Вернер Нуссмюллер: «Дерево сейчас действительно вошло в моду»

Вернер Нуссмюллер рассказал Архи.ру о методах защиты деревянных зданий от огня, жилье для пожилых и о том, почему он не проектирует односемейные дома.

mainImg


Мы встретились с австрийским архитектором Вернером Нуссмюллером, основателем бюро Nussmüller Architekten и сообщества SEEWOOD в ходе АРХ Москвы-2014 – на «Дне дерева» в рамках премии АРХИWOOD, организованной компанией «РОССА РАКЕННЕ СПБ» (HONKA). Тогда Вернер Нуссмюллер и его коллеги приняли участие в выставке «Современная деревянная архитектура Австрии» и сопутствующих ей открытых дискуссиях.
 
zooming
Вернер Нуссмюллер. Фото предоставлено АРХИWOOD
Жилой комплекс Blumenhang Birkfeld в Граце © Paul Ott

Архи.ру:
– Традиция австрийской деревянной архитектуры широко известна, и сейчас, насколько я знаю, в Австрии строят из дерева все, что угодно. Этот современный интерес к дереву – возник ли он в последние десятилетия, в эпоху «устойчивости», или раньше, прервал ли модернизм старую традицию, или она благополучно дошла до наших дней?

 
Вернер Нуссмюллер:
– У дерева был очень плохой «имидж» после Второй мировой войны, потому что из него обычно строили бараки для бедных, и потому считалось, что это материал для неимущих. Около 1975, после первого нефтяного кризиса, стали обсуждать проблему изоляции, т.к. стало очень важным экономить энергию и, тем самым, деньги. Начали думать о новых материалах, и именно тогда первые архитекторы стали строить из дерева. Один из лучших зодчих того времени, Хуберт Рис (Hubert Ries) в одной из лекций сказал: «Мы должны соединить бараки и элегантность». Он настаивал на том, что нужно искать новые пути и подходы, создавать современные легкие постройки из дерева. В этот период появились первые деревянные односемейные дома.
 
Следующий важный шаг был сделан около 1990, причем это была инициатива деревообрабатывающих компаний земли Штирия. Они потребовали от политиков: «Мы предоставляем работу стольким людям, поэтому взамен вы должны использовать наше дерево!» Политики согласились с этим требованием, понимая, что если в нашей стране есть так много дерева, мы должны найти для него хорошее применение. Одним из вариантов была как раз сфера строительства. Нормативы были изменены, став менее строгими. Было проведено множество экспериментов и проверок для того, чтобы выяснить все особенности и свойства дерева как строительного материала. С тех пор мы действительно знаем, как ведет себя дерево при пожаре, как решать проблему с акустикой и т.д.
 
В 2006 мы и политики составили план, согласно которому через пять лет 25% нового жилья должно было строиться из дерева. И мы реализовали этот замысел: у нас действительно строится из дерева четверть всего социального жилья, включая 4- и 5-этажные здания.
 
Все эти перемены были небольшими шагами на пути вперед, и теперь все молодые заказчики, которые приходят в наше бюро, хотят получить именно дом из дерева! Так что дерево сейчас действительно вошло в моду. Люди относятся к нему по-другому, это больше не материал для бедных. Они понимают, что это фантастический материал с очень приятным запахом и сотнями других положительных свойств.
 
Жилой комплекс Blumenhang Birkfeld в Граце © Paul Ott
Жилой комплекс Blumenhang Birkfeld в Граце © Paul Ott



– А как насчет проблем с акустикой в многоэтажных деревянных зданиях?
 
– Да, акустика в этом контексте представляет трудность. Дерево – очень легкий материал, поэтому мы должны экспериментировать с разными формами, чтобы решить эту проблему. Но если мы строим дом на шумной улице, мы просто не используем дерево. У каждого материала – свои качества и сильные стороны, поэтому мы выбираем материал, который оптимально подходит к конкретному контексту. Это наш метод работы.
 
zooming
Школа им. Карла Морре - первая школа с деревянным несущим каркасом в Граце © Walter Luttenberger



– В России распространено мнение, что дерево – это небезопасный материал, потому что оно легко загорается, и не все знают о современных способах решения этой проблемы…
 
– Вы видели на выставке деревянную панель с перекрестной ориентацией слоев: попробуйте ее сжечь – это просто невозможно. Она для этого слишком толстая. В Германии, Австрии и Швейцарии мы провели столько экспериментов с огнем на моделях масштаба 1:1, что теперь мы точно знаем температуру воспламенения дерева. И пожар теперь – не проблема. Мы знаем, что за полчаса балка из массива дерева обгорит на 2 см. Поэтому нам достаточно добавить к балке или панели еще один слой – толщиной 2 см – и проблема решена. И для того, чтобы сделать дерево пожаробезопасным, мы не используем никакую пропитку.
 
– То есть это по-настоящему «зеленая» архитектура!
 
– Точно.
 
zooming
Жилой массив на Граднерштрассе в Граце © Nussmüller Architekten
Жилой массив на Граднерштрассе в Граце © Nussmüller Architekten



– Мы говорили о шумных улицах. А какие еще есть ограничения у использования дерева? Есть ли типы зданий, которые нельзя строить из дерева?
 
– Если вы хотите сделать у себя дома большие пролеты, вы можете использовать дерево, но это будет недешево. Большие размеры возможны, но это не бюджетное решение. Всегда стоит сравнивать материалы и их свойства. В одном случае бетон может оказаться лучшим решением, в другом – дерево. Это всегда зависит от обстоятельств.
 
Детский сад Josefinum в Леобене. Фото © Nussmüller Architekten
Детский сад Josefinum в Леобене. Фото © Nussmüller Architekten



– Мы уже коснулись темы односемейных домов. Однако в вашем портфолио нет ни одной такой постройки. Почему?
 
– Я отказываюсь строить их по экологической причине. Можно спланировать чудесный экологичный частный дом где-нибудь на зеленом склоне, но хозяева не смогут обойтись без автомобилей – надо возить детей в детский сад, школу и так далее… Когда все эти моменты сложишь вместе, становится понятно, что невозможно построить по-настоящему «зеленый» односемейный дом.
 
Офисное здание Stia в Адмонте. Фото © Nussmüller Architekten
Офисное здание Stia в Адмонте. Фото © Nussmüller Architekten



– У вас есть очень интересный проект, который скоро будет сдан – комплекс Reininghaus в Граце, предназначенный для пожилых жильцов. Дома для пожилых людей – это очень актуальная тема для России, так как наше общество «стареет», но при этом у нас нет подобных проектов. А вы уже строили такие дома раньше. Почему они нужны?
 
– В прошлом дети жили с родителями под одной крышей, и когда родители старели, то дети и внуки заботились о них дома. Теперь все иначе: дети где-то познают окружающий мир, а их старые родители остаются одни дома. И мы должны им как-то помочь. Если они живут в частных домах, вдали от друзей и родных, кто о них позаботится?
 
Лучше спроектировать для них отличный жилой комплекс, где им будет удобно видеться с соседями, общаться и вместе чем-нибудь заниматься. Когда они въезжают в эти квартиры, возможно, на первых порах им не нужна особая поддержка. Но когда они становятся старше, и им требуется помощь, чтобы купить продукты, принять душ и т.д., эту помощь им гораздо проще получить, если они живут в доме, специально спроектированном для пожилых. Они по-прежнему смогут пошагово планировать свою жизнь и чувствовать себя вполне активными и включенными в ее течение. Естественно, эти здания – безбарьерная среда, они подходят для жильцов-колясочников, там нет ступенек, и так далее.
zooming
Комплекс Reininghaus Süd в Граце © Paul Ott
zooming
Вид экспозиции «Современная деревянная архитектура Австрии» на АРХ Москве-2014. Фото предоставлено АРХИWOOD
zooming
Участники «Дня дерева» на АРХ Москве-2014. Фото предоставлено АРХИWOOD
zooming
Вернер Нуссмюллер и Николай Малинин в ходе дискуссии «Дня дерева» на АРХ Москве-2014. Фото предоставлено АРХИWOOD

23 Июля 2014

АРХИWOOD: первая пятилетка
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.