23.12.2014

Трансформация образа

Дом на улице Чапаева – театрализованная интервенция «северного модерна» в разномастный контекст бывшей промышленной части Петроградской стороны.

информация:

Жилой дом на улице Чапаева. Проект, 2014 © А.Лен
Жилой дом на улице Чапаева. Проект, 2014 © А.Леноткрыть большое изображение

Десятиэтажный жилой дом сейчас строится на нечетной стороне улицы Чапаева, в восточной части Петроградского острова (более известного как Петроградская сторона). От Петропавловской крепости здесь – двадцать минут пешком, от фешенебельного в начале прошлого XX века Каменноостровского проспекта, – десять. Но восточнее, ближе к Большой Невке фешенебельность уже и сто лет назад сменялась кирпичными корпусами промышленных зданий, хотя и очень романтическими на сегодняшний взгляд, – прямо напротив дома, который строится сейчас по проекту Сергея Орешкина, стоят здания бывшей бумагопрядильной мануфактуры, а рядом была еще и «фортепианная фабрика». Фабрики группировались, вероятно по техническим причинам, ближе к реке, а нечетная сторона улицы Чапаева до сих пор остается не по-питерски «рыхлой», – как точно охарактеризовал ее Сергей Орешкин: застроенной прерывисто, но зато с деревьями. Рядом: лицей, бомбоубежище, многоквартирный дом, спортивная площадка. Впрочем соседним домам всё же требовалось обеспечить инсоляцию по нормативам, также как и сделать облик нового дома органичным исторической среде.

Что Сергей Орешкин и сделал, «вытянув» романтический образ дома-замка северного модерна из Каменноостровского проспекта сюда, к полупромышленному когда-то, а сейчас жилому и офисному, востоку Петроградской стороны.

Две секции дома соединены наподобие буквы «Т», асимметричная перекладина которой вытянута вдоль красной линии улицы, а «ножка» уходит во двор, вглубь трапециевидного участка. Дом строится по современным стандартам: железобетонный каркас, вентфасады, один ярус подземной парковки и общественные функции в первом этаже. Внешний же его облик становится своего рода театральной декорацией, где камень, штукатурка светлых оттенков, тонкие тонированные переплеты больших окон, чугунные ограждения балконов и даже решетки для установки кондиционеров, – всё вписано в один общий сюжет, очень романтический, по собственному признанию автора. Действительно, получившийся образ дома, с одной стороны, вызывает устойчивые ассоциации с «северным модерном», с другой стороны, модерн автохтонных доходных домов Петербурга более суров и сдержан, а масштаб позволяющих себе большее дач Каменного острова, – значительно меньше, поэтому кажется, что в данном случае архитектор скрестил отзвуки петербургского модерна с легкими сказочными затеями времени более раннего, XIX века – на периферии сознания нет-нет да и замаячит какой-нибудь замок Нойшванштайн Людвига Баварского.

Объемы и декоративность главного фасада нарастают снизу вверх. Так, первый этаж главного фасада отступает в глубину, освобождая тротуар для прохожих и формируя открытую уличную галерею, без колонн, на консолях. Объём второго этажа почти лишён пластики, и только на третьем появляются эркеры, объединяющие три следующие (с третьего по шестой) этажи и бросающие изогнутые тени вниз. Простенки между эркерами прорезаны тремя широкими окнами, из которых среднее акцентировано полосатым рельефом, немного похожим на раскрытые створки парижских жалюзи, но смягченным характерной волнистой линией.
Жилой дом на улице Чапаева. Проект, 2014 © А.Лен
Жилой дом на улице Чапаева. Проект, 2014 © А.Леноткрыть большое изображение

Выше пятого этажа начинается танец широких балконов с ажурными решетками, – балкон важная вещь и в архитектуре, и в истории Петербурга, никакая плохая погода не мешает, – до особняка Кшесинской, к примеру, с его важным для истории балконом, отсюда тоже пятнадцать минут пешком; и в начале улицы Чапаева, и на Малой Посадской встречаются такие балконы на эркерах. Мотив был распространен в начале XX века, впрочем, тогда он как правило трактовался более сдержанно, здесь же балконы произрастают не только на эркерах: спускаясь на этаж ниже, они затем карабкаются до самого верха и украшают четыре пентхауса, помещенные под острыми голландскими щипцами.

