29.05.2014

Пять лет и девять номинаций

На Арх Москве были объявлены лауреаты «деревянной» премии АРХИWOOD. Жюри вновь предпочло недорогой лаконичный артистизм с налетом романтики.

информация:

На экспозиции АРХИWOODa. Фотографии предоставлены организаторами премии
На экспозиции АРХИWOODa. Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение

Премию АРХИWOOD вручали пятый раз ­– своего рода юбилей, пять лет работы. Все это время премия планомерно развивалась, и сейчас, стремясь точнее отразить все возможности применения дерева как материала, ее организаторы предложили участникам и зрителям расширенный список из девяти номинаций. По сравнению с 2013 годом добавились «Интерьер», «Дерево в отделке», «Предметный дизайн» и «Реставрация». Из 167 присланных работ экспертный совет отобрал 38 вошедших в шорт-лист; жюри, в свою очередь, выбрало девять победителей.
Жюри АРХИWOOD 2014. Сидят: организатор премии Юлия Зинкевич, архитектор, победитель премии прошлых лет Степан Липгарт, австрийский архитектор, партнер бюро Hohensinn Architektur Карлхайнц Бойгер, директор ТДВ-Треста Василий Носов. Стоят: куратор премии Николай Малинин, главный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина, ярославский архитектор, победитель прошлого года Григорий Дайнов, дизайнер, партнер бюро Open Design Стас Жицкий. В работе жюри также участвовал архитектор Александр Скокан (бюро «Остоженка»), но убежал раньше всех, сославшись на необходимость построить деревянную (!) будку для собаки на даче. Фотографии предоставлены организаторами премии
Жюри АРХИWOOD 2014. Сидят: организатор премии Юлия Зинкевич, архитектор, победитель премии прошлых лет Степан Липгарт, австрийский архитектор, партнер бюро Hohensinn Architektur Карлхайнц Бойгер, директор ТДВ-Треста Василий Носов. Стоят: куратор премии Николай Малинин, главный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина, ярославский архитектор, победитель прошлого года Григорий Дайнов, дизайнер, партнер бюро Open Design Стас Жицкий. В работе жюри также участвовал архитектор Александр Скокан (бюро «Остоженка»), но убежал раньше всех, сославшись на необходимость построить деревянную (!) будку для собаки на даче. Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение

Параллельно (как и всегда) на сайте премии шло народное голосование за объекты шорт-листа; оно продолжилось офф-лайн на стенде выставки под колоннадой ЦДХ, где в этом году зрителям предложили остроумный ритуал – голосующий должен был деревянным молотком забить деревянную шпонку в одно из множества отверстий перфорированных фанерных панелей рядом с каждым стендом. Так что вплоть до закрытия галереи выставка сопровождалась звонким и старательным перестуком, далеко разлетавшимся над Москвой-рекой. В каждой номинации (опять же как и всегда) премию присуждали дважды: от жюри и «от народа».

Впрочем, Тотан Кузембаев во время церемонии заметил, что лично он против народного голосования, так как оно превращается в соревнование на тему «у кого больше друзей». Друзей и впрямь много, зал был полон, атмосфера – в диапазоне от доброжелательной до ликующей.
Голосование вручную. Фотографии предоставлены организаторами премии
Голосование вручную. Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение
Тотан Кузембаев вручает премию народного голосования в номинации «Дизайн городской среды» Михаилу Приемышеву за Модульную ярмарку. Фотографии предоставлены организаторами премии
Тотан Кузембаев вручает премию народного голосования в номинации «Дизайн городской среды» Михаилу Приемышеву за Модульную ярмарку. Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение
***
 
