Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.

mainImg
Компaния:
Good Wood
Олега Карлсона знают как автора уникальных частных домов, знатока деревянного домостроения. Весной этого года его архитектурное бюро и компания GOOD WOOD, славящаяся своим опытом в строительстве загородных домов по типовым, серийным проектам, выпустили совместную линейку домов. Новые проекты уже вышли в продажу и вызывают интерес потенциальных заказчиков.

О сотрудничестве с компанией GOOD WOOD в интервью Олега Карлсона.
Олег Карлсон (слева) и Александр Дубовенко в мастерской в поселке художников на Соколе © GOOD WOOD

– Далеко не каждый заказчик способен платить за авторскую архитектуру. Большинство людей обращаются в компании, возводящие дома по типовым проектам, и становясь заказчиками, выбирают по ним свое будущее жилище. 

– Понятно, что типовой проект – это не авторская архитектура, где, например, мы делаем все до гвоздя и ландшафтного дизайна, и где заказчик готов ждать несколько лет пока создается проект и строится дом, готов платить за авторское проектирование и надзор столько, сколько оно действительно стоит. Большинство заказчиков ищут типовой проект и фирму, которая построит по этому проекту дом быстро и недорого.

– Ваше критическое отношение к типовым проектам хорошо известно. Какие в них встречаются недостатки?

– Проблема типовых проектов в том, что их архитекторы нередко увлекаются рисованием фасадов, при этом дом на участке может быть расположен не оптимальным образом, логистика дома не вполне удобна для передвижения внутри, присутствуют лишние площади. В результате мы можем увидеть изрезанные планы, неоправданно сложные кровли, которые потом каждый год надо будет ремонтировать, нет места при входе, где можно снять уличную одежду, кухню в противоположном от входа углу кухня, куда хозяевам придется тащить сумки через весь дом, ступени лестниц, на которые придется карабкаться из-за их неправильной высоты. Все это, конечно же, не в одном проекте, это общий список недостатков, кочующих в разном наборе по разным проектам.
zooming
Комбинированный дом (К-2) 260 кв. м © GOOD WOOD

– Почему так происходит?

– С моей точки зрения тому есть две причины. Первая заключается в том, что типовые проекты создаются людьми, которые не понимают, что у загородного дома другое устройство. Загородный дом – это ведь не малогабаритная квартира с кухней 5 метров, отгороженной дверью, чтобы запахи не распространялись, со спальней девять-десять метров. Это загородный дом. Здесь требуется тамбур и входная зона, где можно оставить уличную одежду и обувь без того, чтобы влага и грязь оказались потом в «чистой» зоне. Кухня в правильном загородном доме располагается рядом с входом, чтобы не приходилось таскать покупки через весь первый этаж в противоположный угол. Ценность загородного дома и в том, что он позволяет создать большое общее пространство, где собирается семья. Для этого кухню объединяют с гостиной и столовой, и тогда у всех членов семьи появляется возможность проживать в этом пространстве общую жизнь. Правильной планировкой задается и достаточная площадь спальных комнат. Понимание устройства загородного дома – ключ к удачным планам и красивой архитектуре.

А второй причиной проблемных проектов часто становятся сами заказчики, убежденные, что знают, как должен быть устроен их будущий дом, и требуют выполнить проект согласно своим представлениям.

Возьмите любой регион России и найдете там дома, построенные по типовым проектам, с очень низким уровнем архитектурных решений. Такие дома подлежат демонтажу или реконструкции.

Но ведь любой покупатель индивидуального жилья заслуживает того, чтобы жить в красивом, удобном, теплом доме. И он рассчитывает на это, обращаясь в компании, подобные GOOD WOOD.
zooming
Комбинированный дом (К-4) 226 кв. м © GOOD WOOD

– А как получилось, что вы, занимаясь уникальными домами, начали сотрудничать с компанией, строящей дома по типовым проектам?

– Первое знакомство с GOOD WOOD состоялось на конференции Ассоциации деревянного домостроения, куда меня пригласили выступить. Конференция проходила в потрясающем новом офисе компании в Зеленограде – деревянном многоэтажном здании GOOD WOOD PLAZA, первом здании такого масштаба у нас в России, построенном из дерева. Я выступил и сказал все, что думаю о типовых проектах, и о домах, которые строятся по этим проектам.
Потом меня пригласил уже GOOD WOOD – выступить перед своими заказчиками и архитекторами. Вот там мы и познакомились с собственником компании Александром Дубовенко. Моя жесткость в оценках того, что проектируют строительные компании, зацепила Дубовенко, и он приехал ко мне в мастерскую, в поселок Сокол, с камерой и снял два видео, которые многие видели.



