Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.

mainImg
Компaния:
Good Wood
Олега Карлсона знают как автора уникальных частных домов, знатока деревянного домостроения. Весной этого года его архитектурное бюро и компания GOOD WOOD, славящаяся своим опытом в строительстве загородных домов по типовым, серийным проектам, выпустили совместную линейку домов. Новые проекты уже вышли в продажу и вызывают интерес потенциальных заказчиков.

О сотрудничестве с компанией GOOD WOOD в интервью Олега Карлсона.
Олег Карлсон (слева) и Александр Дубовенко в мастерской в поселке художников на Соколе © GOOD WOOD

– Далеко не каждый заказчик способен платить за авторскую архитектуру. Большинство людей обращаются в компании, возводящие дома по типовым проектам, и становясь заказчиками, выбирают по ним свое будущее жилище. 

– Понятно, что типовой проект – это не авторская архитектура, где, например, мы делаем все до гвоздя и ландшафтного дизайна, и где заказчик готов ждать несколько лет пока создается проект и строится дом, готов платить за авторское проектирование и надзор столько, сколько оно действительно стоит. Большинство заказчиков ищут типовой проект и фирму, которая построит по этому проекту дом быстро и недорого.

– Ваше критическое отношение к типовым проектам хорошо известно. Какие в них встречаются недостатки?

– Проблема типовых проектов в том, что их архитекторы нередко увлекаются рисованием фасадов, при этом дом на участке может быть расположен не оптимальным образом, логистика дома не вполне удобна для передвижения внутри, присутствуют лишние площади. В результате мы можем увидеть изрезанные планы, неоправданно сложные кровли, которые потом каждый год надо будет ремонтировать, нет места при входе, где можно снять уличную одежду, кухню в противоположном от входа углу кухня, куда хозяевам придется тащить сумки через весь дом, ступени лестниц, на которые придется карабкаться из-за их неправильной высоты. Все это, конечно же, не в одном проекте, это общий список недостатков, кочующих в разном наборе по разным проектам.
zooming
Комбинированный дом (К-2) 260 кв. м © GOOD WOOD

– Почему так происходит?

– С моей точки зрения тому есть две причины. Первая заключается в том, что типовые проекты создаются людьми, которые не понимают, что у загородного дома другое устройство. Загородный дом – это ведь не малогабаритная квартира с кухней 5 метров, отгороженной дверью, чтобы запахи не распространялись, со спальней девять-десять метров. Это загородный дом. Здесь требуется тамбур и входная зона, где можно оставить уличную одежду и обувь без того, чтобы влага и грязь оказались потом в «чистой» зоне. Кухня в правильном загородном доме располагается рядом с входом, чтобы не приходилось таскать покупки через весь первый этаж в противоположный угол. Ценность загородного дома и в том, что он позволяет создать большое общее пространство, где собирается семья. Для этого кухню объединяют с гостиной и столовой, и тогда у всех членов семьи появляется возможность проживать в этом пространстве общую жизнь. Правильной планировкой задается и достаточная площадь спальных комнат. Понимание устройства загородного дома – ключ к удачным планам и красивой архитектуре.

А второй причиной проблемных проектов часто становятся сами заказчики, убежденные, что знают, как должен быть устроен их будущий дом, и требуют выполнить проект согласно своим представлениям.

Возьмите любой регион России и найдете там дома, построенные по типовым проектам, с очень низким уровнем архитектурных решений. Такие дома подлежат демонтажу или реконструкции.

Но ведь любой покупатель индивидуального жилья заслуживает того, чтобы жить в красивом, удобном, теплом доме. И он рассчитывает на это, обращаясь в компании, подобные GOOD WOOD.
zooming
Комбинированный дом (К-4) 226 кв. м © GOOD WOOD

– А как получилось, что вы, занимаясь уникальными домами, начали сотрудничать с компанией, строящей дома по типовым проектам?

– Первое знакомство с GOOD WOOD состоялось на конференции Ассоциации деревянного домостроения, куда меня пригласили выступить. Конференция проходила в потрясающем новом офисе компании в Зеленограде – деревянном многоэтажном здании GOOD WOOD PLAZA, первом здании такого масштаба у нас в России, построенном из дерева. Я выступил и сказал все, что думаю о типовых проектах, и о домах, которые строятся по этим проектам.
Потом меня пригласил уже GOOD WOOD – выступить перед своими заказчиками и архитекторами. Вот там мы и познакомились с собственником компании Александром Дубовенко. Моя жесткость в оценках того, что проектируют строительные компании, зацепила Дубовенко, и он приехал ко мне в мастерскую, в поселок Сокол, с камерой и снял два видео, которые многие видели.



– В этих видео на примере деревянных домов поселка вы объясняете разницу между тем, что сейчас строят, и хорошей архитектурой. По итогам съемок и общения решили посотрудничать?

– У нас возникло много направлений сотрудничества. Например, GOOD WOOD планирует рядом с GOOD WOOD PLAZA строить демонстрационные дома. Меня попросили проанализировать проекты. Все проекты имели те или иные недоработки в планах и фасадах. Мы с Александром решили проекты переделать. Два дома уже сделали, на очереди третий – в классике.

Еще мы создали целую линейку типовых проектов по комбинированной технологии. Четыре варианта, которые сейчас уже выведены в продажи. Посмотрим на отклики людей. Их уже можно увидеть на сайте gwd.ru со ссылкой на АБ «Карлсон и К».

– Ваше сотрудничество с GOOD WOOD направлено на создание качественно новых типовых проектов. Для чего это нужно GOOD WOOD, понятно, они хотят научиться у вас делать очень хорошие проекты. А зачем это вам?

– Наверное, для меня это миссия. Звезды нашей архитектуры занимаются звездной архитектурой, они не занимаются средним уровнем. Кто-то должен был начать заниматься архитектурой типовых проектов. Для этого был создана рубрика «Доктор Хауз», где я рассказываю, как делать дом, начиная с того, как посадить его на участке, анализирую построенные дома и перерабатываю проекты, по которым они были построены, показывая, что было и как стало.
 
zooming
Комбинированный дом (К-3) 235 кв. м © GOOD WOOD

– Почему именно с GOOD WOOD? 

– Александр Дубовенко создал замечательную компанию, очень активную, развивающуюся и стремящуюся стать лидером деревянного домостроения. И у него получается качественно строить и все время совершенствовать технологии, получается продвигать себя на рынке: 30 новых заказов в месяц это хороший уровень. Но чтобы быть лидером надо быть безупречным во всем, то есть привести в соответствие с высоким строительным уровнем архитектуру. Дело ведь не только в том, чтобы каждый месяц получать 150 новых заказов, а в том, чтобы строить хорошие дома. Пусть GOOD WOOD станут первыми, а за ними, глядишь, потянутся и остальные.

– Какова цель переработки типовых проектов, что именно в них меняется?

– Цель – усовершенствовать существующие проекты самых популярных у заказчиков домов. На тех же площадях, в тех же осях мы делаем максимально функциональное пространство, уменьшая транзитные зоны, увеличивая полезную площадь.

– Каким образом вы это делаете? Поделитесь мастерством.

– В работе мы опираемся на схему. Схема в архитектуре, как нотная азбука в музыке – всего семь нот, из которых складывается множество музыкальных произведений, как двенадцать сюжетов в литературе, на которых построены все литературные произведения. Так и дом: существует несколько схем, на основе которых можно делать совершенно разную архитектуру. В основе – модульный принцип проектирования, придуманный задолго до нас. На этом принципе строится вся предшествующая архитектура, все храмы возводились по этому принципу. Ничего случайного в архитектуре быть не может.

– Вас наверняка спрашивают, как сделать красивый фасад без пилястр и резаных крыш? 

– Все время спрашивают. И здесь приходится объяснять, что классика – это не портик с колоннами, это ордер, это особая логика построения пространства. Классика в дереве очень интересна. Вся Москва до пожара была в дереве.

Дерево универсальный, очень пластичный материал – из него можно строить в классике, в модерне, в современной стилистике. А красоту и гармонию надо искать в простоте. Схемы всех палладианских домов просты, а какое при этом разнообразие архитектуры.

Если дома GOOD WOOD будут сделаны правильно, то заказчики увидят, как можно сделать красиво и просто. И чем больше будет хороших домов, тем лучше. Тем выше поднимется уровень культуры заказчика и планка массовой архитектуры.

Поставщики, технологии

Good Wood

09 Июня 2018

Good Wood: другие статьи и новости
Современный, комфортный, качественный дом по типовому...
В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.