Тренд «Сделай сам»

Куратор новой номинации премии АРХИWOOD «Предметный дизайн» Юлия Пешкова – об авторах, объектах и тенденциях.

Беседовала:
Юлия Пешкова

mainImg
0 23 мая 2014 года в ЦДХ в рамках премии АРХИWOOD пройдет награждение самых талантливых российских дизайнеров, работающих с деревом. В общероссийской премии, которая вручается в этом году уже в пятый раз, появилась номинация «Предметный дизайн». Предлагаем вашему вниманию текст куратора Юлии Пешковой о новой номинации и о тенденциях российского предметного дизайна, опубликованный в каталоге премии. Итак,
куратор Юлия Пешкова:

zooming

Дебют номинации «Предметный дизайн» был бурным и спонтанным. Решение о ее введении организаторы приняли незадолго до конца подачи заявок, но, несмотря на это, зарегистрироваться успели 33 бюро с 62 объектами. Страшно представить, сколько бы собралось претендентов за полгода. Очевидно, что подобная номинация была нужна. С самого начала АРХИWOOD планомерно двигался от большого к малому. К номинации «загородный дом», с которой все начиналось, постепенно добавились «малые» и «арт-объекты», «интерьер» – до мебели оставался один шаг. И вот он сделан.

Экспертный совет премии отнесся к новшеству настороженно: до чего докатились, до торшеров и табуреток! Но это смотря как понимать премию. Если она только про архитектуру, то «предметный дизайн» ей не товарищ. А если про материал, про дерево и его присутствие как в общественном, так и жилом пространстве, то мебель тут очень даже на своем месте. Эволюция АРХИWOOD показывает, что речь идет именно о втором случае.

Кто-то может сказать, что шестьдесят два объекта – это не то чтобы много, ведь табуретку сколотить проще, чем построить дом. На самом деле это порядочно. Еще несколько лет назад о таком нельзя было и мечтать. Как выглядел рынок отечественной мебели? Несколько дорогих брендов, которые делают «под Италию», множество дешевых фабрик, к дизайну не имеющих никакого отношения, а между ними – огромное белое пятно.

Авторскую деревянную мебель делали для своих проектов архитекторы (например, Эдуард Забуга, чей стул участвовал в конкурсе, но не прошел в шорт-лист), но у них не было ни возможностей, ни зачастую желания развивать ее в отдельное направление. Дизайнеры, выпускники народившихся специализированных школ и факультетов, рисовали на компьютере картинки и ждали, пока какая-нибудь фабрика купит у них проект. Самые практичные уехали за границу, многие сменили профиль, лишь некоторые упорные продолжали работать в России, перебиваясь редкими заказами.

И вот недавно пустующая ниша начала заполняться. Молодым дизайнерам надоело ждать, пока их заметят производители. Они нашли единственно возможный выход из ситуации – сделать все самим. Они создают мастерские или договариваются с фабриками, придумывают коллекцию, налаживают производство, запускают онлайн-магазин или находят дистрибьютора, организуют доставку – словом, обеспечивают полный цикл, от идеи до продажи. Развитие интернет-торговли и, в частности, появление платформ вроде Depst стало спасением для маленьких производителей, у которых нет возможности открыть настоящий магазин или пробиться в салоны.

Образ типичного русского дизайнера кардинально поменялся. Еще недавно это был пессимистичный персонаж с тремя рендерами в портфолио, теперь же все чаще встречается энергичный предприимчивый человек с маленькой, но симпатичной и вполне пригодной для жизни коллекцией реальных вещей. Конечно, несмотря на весь оптимизм и энергию, эти люди еще не могут обставить наши квартиры, счет у них идет не на тысячи и даже не сотни, а на десятки экземпляров, и цены весьма высоки, но все же это похоже на ростки дизайн-рынка, и весьма бойко всходящие.

