English version

Проявление мифа

Конкурсная концепция гигантского парка «Земля Олонхо» в Якутии, или о том, как из древнего культа вырастает современная пластика. Для вечной мерзлоты архитекторы предложили здания в форме чаши, сужающейся книзу.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс «Земля Олонхо» в Якутии
Россия, Якутск

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Шапиро, Данила Гавриш, Павел Волков, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Иван Хрипков, Наталья Саблина, Ольга Романова, Екатерина Тросман, Тимур Черкасов, Геннадий Попов, Мария Фадеева
Ландшафтный дизайн: LAP Landscape & Urban Design
Конструкции и инженерия: WERNER SOBEK Engeneering and Design
Концепция освещения: Lichttechnische Planung
 

3.2014 — 8.2014

Заказчик: фонд «Проектная компания комплекса »Земля Олонхо"
Консорциум, возглавляемый бюро «Атриум» Веры Бутко и Антона Надточего был одной из десяти команд, участвовавших в международном конкурсе на ландшафтно-архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо» в Якутске. И хотя предложение «Атриума» не попало в число четырех финалистов, выбранных жюри в конце сентября, мы начинаем рассказ о якутском конкурсе с этого проекта, где авторам удалось не просто воспринять, а как будто бы даже умножить суровую символику якутского эпоса, прорастив ее в современные формы, подчинив этническую стилизацию гибкой пластике и эмоциональной образности.

Сложность и характер поставленной перед участниками задачи можно сравнить с московским парком «Зарядье» (в том конкурсе «Атриум» участвовал в составе консоциума MVRDV, занявшего третье место). Сопоставима сама значимость места; однако якутский конкурс прошел как будто тише московского, между тем размах запланированного строительства – больше. На 47 гектарах пустыря в центре Якутска требовалось создать ландшатфно-этнографический парк, разместив в нем конгломерат жилья, офисов, музеев, театров, инновационного технопарка и производственного центра. Причем территория будущего парка, между священным озером Сайсары и протокой Теплое считается местом, где когда-то обосновались первые якуты, то есть своего рода колыбелью народа. Вплоть до девяностых по соседству на ипподроме, расположенном через дорогу, проводился главный якутский праздник годового цикла Ысыах. Новый комплекс, оправдывая свое название, должен отразить всю глубину якутского эпоса «Олонхо» и быть ему созвучен. Собственно, сама идея его создания в значительной степени связана с тем, что город Якутск претендует на неофициальный статус столицы мирового севера.

Состав команды, работавшей над концепцией, отвечает размаху задумки якутских властей. «Атриум» впервые для себя выступил в качестве главы консорциума, объединив несколько российских и зарубежных проектировщиков. Ландшафтной частью проекта занималось голландское бюро LAP Landscape & Urban Design, основанное Сандером Лапом, раньше работавшим в West 8; за конструкции, инженерию и зелёные технологии отвечало бюро Вернера Зобека из Штутгарта; световые решения разработали австрийские светодизайнеры из Lichttechnische Planung. Важным участником этой группы стал молодой якутский архитектор, лауреат премии Владимира Татлина, Геннадий Попов. Также архитекторам помогал этнограф, специалист по якутской культуре из Тартуского университета Аймар Венцель.

Как справедливо замечают авторы проекта, конкурсное задание – редкий случай, когда исходного материала, в том числе – наполненного глубоким содержанием, очень много, культурные смыслы не требовалось выискивать среди косвенных намеков истории места, их следовало осмыслить, понять, сблизиться с ними, что архитекторы и сделали, как видно, с большим и искренним увлечением.

Здесь – надчеловеческие ландшафты редкой красоты и величия, годовые перепады температур больше 100 градусов по Цельсию, самый большой в мире город на вечной мерзлоте, точнее даже – точка роста этого города вкупе с эпосом, который предстояло сделать основой проекта.

Архитекторы полюбили эту далекую землю сразу, увидев из окна самолета пятнистые ландшафты алаасов – гигантских полян-проталин в тайге вокруг озер, образующихся при таянии вечной мерзлоты, и ленты вьющихся прихотливыми «меандрами» рек, разрезающих эти ландшафты. Эта природная геометрия определила тот фрактальный паттерн, на основе которого авторы «вырастили» свой парк. Получилась сложная структура, которая, в то же время, производит впечатление естественной, но отражает целый комплекс привходящих условий площадки. Отправной точкой стала необходимость создания Поля Торжеств: большая круглая поляна для проведения праздников, способная в самые торжественные моменты вместить до 150 000 человек, в частности во время Ысыаха, помещена у воды. Ее границу определяет канал, петляющий, и как большие реки. Он кроме всего прочего служит осушению участка, а землю от его выкапывания предлагается использовать для усложнения пластики рельефа – сейчас участок почти плоский.
 
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
zooming
Ландшафт алаасов к северу от Якутска. Картографические данные © 2012 Google, Landsat

Посреди площади-поляны Алааса архитекторы разместили то, чему согласно архетипам многих культур следует быть в центре всего на свете – мировое древо, в якутском эпосе его называют Аал Луук Мас. Впрочем, что важно, оно не очень похоже на дерево, в интерпретации «Атриума» это ажурный, полупрозрачный столб медиа-экрана, способного показывать что угодно, и увенчанный смотровой площадкой, – остро-современный вариант великого древа, соединяющего небо и землю.
 
В основу генплана легла фрактальная структура естественного якутского ландшафта
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Обязательные фигуры символической программы, связанной с эпосом и культом, архитекторы постарались осмыслить как смысловые вехи организуемого комплекса. Соответственно был проведен анализ градостроительного положения участка. На стыке площадки и озера Сайсары, там, куда приходит улица с другого берега протоки Теплое создали Торжественную площадь, обозначив ее необходимой в соответствии с заданием скульптурой легендарного коня Джесегея, «младшего брата творца вселенной». «Модель мировой горы Могол Ураса», которая требовалась для проведения ритуальных церемоний, вынесли на северный мыс, в самую спокойную часть площадки. Противоположная южная часть территории выделена под жильё и другие функции. Между ними собственно и создан парк, –его организация обеспечивает степень градации от пространства активности к пространству покоя и сосредоточения на сакральных смыслах колыбели якутского народа.

Впрочем, ключевым вызовом проекта стал заказ на создание современного архитектурного выражения местной культуры. Якутская культура не оставила значительных капитальных сооружений; несмотря на жесткий континентальный климат, важные действа проходят под открытым небом. Требовалась материализация мифопоэтики традиции в актуальных XXI веку формах и архитекторы нашли подсказку в одном из ритуалов Ысыаха. Он называется кумысное тюсюлгэ и выглядит следующим образом: традиционные кубки под названием чороны составляют вплотную друг к другу на специальном коврике, а потом единым движением сосуда разливают в них кумыс (любимый всеми кочевниками слегка алкогольный напиток из лошадиного молока). После чего начинается совместное возлияние, которое как и у многих других народов считается существенным актом единения всех участников перед лицом высших сил.
 
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Вот это множество чоронов и стало прообразом архитектурного ядра комплекса – группы музеев, театров, выставочных залов и культурных центров под общим названием Международный Центр Олонхо (МЦО). Дело в том, что такая форма кубка с узким основанием оптимальна с точки зрения проблемы растепления грунта вечной мерзлоты. Все здания в Якутские сейчас строятся на сваях. Многие помнят Музей мамонта, спроектированный Томасом Лизером для этого города, он тоже был на ножках, хоть и других.

Так и появились здания-чороны, тесно составленные вместе, отчасти сливающиеся друг с другом таким образом, что они начинают напоминать биологическую форму. Их пронизывает ветвящаяся структура вестибюлей – словно мы застали кубки в момент, когда в них щедрой струей лилось молоко: так бывает, если наливать сразу во все емкости. Снаружи строения украшены крупным орнаментом, именно он усиливает сходство с традиционным сосудом; паттерн очень крупный – в треугольник может быть вписано, к примеру, большое музейное окно. Сверху устроены зенитные окна, пропускающие внутрь там, где это требуется, дневной свет, и, с другой стороны, созвучные образу чорона: здания-чаши оказываются, пусть символически, но открыты подобно настоящим сосудам. На визуальном уровне тема кубка артикулируется благодаря срезу формы вдоль линии дороги, куда обращены чистые плоскости стеклянных витражей. Так же река Лена, протачивая когда-то себе дорогу, обнажила структуру плато и подарила краю одну из ключевых природных достопримечательностей Якутии – Ленские столбы.
 
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Среди всех зданий МЦО ключевое внимание в соответствии с конкурсным заданием необходимо было уделить театральному объему. Якутский министр культуры и духовного развития одновременно является главным режиссером театра «Олонхо», труппа которого известна по всему миру уникальным подходом к интерпретации традиционной культуры сказа в формах современного сценического искусства. Его – Якутский академический драматический театр им. П.А. Ойунского (регулярный лауреат премии «Золотая маска»), а также театр оперы и балета, нужно было соединить в новом объеме. То, что получилось, местные жители в ходе обсуждения прозвали Кытыйа, этим словом обозначается специальная плошка для взбивания масла из кумысного молока: это еще одно ритуальное действо, обозначающее «пахтание мирового океана», дыхание жизни, родственное акту творения. Получающееся масло тут уподобляется куту – душе. В архитектурном выражении «шары масла» превратились в золотистые объемы трех театральных залов. Если мы вспомним, что греки считали катарсис, происходящий от трагедийного представления, частью обновления души, то получается довольно логично. К слову, один из идеологов конкурса «Земли Олонхо», Елена Валерьевна Фёдорова, анализировала в своих статьях якутский эпос в сравнении с греческим.
 
Международный центр «Олонхо»
© ATRIUM

Еще в двух «чоронах» расположились музеи, институты и планетарий, а общественно-торговый центр занял множество «залитых молоком» и слившихся мелких чаш. Каждая функция сопровождается обустройством теплой парковки внутри «ног». Архитекторы продумали схему постепенного, в несколько очередей, строительства зданий: вначале для устойчивости требуется построить три модуля-«чорона», затем все остальные части можно пристраивать постепенно, один модуль за другим, решая по ходу дела вопрос их функционального наполнения в зависимости от конъюнктуры рынка.
zooming
Международный центр «Олонхо»
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Более прагматическая, жилая и исследовательская часть комплекса разместилась в южной части парка. Предполагается, что на проекты жилых домов и инновационного технопарка будут проводиться отдельные конкурсы (один из них уже состоялся в начале года и, к слову, в шорт-лист вошел проект Геннадия Попова, архитектора, который участвовал в работе нынешнего консорциума «Атриума»). Тут архитекторы лишь наметили плановую и символическую канву: жилые дома уподоблены кольцевым сибирским протогородам, а технопарк – алмазам, граненым подземным драгоценностям, россыпь которых тем не менее тоже вписана в круг.
 
zooming
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Суровые климатические условия Якутска подтолкнули «Атриум» к созданию временного павильона для работы парковой инфраструктуры в холодные месяцы (декабрь-февраль). В сооружении под названием «Мягкая зима» температура будет держаться на уровне -7°С, что позволит с комфортом кататься на коньках тогда, когда снаружи будет ниже минус тридцати. Это часть концепции культурного программирования комплекса, которая также была необходима по заданию. Создан целый календарь с годовым циклом фестивалей, образовательных событий и других мероприятий. Для него выбраны три ключевых темы, поддерживающие на уровне софта значение комплекса: традиция, экология и инновации. Детально продумана инфраструктура: транспортная схема с множеством велосипедных дорожек и других альтернативных средств передвижения, разнообразные павильоны. Отдельная тема – организация паркового ландшафта со множеством разных зон активностей: канал выделяет сакральное пространство празднеств, холмы формируются из грунта, вынутого при создании канала и фундаментов. В проекте тщательно описана растительность: авторы выбрали в основном местные, устойчивые к мерзлоте породы и создали из них ландшафт, «красочный большую часть года».
 
zooming
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
zooming
Чороны и кытыйа, ставшие основой образа МЦ «Олонхо»
zooming
Схема, отчетливо показывающая, как здания-чашки вначале объединили в группу, надежную с точки зрения конструкции, а затем разрезали, – так как река Лена разрезает массив Ленских столбов. Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Международный центр «Олонхо»
© ATRIUM

Словом, сложный, многосоставный проект, густо пропитанный эпической символикой, которая удивительным образом как будто на глазах перерастает в футуристические образы и техногенные решения, среди которых – множество «зеленых», к примеру использование «термальной активации массивных конструкций» зданий, термоизоляция, использование серой воды и прочего, что позволило авторам в некоторых случаях добиться характеристик «пассивного» дома. Кроме того архитекторы утверждают, что все смелые и футуристические на вид архитектурные решения – вполне реализуемы и надежны, будучи основаны на смелых инновационных, но вполне доступных технологиях. Это реакция на основную задачу конкурса, где требовалось создать сугубо якутский но в современный архитектурный образ, который мог бы оказаться интересным всему миру.

Архитекторы работали над проектом полгода, и в разговоре они уже так уверенно частят терминами традиционной якутской мифологии, как будто в процессе работы освоили новый язык – что отчасти правда. Интересно то, до чего быстро и непосредственно образы традиционной культуры перерастают в футуристическую пластику, смыкаясь с современным формообразованием где-то на уровне глубокомысленно-обусловленной линии паттерна. Тут и вспоминаешь, что у современности и у архаики есть одна общая черта: тяготение к шифрованию, превращению формы в знак с многослойным смыслом. Когда зигзаг и две точки на круглом боку сосуда обозначают весь мир с его верхом и низом, началом и концом, со всеми его труднопонимаемыми закономерностями. Глядя на концепцию парка «Земля Олонхо» в версии архитекторов «Атриума» можно подумать, что архитекторы как будто начали расшифровывать эти мифо-смыслы, несущие в себе весь мир целиком, переводить их на понятный язык Нового времени, но тут же зашифровали обратно, повинуясь логике художественных практик времени нашего, Новейшего.
Возможности разделения строительства на очереди: гибкие возможности реализации. Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс «Земля Олонхо» в Якутии
Россия, Якутск

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Шапиро, Данила Гавриш, Павел Волков, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Иван Хрипков, Наталья Саблина, Ольга Романова, Екатерина Тросман, Тимур Черкасов, Геннадий Попов, Мария Фадеева
Ландшафтный дизайн: LAP Landscape & Urban Design
Конструкции и инженерия: WERNER SOBEK Engeneering and Design
Концепция освещения: Lichttechnische Planung
 

3.2014 — 8.2014

Заказчик: фонд «Проектная компания комплекса »Земля Олонхо"

18 Октября 2014

ATRIUM: другие проекты
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Пресса: «Найдет ли Якутия свою идентичность и сможет ли ее...
В эти дни происходит самое главное в реализации проекта «Земля Олонхо». Выбор победителя, который состоится 20 октября в Москве. О своей работе над проектом, опыте погружения в якутскую культуру рассказывают архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.