English version

Углы во главе

В ближайшем Подмосковье архитектор Тотан Кузембаев построит дом «Кристалл» – коттедж с необычными остроконечными фасадами.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

07 Октября 2013
mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Проект:
Дом "Кристалл"
Россия, Москва

2012

zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Этот дом Тотану Кузембаеву заказал человек, который уверен, что нет ничего скучнее принятой в наших широтах геометрии жилья. Прямоугольные и квадратные планы квартир и домов, по его мнению, навевают невероятную тоску, с которой он в рамках своего отдельно взятого жилища намерен самым решительным образом бороться. Именно поэтому главным условием, которое заказчик поставил перед архитектором, была экспрессивная геометрия, сулившая коттеджу максимум острых углов и ломаных граней. Тотан Кузембаев вспоминает, что сначала пытался образумить молодого человека: мол, такие дома и строить дороже, и обживать сложнее, а потом спохватился: это же ровно та возможность всласть поэкспериментировать, о которой мечтает каждый архитектор. И эксперимент начался.

Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Заказчик столько раз говорил о своей любви к треугольникам, что именно эту фигуру архитектор решил положить в основу плана. Точнее, два треугольника, которые врезаны друг в друга острыми углами, а затем еще немного смещены в разные стороны относительно центральной оси. Но и получившийся в результате этой комбинации многоугольник показался Кузембаеву недостаточно динамичным для данного дома, поэтому в его торцах (короткие стороны треугольников) архитектор делает дополнительные треугольные надрезы, словно расщепляя плоскость стены надвое, а в один из раскрытых «книжкой» боковых фасадов вгоняет дополнительный клин, благодаря чему план дома напоминает слегка двоящуюся букву Х. Кстати, собственно двоящаяся сторона – это главный фасад дома, обращенный на юго-запад: как поясняет сам архитектор, он затем и вставил туда лишний блок, чтобы на солнечную сторону «Кристалл» был обращен сразу несколькими помещениями.
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Объем выращен под стать плану. Каждый «хвостик» загадочной буквы архитектор трактует как самостоятельный объем, образованный ломаными плоскостями, большинство из которых сходятся под острыми углами. Для их облицовки Кузембаев выбирает оцинкованную кровельную сталь, которая стирает границу между фасадами и кровлей, превращая дом в единую кристаллическую структуру. Часть окон интегрирована прямо в ее грани, но основную роль здесь играют панорамные витражи, завершающие ломаные формы-сколы и тем самым смягчающие их предельно динамичную, если не сказать, агрессивную внешность. Масштабное остекление здесь можно сравнить с отшлифованными гранями, которые и превращают минерал в драгоценный камень.
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Вписать все необходимые заказчику помещения в дом столь сложной конфигурации действительно оказалось делом непростым. Выйти из положения помог существующий на участке небольшой перепад рельефа: интегрировав «Кристалл» в ландшафт, архитектор делает в нем целых четыре уровня. Правда, это не традиционные этажи, нанизанные строго друг на друга, а хитроумная система двухсветных пространств, заглубленного цоколя и антресолей: фактически Тотан Кузембаев разводит разные функции по разным многогранникам «Кристалла»
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Так, войдя в дом, можно сразу попасть в гостиную, кухню-столовую или на одну из многочисленных террас, можно подняться на полэтажа и оказаться в спальне, а можно, наоборот, спуститься на полэтажа и увидеть все хозяйственно-бытовые помещения «Кристалла». С уровня спален, в свою очередь, можно подняться еще на полэтажа и оказаться в кабинете – он расположен в отдельном объеме на самом верхнем уровне. По замыслу автора, неординарное архитектурное решение дома будет повсеместно напоминать о себе и в его интерьерах. И речь не только о планах отдельно взятых комнат (хотя заказчику, безусловно, предстоит как-то обживать столь излюбленные острые углы) – стены общественных зон, например, предполагается отделать той же сталью, что и фасады, а там, где этот материал визуально и тактильно не очень уместен, будет господствовать дерево – точно такое же, каким изнутри подшиты ломаные скаты внешней оболочки дома.
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Как уже говорилось, одним из основных преимуществ «Кристалла» являются огромные окна-витражи, делающие все его помещения очень светлыми. Исключением не являются и комнаты хозбыта – они хоть и расположены в цоколе, представляющем собой монолитный короб, но везде, где это позволяет сделать рельеф, архитектор прорезает в нем окна. Важно и то, что эта относительно узкая лента проемов не только поможет обитателям дома существенно сэкономить на освещении нижнего уровня, но и играет важную роль в его архитектурном облике, визуально словно приподнимая «Кристалл» над землей, «отрывая» его от подмосковной почвы, не очень привычной к подобным пластическим экспериментам.
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
zooming
Дом «Кристалл» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева


Архитектор:
Тотан Кузембаев
Проект:
Дом "Кристалл"
Россия, Москва

2012

07 Октября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля, а также изначального «Шереметеьево-2», ныне терминала F, в Москве.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.