Витторио Грасси: «В своей работе я должен быть реалистом»

Победитель конкурса «Земля Олонхо» – о создании комфортной среды за полярным кругом, практичном подходе к проектированию и важности рисунка от руки.

mainImg
Миланское архитектурное бюро Vittorio Grassi Architetto & Partners за последние 12 месяцев выигрывает уже второй конкурс в России. В декабре 2013-го итальянцы стали лучшими в конкурсе на проект застройки территории Завода им. Масленникова в Самаре, а в ноябре 2014 они победили в конкурсе «Земля Олонхо», о котором мы рассказывали ранее. Этот проект был выполнен бюро Грасси в составе консорциума с «ЯкутАгроПромПроект», а по решению жюри эти их команда продолжит работу совместно с консорциумом Arup. Мы решили выяснить, в чем секрет успеха, и поговорили с Витторио о его проекте для Якутска (видео-презентацию см. здесь), архитектурных конкурсах в России и в Европе и сочетании амбициозности и практичности в проектировании.
 
Витторио Грасси. Фотография: Serena Celada
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners

Архи.ру:
– Как вы узнали о конкурсе «Земля Олонхо», и каково для вас было проектировать в столь далекой и отличной от Италии Якутии?

Витторио Грасси:
– Идея поработать в Якутии, в таком необычном для нас месте с совершенно другими климатом и культурой, произвела на меня большое впечатление. Мы подали заявку на участие – но без особенных ожиданий. Однако, когда нас отобрали по портфолио для участия во втором туре, мы уже подошли к проекту со всей серьезностью. Я захотел непременно побывать в Якутии, и наши партнеры пригласили нас на праздник Ысыах (день празднования Нового года в Якутии, летний праздник в честь божеств и возрождения природы – прим. И.К.). Я никогда не видел ничего подобного раньше: люди там удивительно открыты, они настолько близки к природе, к космосу, к мирозданию. Они по-настоящему уважают свою землю, и я тоже хотел проникнуться этим ощущением. Мы общались с людьми, пробовали конину и конское молоко, побывали на Ленских столбах. Найти местного партнера было для нас действительно большой удачей. Глава «ЯкутАгроПромПроект» Федор Ильич Шишигин – удивительно талантливый человек, он очень хорошо чувствует архитектуру. Мы общались на одном языке – набросками, чертежами. Это был прекрасный опыт.
 
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners

– А как именно вы нашли партнеров в Якутии?

– Организаторы конкурса поступили очень разумно, дополнив задание списком местных проектировщиков, готовых к сотрудничеству. С «ЯкутАгроПромПроектом» у нас совпало видение проекта. Прежде всего, они спросили нас, хотим ли мы делать уже ставшую традиционной «футуристическую» архитектуру или будем работать реалистично, но на международном уровне. Конечно, я хотел создать архитектуру, способную стать частью международного дискурса. Архитектура Якутска очень аутентична, она ярка и полна символизма. И мы, и «ЯкутАгроПромПроект» видели будущий комплекс выполненным в «интернациональном стиле». Я уверен, что Якутску нужен международный символ. Очень немногие знают Якутск за пределами России, я сам никогда не слышал о нем раньше. И мы подумали, что тут применим «эффект Бильбао»: здание, которое люди так захотят посетить, что приедут ради этого в Якутск. Даже если я в принципе не настолько амбициозен, когда ты проектируешь, ты должен стремиться к звездам: архитектор должен летать высоко.
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners

Заказчики просили разработать мастерплан для парка, культурный центр и многофункциональную зону. Мы сразу приняли решение, что хотим сделать культурный центр ключевым, знаковым элементом всей концепции, а парк уже дополнит его. Наша идея заключалась в комплексной программе, как внутренней – в здании центра, так и продолжающей ее внешней – в парке. Для остальной части территории мы предложили многофункциональную застройку: здесь могут разместиться и офисные здания, и университетские корпуса, и развлекательные объекты.
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners

Это отражает наш подход к планированию, которым мы руководствовались и в самарском проекте. Мы стараемся продвигать идею сосредоточения основных функций на одной территории. Я хотел бы, чтобы людям было комфортно и жить, и работать и отдыхать в этой среде. Это особенно актуально для Якутска, где очень холодно. Мне и самому не хотелось бы брать машину и ехать куда-то. В этом смысле мне очень нравятся европейские города: это очень удобно, когда в первых уровнях зданий расположена торговля и офисы, а выше – жилье.
 
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners

– Ваш проект кажется самым реалистичным среди прошедших в финал. В отличие от других участников, вы сразу предложили достаточно практичное решение. Как вы вообще относитесь к теме абстрактных конкурсных концепций?

– Да, я уже слышал русскую шутку: все, что ты спроектируешь на бумаге, здесь никогда не будет построено именно так. Не знаю, впрочем, правда ли это. Наши проекты не просто художественное видение: мы всегда стараемся принимать во внимание и стоимость строительства, и возможные технологические решения. Мы хотим формировать устойчивую среду – с социальной, экономической, культурной точки зрения.

Будь это здание или мастерплан, проект всегда разделен на стадии. И наш подход – это не «или так, или никак», а «так, с возможными изменениями, но со стремлением сохранить первоначальную идею». Мы стремимся предлагать гибкие решения, чтобы можно было реализовать компоненты проекта в разной последовательности или даже только одну очередь из всех, но чтоб это было сделано хорошо. Мы понимаем зависимость реализации от финансирования. Даже если проект не завершен полностью, он все равно должен оставаться целостным и содержать первоначальную идею: чтобы позже его легко можно было продолжить.

Когда участвуешь в конкурсе, можно выразить себя без всякого предубеждения. И идея, которую предлагаешь в такой ситуации – это оптимальный вариант с твоей точки зрения. Уже позже, когда конкурс выигран, нужно обсуждать с заказчиком конкретные вопросы, и решение от этого только станет лучше. Проекты не должны оставаться на бумаге, они должны быть реализованы.
 
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners
Проект «Земля Олонхо». Команда Vittorio Grassi Architetto & Partners и «ЯкутАгроПромПроект» © Vittorio Grassi Architetto & Partners

– Практика крупных международных конкурсов еще достаточно нова для России, и пока сложно судить о воплощении их результатов в жизнь. А как реализуются конкурсные проекты в Европе?

– В сфере общественных проектов здесь все очень строго. Как только ты выигрываешь конкурс, ты обязан построить именно то, что начерчено на бумаге, иначе на тебя подадут в суд. Поэтому ты вынужден тщательно обдумывать и проверять все предлагаемые решения. Мы выигрывали конкурсы на большие, значительные проекты, например, в 2011 – конкурс на проект спортивного комплекса в Ламеция-Терме, работали над генпланами городов, поэтому у нас достаточно большой опыт в реализации своих предложений.
Проект спорткомплекса Ламеция-Терме © Vittorio Grassi Architetto & Partners

Я работал в Великобритании, они очень практичны, и я сам люблю такой подход к проектированию. Еще я всегда ставлю себя на место клиента. Если бы я был заказчиком, принял бы я этот проект? Стоит ли он таких денег? Особенно в кризис нужно быть очень находчивым. В своей работе я должен быть реалистом. И наши проекты, как мне кажется, это то решение, с которым соглашается большинство членов жюри: каждому из них может нравиться другой проект, но именно на базе нашего предложения они могут договорится между собой. Я не хочу сказать, что это компромисс, но мы стараемся создавать понятную эстетику, избегая при этом банальности, и всегда стремимся следовать заданию.

– Вы говорите об «интернациональном стиле», а разве это не проблема для наших городов? Они становятся настолько похожими друг на друга, что не всегда понимаешь, где находишься.

– Поэтому очень важно изучать место проектирования. Я люблю бывать в новых местах, и я всегда еду на место очередного проекта, знакомлюсь с культурой, с людьми, которые там живут. После хорошего исследования уже никогда не построишь в разных местностях одинаковые здания, а твоя архитектура отразит все, что ты там почувствовал. Когда я приехал в Якутск, я понял, насколько там важна технология. Когда зимой –50°, понимаешь, каким должно быть решение фасадов, что здание должно быть поднято над уровнем земли, а также почему настолько высоки затраты: туда же практически все нужно привозить. Это очень важно учесть. Я из школы Ренцо Пьяно, я проработал с ним почти десять лет. Это не стиль, а подход. Результат всегда разный, но методология – одна.

– Каким будет следующий этап вашей работы над якутским проектом?

– Победу нам присудили совместно с командой Arup. Жюри увидело сходство наших мастерпланов и предложило нам объединиться. Заказчики хотели бы начать реализацию как можно раньше, и сейчас, насколько мне известно, они ведут переговоры о финансировании. В свою очередь, мы предложили организаторам провести воркшоп и так вместе проработать концепцию.
Проект застройки территории Завода им. Масленникова в Самаре © Vittorio Grassi Architetto & Partners

– А что сейчас происходит с вашим проектом для Самары?

– В России, мне кажется, никогда не знаешь, что произойдет. И в Москве, и в Якутске, и в Самаре очень важно присутствовать лично: обсуждать с клиентами решения и устанавливать доверительные отношения. Мне кажется, эмоционально русские и итальянцы очень похожи. Мы стараемся не терять связь с заказчиками. Возможно, мы примем участие в разработке для территории ЗИМ общественных зданий, где важен наш международный экспертный опыт.

– А насколько применим итальянский опыт в проектировании городов в России?

– А вот города в России и Италии совершенно не похожи. В Италии ты живешь в иерархии открытых пространств: есть большая площадь, есть маленькая пьяцца, есть улица для машин, потом поменьше, потом совсем маленькая – для пешеходов. В России, я приведу в пример Москву, так как я все-таки чаще всего бываю именно там, меня всегда поражают проспекты с 10 полосами движения – их ведь невозможно перейти. А где люди? Они все в метро? Складывается впечатление, что это город для машин.

– Не могу не спросить об архитектурном образовании. Вы ведь преподаете в нескольких вузах. Замечаете ли вы какие-либо проблемы в этой сфере?

– Я могу рассказать о своем опыте преподавания в итальянском университете. Я чувствую большой отрыв учебных проектов от реальности. Студент оканчивает вуз, не зная, как строить. Он может иметь прекрасную теоретическую подготовку, знать историю и разбираться в стилях, но не понимать, что такое стройплощадка. Впрочем, когда недавно ввели обязательную стажировку перед дипломом, кажется, ситуация стала немного лучше. На последнем курсе кто-то все-таки должен объяснить студентам, как работать.

Еще мне жаль, что мы теряем умение рисовать от руки – не потому, что такой рисунок – это красиво, а потому, что, когда ты проводишь линию карандашом, она тебе стоит определенных усилий, и ты задумываешься над тем, что чертишь. Компьютерный copy-paste («скопировать – вставить» – прим. Архи.ру) – гораздо проще. Кроме того, тебе может понадобиться прямо на стройплощадке простым рисунком выразить всю суть идеи. Там очень холодно или жарко, всегда пыльно и нет ни компьютера, ни времени на сложные чертежи. Хороший набросок стоит многого.
 
Офис Vittorio Grassi Architetto & Partners. Фотография: Serena Celada

– Планируете ли вы еще участвовать в каких-либо российских проектах?

– Пока впереди еще много работы по двум конкурсным проектам – в Якутске и Самаре, также мы уже на стадии реализации 5000-местного Дворца спорта в Ламеция-Терме и заняты проектированием военного поселка Чеккиньола в Риме. Мы сейчас не планируем браться за новые конкурсы, ведь к их выбору тоже нужно подходить ответственно. Мы принимаем решение участвовать, если нам очень интересно место расположения объекта и тема, или же когда мы заинтересованы в клиенте, например, если он очень надежный и открыт к сотрудничеству.

А в России мы работаем еще и в другом формате. Недавно мы стали партнерами проекта «Апартамент», специализация которого – реализация готовых интерьеров комфорт-класса (жилье «под ключ»), и наша миланская студия разрабатывает такие интерьеры. Никаких других проектов в России у нас сейчас нет, но мы открыты для предложений.
Офис Vittorio Grassi Architetto & Partners. Фотография: Serena Celada
Офис Vittorio Grassi Architetto & Partners. Фотография: Serena Celada

04 Декабря 2014

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Пресса: «Найдет ли Якутия свою идентичность и сможет ли ее...
В эти дни происходит самое главное в реализации проекта «Земля Олонхо». Выбор победителя, который состоится 20 октября в Москве. О своей работе над проектом, опыте погружения в якутскую культуру рассказывают архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий.
Проявление мифа
Конкурсная концепция гигантского парка «Земля Олонхо» в Якутии, или о том, как из древнего культа вырастает современная пластика. Для вечной мерзлоты архитекторы предложили здания в форме чаши, сужающейся книзу.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.