Дом в диапазоне от Аалто до Михайловского
В главной номинации АРХИWOODа – «Загородный дом» – победа досталась дому в Лапино Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Компактный и лаконичный дом эксперты сразу признали «скорее финским» и «домом, похожим на Алвара Аалто», но победа его за заседании жюри была не простой. По признанию экспертов, с домом Лапино в этой номинации почти на равных соревновались: «обаятельная и ироничная» усадьба Николая Белоусова «Охотничье имение» – и Deco Pattern House Петра Костелова, скромный, но не лишенный признаков орнаментальной славянской идентичности модернистский параллелепипед с подчеркнуто плоской крышей.
Выбор жюри в номинации «Загородный дом» «Дом в Лапино» Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Фотографии предоставлены организаторами премии
Выбор жюри в номинации «Загородный дом» «Дом в Лапино» Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение
Специальный приз генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (Honka), 2014. «Охотничье имение». Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий.
Специальный приз генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (Honka), 2014. «Охотничье имение». Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий.

Впрочем, «Охотничье имение», дом по-своему очень обаятельный и точный в трактовке выбранной темы (в которой воспроизведены не только все признаки стиля ампир, но даже и отклонения от пропорций и меры, известные в русских усадьбах; Александ Скокан сравнил с домом в пушкинском имении Михайловское), не остался без приза: он получил специальную награду генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

Лидером народного голосования за лучший загородный дом стал модульный «ДубльДом» Ивана Овчинникова (BIO-architects), который приветствовал зал собственным манифестом, не оставившим у зрителей сомнений в том, что доступное жилье из дерева и вообще смена образа жизни на среднерусской возвышенности – настоящее призвание автора. Манифест, распространенный Овчинниковым в глобальной сети, во многом способствовал победе дома в народном голосовании. Жюри проект тоже понравился, хотя не прошел в главные победители из-за наличия зарубежных аналогов модульного решения; эксперты назвали дом «отличным и нужным проектом по переносу европейского опыта на российскую почву». На сайте же многие из голосующих выражали желание немедленно обзавестись таким же домиком и спрашивали о цене (цена не секрет – от 700 тысяч до миллиона рублей).
Ивана Овчинникова Николай Малинин смог поздравить дважды – за победу в номинациях «Дизайн городской среды» и «Загородный дом». Фотографии предоставлены организаторами премии
Ивана Овчинникова Николай Малинин смог поздравить дважды – за победу в номинациях «Дизайн городской среды» и «Загородный дом». Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение
Модульный ДубльДом Ивана Овчинникова (BIO-architects), победивший в народном голосовании в номинации «Загородный дом». Фотография   Елены Грусицкой, Ивана Овчинникова
Модульный ДубльДом Ивана Овчинникова (BIO-architects), победивший в народном голосовании в номинации «Загородный дом». Фотография Елены Грусицкой, Ивана Овчинниковаоткрыть большое изображение
***
 
Задумчиво о реставрации
Одна из новых номинаций 2014 года, «Реставрация», вызвала больше всего споров и сомнений; несколько раз ее собирались отменить или – равномерно отметить всех участников. Определенности не добавило и расширение хронологии: обычно премия награждает объекты и здания, созданные или завершенные в течение одного года, в данном же случае рассматривались проекты, реализованные в течение пяти лет.

Между тем, появление этой номинации в рамках премии, уже прочно закрепившейся среди профессионалов современной архитектуры – принципиально важный шаг взросления. Остатки «бывшей деревянной» страны, будь то храмы или чудесные, но всё реже обитаемые дома XIX и начала XX века стремительно разрушаются и исчезают по множеству причин: гниют, горят... Реставрация деревянной архитектуры – дисциплина очень специальная (из речи куратора премии это было более чем очевидно), и сейчас она балансирует на грани исчезновения, так что любая поддержка – к примеру, от премии, обычно сосредоточенной на «новом деревянном», любой новый разговор на тему реставраторам деревянной архитектуры не помешает.

