English version

Городская эволюция

В преддверии Московского урбанистического форума-2013, главной темой которого станет развитие городской периферии, мы публикуем проект «Замещение» архитектурной группы ДНК. Разработанный в 2010 году на примере района Бирюлево-Западное, он сегодня актуален как никогда.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Проект:
Проект «Замещение»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Мария Кочуркина

2010
Проект «Замещение» © «Архитектурная группа ДНК»
Проект «Замещение» © «Архитектурная группа ДНК»
«Замещение» – одна из десяти концепций, показанных в 2010 году на Московской биеннале архитектуры в рамках проекта «Будущее мегаполиса. Проект Москва», куратором которого выступила Елена Гонсалес. 

Напомним, что всего три года назад термины «урбанизм» и «новая градостроительная политика» были совсем не так популярны, как сегодня, а проблема спальных районов волновала разве что обитателей последних. До момента возникновения идеи о расширении Москвы оставался еще год, а самые ожесточенные дебаты на градостроительную тему велись вокруг утверждения Генплана Москвы (который сегодня уже пересматривается). Вот на каком фоне Елена Гонсалес инициировала свой проект. Десяти архитектурным бюро столицы куратор задала вопрос: «Как будет выглядеть Москва через 40-50-60 лет? Изобразите Ваше видение одной картинкой». 

Фактически участники проекта должны были высказаться с помощью некоего футуристического полотна на архитектурно-градостроительную тему, но архитектурная группа ДНК отнеслась к этому заданию глубже. Команда воспользовалась им как поводом задаться вопросом: какие проблемы есть в городе и что хотелось бы изменить? Причем изменить именно на структурном уровне.
Проект «Замещение» © «Архитектурная группа ДНК»
«И все же, несмотря на то, что мы существенно раздвинули рамки изначально поставленной задачи, это не научная и даже не строго проектная работа, а скорее концептуально-художественный проект», – рассказывает Наталья Сидорова. Возможно, он так и остался бы в портфолио бюро и каталогах биеннале, если бы озвученные в нем тезисы три года спустя не легли в основу формирования новой градостроительной политики для города. «Показать «Замещение» мы хотим еще и потому, что по любопытному стечению обстоятельств тогда, три года назад, мы для иллюстрации своей позиции выбрали район Бирюлево-Западное, к которому совсем недавно оказалось привлечено повышенное внимание общественности», – добавляет Константин Ходнев. Но если сегодня тематика публикаций о Бюрюлеве сместилась в сторону остросоциальных и политических высказываний, то тогда архитекторы обратили внимание на эту часть Москвы именно как на классический образец «спального района» – гигантского градостроительного образования, в котором господствуют циклопических размеров структуры и сопоставимые с ними по масштабам пустыри. Архитекторам было совершенно очевидно, что при всей своей непривлекательности этот район и многочисленные ему подобные места в Москве обладают огромным потенциалом для качественного развития города, причем, в отличие от промзон, о реорганизации которых не говорит только ленивый, на этих территориях уже живут люди, остро нуждающиеся в позитивных переменах.
Проект «Замещение» © «Архитектурная группа ДНК»
Не ограничившись одной картинкой, архитекторы тем не менее нашли для своей работы одно ключевое понятие, передающее суть всех предлагаемых структурных изменений. «Замещение» – это попытка в прямом смысле инкорпорировать один фрагмент городской ткани в другой. В данном случае – кусочек московского центра как образца наиболее благополучной в социальном и градостроительном смысле среды в Бирюлево-Западное. «Мы смикшировали в одном масштабе существующую нечеловеческую сверхструктуру этой территории и застройку центра города, наглядно показав, чего не хватает «спальным районам для формирования полноценной городской среды, – поясняет Даниил Лоренц. – Нашей главной задачей было сгладить существующую сильнейшую разнородность районов в центре и на периферии, где нормальная городская среда, по существу, отсутствует». 
Проект «Замещение» © «Архитектурная группа ДНК»
Живописный узор из узких извилистых улиц, камерных дворов, пешеходных площадей, бульваров и скверов архитекторы в прямом смысле накладывают на генплан Бирюлово, тем самым наглядно показывая, насколько бедна среда современного московского спального района. Даже там, где дома сгруппированы в анклавы микрорайонов, остается столько необжитого пространства, что его не скрашивает даже зелень. Понятно, что подобный социально-пространственный вакуум и делает район антиподом уютного обжитого центра. Что же касается зелени, то ее авторы проекта не боятся перераспределить, превращая в «городскую озеленелость», то есть создавая условия для органичного сосуществования природы и архитектуры. 
Проект «Замещение» © «Архитектурная группа ДНК»
Кроме благоустроенных скверов и парков, застройку необходимо насытить клубами, кафе, магазинами, офисами, театрами, музеями – иными словами, общественными функциями и местами приложения труда, к которым должна быть обеспечена пешеходная доступность. Самым же главным средством борьбы за гуманизацию среды архитекторы в долгосрочной перспективе считают постепенное изменение качества существующей застройки за счет уменьшения высотности и создания пространств сомасштабных человеку. «Замещение», таким образом, распространяется не только на генплан района, но и его основное «наполнение», т.е. панельное жилье. В проекте ДНК существующая застройка сначала трансформируется в более комфортную 5-7-ми этажную, а затем со временем разбирается и замещается парками и прудами, сохраняющими память места. Так, на генплане «Москва 2060» «шестеренки» и «дуги», в реальности образованные однообразными многоэтажными домами, по-прежнему доминируют, но уже в зеленом и голубом цветах.
«Проект был чисто концептуальным, с большим пятидесятилетним горизонтом планирования, но он задает реальный вектор развития, – говорят архитекторы. – Для того, чтобы подобная трансформация спальных районов в нормальную городскую среду стала возможной, уже сейчас нужно продумывать и закладывать в стратегические документы территориального планирования новую, более плотную сетку улиц в дополнении к существующим, а трансформацию или замену существующих строений проводить поэтапно, исходя из единой карты «возраста жизни» и состояния домов и типов их серий».

Сегодня, когда замещение одного типа городских пространств другими становится определяющей стратегией развития Москвы (микрорайоны замещаются кварталами, дороги, где это возможно, пешеходными зонами, пустыри – парками и т.д.), разработанный архитектурной группой ДНК проект трехлетней давности воспринимается как сбывшийся урбанистический прогноз. И сами архитекторы продолжают считать его более чем актуальным – в конце концов, не Бирюлево-Западное, так любая другая часть «спального пояса» столицы может быть преобразована по этому сценарию в полноценную городскую среду. 
Проект:
Проект «Замещение»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Мария Кочуркина

2010

03 Декабря 2013

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.