами по индивидуальному проекту, не знал забот и тревог – спокойно занимался достижением своих целей, не менял привычный образ жизни – работал, отдыхал, а не превращался в прораба.

– Можно ли создать из бруса или бревна дом, который имел бы достойную архитектуру и в то же время по цене был бы сопоставим с самостроем? То есть изобрести в дереве что-то типа ИКЕА для жилья?

– Самострой и ИКЕА – это разные вещи. В ИКЕА можно прийти и вернуть товар без объяснения, а вот с самостроем обратной дороги нет. Достойная архитектура должна быть реализована на высоком профессиональном уровне, чтобы она несла имя своего автора долгие годы, а не превратилась в его позор и тяжелое бремя своего обладателя. Поэтому я отвечу, что нет! Нельзя построить хороший дом дешево. Но идея сделать дом-«ИКЕА» – отличная. Может быть модульные дома в каком-то смысле отражают ее. Мы, честно скажу, пытались сделать такой «коробочный продукт» – не получилось.

– А сейчас я хочу задать банальный вопрос. В среде архитекторов существует давний спор, из чего лучше строить, из бревна или из бруса. Вроде бревно близко нашим местным традициям и обладает брутальной выразительностью. Но брус удобнее и практичнее. В то же время технологии развиваются быстро, и ситуация могла поменяться. Что вы скажете как профессионал?

– С позиции технологического процесса и практичности клееный брус выигрывает. Например, на теплосбережение дома из бревна работает не вся толщина самого материала, а только узкая часть, где одно бревно соединяется с другим. Древесины идет больше, если сравнивать с брусом, а эффективность использования низкая, зона утепления сложная, надо подбирать диаметр бревен. У бревна большой процент усадки, что требует длительного ожидания и технологических пауз в процессе строительства. Бревно выбирают фанаты!

Клееный брус дороже, чем бревно и цельный брус, потому что это высокотехнологичный продукт, имеющий минимальный процент усадки 2% (конструкторы закладывают 4%). Для производства бруса используются заготовки – деревянные ламели, которые сушатся в камерах, после чего строгаются с четырех сторон, далее склеиваются, снова проходят четырехстороннюю обработку, после чего формируется профиль и нарезаются детали, как у лего, чтобы они легко собирались один в один. Брус, высушенный отдельно по доскам, не покоробится. А обычный брус будет высыхать, причем сначала высохнут наружные слои, а потом внутренние. Поэтому он обязательно будет трескаться, а в трещины будет проникать холодный воздух. Клееный брус эту ситуацию исключает. Ну и после сборки в дом из клееного бруса можно сразу ставить окна, двери (с учетом технологии), производить монтаж инженерных систем и делать отделку.

Мир движется к энергоэффективным пассивным зданиям. В Финляндии законодательно запрещены дома из бревен, как не отвечающие нормам энергоэффективности. То есть их можно строить, но либо для сезонного проживания, либо с последующим утеплением снаружи.
Елена Дубовенко. Фотография: Good Wood

– Какие технологические тренды поддерживает компания GOOD WOOD?

– GOOD WOOD работает с клееным брусом разных сечений в технологии «клееный брус – немецкий профиль». Еще мы производим дома по панельно-брусовой технологии: деревянный каркас собирается на заводе, утепляется, на заводе производится внешняя отделка, оштукатуривание, вставляются окна. Панели готовых стен и перекрытий, кровельные панели собираются на объекте. Это самая эффективная, быстрая технология, но российский менталитет к этому еще не готов.

– Как устроены ваши фахверковые дома?

– Фахверк – это массивный деревянный каркас из балок, он возводится на объекте. Сначала мы эти балки сушим, клеим, строгаем на заводе по той же технологии, как клеено-стеновой брус. Вывозим нарезанный по проекту комплект и собираем на объекте. Дальше идет заполнение ячеек каркаса: либо это большие окна, либо многослойный пирог. Технология фахверка подразумевает любое заполнение: кирпичом, чем угодно... Мы между балками помещаем деревянные стойки и минеральный утеплитель. Дальше идет ветрогидрозащитная мембрана и фиброцементные панели в качестве наружной отделки. Внешне это близко к историческому фахверковому дому: темные деревянные конструкции и светлая штукатурка.
Дом серии Ф-274 © Good Wood

– Важная тенденция нашего времени – энергоэффективный дом. Как вы решаете проблему энергоэффективности?

– У нас в стране нет нормативов по энергосбережению частных домов. Самые популярные сечения для домов из клееного бруса 175–200 мм. Дом из клееного бруса холоднее, чем панельно-брусовые дома. Но наш заказчик невзирая на это выбирает клееный брус. У нас не было запросов на утепление стен, хотя в Финляндии их утепляют. Зачем переплачивать, если и так тепло? Пол, потолок и крышу мы утепляем минеральной ватой. Пенополистирол в стенах мы не применяем, потому что он не дышит; по теплосберегающим свойствам 10 см этого утеплителя примерно равны 15 см минеральной ваты. Его мы применяем в цокольном этаже, потом заливаем стяжкой. Что касается мягких утеплителей, они бывают разной плотности и разного состава. В панельных домах мы использовали древесно-волокнистый утеплитель. Он плотный, держит форму, и по нему можно штукатурить. Что касается окон, мы, конечно, используем энергоэффективные стеклопакеты. Они дороги, если речь идет о новых разработках, но быстро становятся доступными.

– Какие дополнительные услуги есть в вашей компании, и сколько стоит дом GOOD WOOD?

– Мы строим дома под ключ. Или, как сейчас модно говорить, строим загородную жизнь.
Стоимость классических проектов можно посмотреть у нас на сайте gwd.ru. Она указана за строительство теплого контура, в который входит разработка проекта, геологические работы, фундамент, стены, окна и двери, кровля, 10 поэтапных проверок ИТН с подробными фотоотчетами; индивидуальный менеджер проекта, 50 лет гарантии – все это с полным контролем через личный кабинет заказчика, доступ в который, кстати, мы даем и архитекторам, которые с нами сотрудничают. Стоимость дома начинается от 30 000 за квадратный метр.

Поставщики, технологии

Good Wood

20 Октября 2017

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.