Пионерами этого рынка стали ARCHPOLE и Fineobjects, обе студии образовались в 2008 году. За первым брендом стоят выпускники МАрхИ Анна Сажинова и Константин Лагутин, которые пришли в дизайн из архитектуры, а дерево полюбили после того, как построили из него первый дом. Они продолжают архитектурную и оформительскую практику, но важнее то, что ARCHPOLE стало первой русской маркой деревянной мебели с собственным оригинальным дизайном и производством. Ребята показались на многих специализированных выставках, о них много писали в прессе, и, мне кажется, это стало примером для других.
zooming
Стул Fullmoon. Студия ARCHPOLE. Фотография: Анна Сажинова
Студия Fineobjects была основана дизайнером Сергеем Семеновым. Поначалу у него в активе было всего несколько вещей (самая заметная – светильник Flat, по форме торшер, но плоский), но недавно он очень мощно расширил коллекцию, сделав акцент на дереве. У Fineobjects есть полноценный интернет-магазин и скоро они собираются открыть настоящий.
zooming
Серия мебели Bio. Студия Fineobjects, Сергей Семенов
В 2009 году появилось еще несколько студий. Питерский дизайнер Александр Каныгин начал придумывать и самостоятельно производить мебель из дерева (говорит, что любит его за «бесконечный потенциал, экологичность и эстетические качества»). У него есть и вполне практичные вещи, но по-настоящему известным его сделали не слишком полезные, зато очень эффектные стилизованные медвежьи головы.

Архитектурная мастерская Владимира Юзбашева занялась мебелью как отдельным, не только под проекты, направлением. Выпускники Строгановского училища Кирилл Королёв и Дмитрий Бореев основали марку Industriart, которая выпускает мебель из дерева и металла  в индустриальном стиле.
zooming
Светильник Archcraft. Авторский коллектив: Юзбашев В., Юзбашева Е, Колобахин А., Зайцев С.
Дальше студии, мастерские и фабрики начали открываться, как грибы после дождя. Архитектор по образованию, но ремесленник по призванию Иван Овчинников занялся – параллельно с фестивальной и проектной деятельностью – созданием деревянной мебели, для своей «АрхФермы» и на продажу. Петербуржец Тимофей Журавлев разрабатывает мебель для своих интерьерных проектов, а потом адаптирует ее под серийное производство, делая акцент на модульности, что в наших условиях очень правильно. Владимир Иванов из Кемерово кажется ближе к Европе, чем иные москвичи: его вещи вызывают четкие ассоциации (маяк, цветок в горшке, мольберт, снежинка), поэтому понятны без перевода. Марка Woodi Furniture делает мебель, как они говорят, в скандинавском стиле, не бог весть какую оригинальную, но очень симпатичную.
zooming
Стол Ultralam. Автор: Иван Овчинников. Фотография: Елена Грусицкая
Совсем недавно вышедшие в свободное плавание Ярослав Мисонжников и Катерина Копытина пока сделали всего по несколько вещей (если говорить о дереве), но ждать от них можно многого, в том числе и в области деревянного дизайна. Ярослав, например, работает над созданием мастерской «Именно-дерево».
Светильник Lightbean. Автор: Катерина Копытина
Появились уже и монопроизводства. Дизайнеры, которым удалось найти одну коммерчески перспективную идею, не раскидываются, а занимаются только ей. Например, Николай Никитин с невероятно вариативной полкой Flex shelf, Марат Шахсуварян с модульным стеллажом Boxsystem, Андрей Анисимов и Мария Анисимова-Карасик с коллекцией детской мебели PLAYPLY, которая собирается без единого гвоздя, Василий Перфильев и Анастасия Щербакова, еще одни родители, с игрушками Shusha Toys. И это далеко не все «деревянщики», а только самые близкие понятию «предметный дизайн»! Конечно, это уже больше похоже на бизнес, чем на дизайн, но это-то и хорошо. Идей в России много, реализация хромает.

Экспертный совет премии, состоящий из серьезных архитекторов и критиков, отнесся к молодой поросли дизайнеров несколько скептически. Это видно по шорт-листу. Только один участник, не имеющий архитектурного бэкграунда, заслужил благосклонность экспертов – это петербуржец Ярослав Мисонжников. Они настолько высоко оценили свежесть и чувство юмора его работ, что выбрали сразу две вещи: лампу «Угол» и качалку «Трещотка». Три других финалиста (Тотан Кузембаев, Иван Овчинников и ARCHPOLE) много раз участвовали в АРХИWOOD с архитектурными проектами (Кузембаев так и вовсе главный мэтр деревянного зодчества) и были для Совета, что называется, «своими».
zooming
Детская качалка «Трещотка». Автор: Ярослав Мисонжников
В их мебели чувствуется архитектурный подход, а это именно то, чего ждали от предметного дизайна эксперты. Мебельный гарнитур, разработанный Тотаном Кузембаевым для компании Nayada, сделан из неплотно подогнанных досок и покрыт прозрачным пластиком – похожий прием используется для уличных павильонов, где есть деревянный каркас и пластиковый капюшон, пропускающий свет и защищающий от дождя. Серия мебели «90х90» Ивана Овчинникова – это вообще практически сруб, только в данном случае из бруса складывается не дом, а столы и стулья. У ARCHPOLE форма следует за материалом, подчеркивает красоту того или иного типа дерева (а у них их много – старые доски, жженое дерево, березовая фанера и пр.). В массе же своей русский предметный дизайн показался экспертам вторичным.