По словам куратора премии Николая Малинина, мнения экспертов-реставраторов, специально им опрошенных для большей основательности выбора, кардинальным образом разошлись в отношении каждого претендента: работу, за которую выступал один эксперт, полностью отрицал другой, и наоборот. Между тем в конечном счете номинация состоялась, и решение жюри совпало с результатом народного голосования – дважды победила церковь Георгия, храм 1685 года, перенесенный в московское Коломенское с берега реки Ёрги Архангельской области. Как нам рассказал Игорь Шургин (историк, работавший в составе восстановившей храм команде реставраторов ПРК «Карэнси»), эту церковь предложил перенести в Москву Иван Глазунов; за несколько лет, прошедших от идеи до переноса все дороги к церкви совершенно исчезли, так что не исключено, что ее удалось спасти в последний момент.

Вручая приз, архитектор и историк Ольга Севан согласилась с выбором жюри и народа: назвав колокольню из деревни Кавгора «реставрацией реставрации», а восстановление церкви в Свияжке – «скорее реконструкцией». Реставрация же Георгиевской церкви, по ее словам, ближе всего к собственно реставрации.
Безусловный победитель в номинации «Реставрация». Авторы А.Никитин (главный архитектор проекта), П.Омельницкий (главный инженер проекта), Т.Барсова, А.Маркелов, И.Шургин (историко-архивные изыскания), О.Герасимова, В.Попов, О.Никитина, Т.Кошкина, И.Белоусова, М. Романова (ПРК «Карэнси»). Фотография Александра Никитина, Игоря Шургина, Александра Бокарёва.
Безусловный победитель в номинации «Реставрация». Авторы А.Никитин (главный архитектор проекта), П.Омельницкий (главный инженер проекта), Т.Барсова, А.Маркелов, И.Шургин (историко-архивные изыскания), О.Герасимова, В.Попов, О.Никитина, Т.Кошкина, И.Белоусова, М. Романова (ПРК «Карэнси»). Фотография Александра Никитина, Игоря Шургина, Александра Бокарёва.открыть большое изображение
***

Малое, общественное, предметное
В народном голосовании за лучшее «Общественное сооружение» победил «Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY) Максима Низова, Марии Сурковой, конструктора Алексея Князева (НЛК-Домостроение). Выразительный пластичный объект, главный фасад которого – криволинейная стена, составленная из брусяной «поленницы».

Жюри сочло шоу-рум недостаточно аккуратно смонтированным и не вполне новаторским, поэтому профессионалы, достаточно единодушно, отдали свой голос «Казарме», мрачновато-романтическому хостелу из Никола-Ленивца. Хостел, снаружи черный, внутри белый, несмотря на свое образное сходство с совхозным ангаром на самом деле стал результатом реконструкции простоватого, но крупного дачного дома (авторы реконструкции – Сергей Сыренов и ARCHPOLE).
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY). Авторы: Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев (НЛК-Домостроение) – победитель народного голосования в номинации «Общественное сооружение». Фотографии предоставлены организаторами премии
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY). Авторы: Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев (НЛК-Домостроение) – победитель народного голосования в номинации «Общественное сооружение». Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение
«Казарма» Сергея Сыренова и ARCHPOLE – приз жюри в номинации «Общественное сооружение». Фотография Анны Ставенской.
«Казарма» Сергея Сыренова и ARCHPOLE – приз жюри в номинации «Общественное сооружение». Фотография Анны Ставенской.

В номинации «Интерьер» жюри склонилось с сторону простого материала – фанеры: такой обычной на первый взгляд, но превратившейся в роскошное муаровое, жемчужное полотно благодаря искусству Алексея Розенберга. Победителем народного голосования стал семейный ресторан сети «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Анны Феоктистовой из Рязани.
Номинация «Интерьер» – фанерная квартира Алексея Розенберга – выбор жюри. Фотография Виктора Чернышева.
Номинация «Интерьер» – фанерная квартира Алексея Розенберга – выбор жюри. Фотография Виктора Чернышева.открыть большое изображение
Ресторан «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Ани Феоктистовой выбран интернет голосованием в номинации «Интерьер». Фотография Стаса Горшунова.
Ресторан «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Ани Феоктистовой выбран интернет голосованием в номинации «Интерьер». Фотография Стаса Горшунова.открыть большое изображение

Мнение жюри и народа совпало в номинации «Малый объект» – благодаря легкости и изяществу концепции победил «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Конкуренты победителя в данной номинации были в нынешнем году замечательно разнообразны: едва ли не впервые, по словам организаторов, в шорт-лист премии попала бревенчатая изба, баня «Верея» убежденного традиционалиста Егора Соловьева (идеалы автора отразились даже в названии его бюро: «Режень-проект»). Изба понравилась экспертному совету мирискуснической образностью сродни дягилевским сезонам и былинным иллюстрациям Билибина. Но сочетание неравномерно обтесанных бревен с аккуратно выпиленными полотенцами внесло диссонанс. По определению члена жюри дизайнера Стаса Жицкого, она получилась «немного недодурацкая», отчего и сошла с дистанции, заняв почетное для избы место в шорт-листе премии, целиком, нацеленной, признаемся, на современные тенденции в деревянной архитектуре.
Единодушный выбор жюри и народа в номинации «Малый объект» – «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Фотография  Владимира Черняховского.
Единодушный выбор жюри и народа в номинации «Малый объект» – «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Фотография Владимира Черняховского.открыть большое изображение

В номинации «Дизайн городской среды» мнения вновь разделились. Жюри после долгих споров выбрало МикроЛофт Ивана Овчинникова, построенный у парке Музеон перед ЦДХ (и уже уехавший оттуда) в рамках прошлогоднего фестиваля «Микродомов» домик на трех мощных опорах. Издали он казался не деревянным, а ржавым железным, и напоминал, по меткому определению члена жюри Александра Скокана, вышку для прыжков в воду. Такой могла бы быть избушка на курьих ножках, но космическая, из «Кин-за-дзы»…
По версии жюри в рубрике «Дизайн городской среды» победил МикроЛофт  Ивана Овчинникова (BIO-architects). Фотография Ивана Овчинникова.
По версии жюри в рубрике «Дизайн городской среды» победил МикроЛофт Ивана Овчинникова (BIO-architects). Фотография Ивана Овчинникова. открыть большое изображение

В голосовании жюри Микролофт обошел проект молодых немецких архитекторов STACK IT, простое сооружение из европоддонов, сожженное кем-то из невзлюбивших объект жителей через день после постройки; победитель также оставил позади вологодскую «Модульную ярмарку» Михаила Приемышева (к слову, автор проекта сейчас преподает дизайн в китайском университете Хэнань) – набор типовых торговых точек, до боли напомнивших некоторым членам жюри советские и боле поздние лужковские ярмарки. Другие же члены жюри склонялись к «ярмарке» из-за ее общественного и городского значения. Впрочем, вологодская ярмарка победила в интернет-голосовании.
Вошедшая в шорт-лист Баня-Верея Егора Соловьева (Режень проект). Фотография Егора Соловьева.
Вошедшая в шорт-лист Баня-Верея Егора Соловьева (Режень проект). Фотография Егора Соловьева. открыть большое изображение
Номинация «Дизайн городской среды». Выбор народа – «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева. Фотография Михаила Приемышева.
Номинация «Дизайн городской среды». Выбор народа – «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева. Фотография Михаила Приемышева.открыть большое изображение

Из пяти «Арт-объектов» жюри выбрало предпочло построенные на льду Байкала для фестиваля «БухАрт» объект выСОТЫ команды БуБля; во время голосования цилиндрическую башню из деревянных шестигранников горячо отстаивал архитектор и автор множества объектов Степан Липгарт, увидевший в конструктивных поисках БуБли полет инженерной мысли сродни инженерным поискам Шухова и фантазиям Татлина. Народное голосование предпочло «Куб-Ka'bah-Cube» в Казани (Алексей Лазарев, Анна Найшуль, куратор Гузель Файзрахманова).
«Арт-объект»от жюри – выСОТЫ команды БуБля. Фотография Барановой Марии и Рупасова Евгения.
«Арт-объект»от жюри – выСОТЫ команды БуБля. Фотография Барановой Марии и Рупасова Евгения.открыть большое изображение
«Арт-объект» – в интернете победил «Куб-Ka’bah-Cube»  Алексея Лазарева,  Анны Найшуль и Гузели Файзрахмановой (куратор). Фотографии предоставлены организаторами премии
«Арт-объект» – в интернете победил «Куб-Ka’bah-Cube» Алексея Лазарева, Анны Найшуль и Гузели Файзрахмановой (куратор). Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение

Выбор жюри в номинации «Дерево в отделке» пал на «Беседку-арку» Тотана Кузембаева и Александра Кудимова, сооруженную для передачи «Дачный ответ». Не вполне беседка и вовсе не арка, а скорее мост между двумя массивными опорами, который разделяет небольшой участок на две половины: хозяйственную и садовую, пленил жюри изяществом решения и тем, что дерево сыграло для оформления «арки» решающую роль.

В народном голосовании номинации «Дерево в отделке» выиграл контекстуальный и лаконичный модернистский bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ).
У жюри в номинации «Дерево в отделке» победил Тотан Кузембаев и Александр Кудимов. Фотографии предоставлены организаторами премии
У жюри в номинации «Дерево в отделке» победил Тотан Кузембаев и Александр Кудимов. Фотографии предоставлены организаторами премииоткрыть большое изображение
«Дерево в отделке» – народ выбрал bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ). Фотография  предоставлена организаторами премии
«Дерево в отделке» – народ выбрал bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ). Фотография предоставлена организаторами премии открыть большое изображение

Номинация «Предметный дизайн» также стала одним из открытий АРХИWOODa нынешнего года (текст ее куратора Юлии Пешковой, можно увидеть здесь). Приз жюри достался Ярославу Мисонжникову, чья лампа «Угол» с ее запатентованной идеей надевания на угол стола боролась с его же детской качалкой Трещотка. Трещотка, успевшая очаровать Европу, в глазах жюри немного уступила лампе – впрочем, борьбу между вещами одного автора надо признать скорее виртуальной. Приз интернет-симпатий достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON – такими, как говорят, меблированы многие клубы и рестораны Москвы. Так что этот предмет уже ушел в народ.
Светильник угол Ярослава Мисонжникова очаровал жюри лаконизмом и остроумием. Фотография Ксении Мальгиной.
Светильник угол Ярослава Мисонжникова очаровал жюри лаконизмом и остроумием. Фотография Ксении Мальгиной. открыть большое изображение
Приз народных симпатий за «Предметный дизайн» достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON. Фотография Анны Сажиновой.
Приз народных симпатий за «Предметный дизайн» достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON. Фотография Анны Сажиновой. открыть большое изображение
***

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Гинзбург
  • Антон Барклянский
  • Константин Ходнев
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Васильев
  • Дмитрий Ликин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Романов
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Сергей Сенкевич
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Юлий Борисов
  • Алексей Курков
  • Евгений Герасимов
  • Марк Сафронов
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Плоткин
  • Михаил Канунников
  • Сергей Орешкин
  • Полина Воеводина
  • Антон Ладыгин
  • Василий Крапивин
  • Рустам Керимов
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Антон Бондаренко
  • Александр Попов
  • Игорь Шварцман
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Левон Айрапетов
  • Наталия Зайченко
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Карен Сапричян
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Надточий
  • Никита Токарев
  • Юрий Сафронов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Александр Асадов
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Антон Яр-Скрябин
  • Илья Уткин
  • Илья Машков
  • Никита Явейн
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Мединский
  • Олег Шапиро
  • Сергей Труханов
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Николай Миловидов
  • Всеволод Медведев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи