22.10.2015

В зоне мобильности

Архитекторы «А.Лен» снабдили МФК в Пулковском аэропорту не только комфортной схемой распределения транспортно-пассажирских потоков, но и сюжетом, в котором схематически зашифровано прошлое, настоящее и будущее архитектуры.

информация:

Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс, состоящий из гостиницы, бизнес-центра и многоуровневых автостоянок, расположен прямо перед зданием нового пассажирского терминала аэропорта Пулково и со всех сторон окружен подъездными магистралями. На южной границе участка МФК построена, в рамках того же проекта, конечная станция аэроэкспресса “Nadex” – экспресс подходит к месту, где встречаются старый терминал Пулково-1, построенный в начале семидесятых по проекту Александра Жука и известный пятью высокими световыми «стаканами», поставленными в ряд на его крыше – с новым терминалом; старый терминал после реконструкции 2014 года служит для местных рейсов, новый для международных. Севернее МФК находится парковочное поле для самолетов; поодаль, к востоку, вдоль шоссе выстроились бизнес- и грузовой терминалы Пулково. Бизнес-гостинично-парковочный комплекс, таким образом, расположен в центре напряжённого коммуникативного узла единственного питерского аэропорта. Поэтому одной из главных и непростых задач при его проектировании было – оптимизировать потоки, найти логичные и удобные траектории движения различных видов транспорта и пассажиров, как внутри комплекса, так и на границе с внешними структурами.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Ситуационный план © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Ситуационный план © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение

Новый терминал Пулково проектировало, как известно, бюро Николаса Гримшо, победившее в международном конкурсе 2007 года. Его архитекторы сделали также и эскизный проект соседнего с терминалом бизнес- и гостиничного МФК. Затем, для дальнейшей детализации проекта, Grimshaw architects наняли проектную фирму «Рамболь» – дочернюю компанию крупнейшего скандинавского концерна “Ramboll Group”, проектирующего промышленные и общественные объекты. В частности, «Рамболь» занималась разработкой инженерных систем и распределением траекторий движения от транспортных артерий к зданиям гостиницы и бизнес-центра. При этом фирмой были допущены неудачные отступления от эскизного проекта “Grimshaw”, отмеченные на двух градсоветах. В частности, не учитывался контекст терминала, а от зоны парковки пассажирам вообще предлагалось идти по транспортной эстакаде. На этом этапе к проектированию подключилось архитектурное бюро «А.Лен».

«Рамболь» обратилась к нам с просьбой переработать проект, – рассказывает глава «А.Лен» Сергей Орешкин, – свои предложения мы представили в виде эскиза, разработка проекта велась в тесном контакте с городскими властями. Чтобы обеспечить удобство движения и разгрузить напряжённый транспортный узел, мы предложили организовать движение пассажиров аэроэкспресса через остеклённую галерею, при этом из самой галереи с правой стороны хорошо просматривается лётное поле. Другая остеклённая галерея связывает терминал аэропорта с территорией комплекса: на расстоянии всего пятидесяти метров от гостиницы и бизнес-центра находится зона терминала принимающей стороны, и мы предложили кратчайшую траекторию движения к нему, что необычайно комфортно даже по европейским стандартам.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение

Со своим проектом мы ездили в Лондон, где представили результаты cэру Николасу Гримшо: наши пространственные решения в основном совпали с его позициями и идеями. Сотрудники компании были удивлены тем, что мы по достоинству оценили их концепцию и что наше видение возможных решений оказалось столь близким: выяснилось, что Гримшо предлагал расположить парковки, бизнес-зону, остановку аэроэкспресса в тех же местах. Очень понравилась и наша интерпретация мельниковской темы с пандусами: дорожка от автопарковки плавно обходит фасад гостиницы и, поднимаясь через галерею, выводит к терминалу принимающей стороны».
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение

Тем не менее, объёмно-пространственное решение «А.Лен» вполне самостоятельно. В отличие от первоначальной концепции Гримшо, которая тяготела к упорядоченной перпендикулярной сетке, композиция Сергея Орешкина основана на контрасте фактур, линий и материалов. Отправными точками поисков были исходные модули конструкций и логика траекторий движения.