Правда то, что все происходящее сейчас в русском дизайне вписывается в общемировые тренды. Первый тренд – открытие собственного производства. За границей бум маленьких мастерских случился лет семь назад, до нас он докатился позже. Молодые дизайнеры объясняли свою позицию точно так же: зачем ждать дядю, когда можно работать самим, да еще дать работу местным мастерам (за границей с ними проще, чем у нас).

Тренд второй – дерево. Массовая любовь к дереву началась примерно тогда же. Чем меньше обработки, чем более натурально оно выглядит, тем лучше. Сейчас дизайнеры наигрались в уроки природоведения, но еще недавно в дело шла кора, ветки и прочий топляк.

Третий тренд совмещает первые два: маленькие мастерские, работающие с деревом. Большинство начинающих дизайнеров, которые хотят сами производить свои вещи, обращаются к дереву, от их места жительства зависит лишь, будет ли это бамбук, тик или сосна. Это несложно, дешево и надежно: сделать привлекательную деревянную вещь проще, чем стеклянно-металлическую или пластиковую – вытягивает сам материал.

Сейчас в миланском Музее дизайна проходит выставка, посвященная итальянскому дизайну в периоды экономического кризиса: 1930-е, 1970-е и наши дни. И как, вы думаете, итальянские дизайнеры выходили из ситуации? Переходили на собственное производство и примитивные материалы, в первую очередь дерево. Так что все происходящее сейчас в дизайне – это просто логичное порождение последнего экономического кризиса.

Кроме глубоководных трендов существуют поверхностные – вроде формы, цвета и т. п. Они не имеют национальности (особенно в эпоху интернета): похожие вещи могут всплыть в Японском море и Бискайском заливе. Наши дизайнеры не говорят, следят ли они за трендами сознательно или просто улавливают идеи, витающие в воздухе, но результат от этого не меняется: да, многие вещи вписываются в тренды и, как следствие, вызывают ощущение дежа вю. Например, растительные мотивы, этот вечный тренд, который то вспыхивает, то затухает, но никогда не исчезает насовсем. Дизайнеры копируют не друг друга, а природу, поэтому обвинять их в плагиате довольно смешно. Или скандинавский стиль, который тоже вошел в моду в связи с кризисом. Дизайнеры стараются делать мебель практичную, компактную, без излишеств – не удивительно, что вещи получаются похожими. Или такой пустяк, как рельефные дверцы комодов или светильники без абажура, где есть только патрон и лампочка. Да, не наши дизайнеры их изобрели, ну и что с того?

Тренды потому и существуют, что в какой-то момент одни идеи берут вверх над другими и похожих вещей становится много, нравится нам это или нет. Они есть везде – в моде, дизайне, архитектуре, гастрономии – и сопротивляться им бесполезно. Это может прозвучать непатриотично, но с тех пор, как наши дизайнеры перестали искать «особый путь» и вступили на путь общемировой, их вещи стали гораздо приличнее выглядеть. Мне вообще кажется, что задача дизайнера совсем не в том, чтобы каждый раз пытаться изобрести то, чего не было. Хорошо, если он совершает открытие, но это не может случаться часто. Наши дизайнеры мало того, что придумывают достаточно интересные вещи, так они их еще и производят, причем в России. Введение номинации «Предметный дизайн» в премию АРХИWOOD – один из способов отметить их, без преувеличения, подвиг.

Фотографии пяти объектов, прошедших в шорт-лист премии АРХИWOOD, можно увидеть в дни Арх Москвы (21-25 мая) в павильоне «Периптер», перед входом в ЦДХ, наряду с другими претендентами на премию АРХИWOOD. Проголосовать за понравившийся объект можно на сайте arhiwood.com до 21.59 22 мая. Номинация «Предметный дизайн» также сопровождается небольшой экспозицией на третьем этаже ЦДХ, в зале №19. Награждение победителей по итогам голосования жюри и народного голосования пройдет в рамках вручения премии АРХИWOOD 23 мая 2014 года  в 19.00 в Конференц-зале ЦДХ (Крымский вал, д.10).
 

20 Мая 2014

Беседовала:

Юлия Пешкова
Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
АРХИWOOD: первая пятилетка
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?