English version

В зоне мобильности

Архитекторы «А.Лен» снабдили МФК в Пулковском аэропорту не только комфортной схемой распределения транспортно-пассажирских потоков, но и сюжетом, в котором схематически зашифровано прошлое, настоящее и будущее архитектуры.

Автор текста:
Валерия Исмиева

22 Октября 2015
mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково»
Россия, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 41, лит. А

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: C.И. Орешкин
Главный архитектор проекта: Р.В. Андреева
Архитекторы: О.В. Сафронова, О.А. Легкова, Е.А. Белят, В.В, Иванов
Главный инженер: А.Г. Вайнер

2010 — 2010 / 2014 — 2014

Партнеры: ЗАО “Рамболь” (Ramboll Group); Grimshaw Architects

 
Многофункциональный комплекс, состоящий из гостиницы, бизнес-центра и многоуровневых автостоянок, расположен прямо перед зданием нового пассажирского терминала аэропорта Пулково и со всех сторон окружен подъездными магистралями. На южной границе участка МФК построена, в рамках того же проекта, конечная станция аэроэкспресса “Nadex” – экспресс подходит к месту, где встречаются старый терминал Пулково-1, построенный в начале семидесятых по проекту Александра Жука и известный пятью высокими световыми «стаканами», поставленными в ряд на его крыше – с новым терминалом; старый терминал после реконструкции 2014 года служит для местных рейсов, новый для международных. Севернее МФК находится парковочное поле для самолетов; поодаль, к востоку, вдоль шоссе выстроились бизнес- и грузовой терминалы Пулково. Бизнес-гостинично-парковочный комплекс, таким образом, расположен в центре напряжённого коммуникативного узла единственного питерского аэропорта. Поэтому одной из главных и непростых задач при его проектировании было – оптимизировать потоки, найти логичные и удобные траектории движения различных видов транспорта и пассажиров, как внутри комплекса, так и на границе с внешними структурами.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Ситуационный план © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен

Новый терминал Пулково проектировало, как известно, бюро Николаса Гримшо, победившее в международном конкурсе 2007 года. Его архитекторы сделали также и эскизный проект соседнего с терминалом бизнес- и гостиничного МФК. Затем, для дальнейшей детализации проекта, Grimshaw architects наняли проектную фирму «Рамболь» – дочернюю компанию крупнейшего скандинавского концерна “Ramboll Group”, проектирующего промышленные и общественные объекты. В частности, «Рамболь» занималась разработкой инженерных систем и распределением траекторий движения от транспортных артерий к зданиям гостиницы и бизнес-центра. При этом фирмой были допущены неудачные отступления от эскизного проекта “Grimshaw”, отмеченные на двух градсоветах. В частности, не учитывался контекст терминала, а от зоны парковки пассажирам вообще предлагалось идти по транспортной эстакаде. На этом этапе к проектированию подключилось архитектурное бюро «А.Лен».

«Рамболь» обратилась к нам с просьбой переработать проект, – рассказывает глава «А.Лен» Сергей Орешкин, – свои предложения мы представили в виде эскиза, разработка проекта велась в тесном контакте с городскими властями. Чтобы обеспечить удобство движения и разгрузить напряжённый транспортный узел, мы предложили организовать движение пассажиров аэроэкспресса через остеклённую галерею, при этом из самой галереи с правой стороны хорошо просматривается лётное поле. Другая остеклённая галерея связывает терминал аэропорта с территорией комплекса: на расстоянии всего пятидесяти метров от гостиницы и бизнес-центра находится зона терминала принимающей стороны, и мы предложили кратчайшую траекторию движения к нему, что необычайно комфортно даже по европейским стандартам.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен

Со своим проектом мы ездили в Лондон, где представили результаты cэру Николасу Гримшо: наши пространственные решения в основном совпали с его позициями и идеями. Сотрудники компании были удивлены тем, что мы по достоинству оценили их концепцию и что наше видение возможных решений оказалось столь близким: выяснилось, что Гримшо предлагал расположить парковки, бизнес-зону, остановку аэроэкспресса в тех же местах. Очень понравилась и наша интерпретация мельниковской темы с пандусами: дорожка от автопарковки плавно обходит фасад гостиницы и, поднимаясь через галерею, выводит к терминалу принимающей стороны».
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен

Тем не менее, объёмно-пространственное решение «А.Лен» вполне самостоятельно. В отличие от первоначальной концепции Гримшо, которая тяготела к упорядоченной перпендикулярной сетке, композиция Сергея Орешкина основана на контрасте фактур, линий и материалов. Отправными точками поисков были исходные модули конструкций и логика траекторий движения.

В архитектурной части проекта все объёмно-пространственные решения тесно увязаны с модулями конструкций, их габаритами; строгая красота геометрии подчинена логике траекторий движения. Форма зданий продиктована конфигурацией участка и распределением коммуникативных потоков. План бизнес-центра представляет собой неправильную трапецию, гостиница – сильно вытянутое здание из двух корпусов в виде широко раскрытой к лётному полю книги. Восьмиэтажную гостиницу и пятиэтажный бизнес-центр объединяет стилобат цокольного этажа. Тыльный фасад одного из корпусов отеля параллелен смотрящему на него фасаду бизнес-центра и отражается в его сверкающей поверхности.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». План типового этажа © А.Лен