В архитектурной части проекта все объёмно-пространственные решения тесно увязаны с модулями конструкций, их габаритами; строгая красота геометрии подчинена логике траекторий движения. Форма зданий продиктована конфигурацией участка и распределением коммуникативных потоков. План бизнес-центра представляет собой неправильную трапецию, гостиница – сильно вытянутое здание из двух корпусов в виде широко раскрытой к лётному полю книги. Восьмиэтажную гостиницу и пятиэтажный бизнес-центр объединяет стилобат цокольного этажа. Тыльный фасад одного из корпусов отеля параллелен смотрящему на него фасаду бизнес-центра и отражается в его сверкающей поверхности.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». План типового этажа © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». План типового этажа © А.Леноткрыть большое изображение

К сожалению, в отделке были допущены отступления от проекта «А.Лен». Строительство вела турецкая компания, действия которой генеральный подрядчик не контролировал. В результате фасады отеля покрыты керамическими панелями розоватого оттенка и прорезан жёсткими чёрными горизонталями, тогда как проектом предполагалась отделка светло-бежевым известняком и светлые же металлические горизонтальные тяги. Фасад бизнес-центра в целом удалось отстоять, линии стремительных диагоналей расстекловки совпали с основными траекториями, предложенными проектом Гримшо. Тему полёта поддерживают золотистые «крылышки» ставней. Вкрапленные в ромбовидную сетку фасадов, они складываются в декоративную метафору парения, столь уместную в окружении самолетов. Стекло фасада – с экологическими свойствами и с зеленоватой тонировкой. «А.Лен» планировали нанести на стекло лёгкие контуры облаков, но в варианте турецкой компании-исполнителя облака превратились в белые круги, и от рисунка решили вовсе отказаться.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение

Открытая часть кровли стилобата рядом с торцевым фасадом бизнес-центра прорезана круглыми отверстиями разного диаметра: они обеспечивают доступ дневного света в подземную автобусную парковку, а образно – создают перекличку со стеклянными «стаканами» старого вокзала Александра Жука.
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение

За зданием бизнес-центра находятся ещё две зоны подземных парковок с крытыми наземными этажами. В проекте «А.Лен» предполагалось естественное озеленение их кровель с вариантом дренирования поля и создания здесь сада современной городской скульптуры. Среди достаточно агрессивного окружения эта рекреационная зона была бы отдушиной для пассажиров и постояльцев отеля, однако, из соображений экономии, кровлю покрыли рулонным газоном…
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение

Несмотря на все, в конечном счёте – не такие уж серьезные, хотя и досадные, расхождения с проектом, основную идею: контрастного взаимодействия, воплотить удалось. Керамический (согласно замыслу, как мы помним, каменный) объем гостиницы – строен и почти классичен из-за ритма широких вертикалей. Блеск, диагонали и отражения стеклянного бизнес-центра становятся вторым полюсом. Камень – стекло, вертикаль – и ромбы, всё разное, но уживается, во многом благодаря счастливой способности современной-стеклянной архитектуры отражать соседей. Третий полюс – примиряюще-поглощающий: это ряды ламелей, ограждающие контур объема парковок, похожие на сгусток пространства, лишь обозначающий стену. Добавим к этому идею зелени на кровле: сквер, несомый штакетником ламелей, должен был бы производить совершенно антигравитационное впечатление – то ли поднявшегося из земли (как вырезанная долька арбуза), то ли воспарившего. Получается, что три объема – с серьезной долей условности, но все же обозначают «три века» архитектуры: прошлое с вертикалями ордера; динамику, блеск и неустойчивую геометрию современности; и, наконец, прозрачность и рустическую естественность будущего. Посреди напряженного транспортного узла закручивается ещё один узел – образный; совершенно нелишнее дополнение в центре растущего аэропорта. 
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково» © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково».Бизнес-центр, восточный фасад © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково».Бизнес-центр, восточный фасад © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Гостиница, восточный фасад © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Гостиница, восточный фасад © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Фасады парковки © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Фасады парковки © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Разрез © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Разрез © А.Леноткрыть большое изображение
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Разрез © А.Лен
Бизнес-центр и гостиница у аэропорта «Пулково». Разрез © А.Леноткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Никита Токарев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Всеволод Медведев
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Курков
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Василий Крапивин
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Ладыгин
  • Антон Бондаренко
  • Владимир Плоткин
  • Никита Явейн
  • Юрий Сафронов
  • Станислав Белых
  • Наталия Зайченко
  • Андрей Романов
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Барклянский
  • Павел Андреев
  • Екатерина Грень
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Чобан
  • Сергей Орешкин
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Илья Уткин
  • Александра Кузьмина
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Антон Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Юлий Борисов
  • Олег Мединский
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Левон Айрапетов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Никита Бирюков
  • Рустам Керимов
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Селивохин
  • Александр Попов
  • Михаил Канунников
  • Полина Воеводина
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Сенкевич
  • Марк Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи