«Жизнь и деятельность архитектора Щусева»

Страницы истории становления Cоюза советских архитекторов на фоне судеб советских архитекторов (некоторые события конца августа – начала сентября 1937 г.).

mainImg
Из истории советской архитектуры. По материалам Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

30 августа 1937 г. в «Правда»[1] – наиглавнейшей газете страны – органе ЦК ВКП (б), выходит статья Л. Савельева и О. Стапрана под названием: «Жизнь и деятельность архитектора Щусева», формально, как бы, посвященная важному вопросу авторского права в архитектуре. В ней пишется о том, что в 1932 г. проект гостиницы «Москва», единоличными авторами которого являлись Л. Савельев и О. Стапран, победил на закрытом конкурсе, был премирован и принят к постройке Моссоветом, а авторы назначены главными архитекторами строительства. В ходе работ, к строительству, в качестве консультанта, был привлечен А.В. Щусев.
zooming
А.В. Щусев. Портрет работы М.В. Нестерова. 1941. ГТГ

Предысторию этого «консультирования», через несколько дней (3 сентября 1937 г.), описывал М.В. Крюков на заседании партгруппы Союза советских архитекторов «Интересно вспомнить как попал Щусев к проектированию гостиницы. Ведь проектирование началось еще при Черкасском. Он поручил это Савельеву и Стапрану, которые были еще неопытными архитекторами, у них не было ни одной стройки и начинать проектирование с такого огромного сооружения, конечно, нельзя было. Это было неправильно и сразу обнаружилась неопытность Савельева и Стапрана, когда они принесли проект на конкурс. Лазарь Моисеевич (Каганович – М.М.) сказал им: «Вы, ребята, хорошие, но вам нужно еще поучиться и надо, чтобы вам кто-нибудь помог». Очень долгое время уговаривали Жолтовского на это дело, он все время отбрыкивался и, в конце концов, Щусев взялся за строительство гостиницы в качестве консультанта и тогда уже существовал Архплан и фигурировало несколько вариантов. Лазарь Моисеевич уговаривал молодежь, когда она петушилась, что они должны работать под руководством Щусева, а Щусеву указывал, что он должен только консультировать» [2].

По утверждению Л. Савельева и О. Стапрана, А.В. Щусев подобной ролью не был удовлетворен и требовал «соавторства в проекте, положения руководителя проекта, неограниченных полномочий и права первой подписи». Его незаконные требования были удовлетворены, но это привело лишь к тому, что А.В.Щусев стал пытаться «избавиться от основных авторов». Так, в частности, пользуясь их отсутствием (пребывание в заграничной командировке) он опубликовал, за своей первой подписью, в журналах «Строительство Москвы» и «Архитектура СССР» проекты отделки интерьеров, сделанных, как писали в статье Л. Савельев и О. Стапран, исключительно ими. В этих же журналах А.В. Щусев лишь за своей подписью помещает эскизы оформления ресторана гостиницы «Москва», не указывая на то, что сделаны они были по эскизам художника Матрунина.
zooming
Гостиница «Москва». Фотография – август 2002 © Алексей Комлев

Далее авторы статьи в «Правде» пишут о том, что для того, чтобы стать «полным» хозяином проекта, А.В. Щусев добился ликвидации бюро проектирования гостиницы «Москва». И категорически запретил кому бы то ни было (в том числе и Л. Савельеву с О. Стапраном) помещать какие бы то ни было сведения в печать. После этого все беседы и статьи о проекте шли лишь от его имени и за его подписью. В конце концов, по его прямому распоряжению были с проектов второй и третьей очередей счищены подписи истинных авторов, т.е. Савельева и Стапрана. Кстати, в статье отмечается, что это не единственный подобный случай – незадолго до этого, зимой, по прямому указанию Щусева, таким же образом была счищена подпись его соавтора – архитектора С. Сардарьяна – с проекта Москворецкого моста.

Такова суть вопроса, изложенного авторами статьи. Текст сопровождали высказывания типа: «Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности, вроде Лузана, Александрова, Шухаева, ныне арестованных органами НКВД». К сути вопроса эти фразы отношения не имели и являлись отражением мрачного строя стилистики и фразеологии, типичной для доносов того времени.

В начале статьи содержался общий упрек А.В. Щусеву в том, что к своей творческой работе, он относился «нечестно – брал на себя множество всякого рода работ и, так как сам их выполнить не мог, фактически прибегал к антрепризе в архитектуре …», а ближе к концу – строгое напоминание читателю о том, что архитектура в Советском Союзе – вовсе «… не частное дело архитекторов и предпринимателей…», а государственное…

Таково, вкратце, содержание статьи, после выхода которой, события, связанные с «жизнью и деятельностью архитектора Щусева», стали развиваться стремительными темпами. Стремительно, всего лишь через два дня (2 сентября), вновь в «Правде», появилась новая статья с подборкой писем читателей, реагировавших на статью Л. Савельева и О. Стапрана[3].

Вот основное ее содержание: «Являясь несомненным мастером в прошлом – писала группа архитекторов Лоповок, Тарасевич, Байдалинова, Олейник, Кастель, Ткаченко и Кутуков, – архитектор Щусев пошел по скользкому пути беспринципности в архитектуре. В его проектах и стройках нет идейности, принципиальности и подлинного творчества». Бывший парторг бюро проектирования гостиницы «Москва» – архитектор П. Скулачев сообщил широкой читающей публике, что знал о «антисоветских, контрреволюционных настроениях Щусева, в частности, о его высказываниях по поводу социалистического соревнования: «социалистическое соревнование – для землекопов, а не для архитекторов». Инженер-строитель Н. Шестопал указывал на то, что закрытие архитектурные конкурсы (видимо, непосредственно по вине Алексея Викторовича) нередко превращались в распределение заказов между «маститыми» и «знакомыми» архитекторами. Автор письма со всей принципиальностью ставил вопрос о необходимости чаще проводить открытые конкурсы, «которые выдвигают новые кадры архитекторов и помогают общему росту архитектурной и общественной культуры».

Статья заканчивалась следующим абзацем: «Из всех, кто прочел письмо тт. Савельева и Стапрана о жизни и деятельности архитектора Щусева, лишь один человек не понял смысла того, что было напечатано в «Правде», – это был сам архитектор Щусев. В ответ на письмо он прислал в редакцию развязную телеграмму, в которой пытался отрицать очевидные факты. Напрасно. Архитектурная общественность сумеет по достоинству оценить деятельность Щусева».
Заметим, что только один из корреспондентов – Чечулин высказался по существу вопроса, поднятого статьей Стапрана и Савельева: «Ущемление авторских прав молодых специалистов, – писал он – недостойно настоящего мастера». Это единственное высказывание, относящееся к теме статьи. Ни другие газетные материалы, ни содержательные основания разбора персонального дела А.В. Щусева на заседании сначала партгруппы ССА СССР, а потом и правления Союза советских архитекторов, проблем, поднятых в статье, абсолютно не затрагивали. Любопытно отметить, что статье в «Правде» удалось прозорливо предвосхитить результаты обсуждений этого вопроса партгруппой Союза советских архитекторов, которая соберется для рассмотрения «вопроса Щусева» два раза – 2 и 3 сентября.

Руководство Союза советских архитекторов не только самолично проводило разбор персонального дела А.В. Щусева, но и предлагало всем своим местным организациям сделать то же самое: «Партгруппа Союза предлагает всем местным организациям на основе материалов, опубликованных в «Правде», провести широкое обсуждение деятельности архитектора Щусева, решительно разоблачая недостатки и болезненные явления в работе, как проектных организаций в целом, так и отдельных архитекторов … »[4]. «Мы должны обратиться с письмом ко всем нашим организациям, чтобы они обсудили вопрос о Щусеве у себя в организациях. … если мы на этой работе окажемся на высоте, а мы должны занять такое положение, мы укрепим и Союз советских архитекторов, поднимем роль и значение советского архитектора …»[5].

Ключевым в понимании хода и содержания разбирательства персонального дела А.В. Щусева в Союзе советских архитекторов (а также ключевым в понимании итога всей этой «истории со Щусевым») является представление о тех целях, которые на тот момент ставил перед собой Союз и тех задачах¸ которые он решал для утверждения своей исключительной роли в организации профессионального сообщества и своего статуса в системе органов государственного управления единой общегосударственной системой массового проектного дела в архитектуре и градостроительстве в СССР.

Для этого Союз советских архитекторов:
1. Стремился оптимизировать систему массового проектного дела в сторону усиления ее производственной функции. Он должен был закрепить в сознании наполнявших ее архитекторов понимание того, что архитектор это, прежде всего, «госслужащий», а потом уже «творческая личность». В рамках массовой системы проектного дела работник проектного труда должен исполнять возложенные на него обязанности, а не заниматься обсуждением условий их исполнения, что позволяли себе отдельные «зазнавшиеся» мастера советской архитектуры. Так, в резолюции собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза советских архитекторов от 2 сентября 1937 г. по обсуждению материала, опубликованного в газете «Правда» о деятельности архитектора А.В. Щусева эта тема отработана особо: «Правительство доверило Щусеву ответственное дело – руководство крупнейшей проектной мастерской в Москве. Щусев не только не создал творческого коллектива из этой мастерской, но всеми мерами пытался превратить ее из государственной организации в личную, собственную мастерскую, в которой он мог бы выступить полноценным хозяйчиком – антрепренером от архитектуры»[6].
Архитектор как государственный служащий – «пролетарий проектного труда» –должен был работать на указанном ему месте и получать заработной платы ровно столько, сколько положено получать на данном месте по штатному расписанию. Борьба за строгое нормирование величины материального вознаграждения за проектную работу была одной из основных направлений противостояния «старого» («творческого») и «нового» («производственного») подходов к организации проектной деятельности. И если прежде – в рамках «творческого» подхода – за выполняемую проектную работу отчитывались перед своим непосредственным начальником, то «производственная» основывалась на строгом режиме дня («а не так, как ранее, когда на работу собирались к 11 часам дня и трудились до глубокой ночи»), фиксированной заработной плате, четком штатном расписании. Для обеспечения этого в проектных организациях приходилось вводить «заводскую дисциплину»[7]. В такой системе персональное определение заработной платы руководителем, когда в конце месяца руководитель подсчитывал персональный вклад каждого члена коллектива и лично вручал каждому заклеенный конверт с зарплатой, было недопустимо.
Разбор персонального дела А. В. Щусева был направлен не столько на Щусева, сколько на упорядочивание ситуации в общегосударственной системе проектного дела в целом. Так, в резолюции расширенного собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза советских архитекторов обобщалось: «Материалы, опубликованные в «Правде» о деятельности архитектора Щусева разоблачают не только Щусева, но одновременно являются серьезным и грозным предупреждением для всех, кто еще подобно Щусеву продолжает работать методами старого архитектора подрядчика … делячески …»[8].
Мастера советской архитектуры в этот период могли себе позволить «копаться в заказах» – выбирать, какие им были интересны (в том числе, и в отношении заработка, а какие нет. Они могли позволить себе отказываться работать над «рядовыми заказами», которые как раз и составляли основное наполнение массовой проектной практики. Власть ощущала острую потребность отрегулировать, наладить в общегосударственном масштабе именно массовое, рядовое, повседневное проектирование. И строго приструнить «дельцов от архитектуры».

2. Союз Советских Архитекторов формировал в этот период в рамках системы массового проектного дела вертикаль управления творчеством. Для этого он должен был затвердить формальные организационные принципы массовой проектной деятельности: план, срок, штат, ставки, порядок и проч. Работник проектного труда, должен был неукоснительно вписываться в подобные порядок, на каком бы уровне должностной иерархии он ни трудился – как руководитель или рядовой низовой исполнитель.
Начало-середина 1930-г гг. в архитектуре СССР – это начало «революции поколений», когда в руководство архитектурной профессией пришли и стали брать в свои руки партийно-административную власть те, кто был способен организовать и себя, и других в соответствии с государственными задачами и идеологией массового проектного производства. Как следствие, к получению заказов, к занятию руководящих должностей, к проектированию значимых объектов в этот период все более приходили люди, понимавшие, в чем отличие «частной проектной мастерской» от «государственной». Те, кто оказывался в состоянии обеспечить формально организационные требования (план, срок и проч.), а не те, кто творчески был наполнен настолько, что готов был делать и переделывать проект столько раз, сколько того требовала проектная тема; столько, сколько было нужно для получения качественного результата, а не столько, сколько отводилось времени по плану работ проектного института.
Мастера советской архитектуры – архитекторы старой выучки – привыкли работать в системе отношений «мастер»-«подмастерья», самостоятельно формируя творческие группы и, если нужно, то свободно привлекая на разовые конкретные работы (вычертить перспективу, отработать планы, деталировать фасады уже готовых проектов) нужных для данного проекта исполнителей. Уже этим одним они игнорировали правила функционирования системы массового проектного дела, которая основывалась на стабильных трудовых коллективах, на утвержденных штатах и должностных инструкциях, на запланированных в конце предыдущего года фондах заработной платы, на подписанных вышестоящим руководством приказах о принятии на работу и утверждении в должностях. Они пытались игнорировать базовые принципы оплаты труда, осуществляя вместо фиксированной оплаты самостоятельное финансовое стимулирование сотрудников – разнося членам мастерской в конце месяца или после выполнения работы их зарплату (которую определяли сами) в конвертах. Они игнорировали правила, при которых подбор сотрудников является исключительной прерогативой триумвирата: 1) администрации, 2) партийной ячейки и 3) профсоюзной организации. Они игнорировали правила, при которых служебные посты, льготы, поощрения (в частности, получение престижной работы и, как следствие, высокой зарплаты, премий и проч.) выступали в трудовом коллективе ведущими рычагами управления. Когда сроки выполнения проектов определялись не творческим вдохновением, а календарным планом. Без строгого следования этим правилам система утрачивала функцию «руководства/контроля» и, в итоге, переставала быть «государственной». Именно поэтому в стенограмме заседания партгруппы Союза советских архитекторов по разбору критической статьи архитекторов Савельева и Стапрана о деятельности А.В. Щусева, опубликованной в газете «Правда», отслеживались, фиксировались и инкриминировались Алексею Викторовичу именно эти моменты: «… А.В. Щусев за время руководства мастерской №2 Моссовета … ни один проект не сдал в срок. Он, как правило, выпускает проекты с опозданием до года»[9].
Работник проектного труда, в вопросах подбора кадров, распределения проектной работы и проч. должен исполнять установленные в системе правила, а не обсуждать (и, тем более, не отменять) их. Союз советских архитекторов как основная структура руководства «творческой составляющей» системы массового проектного дела была сформирована, в том числе, и для того, чтобы строго наказывать тех, кто «являлся монополистом в основных вопросах работы мастерской, в вопросах подбора кадров, в распределении нагрузки и оплате труда»[10], тех, кто « … набирал людей таких, которые не числились ни по каким штатам мастерской, в то же время они получали зарплату, им подписывали счета…».[11]. В протоколе заседании партгруппы с возмущением отмечалось, что в мастерской Щусева работали его дочь, сын, зять.
На заседании партгруппы Союза советских архитекторов по разбору критической статьи архитекторов Савельева и Стапрана о деятельности А.В. Щусева, опубликованной в газете «Правда», А.В. Щусеву ставилось в вину то, что во время организации мастерской[12] он заявлял: «Что это за мастерская, если я не имею за спиной ящика с деньгами, из которого я бы мог собственными руками взять деньги и дать тому из своих работников, кто плохо выглядит, дать ему возможность подкормить его жену …»[13]. В качестве одного из главных упреков звучало: «Метод работы Щусева … такой же, как он работал в прежнее время, он … ничему другому и не научился» [14].
Советская система не прощала людей, которые покушались на ее сущностные характеристики, людей, которые отвергали принципы ее устройства: « … по заданию Комиссии Советского контроля мы пришли в мастерскую проверить, как применяется закон об оплате труда … мы позволили себе спросить, почему здесь, на Кузнецком мосту, в архитектурной мастерской не применяются никакие государственные расценки и не применяется оплата труда, которая положена по закону… »[15].

3. Союз Советских Архитекторов в этот период оптимизировал систему массового проектного дела в сторону усиления ее производственной функции. Для этого он должен был поставить исполнителя в подчиненное положение, так же, как это делалось, например, в системе промышленного производства – государственная система проектного дела была всего лишь элементом общегосударственного механизма управления людьми и в этом смысле она ничем не должна была отличаться от других элементов. Работник проектного труда должен был так же ясно, как колхозник или рабочий на конвейере, понимать, что если он не выполнит своего «производственного задания», то он окажется уволенным и с неизбежностью лишится всяческих средств к существованию, а также еще и крыши над головой. И это положение должно было выступать лучшим саморегулятором в выборе работником правильной манеры трудового поведения и действия.
Принятие сотрудника на работу, его удержание на службе, его увольнение – это вопросы производственной политики, которые должны были решаться на уровне директора, кадровика (или представителя секретного отдела), парткома, а не «мастера архитектуры». Это вопросы кадровой политики. А некоторые «выдающиеся советские зодчие» проявляют возмутительное своеволие: «Гольц не берет к себе ни одного партийца … двух комсомольцев, работающих в мастерской, Щусев назвал подкидышами … ставил вопрос о том, чтобы убрать их из мастерской, так как эти люди ему не нужны. Буров ругает коммунистов площадными словами и всякой мимикой, гримасами старается навести на них нехорошую критику … » [16].
Те «советские зодчие», кто не понимает или не принимает вводимого порядка, кто (ради пользы проектного дела или из личных соображений) пытается присвоить себе функцию принятия кадровых решений, с неизбежностью становятся участником служебных конфликтов и, в результате, оказываются отторгнутым самой системой. В стенограмме заседания партгруппы Союза советских архитекторов зафиксированы несколько таким «возмутительны» эпизодов: « … Щусев сумел отвоевать трех человек, которые были в свое время советской властью осуждены и высланы, а он их посадил рядом с собой и стал с ними работать. … Как следствие, мастерская сейчас засорена чуждыми нам людьми. На сегодняшний день мы имеем одного князя, семь дворян, двух выходцев из духовенства, одного торговца, трех личных потомственных граждан, имеются бывшие иностранные подданные, которые работают сейчас над очень ответственными проектами, имеются дети бывших иностранных подданных. … Вчера партгруппа нашей мастерской сделала следующие выводы. Мы считаем, что в свете этих данных пребывание у руководства мастерской невозможно»[17].
Союз советских архитекторов официально именуется «общественная организация», но таковой он, конечно же, не является. ССА стремится утвердить свой статус как государственного органа, причем такого, который обладает исключительными правами утверждения на руководящие должности представителей профессионального цеха. Утвердить статус, который позволяет выдвигать, согласовывать или отклонять кандидатуры, предлагаемые на номенклатурные должности. Статус неприкосновенный даже со стороны местных советских и партийных властей. Главные архитекторы ведущих проектных мастерских, главные архитекторы проектных институтов, главные архитекторы городов краев и областей – номенклатура Союза – он и только он, в конечном счете, должен решать кто достоин занимать эти должности.

4. Союз советских архитекторов стремится присвоить себе исключительные права, например, право выносить оценку профессиональной квалификации архитектора. Союз должен в общегосударственном масштабе утвердить свое значение как инстанции, от которой зависит карьера и профессиональное положение каждого конкретного архитектора. Работник проектного труда, должен работать на своем месте и знать, что высшим судьей его профессионального мастерства является Союз в лице правления его местной организации. «Нельзя допускать к самостоятельной работе людей, которые еще не созрели», – говорил К.С. Алабян в своем докладе на заседании в Московском Доме архитектора «Состояние архитектурного фронта и наши задачи»[18]. А кто это может решать? Конечно, только «творческий» Союз, который «состоит из профессионалов высокого уровня», только он и способен дать принципиальную профессиональную оценку уровня зрелости и квалификации каждого конкретного архитектора. «Мы должны лучше использовать наши квалифицированные кадры, правильнее их расставлять»[19].
Работник проектного труда должен знать, что залогом его продвижения по служебной лестнице является его причастность к деятельности Союза – нельзя игнорировать мероприятия Союза, нельзя игнорировать заседания правления, как это делал А.В. Щусев, который позволял себе по году не появляться на заседаниях правления[20]. Это, в частности, ставилось в упрек А.В. Щусеву при разборе его персонального дела на заседании партгруппы – «Щусев игнорировал заседания Правления, отказывался участвовать в его работе». Заметим, что это абсолютная правда – в архивных материалах содержатся ведомости посещаемости заседаний правления Союза советских архитекторов (членом которого являлся А.В. Щусев), из которых следует, что Щусев (и И.В Жолтовский) работу Правления, действительно, игнорировали[21].
Союз усиливает свое значение в профессиональной повседневности тем, что в достаточно жесткой форме указывает архитекторам на невозможность быть в стороне от его деятельности – нельзя только лишь хорошо делать свою работу и надеяться, что это одно обеспечит служебную карьеру. Это «делячество». Нужно активно участвовать в работе архитектурной общественности, в многогранной деятельности Союза, нужно быть причастным к проводимым им акциям, нужно быть включенным в систему формальных и неформальных взаимоотношений членов Союза, нужно доказать свою укорененность в идеологии и занять свое скромное место в системе «руководства-подчинения» и тогда, возможно, имярек получит благословение и поддержку Союза в продвижении его к должностям и званиям. А без благожелательного отношения руководства Союза даже имеющиеся заслуги и звания за таковые особенно и не считаются. Так, в резолюции собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза советских архитекторов указывалось: «Архитектор Щусев, получивший звание академика в старой России за проектирование строительства церквей … к решению творческих вопросов советской архитектуры подходил поверхностно … Какое имеет право царский академик называться сейчас, при советской власти, академиком …»[22]. Результаты творческой деятельности, оказываются не очень-то и значимыми. Так, К.С. Алабян на заседании партгруппы Союза советских архитекторов довольно резко заявляет: «Нужно проверить людей, которые не только не проявляют желания принять участие в общественной жизни, а наоборот, всеми средствами толкают архитекторов, стоящих близко к нему, на рельсы деляческие, торгашеские (имеется в виду: «берут и выполняют много заказов» – М.М.)»[23].
Присвоенное Союзом советских архитекторов право политико-идеологически перечеркивать всю предшествующую творческую жизнь любого человека звучало очень грозно. Особенно на фоне недавних (всего полгода назад) выступлений на Первом съезде архитекторов, когда докладчики пели дифирамбы Алексею Викторовичу и тот же К.С. Алабян в своем докладе «Состояние архитектурного фронта и наши задачи»[24] говорил о А.В. Щусеве: «А.В.Щусев своей громадной энергией, своим личным примером, своим большим творческим темпераментом … оказал большое влияние на рост советской архитектуры. Кроме тех работ, которые мы могли бы привести из деятельности этих архитекторов (речь идет еще и о И.В. Жолтовском. – М.М.), и на которых училась молодежь, мы могли бы назвать молодых архитекторов, которых воспитали эти люди, и Жолтовский, и Щусев.»[25]. Теперь же оказывается, что заслуги уже и не заслуги, а ученики, оказывается, это уже не ученики.
Союз соорганизует профессиональные кадры в единый, иерархически встроенный, централизованно управляемый механизм исполнения партийно-правительственных решений, способный решать задачи, поставленные советской властью. И на заседании партгруппы ССА 3 сентября 1937 г., речь идет далеко не о Щусеве, а, прежде всего, о состоянии дел в профессии. Под претензии, навешанные на А.В. Щусева, подпадают и Жолтовский, и Голосов, и Фридман, и Буров, и Гольц, и Колли, и Барщ, и Синявский и др.[26]. Но о ком бы конкретно ни шла речь, существо дела заключалось не в персоналиях. А в том, что к партийно-административному руководству профессией пришли новые кадры – те, кто по воле партии принимал к исполнению задачу организации общегосударственной системы проектного дела в стране. Кто был способен повседневно решать эту задачу, превращая систему проектного дела в отлаженный механизм производственного типа. Кто был согласен с тем, что статус сотрудника государственной системы проектного дела должен зависеть не столько от его мастерства, сколько (подчас даже в большей степени) от места, занимаемого им в должностной иерархии. Кто понимал и принимал положение о том, что административная должность «директора» или «главного архитектора» весомее в проектном плане, нежели фигура автора проекта.

Под видом творческой общественной организации (под видом профессионального клуба) Союз формировал административно-управленческую структуру руководства деятельностью архитекторов производственного типа, систему идеологического и организационного контроля над исполнителями, способную осуществлять общегосударственную градостроительную и архитектурную политику. Для этого ССА создает систему местных организаций, задает формы их работы, принуждает всех без исключения архитекторов включаться в повседневную деятельность Союза, в разовые и эпизодические акции (как, например, рассмотрение в каждой местной организации и принятие резолюции в связи с «делом Щусева»), присваивает себе право осуществлять контроль на местах за различными аспектами деятельности архитекторов (практика, педагогика, общественная деятельность, администрирование и проч.).
В советской архитектуре происходит «революция поколений»…
 
[1] «Правда» 1937, № 239 (7205)
[2] РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. – Ф. 674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л.17-62, Л.54.
[3]«Жизнь и деятельность архитектора Щусева» (Обзор писем поступивших в редакцию) // Правда, 1937. № 243 (7209) 3 сент. С. 4.
 
[4]РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г. – Ф. 674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л.11.
[5] РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. – Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л. 17-62., Л.61.
[6] РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г.- Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л.10-11.
[7] Кравчук К. Из истории, которую надо знать. К 50-летию введения в строй здания МИД на Смоленской площади. // Архитектура. Строительство. Дизайн.
[8] РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г. – Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л. 10-11.
[9] РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. – Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43– 62 л., л. 17-62., Л. 32, 48.
[10]Там же. Л. 29.
[11]Там же. Л. 24.
[12] Непонятно о какой мастерской идет речь, так как в этот период А.В. Щусев руководил несколькими проектными мастерскими
[13]Там же Л. 29.
[14]Там же Л. 29.
[15]Там же. Л. 39.
[16]Там же. Л.42 – 43, 49, 50, 53.
[17]РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Отдел Искусств тов. Назарову (письмо) от 5 сентября 1937 г. – Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., Л.42 – 43, 49, 50, 53.
[18]РГАЛИ. Правление Союза советских архитекторов СССР. Секретариат. Доклад К. С. Алабяна в Московском Доме Архитектора «Состояние архитектурного фронта и наши задачи». 22 марта 1937 г. – Ф.674, оп. 3, ед.хр. 4 – 26 л., Л. 12.
[19]Там же. Л. 13.
[20]РГАЛИ. Союз советских архитекторов. Протоколы заседаний президиума и Правления ССА с приложениями – 20 июля 1932 г. – 31 марта 1934 г. Список – Ф.674, оп. 1, ед.хр.7 – 211 л., Л. 9-об.
[21]Там же. Л.9-об.
[22]РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. Резолюция собрания партгруппы Всесоюзного и Московского правлений Союза Советских Архитекторов от 2 сентября 1937 г. – Ф. 674, оп. 2, ед. хр. 43 – 62 л., л. 9-12., Л. 10.
[23]РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева «О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. – Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 17-62., Л. 32.
[24]Состоялся 22 марта 1937 г в Московском Доме Архитектора
[25]РГАЛИ. Правление Союза советских архитекторов СССР. Секретариат. Доклад К. С. Алабяна в Московском Доме Архитектора «Состояние архитектурного фронта и наши задачи». 22 марта 1937 г. – Ф.674, оп. 3, ед.хр. 4 – Ф.674, оп. 3, ед.хр. 4 – 26 л., Л. 12.
[26]РГАЛИ. Союз Архитекторов СССР. Стенограмма доклада Щусева « О задачах советской архитектуры на I Всесоюзном съезде. Стенограмма заседания партгруппы ССА от 3 сентября 1937 г. по вопросу Щусева, сентябрь 1937 г. – Ф.674, оп. 2, ед.хр. 43 – 62 л., л. 17-62., Л.19, 20, 28, 53, 60.

30 Июля 2015

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.