Углы во главе

В ближайшем Подмосковье архитектор Тотан Кузембаев построит дом «Кристалл» – коттедж с необычными остроконечными фасадами.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

07 Октября 2013
mainImg

Архитектор:

Тотан Кузембаев

Мастерская:

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Проект:

Дом "Кристалл"
Россия, Москва

2012

zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Этот дом Тотану Кузембаеву заказал человек, который уверен, что нет ничего скучнее принятой в наших широтах геометрии жилья. Прямоугольные и квадратные планы квартир и домов, по его мнению, навевают невероятную тоску, с которой он в рамках своего отдельно взятого жилища намерен самым решительным образом бороться. Именно поэтому главным условием, которое заказчик поставил перед архитектором, была экспрессивная геометрия, сулившая коттеджу максимум острых углов и ломаных граней. Тотан Кузембаев вспоминает, что сначала пытался образумить молодого человека: мол, такие дома и строить дороже, и обживать сложнее, а потом спохватился: это же ровно та возможность всласть поэкспериментировать, о которой мечтает каждый архитектор. И эксперимент начался.

Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Заказчик столько раз говорил о своей любви к треугольникам, что именно эту фигуру архитектор решил положить в основу плана. Точнее, два треугольника, которые врезаны друг в друга острыми углами, а затем еще немного смещены в разные стороны относительно центральной оси. Но и получившийся в результате этой комбинации многоугольник показался Кузембаеву недостаточно динамичным для данного дома, поэтому в его торцах (короткие стороны треугольников) архитектор делает дополнительные треугольные надрезы, словно расщепляя плоскость стены надвое, а в один из раскрытых «книжкой» боковых фасадов вгоняет дополнительный клин, благодаря чему план дома напоминает слегка двоящуюся букву Х. Кстати, собственно двоящаяся сторона – это главный фасад дома, обращенный на юго-запад: как поясняет сам архитектор, он затем и вставил туда лишний блок, чтобы на солнечную сторону «Кристалл» был обращен сразу несколькими помещениями.
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Объем выращен под стать плану. Каждый «хвостик» загадочной буквы архитектор трактует как самостоятельный объем, образованный ломаными плоскостями, большинство из которых сходятся под острыми углами. Для их облицовки Кузембаев выбирает оцинкованную кровельную сталь, которая стирает границу между фасадами и кровлей, превращая дом в единую кристаллическую структуру. Часть окон интегрирована прямо в ее грани, но основную роль здесь играют панорамные витражи, завершающие ломаные формы-сколы и тем самым смягчающие их предельно динамичную, если не сказать, агрессивную внешность. Масштабное остекление здесь можно сравнить с отшлифованными гранями, которые и превращают минерал в драгоценный камень.
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Вписать все необходимые заказчику помещения в дом столь сложной конфигурации действительно оказалось делом непростым. Выйти из положения помог существующий на участке небольшой перепад рельефа: интегрировав «Кристалл» в ландшафт, архитектор делает в нем целых четыре уровня. Правда, это не традиционные этажи, нанизанные строго друг на друга, а хитроумная система двухсветных пространств, заглубленного цоколя и антресолей: фактически Тотан Кузембаев разводит разные функции по разным многогранникам «Кристалла»
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Так, войдя в дом, можно сразу попасть в гостиную, кухню-столовую или на одну из многочисленных террас, можно подняться на полэтажа и оказаться в спальне, а можно, наоборот, спуститься на полэтажа и увидеть все хозяйственно-бытовые помещения «Кристалла». С уровня спален, в свою очередь, можно подняться еще на полэтажа и оказаться в кабинете – он расположен в отдельном объеме на самом верхнем уровне. По замыслу автора, неординарное архитектурное решение дома будет повсеместно напоминать о себе и в его интерьерах. И речь не только о планах отдельно взятых комнат (хотя заказчику, безусловно, предстоит как-то обживать столь излюбленные острые углы) – стены общественных зон, например, предполагается отделать той же сталью, что и фасады, а там, где этот материал визуально и тактильно не очень уместен, будет господствовать дерево – точно такое же, каким изнутри подшиты ломаные скаты внешней оболочки дома.
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Как уже говорилось, одним из основных преимуществ «Кристалла» являются огромные окна-витражи, делающие все его помещения очень светлыми. Исключением не являются и комнаты хозбыта – они хоть и расположены в цоколе, представляющем собой монолитный короб, но везде, где это позволяет сделать рельеф, архитектор прорезает в нем окна. Важно и то, что эта относительно узкая лента проемов не только поможет обитателям дома существенно сэкономить на освещении нижнего уровня, но и играет важную роль в его архитектурном облике, визуально словно приподнимая «Кристалл» над землей, «отрывая» его от подмосковной почвы, не очень привычной к подобным пластическим экспериментам.
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева


Архитектор:

Тотан Кузембаев

Мастерская:

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Проект:

Дом "Кристалл"
Россия, Москва

2012

07 Октября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.