Московское метро стремительно расширяется в последние годы. В следующем году планируется ввести в строй первый участок Третьего пересадочного контура – еще одной кольцевой линии, которая должна связать между собой периферийные районы города. Учитывая сроки всей программы и экономические реалии, было решено перейти к технологии двухпутных тоннелей. Соответственно вместо одной центральной «островной» платформы на новых станциях появятся две «береговые», разделенные двумя параллельными рядами рельсов.
Но скоростью прокладки путей амбициозные планы московского правительства не исчерпываются: очень важно не опустить архитектурно-художественную планку, продолжить традицию, заложенную первыми метростроевцами.
Профессиональные конкурсы – первый, на лучший дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино», состоялся в прошлом году – служат именно этой цели. Теперь вниманию российских и зарубежных архитекторов были предложены две будущие станции нового для Москвы «берегового» типа в районе Мневниковской поймы, который крутой изгиб речного русла превращает почти что в остров. Специфика этой территории состоит в том, что архитектурный контекст здесь на данный момент отсутствует как таковой, известно лишь, что в планах – застройка общественно-делового назначения с возможным строительством Парламентского центра в окружении ландшафтного парка. Поэтому в качестве контекста архитекторы группы ДНК рассматривали прежде всего природные и исторические особенности места. По формулировке одного из авторов проекта Натальи Сидоровой «главным героем участка выступает река и концепция проекта строится на интерпретации ассоциативного ряда, связанного с ней – ТЕЧЕНИЕ, БЛИКИ, ОТРАЖЕНИЕ, РЯБЬ НА ПОВЕРХНОСТИ, СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ, ПРОСТОР. В то же время образ павильона и станции должен соответствовать образу будущего репрезентативного общественно-делового центра, растворенного в ландшафтном окружении». На этой основе родился проект с богатой цепью ассоциаций, пронизывающих каждую деталь проекта и прочитываемых иногда на подсознательном уровне.
Cтанция московского метрополитена «Нижние Мневники». Павильон. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Историческая карта местности. Исходные материалы конкурса, 2015. Предоставлено ДНКаг
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Концепция. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Первое эмоциональное событие ждет будущих пассажиров еще на улице, когда они приближаются к входу в метро. В плане павильоны имеют обтекаемую «остроносую» форму, схожую с лодкой, плывущей в городском потоке – так архитекторы напоминают о знаменитом рыбацком прошлом стоявшей здесь когда-то деревни Мневники. В сети местных жителей попадал в основном налим, он же мень, идущий в основном на царский стол – рыба дала имя и деревне, и современному району. Остеклённые фасады «бортов» павильона имеют рисунок из наклонных параллельных металлических полос. На просвет наложение полос двух фасадов образует рисунок ромбической сетки, художественный эффект которой подчеркнут разным цветом полос: с фасадной стороны темно-серый, с интерьерной – тепло-оранжевый. При движении полосы «сдвигаются» относительно друг друга, образуя динамическую картинку, напоминающую движение волн, одновременно это словно перекрестья деревянных планок у садовой беседки. А поскольку все эти параллели даны лишь намеком и работают скорее на эмоциональном уровне, они не «перегружают» сознание. При входе в павильон эффект еще усиливается за счет зеркального потолка.
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Павильон. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Павильон. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Пройдя через лаконично оформленный подуличный переход, в сопровождении чередования тени и падающего из павильона света (эта тема продолжена параллельными линиями светильников на потолке), пассажир попадает в вестибюль метро. Авторы проекта рассматривали его как полноценное городское общественное пространство, родственное паркам и площадям, но, разумеется, ограниченное жестко заданной формой. Как говорит еще один автор проекта Константин Ходнев, «это урбанистика, приведенная к масштабу интерьера». Поэтому здесь закономерно появляются элементы, присущие именно общественным интерьерам и изменяющие масштаб пространства, приближая его к человеческому измерению. Скажем, в кассовом зале с его строгими темно-серыми стенами все «человеческое» – скамейки, информационные табло, сами кассы – собрано в «теплых» деревянных нишах, а в зоне эскалаторов расставлены скульптурные деревянные скамьи – скорее парковые, чем интерьерные, и очень напоминающие выброшенные на берег или поваленные ветром стволы деревьев, на которых так естественно отдохнуть идущему по берегу реки путнику.
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Кассовая зона. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Подуличный переход. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Сквозная – и, очевидно, главная в художественном решении проекта – тема интерференции световых лучей продолжается и здесь, но теперь масштабным экраном для игры света и тени (или ряби на поверхности воды) становится потолок. Сложный динамический эффект снова достигается очень простыми способами: по всему потолку под острым углом друг к другу расположены длинные линейные светильники и – чуть ниже – перфорированные металлические полосы. Важно, что пассажир здесь становится не только зрителем, но и активным участником перформанса: именно благодаря его движению картинка оживает, «по воде бежит рябь, тени чередуются со светом». Красивое и к тому же идеологически оправданное решение, учитывая предназначение станции как части динамического транспортного потока.
Еще одно «действующее лицо» архитектурного спектакля – полукруглая стена, вдоль которой эскалаторы спускаются вниз, на платформу. Она расчерчена тонкими световыми лучами, падающими под разными углами из встроенных по периметру светильников – большой простор для возможных световых сценариев – и вполне может вызвать у чуткого зрителя ассоциацию с водным потоком, пронизанным лучами света.
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Зона эскалаторов. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Схема волновой интерфереции. Иллюстрация опыта Томаса Юнга. Предоставлено ДНКаг
И снова авторы проекта избегают акцентирования лишь одного образа. За пару минут ожидания поезда пассажир успеет ощутить себя и на берегу реки (не зря же платформы береговые), и тогда пути «сыграют роль» собственно водной артерии, световая призма с информационным табло над ними – потока солнечного света, а деревянные вставки со скамьями в стенах платформы – скажем, прибрежных деревень. При этом лаконичные формы немногочисленных архитектурных элементов, строгие тона и фактуры отделки (нельзя не отметить тот факт, что все решения в проекте легко реализуемы и достаточно экономичны) не дают усомниться: ты находишься в современном общественном интерьере, причем интерьере респектабельном, деловом и абсолютно современном, далеком при этом от веяний сиюминутной моды.
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Платформа. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Платформа. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг
Одной из особенностей московского метро всегда был синтез архитектуры и искусства. Авторы проекта переосмысливают эту традицию на новом, современном уровне. В 30-х годах прошлого века, когда метро только начинало строиться, в нарядных интерьерах его станций активно использовалось все лучшее, чем было богато советское искусство той эпохи: скульптуры, декоративные панно, мозаики. Сегодня на острие актуальности другие формы – вовлечение зрителей, визуальные эффекты и технологичность. Чутко реагируя на художественный контекст, архитекторы группы ДНК создали проект, в котором архитектура сливается с современным искусством, сама по себе становится почти арт-инсталляцией. «Это, – говорит Наталья Сидорова, – наш манифест переосмысления московского метро, как архитектурного и художественного события, как мы его понимаем и каким оно могло бы быть сегодня».
Станция московского метрополитена «Нижние Мневники». Палитра используемых материалов. Конкурсный проект, 2015 © ДНКаг