English version

Сергей Труханов: «Мы и сами не ожидали, что редевелопмент промзон окажется таким интересным направлением»

Интервью с руководителем Т+Т Architects Сергеем Трухановым и главным архитектором бюро Александром Бровкиным: о редевелопменте промзон, ситуации в регионах, знаковых проектах бюро и многом другом.

Алла Павликова

Беседовала:
Алла Павликова

mainImg
Архитектор:
Полина Воеводина
Сергей Труханов
Александр Бровкин
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
0
Сергей Труханов. Бюро «Т+Т Architects». Фото: Андрей Карделяну
Александр Бровкин. Бюро «Т+Т Architects». Фото: Андрей Карделяну

Архи.ру:
В вашей практике довольно много проектов, связанных с редевелопментом бывших промышленных объектов. Как получилось, что это направление стало одним из приоритетных?

Сергей Труханов:
Реконструкции – это та сфера деятельности, где сегодня молодым архитекторам легче себя проявить. В тот момент, когда наша команда только начинала свою профессиональную практику, тема редевелопмента была достаточно новой и для девелопера, и для застройщика, и для «матёрых» практикующих архитекторов. Поначалу мало кто понимал, как с этим работать и насколько это будет востребовано. Именно поэтому заказчики, опасаясь прогореть и одновременно пытаясь сэкономить средства, зачастую обращались не в самые известные начинающие бюро. Кроме того, молодые и энергичные проектировщики могли найти тот самый свежий и нестандартный подход, который в этом вопросе был просто необходим.

Честно признаюсь, что мы надеялись занять эту нишу. После ограничения нового строительства в центре Москвы, бывшие промзоны остались едва ли не единственным территориальным резервом города. И, конечно, когда в мастерскую обратились с подобным заказом, мы с удовольствием принялись за работу.

С какого проекта все начиналось?

Сергей Труханов:
Все начиналось в 2010 году с реконструкции мельницы И.А. Зарывнова в Оренбурге. Ее мы переделывали под офисный центр. Следом возникли поисковые решения для реновации административного здания на Малой Грузинской. Ещё до начала проектирования наша мастерская совместно с компанией KR Properties занималась анализом этой территории, пытаясь определить перспективу ее развития. Сценарии для освоения пространства были самые разные – от реконструкции и приспособления существующих объектов под гостиничный комплекс или офисный центр до полного или частичного демонтажа, предполагающего новое строительство. Одним словом, была проделана очень серьёзная аналитическая работа, подготовлены детальные схемы и выкладки. Результатом данных «упражнений» стало то, что у нас появилась возможность участвовать в других проектах девелопера.
Еще одним небольшим, но милым сердцу проектом в рамках редевелопмента, который мы довели до конца, стала реновация территории небольшого участка двора Даниловской Мануфактуры. К настоящему времени этот проект находится на стадии реализации. Первая крупная реализация – бизнес-квартал «Домино». Его первоначальная концепция была разработана другим архитектурным бюро. Мы же должны были адаптировать проектное предложение и выпустить рабочую документацию. Несмотря на то, что мы очень уважительно относились к авторскому замыслу и старались придерживаться идеологии коллег, очень многое в проекте пришлось переделывать и изменять – ввиду пожеланий заказчика, вновь выявленных обстоятельств или невозможности реализовать то или иное решение.
Бизнес-квартал «Домино» © Т+Т Architects
Бизнес-квартал «Домино» © Т+Т Architects

Александр Бровкин:
Мы вложили в этот проект очень много собственных сил и творческих идей, но сознательно не стали выходить за рамки первоначальной концепции наших предшественников. «Домино» стал для нас первой работой такого масштаба. Мы начинали его в 2011 году, а реализация заняла больше трех лет. Однако это был очень серьёзный опыт, который стал отправной точкой для многих других проектов редевелопмента.

Насколько вам было важно сохранить историю и эстетику места в этом и в других проектах?

Сергей Труханов:
В случае с «Домино» это было место, которому принципиально важно было дать вторую жизнь, опираясь на эстетику сложившегося окружения. От Пятницкой до Большой Ордынки там тянулся старый полуразрушенный квартал из административных зданий. В новом проекте были сохранены пятна застройки, однако пришлось серьёзно поработать с фасадами зданий и внутренней территорией, пускай небольшой и камерной, но очень важной для данного объекта. Старинный особняк, расположенный на территории квартала и выходящий главным фасадом на Ордынку, мы восстановили, воссоздав его исторический облик.

Александр Бровкин:
Когда мы пришли на площадку, особняк был в совершенно плачевном состоянии. Заменив его сгнивший каркас на металлический, мы не затронули стены, постарались сохранить весь декор и главное – дух старого здания.