Ажурные решетки, поддержанные дробным ритмом оконных рам с успехом развеществляют массив дома, увлекают зрителя игрой, поддержанной более крупными формами, которые также ведут себя подвижно: щипцы врастают в плоскость фасада, и уже сложно понять, где точно их линии пересекаются между собой; вверху они же чередуются с окнами высокой мансарды. Детали сложной, местами дробно-декоративной, местами волнообразной композиции словно бы приходят в движение, не забывая, впрочем, в своем плавном смещении о законах равновесия и общей гармонии.

Балконы перерастают в ступенчатые террасы южной части дома – чего в домах северного модерна точно быть не могло, а в современной архитектуре встречается часто – ступеньки террас вызваны требованиями инсоляции, но прекрасно группируются, прирастая к башне над перекрестием секций дома. Башня таким образом обнаруживается не на углу, чего можно было бы ожидать от стилизации, а посередине, она вырезана из массы здания как его сердцевина, почти донжон, или же почти ратуша, – возможно отсюда и большая, чем у сумрачного северного модерна, театральность и ассоциативность – довольно-таки сложно совместить все требования современности с историческим образом и пластическая игра, подвижность, легкость, прозрачность не только добавляют «позитива», но и делают правила принятых стилевых рамок более гибкими. Как будто бы мы застали доходный дом модерна в тот момент роста или даже колебания: превратиться ли в ратушу, в замок, или в итальянскую виллу, – этакий момент осмысленного взросления, раздумий над собственным образом, застывший пластический поиск (чем не дань деконструкции?).

Ступенчатую композицию, позволяющую затушевать значительную высоту здания и его объём, Сергей Орешкин неоднократно применял в других своих постройках. В данном случае интересно отметить, что террасный фасад обращён в сторону расположенного чуть поодаль, через дорогу, здания с трёхступенчатым фасадом, построенного более века назад, вступая с ним в активный диалог. В связи с темой диалога отметим также, что торцы главного фасада напоминают брандмауэры соседних зданий: в них нет окон, а единственное украшение – ничем не акцентированные ячейки строгих прямоугольных ниш, деликатно структурирующих монотонные плоскости.

Архитектура дома сложна, как и поставленная перед автором задача. Начать с того, что тонкая часть нашего общества, которой вообще интересна архитектура, разделилась на две половины: тех, кто отрицает стилизацию по определению и тех, кто считает её единственно возможной в исторических городах, особенно в Петербурге; позиции взаимоисключающие. Так или иначе, но известно, что Сергей Орешкин смело работает как с остро-современной формой, так и с историческими стилизациями, – к примеру, в том же 2013 году он спроектировал для Петроградской стороны большой жилой комплекс на набережной реки Карповки, – также решенный в духе архитектуры начала века, но чуть более поздней и строгой: к неоклассике или даже ар-деко. И там, и здесь, мы наблюдаем довольно уверенное владение стилистикой и пропорциями источника, – всегда с поправкой на современность, давая нам понять, что дом возник сейчас. Впрочем, модернистские проекты сравнительно предсказуемы, а для зданий, связанных с историческими стилями особенно важно воплощение, в них требует внимания качество реализации каждой детали. Впрочем и ждать осталось недолго, дом, по-видимому, скоро построят.

Недавно дом был отмечен премией Urban Awards 2014 как «Лучший строящийся жилой комплекс бизнес-класса в Санкт-Петербурге».
 
Жилой дом на улице Чапаева. Генеральный план © А.Лен
Жилой дом на улице Чапаева. Генеральный план © А.Леноткрыть большое изображение
Жилой дом на улице Чапаева. Разрез © А.Лен
Жилой дом на улице Чапаева. Разрез © А.Леноткрыть большое изображение
Жилой дом на улице Чапаева. Планы © А.Лен
Жилой дом на улице Чапаева. Планы © А.Леноткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Алексей Курков
  • Антон Барклянский
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Александра Кузьмина
  • Антон Надточий
  • Никита Бирюков
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Селивохин
  • Наталия Зайченко
  • Александр Бровкин
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Левон Айрапетов
  • Карен Сапричян
  • Олег Шапиро
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Уткин
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Чобан
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Антон Ладыгин
  • Марк Сафронов
  • Екатерина Грень
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Антон Бондаренко
  • Юрий Сафронов
  • Валерия Преображенская
  • Зураб Басария
  • Рустам Керимов
  • Никита Явейн
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Владимир Биндеман
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Романов
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Сергей Труханов
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи