АРХИWOOD: первая пятилетка

Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.

mainImg
В этом году премии исполняется 5 лет, но юбилей, как завещал один не закопанный политик, не праздник, а повод задуматься о недостатках.

Например, нас ругают за увеличение количества номинаций. А в этом году к пяти постоянным добавились еще четыре: «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Предметный дизайн». Говорят, что мы теперь как «Зодчество»: всем сестрам по серьгам, никому не обидно. Да, тут есть риск размывания мэссиджа, но мы страшно мучились каждый год, понимая, как нечестно сводить в одной номинации большое и маленькое, дешевое и дорогое. Поэтому в этот раз постарались соорудить максимально полную и четкую структуру, хотя и тут не без издержек: например, в одной номинации сошлись спортивный дворец в Казани и скромный хостел в Никола-Ленивце...
Стул FULLMOON, ARCHPOLE. Фотография: Анна Сажино

Много нареканий вызвало и появление номинации «Предметный дизайн»: мол, у вас же архитектура, зачем эта дешевая попытка расширить аудиторию? Но ее возникновение продиктовано логикой развития премии: в лонг-листе часто появлялись прекрасные интерьерные объекты, которым приходилось соревноваться с городской мебелью. Но мы не просто добавили номинацию, но и пригласили ее куратором Юлию Пешкову, одного из ведущих экспертов в этой сфере. И с ходу собрали 62 дизайнерских объекта из дерева! Конечно, о степени заимствованности многих их идей споры на Экспертном совете разгорелись острые, тем не менее, приятно, что новые имена русского дизайна узнают теперь не только Милан и Кельн. Из тех, кто сделал ставку именно на дерево, наиболее активно  московское бюро «АРХПОЛЕ», и логично, что их стул FOOLMOON оказался в шорт-листе премии. Здесь же – сразу две работы молодого петербургского дизайнера Ярослава Мисонжникова.
Светильник «Угол», Ярослав Мисонжников. Фотография: Ксения Мальгина
Серия мебели «90 х 90», BIO-architects, Иван Овчинников

Экспертный совет не мог не оценить наиболее «архитектурные» из дизайнерских объектов, поэтому в финал прошла брутальная мебель Ивана Овчинникова, собранная без единого гвоздя. Но автор ее известен и как создатель фестиваля «Города» – три объекта с последнего феста, в 2013 году проходившего в Москве, украсили номинацию «Дизайн городской среды»: это «Микролофт», «Яйцо» и «Микростудия». Посоперничают с ними в этой номинации вологодская «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева и ярославская «Библиотека на бульваре». Сложенная из европоддонов для свободного обмена книгами, она должны была стать хэдлайнером фестиваля «Социальная революция», но в ночь накануне открытия была наполовину сожжена злоумышленниками. Что, впрочем, не помешало ей стать еще более актуальным местом и центром фестивальных событий, а теперь и номинантом всероссийской премии.
Яйцо в кубе. Москва, парк «Музеон», фестиваль «Микродом». Алексей Мельников, Тимур Арсланов. Фотография: Иван Овчинников
Модульная ярмарка. Вологда. Михаил Приемышев. Фотография: Юлия Зинкевич
zooming
STACK IT (библиотека на бульваре). Ярославль, сквер на улице Чайковского, архитектурный фестиваль «Социальная революция». Бюро MORGENWIRDBESSER

Помимо Ярославля и Вологды (ставшей, кстати, в прошлом году абсолютным триумфатором премии), городские фестивали прошли в Казани, а в шорт-лист вышел «Куб-Ka′bah-Cube», располагавшийся непосредственно в казанском кремле и декларировавший европейские ценности современного искусства. Казань впервые прошла в шорт-лист, но зато сразу в трех номинациях! Это реставрация Троицкой церкви в Свияжске и Дворец водных видов спорта, построенный, впрочем, московскими звездами – Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым.
«Куб-Ka’bah-Cube». Казань, Кремль. Алексей Лазарев (архитектор), Анна Найшуль (сопутствующий дизайн), Гузель Файзрахманова (куратор)
Дворец водных видов спорта. SPEECH Чобан & Кузнецов. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов; архитекторы: Н. Гордюшин, Т. Варюхина, Г. Глебов, А. Шубкин, Т. Логунова Республика Татарстан, Казань, Ново-Савиновский район, улица Чистопольская. Фотография: Алексей Народицкий

Правда, снаружи этот суперсовременный объект трудно заподозрить в использовании супердревнего материала, но стоит оказаться внутри, чтобы восхититься тем, как конструкции из клееной древесины способны одухотворить пространство. Другой спортзал – от бюро «Атриум» – значительно меньше размерами, но зато его деревянная конструктивная основа ярче выявлена на фасадах. В этой же номинации («Общественное пространство») – многофункциональный павильон в Сочи, демонстрирующий, как дереву может идти умело сделанная раскраска; элегантное белоснежное кафе в горячо любимом Киеве и самый необычный во всем шорт-листе объект – шоу-рум компании «НЛК-Домостроение» на Art-Play. Его волнистые стены набраны из самого обычного бруса, что прекрасно демонстрирует неисчерпанные возможности такого, казалось бы, безнадежно привычного материала.
Павильон Microsoft в Олимпийском парке. Сочи, Олимпийский парк. Nowadays. Ната Татунашвили, Наталья Масталерж, Анна Ивянская. Фотография: Илья Иванов
Гастрокафе «Тарелка». Украина, Киев, улица Гришко, 9. SHAR PROJECT. Сандро Шеренц, Олег Иванов-Штофман. Фотография: SHAR PROJECT
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение). Москва, улица Нижняя Сыромятническая, 10. Центр дизайна ARTPLAY. НЛК-Домостроение. Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев. Фотография: Семен Гоглев

Красоту иного цвета, черного, утверждает стильная «Казарма» в Никола-Ленивце (Сергей Сыренов), там же – гостевые домики «Клевер», фишка которых в возможности разной их компоновки (бюро MEL). «Архферма», привычный конкурент «Архстояния», безвременно почила в бозе, что не помешало ее основателю Ивану Овчинникову создать бюро BIO-Architects и громко заявить о себе «Дубль-Домом». Это, пожалуй, наиболее актуальный в шорт-листе премии объект: серийный дом с заранее проведенными коммуникациями. Качественно изготовленный в заводских условиях, он перевозится на машине и за один день устанавливается на любом загородном участке, легко подключаясь к сетям.
Гостевые домики «Клевер». Калужская область, деревня Никола-Ленивец. Бюро МЕЛ Федор Дубинников, Павел Чаунин. Фотография: Иван Овчинников
ДубльДом. BIO-architects. Иван Овчинников. Фотография: Иван Овчинников

В номинации «Загородный дом» с ним будут конкурировать «Светлячок» Тотана Кузембаева, ироническая неоампирная усадьба Николая Белоусова и дом бюро Le Atelier, остроумно использующий все ресурсы крохотного участка и смутно напоминающий Алвара Аалто. Кстати, фирменные вазы Аалто будут в этом году вручаться победителям, символизируя связь природы, дерева, архитектуры и, конечно, финской традиции, за которую отвечает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA) – неизменный генеральный партнер и организатор премии.
zooming
Охотничье имение. Архитектурная мастерская Белоусова Н.В. Николай Белоусов, Николай Соловьев. Рязанская область. Фотография: Алексей Народицкий

На редкость экстравагантно выглядит Deco Pattern House Петра Костелова. Двукратный лауреат АРХИWOOD снова экспериментирует с отделкой, превращая фасады простенького жилого параллелепипеда в сплошной узор, вызывающий в памяти резные наличники, но явно пропущенные через компьютер. Неожиданно прорвался в шорт-лист и представитель совсем уж «русского стиля» – баня Егора Соловьева. Вроде бы традиционные технологии, узлы и детали, но пропорциями и расположением окон она недвусмысленно проговаривается, что сделана все-таки в модернистский век.
Deco Pattern House. Тверская область, Конаковский район. Пётр Костёлов. Фотография: Зинон Разутдинов

Продолжает тему эстетский дом Федора Опарина под Питером (это уже номинация «Дерево в отделке»): привычный образ коттеджа ломают состаренная неструганая доска и сдвижные ставни. Куда более скромную роль играет дерево в эффектной беседке Тотана Кузембаева, но без него монументальность архитектуры была бы избыточна на небольшом дачном участке. В той же номинации – беседки для барбекю Максима Степаненко во Владимире: этот старый русский город впервые появляется на карте премии, да еще с такой «либескиндовщинкой».
Черный дом на горе. Ленинградская область, Верхняя Бронна. Федор А. Опарин. Фотография: Егор Рогалев
Фанерная квартира. Москва. Мастерская Алексея Розенберга. Алексей Розенберг. Фотография: Виктор Чернышев

В номинации «Арт-объект» зажигает команда «Бубля» (иркутский фестиваль «Бухарт» снова в шорт-листе премии!), трогает Кирилл Баир («Медведя Жерара» собирали из брусочков сочинские дети), тревожит многозначительностью Алла Урбан («Разговор со спиралью»). Меняет привычный регистр разговора об уходящем наследии выставка в нижегородском Центре современного искусства. Тающая на глазах деревянная застройка города представлена волшебными фотографиями Владислава Ефимова и обломками подлинных зданий. Куратор Алиса Савицкая аранжировала выставку комнатными цветами, тонко намекая на сугубо домашнюю прелесть этой архитектуры.
«выСОТЫ». Иркутск, Байкал. Команда «БуБля»
Инсталляция «Живой уголок». Нижний Новгород, Кремль, Арсенал. Приволжский филиал ГЦСИ Владислав Ефимов (художник), Алиса Савицкая (куратор). Фотография: Владислав Ефимов

Это проект логично предваряет еще одну новую номинацию премии – «Реставрация». Вообще-то в шорт-листе премии объекты реставрации два раза уже присутствовали: церковь в Цыпино и церковь из деревни Бородава (обе – работы лучшего отечественного реставратора Александра Попова). Но они так и оставались номинантами, поскольку конкурировать им было попросту не с кем. Но тяжелое состояние отрасли заставило Оргкомитет взяться за дело с утроенной энергией и собрать-таки в лонг-листе премии шесть номинантов. Правда, не все они помечены 2013 годом, но ради такой темы решено было сделать исключение и представить мини-ретроспективу реставрационных успехов за последние пять лет.

Правда, назвать их «успехами» сложно. Привлеченные Оргкомитетом эксперты (Александр Попов, Игорь Шургин, Андрей Бодэ, Ольга Севан, Андрей Баталов, Антон Мальцев, Александр Бокарёв и др.) в своих оценках этих работ разошлись решительно. Особенно остро это проявилось в оценке реставрации Никольской церкви в Ворзогорах. Сделанная без проекта и без аутентичного инструмента, не самыми умелыми руками – это, конечно, компрометация профессиональной составляющей самого слова «реставрация». Но, с другой стороны, если бы не было общественного движения «Общее дело», которое шестой год ремонтирует и консервирует северные храмы усилиями добровольцев, то и храмов бы этих, скорее всего, уже не было.

Впрочем, не менее яростные споры вызвали подходы и методы, имевшие место на других объектах, что говорит о трагическом отсутствии какого бы то ни было профессионального согласия, но в то же время – и об острой   необходимости этого разговора. Чему премия, надеемся, может поспособствовать. Опираясь на оценки специалистов, Экспертный совет рискнул все же представить в шорт-листе три объекта: Георгиевскую церковь, перевезенную в Коломенское с Северной Двины, кижскую часовню из деревни Кавгора и Троицкую церковь в Свияжске.
zooming
Реставрация Георгиевской церкви. Архангельская область, Верхнетоемский район, село Семеновское; с 2010 года – в Музее-заповеднике «Коломенское» (Москва). ПРК «Карэнси». А.В. Никитин (главный архитектор проекта), П.Н. Омельницкий (главный инженер проекта), Т.В. Барсова, А.В. Маркелов, И.Н. Шургин (историко-архивные изыскания), О.А. Герасимова, В.Ю. Попов, О.И. Никитина, Т.В. Кошкина, И.Н. Белоусова, М.А. Романова

И совершенно другую сторону деревянной архитектуры – солнечную, современную, уверенную в себе – можно будет увидеть на третьем этаже ЦДХ, где пройдет выставка партнера проекта АРХИWOOD – австрийского архитектурного сообщества SEEWOOD. Главным ее героем станет современная деревянная архитектура Штирии. В этом австрийском регионе из дерева строят не только частные дома, но и самые разные общественные сооружения: школы, детские сады, офисы и даже тюрьмы. Сопроводит экспозицию дискуссия с австрийскими мастерами, запланированная на 23 мая.

Место же проведения выставки номинантов премии остается неизменным: павильон «Периптер» у входа в ЦДХ. Каталог премии будет издан также постоянным партнером проекта – издательством TATLIN. В профессиональное жюри премии в этом году вошли архитекторы Александр Скокан и Карл-Хайнц Бойгер (Австрия), победители премии разных лет Григорий Дайнов и Степан Липгарт, дизайнер Стас Жицкий, глава ТДВ-Треста Василий Носов и критик Юлия Тарабарина. «Народное голосование» пройдет с 12 по 22 мая на сайте премии www.arhiwood.com. Торжественная церемония награждения состоится 23 мая в конференц-зале ЦДХ.

 

28 Апреля 2014

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.