Как вы относитесь к практике приспособления бывших промышленных территорий под жилье? Какие проекты подобного рода, созданные вашей мастерской, вы бы отметили?

Сергей Труханов:
Самым взрывным стал проект лофт-квартала Studio #8. Это пром в чистом виде, который следовало превратить в квартал апартаментов. Район, где расположен участок, со своим характером и историей был ещё и весьма перспективным с экономической точки зрения – хорошее положение в городе, рядом с уже существующим крупным жилым небоскребом «Триумф-Палас». Помимо изначально интересной задачи, которую ставила перед нами сама ситуация и окружение, в этом проекте нас заинтересовала позиция заказчика. Это был период, когда он сформулировал концепцию «живи и работай». Мысль о том, чтобы в одном районе сосредоточить жилье и места приложения труда понравилась девелоперу, и он стал активно внедрять её в практику. Лофт стилистика и промышленное прошлое площадки добавляло месту особой романтики. Проект стал позиционироваться как место для молодых и активных людей, художников, музыкантов, творческой интеллигенции.
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8 © Т+Т Architects
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8 © Т+Т Architects
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8 © Т+Т Architects

На мой взгляд, все эти факторы вместе предопределили успех проекта: правильное задание и концепция заказчика, хорошо пойманный дух места, интересная легенда для потенциальных покупателей и, конечно, качество архитектуры и исполнения. Несмотря на свою открытость – а комплекс по большей части лишен заборов и ограждений – каждый дом имеет свой уютный дворик, защищенный от шума города, свой адрес, узнаваемость. В результате более 70% жилых площадей было выкуплено ещё на стадии проектирования. В этой ситуации часть лотов приходилось «подгонять» под конкретного покупателя. Квадратные метры стремительно выкупались не только по горизонтали, но и по вертикали, из-за чего нам в ускоренном режиме приходилось переделывать и адаптировать планировки. Сейчас комплекс практически реализован, остаются работы по благоустройству.
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8
© Т+Т Architects
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8
© Т+Т Architects

Отдельно хотелось бы поговорить о таких ваших проектах, в которых особое внимание уделялось не столько архитектуре, сколько территории в целом.

Сергей Труханов:
Один из недавно реализованных – территория 1-й очереди офисного центра «Савеловский Сити». Нам довелось очень много работать над этим проектом. А начинали именно с территории. Реновация на самом деле затрагивает в первую очередь территорию и только потом – здания. Это колоссальная работа по зонированию пространства, логистике, созданию акцентов. Казалось бы, в «Савеловском Сити» речь шла в основном о новом строительстве, но при этом приходилось постоянно оглядываться на размещенные объекты и их функциональное назначение. За счет работы с территорией следовало грамотно развести офисы, апартаменты и общественную функцию, расположенные в непосредственной близости друг от друга. И дополнить все сценариями художественного благоустройства.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects

Александр Бровкин:
Архитектурой в этом проекте занималась компания SPEECH. Наше бюро отвечало за территорию. Строительство такого крупного комплекса дало толчок для развития всего района – весьма специфического места, без особых красот. Новый объект начал взаимодействовать с окружением, стали появляться новые пешеходные и транспортные коммуникации. Крупные предприятия и компании, соседствующие с участком, следуя нашему примеру открыли свои территории, сделали их доступными для горожан. Таким образом, границы проектирования сами собой раздвинулись, а город получил качественное общественное пространство.

В «Савеловском Сити» вы делали и интерьеры входной группы. Расскажите о них.

Сергей Труханов:
Нас попросили спроектировать интерьеры небольшого лобби, площадью 150 кв. м – слишком маленького для своей функции. Решив, что раз уж мы ничего не можем сделать с размерами помещения, то надо реализовать очень яркую идею. Все пространство должно было быть построено таким образом, чтобы мгновенно рождать wow-эффект. И здесь надо сказать спасибо заказчику, проявившему недюжинную смелость и поддержавшего нас в самых смелых замыслах. Так, центром композиции стали летающие арт-объекты, благодаря которым лобби превратилось в маленькую галерею.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Но помимо арт-объектов, пространство формирует еще и очень необычное сочетание цветов, там использованы интересные материалы.

Сергей Труханов:
Да, мы хотели создать внутри ощущение динамики. Использовать при этом решили только очень характерные материалы, которые сами по себе ценны и самодостаточны. Скажем, медь – очень тактильный и эффектный материал. Его непривычно видеть внутри лобби. Все решения здесь пограничные. Мы балансировали на грани театральности, стараясь не опуститься до декораций. Как мне кажется, всё удалось.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Несмотря на то, что ваше бюро достаточно молодое, мы очень много говорим именно о реализациях. Сложно ли реализовывать подобные проекты? И как часто в вашей практике концепция воплощается в жизнь?

Сергей Труханов:
Большая часть проектов в той или иной степени реализуется. Очевидно, что работая с уже сложившейся средой, с готовым контекстом, сталкиваешься с большими трудностями, чем в случае с новым строительством. Каждый день обнаруживается какой-нибудь подводный камень. Важно не скатиться до новодела, особенно, когда приходится микшировать существующие постройки с новыми. К примеру, в Саратове мы занимались реновацией старой фабрики «Саратов Мука». Часть объектов, признанных памятниками архитектуры, необходимо было сохранить, включив в состав новой застройки. Могу сказать, что мы всегда выступаем против какой-либо стилизации. По моему убеждению, рядом с историческими зданиями нужно возводить честную современную архитектуру. При этом новое строительство не должно спорить с историческим контекстом, нарушать сформированные связи. В этом и состоит главная сложность.
Архитектурная и градостроительная концепция реконструкции и реновации территории фабрики «Саратов мука»
© Т Т Architects

Вы упомянули проект в Саратове. Какова его судьба?

Александр Бровкин:
Сейчас реализуется первая очередь этого проекта, предполагающая по большей части восстановление существующих зданий. Проект, охватывающий огромную территорию, из которой шесть гектаров располагаются на береговой линии с перепадом рельефа до 25 метров, планируется развивать до 2025 года. Мы надеемся, что в ближайшем будущем будут реализованы по крайней мере еще две–три очереди.
Архитектурная и градостроительная концепция реконструкции и реновации территории фабрики «Саратов мука»
© Т Т Architects

Вы работали не только в Саратове, но еще в Оренбурге, Екатеринбурге и других городах страны. Насколько, на ваш взгляд, актуальна тема редевелопмента бывших заводов и фабрик в регионах?

Сергей Труханов:
В регионах таких активов как бывшие промзоны гораздо больше, чем в Москве. Московский девелопер имеет четкое понимание того, как надо развивать такие территории, при этом ему всегда жалко денег. У заказчика из региона средства, как правило, есть, но не хватает смелости и желания экспериментировать. При всем при этом в регионах появляются действительно интересные объекты. Пока их совсем немного, поскольку там позиция такова, что снести старые здания проще, чем их реконструировать.

Вы рассказали о сложностях, с которыми приходится сталкиваться, работая с промзонами. А какие в этом направлении преимущества? Почему вам интересно работать с такой архитектурой?

Сергей Труханов:
Работать со зданиями, которые имеют историческую ценность, уже интересно. Они все одушевленные. Это не безэмоциональное пространство, напротив, оно очень наполненное и живое. И каждый раз сталкиваешься с чем-то неизведанным, совершаешь открытие. В Оренбурге мы нашли старые подземные ходы, связывавшие различные постройки на территории мельницы, различные артефакты в виде старинных лестниц, огромных жалюзи на цепном приводе, и так далее.
Архитектурная и градостроительная концепция реконструкции и реновации территории фабрики «Саратов мука» © Т+Т Architects

Александр Бровкин:
Это как винтажные вещи, которые вдруг получают новую жизнь. Точно так же и со зданиями. После реконструкции обретая новую функцию, они будто рождаются второй раз. Скажем, в том же Саратове, восстанавливая старые и забытые здания мы заново открываем их для города. Мельница очень давно перестала использоваться по своему назначению. Долгое время она пустовала. В последние годы в ней разместилась часть саратовского мукомольного завода. За это время здания мельницы были многократно перекрашены, обросли чудовищными хозяйственными пристройками. Один фасад исчез полностью, после того как к нему пристроили элеватор и заложили окна. Фактически объект исчез для города. Убрав все временные наслоения, мы вернули его городу, продлили его жизнь. Теперь он простоит ещё лет двести.

Специфика работы с уже существующими зданиями не ограничивает вашу творческую свободу?

Сергей Труханов:
Наоборот. Творческую свободу нельзя ограничить. Не то чтобы реконструкция открывала больше возможностей для реализации своего потенциала, здесь задача гораздо сложнее. Предлагается ситуация с безумным количеством ограничений, особенностей и аспектов. При этом над тобой довлеют не бездушные материи, а история, артефакты, которые нужно сохранить или придать им особой значимости.

Реконструкцию и реновацию вы считаете перспективным для себя направлением?

Сергей Труханов:
Да, мы продолжаем активно работать в сфере реновации промышленных объектов, ведем проекты благоустройства территорий. Из наиболее ярких текущих проектов могу отметить реконструкцию гостиницы «Белград» – очень непростой и многослойный объект, которому мы сейчас отдаем много сил. Направление оказалось для нас очень интересным. Признаюсь, мы этого и сами не ожидали.

Приведите примеры редевелопмента из мировой практики, которые вам наиболее близки.

Александр Бровкин:
Мне очень нравится район Хафен-Сити в Гамбурге, благодаря которому удалось увеличить город на 220 гектаров путем редевелопмента портовой территории. Там можно увидеть примеры удачной реконструкции старых зданий рядом с новыми объектами известных западных архитектурных бюро (самое известное из них Эльбфилармония Херцога и де Мерона – прим. ред).

Сергей Труханов:
Удачных примеров на сегодняшний день в мировой практике очень много. Для себя я бы выделил разные по подходам и поставленным задачам проекты. В первом ряду – знаковый для Ливерпуля проект реконструкции Альберт доков. Сейчас там объединились множество музеев, в том числе музей Битлз, гостиничных комплексов, развлекательных центров, ритейла (площадь территории около 320 гектаров, реконструкция начата в 1981 длилась 22 года до 2003 – прим. ред.). Это место стало новым городским центром – настолько востребованным, что вокруг него вырастает новая городская застройка. Также не могу не отметить район Докланд в Лондоне, который интересен в первую очередь с градостроительной точки зрения. Это практически единственный жилой район города, который заселяют непосредственно владельцы квартир. В то время как большинство жилья в центре сдается в аренду. Весь фонд составляют бывшие склады и мастерские, нового строительства там почти нет. Но проект, который я люблю, пожалуй, больше всего – район Шордич. Это другой вариант редевелопмента, отличающийся от вышеназванных своей стихийностью. Люди сами трансформируют пространство. Население составляют преимущественно творческие люди, которые когда-то пришли в этот промышленный район и превратили его в настоящую художественную Мекку. Все стены в районе Шордич объявлены свободными для граффити, из-за чего там можно увидеть самые яркие образцы уличного дизайна и стрит-арта. Как раз сейчас прошел конкурс на реконструкцию старой станции метро Шордич, где мы вошли в шорт-лист, благодаря которой посредством временных строений удастся увязать два района, разделенных железной дорогой.

А в российской практике вы могли бы отметить что-то подобное?

Сергей Труханов:
Я бы отметил Artplay до того, как его переделали, когда он был на ул. Тимура Фрунзе. Это было одно из самых душевных мест в Москве. Остальные российские проекты редевелопмента по большей части носят коммерческий характер. Это касается и «Красной Розы», и делового квартала «Луч», где удается дорого продать стиль лофт. По качеству редевелопмента я бы отметил фабрику Станиславского. С точки зрения визуального эффекта это один из лучших объектов в Москве.

А решение разместить свою мастерскую на территории промзоны – это осознанный шаг или просто совпадение?

Александр Бровкин:
Это случайность. Хотя мы сами постоянно занимаемся трансформацией таких пространств, находясь внутри всей этой нетронутой красоты, мы в глубине души надеемся, что рука девелопера не скоро её коснется.
Архитектор:
Полина Воеводина
Сергей Труханов
Александр Бровкин
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/

25 Июня 2015

Алла Павликова

Беседовала:

Алла Павликова
Похожие статьи
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Технологии и материалы
Ригель и двоичный код
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей. В том числе клинкер ригельного формата. Удлиненный кирпич архитекторы выбирают для тех частей здания, где наиболее близок контакт со зрителем.
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Пресса: Gesamtkunstwerk с конями. Как Александр Медведкин отдал всю...
В 1938 году был закончен и тут же запрещен фильм Александра Медведкина «Новая Москва», представлявший архитектуру сталинской Москвы утопией, изготовленной силами народного творчества. Григорий Ревзин рассказывает об этой картине и выдвигает предположения о возможных причинах несовпадения сталинистского произведения со сталинскими представлениями о том, каким ему следует быть.
Жить, учиться и работать
Проектируя жилой, офисный и образовательный центр «Лаэррер» во французском городе По, архитекторы бюро CoBe Architecture et Paysage постарались создать благоприятные условия для развития целого района.
Культура в порту
Zaha Hadid Architects стали победителями в конкурсе на проект района культуры в городе Санья на острове Хайнань.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Пресса: «Это самая правдивая история города и страны»: Сергей...
Как менялся в последние годы облик Москвы и Санкт-Петербурга, что привносят в образ города ансамбли высотных зданий, как они должны взаимодействовать с исторической застройкой и должна ли современная архитектура стоять вечно — на эти и другие темы Forbes Life поговорил с архитектором Сергеем Чобаном.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.