К сожалению, в отделке были допущены отступления от проекта «А.Лен». Строительство вела турецкая компания, действия которой генеральный подрядчик не контролировал. В результате фасады отеля покрыты керамическими панелями розоватого оттенка и прорезан жёсткими чёрными горизонталями, тогда как проектом предполагалась отделка светло-бежевым известняком и светлые же металлические горизонтальные тяги. Фасад бизнес-центра в целом удалось отстоять, линии стремительных диагоналей расстекловки совпали с основными траекториями, предложенными проектом Гримшо. Тему полёта поддерживают золотистые «крылышки» ставней. Вкрапленные в ромбовидную сетку фасадов, они складываются в декоративную метафору парения, столь уместную в окружении самолетов. Стекло фасада – с экологическими свойствами и с зеленоватой тонировкой. «А.Лен» планировали нанести на стекло лёгкие контуры облаков, но в варианте турецкой компании-исполнителя облака превратились в белые круги, и от рисунка решили вовсе отказаться.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен

Открытая часть кровли стилобата рядом с торцевым фасадом бизнес-центра прорезана круглыми отверстиями разного диаметра: они обеспечивают доступ дневного света в подземную автобусную парковку, а образно – создают перекличку со стеклянными «стаканами» старого вокзала Александра Жука.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен

За зданием бизнес-центра находятся ещё две зоны подземных парковок с крытыми наземными этажами. В проекте «А.Лен» предполагалось естественное озеленение их кровель с вариантом дренирования поля и создания здесь сада современной городской скульптуры. Среди достаточно агрессивного окружения эта рекреационная зона была бы отдушиной для пассажиров и постояльцев отеля, однако, из соображений экономии, кровлю покрыли рулонным газоном…
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен

Несмотря на все, в конечном счёте – не такие уж серьезные, хотя и досадные, расхождения с проектом, основную идею: контрастного взаимодействия, воплотить удалось. Керамический (согласно замыслу, как мы помним, каменный) объем гостиницы – строен и почти классичен из-за ритма широких вертикалей. Блеск, диагонали и отражения стеклянного бизнес-центра становятся вторым полюсом. Камень – стекло, вертикаль – и ромбы, всё разное, но уживается, во многом благодаря счастливой способности современной-стеклянной архитектуры отражать соседей. Третий полюс – примиряюще-поглощающий: это ряды ламелей, ограждающие контур объема парковок, похожие на сгусток пространства, лишь обозначающий стену. Добавим к этому идею зелени на кровле: сквер, несомый штакетником ламелей, должен был бы производить совершенно антигравитационное впечатление – то ли поднявшегося из земли (как вырезанная долька арбуза), то ли воспарившего. Получается, что три объема – с серьезной долей условности, но все же обозначают «три века» архитектуры: прошлое с вертикалями ордера; динамику, блеск и неустойчивую геометрию современности; и, наконец, прозрачность и рустическую естественность будущего. Посреди напряженного транспортного узла закручивается ещё один узел – образный; совершенно нелишнее дополнение в центре растущего аэропорта. 
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково».Бизнес-центр, восточный фасад © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Гостиница, восточный фасад © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Фасады парковки © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Разрез © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Разрез © А.Лен
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково»
Россия, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 41, лит. А

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: C.И. Орешкин
Главный архитектор проекта: Р.В. Андреева
Архитекторы: О.В. Сафронова, О.А. Легкова, Е.А. Белят, В.В, Иванов
Главный инженер: А.Г. Вайнер

2010 — 2010 / 2014 — 2014

Партнеры: ЗАО “Рамболь” (Ramboll Group); Grimshaw Architects

 

22 Октября 2015

Автор текста:

Валерия Исмиева
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Парадный фасад
Проект ЖК «Golden City» уникален во многом: и как пример последовательной реализации итогов конкурса, и как опыт совместной работы российской и голландской команд, и как эксперимент по формированию имиджевой застройки на основе квартальной типологии.
За границами брендбука
В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.
Внезапный авангард
Архитекторы «А.Лен» спроектировали жилой комплекс «Русский авангард» в Воронеже, постаравшись, чтобы он соответствовал своему названию. Хотя их часть работы началась тогда, когда дом уже строился по другому проекту и, казалось, был обречен стать не слишком выразительной секционной постройкой.
Столичный облик
Бюро «А.Лен» спроектировало в Воронеже многоквартирный жилой комплекс «Россия. Пять столиц», создав комфортную среду вопреки достаточно высокой плотности.
Градсовет Петербурга 14.06.2017
На очередном заседании Градсовета обсуждали высоту гостиниц и многоэтажного жилого комплекса, а также эскиз реконструкции вестибюля станции метро «Парк Победы».
Максимальная комплектация
Комплекс, уникальный по своей насыщенности функциями и по сложности выстроенных между ними взаимосвязей, состоит из 10 различных блоков. Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало его на базе советского спортивного центра «Энергия» в Воронеже.
Сказка льда
Новое здание спорткомплекса петербургского клуба СКА – наследник проекта, победившего в архитектурном конкурсе, что само по себе редкость. К тому же его сдержанно знаковые фасады скрывают настоящий hidden gem театрально скульптурного вестибюля.
Небесная линия намыва
О конкурсе на застройку части намывных территорий Васильевского острова и о своём проекте, разделившем победу с работой консорциума «КСАР+Orange», рассказывает руководитель архитектурного бюро «А.Лен» Сергей Орешкин.
Энергия конфликта
Первое место в конкурсе на концепцию гостиничного комплекса Radisson заняла петербургская мастерская «А.Лен» с проектом ансамбля из двух контрастных объемов, наглядно демонстрирующих диалектический принцип единства и борьбы противоположностей.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.