– В этих видео на примере деревянных домов поселка вы объясняете разницу между тем, что сейчас строят, и хорошей архитектурой. По итогам съемок и общения решили посотрудничать?

– У нас возникло много направлений сотрудничества. Например, GOOD WOOD планирует рядом с GOOD WOOD PLAZA строить демонстрационные дома. Меня попросили проанализировать проекты. Все проекты имели те или иные недоработки в планах и фасадах. Мы с Александром решили проекты переделать. Два дома уже сделали, на очереди третий – в классике.

Еще мы создали целую линейку типовых проектов по комбинированной технологии. Четыре варианта, которые сейчас уже выведены в продажи. Посмотрим на отклики людей. Их уже можно увидеть на сайте gwd.ru со ссылкой на АБ «Карлсон и К».

– Ваше сотрудничество с GOOD WOOD направлено на создание качественно новых типовых проектов. Для чего это нужно GOOD WOOD, понятно, они хотят научиться у вас делать очень хорошие проекты. А зачем это вам?

– Наверное, для меня это миссия. Звезды нашей архитектуры занимаются звездной архитектурой, они не занимаются средним уровнем. Кто-то должен был начать заниматься архитектурой типовых проектов. Для этого был создана рубрика «Доктор Хауз», где я рассказываю, как делать дом, начиная с того, как посадить его на участке, анализирую построенные дома и перерабатываю проекты, по которым они были построены, показывая, что было и как стало.
 
zooming
Комбинированный дом (К-3) 235 кв. м © GOOD WOOD

– Почему именно с GOOD WOOD? 

– Александр Дубовенко создал замечательную компанию, очень активную, развивающуюся и стремящуюся стать лидером деревянного домостроения. И у него получается качественно строить и все время совершенствовать технологии, получается продвигать себя на рынке: 30 новых заказов в месяц это хороший уровень. Но чтобы быть лидером надо быть безупречным во всем, то есть привести в соответствие с высоким строительным уровнем архитектуру. Дело ведь не только в том, чтобы каждый месяц получать 150 новых заказов, а в том, чтобы строить хорошие дома. Пусть GOOD WOOD станут первыми, а за ними, глядишь, потянутся и остальные.

– Какова цель переработки типовых проектов, что именно в них меняется?

– Цель – усовершенствовать существующие проекты самых популярных у заказчиков домов. На тех же площадях, в тех же осях мы делаем максимально функциональное пространство, уменьшая транзитные зоны, увеличивая полезную площадь.

– Каким образом вы это делаете? Поделитесь мастерством.

– В работе мы опираемся на схему. Схема в архитектуре, как нотная азбука в музыке – всего семь нот, из которых складывается множество музыкальных произведений, как двенадцать сюжетов в литературе, на которых построены все литературные произведения. Так и дом: существует несколько схем, на основе которых можно делать совершенно разную архитектуру. В основе – модульный принцип проектирования, придуманный задолго до нас. На этом принципе строится вся предшествующая архитектура, все храмы возводились по этому принципу. Ничего случайного в архитектуре быть не может.

– Вас наверняка спрашивают, как сделать красивый фасад без пилястр и резаных крыш? 

– Все время спрашивают. И здесь приходится объяснять, что классика – это не портик с колоннами, это ордер, это особая логика построения пространства. Классика в дереве очень интересна. Вся Москва до пожара была в дереве.

Дерево универсальный, очень пластичный материал – из него можно строить в классике, в модерне, в современной стилистике. А красоту и гармонию надо искать в простоте. Схемы всех палладианских домов просты, а какое при этом разнообразие архитектуры.

Если дома GOOD WOOD будут сделаны правильно, то заказчики увидят, как можно сделать красиво и просто. И чем больше будет хороших домов, тем лучше. Тем выше поднимется уровень культуры заказчика и планка массовой архитектуры.

Поставщики, технологии

Good Wood

09 Июня 2018

Good Wood: другие статьи и новости
Современный, комфортный, качественный дом по типовому...
В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.