Этот дом Тотану Кузембаеву заказал человек, который уверен, что нет ничего скучнее принятой в наших широтах геометрии жилья. Прямоугольные и квадратные планы квартир и домов, по его мнению, навевают невероятную тоску, с которой он в рамках своего отдельно взятого жилища намерен самым решительным образом бороться. Именно поэтому главным условием, которое заказчик поставил перед архитектором, была экспрессивная геометрия, сулившая коттеджу максимум острых углов и ломаных граней. Тотан Кузембаев вспоминает, что сначала пытался образумить молодого человека: мол, такие дома и строить дороже, и обживать сложнее, а потом спохватился: это же ровно та возможность всласть поэкспериментировать, о которой мечтает каждый архитектор. И эксперимент начался.
Заказчик столько раз говорил о своей любви к треугольникам, что именно эту фигуру архитектор решил положить в основу плана. Точнее, два треугольника, которые врезаны друг в друга острыми углами, а затем еще немного смещены в разные стороны относительно центральной оси. Но и получившийся в результате этой комбинации многоугольник показался Кузембаеву недостаточно динамичным для данного дома, поэтому в его торцах (короткие стороны треугольников) архитектор делает дополнительные треугольные надрезы, словно расщепляя плоскость стены надвое, а в один из раскрытых «книжкой» боковых фасадов вгоняет дополнительный клин, благодаря чему план дома напоминает слегка двоящуюся букву Х. Кстати, собственно двоящаяся сторона – это главный фасад дома, обращенный на юго-запад: как поясняет сам архитектор, он затем и вставил туда лишний блок, чтобы на солнечную сторону «Кристалл» был обращен сразу несколькими помещениями.
Объем выращен под стать плану. Каждый «хвостик» загадочной буквы архитектор трактует как самостоятельный объем, образованный ломаными плоскостями, большинство из которых сходятся под острыми углами. Для их облицовки Кузембаев выбирает оцинкованную кровельную сталь, которая стирает границу между фасадами и кровлей, превращая дом в единую кристаллическую структуру. Часть окон интегрирована прямо в ее грани, но основную роль здесь играют панорамные витражи, завершающие ломаные формы-сколы и тем самым смягчающие их предельно динамичную, если не сказать, агрессивную внешность. Масштабное остекление здесь можно сравнить с отшлифованными гранями, которые и превращают минерал в драгоценный камень.
Вписать все необходимые заказчику помещения в дом столь сложной конфигурации действительно оказалось делом непростым. Выйти из положения помог существующий на участке небольшой перепад рельефа: интегрировав «Кристалл» в ландшафт, архитектор делает в нем целых четыре уровня. Правда, это не традиционные этажи, нанизанные строго друг на друга, а хитроумная система двухсветных пространств, заглубленного цоколя и антресолей: фактически Тотан Кузембаев разводит разные функции по разным многогранникам «Кристалла»
Так, войдя в дом, можно сразу попасть в гостиную, кухню-столовую или на одну из многочисленных террас, можно подняться на полэтажа и оказаться в спальне, а можно, наоборот, спуститься на полэтажа и увидеть все хозяйственно-бытовые помещения «Кристалла». С уровня спален, в свою очередь, можно подняться еще на полэтажа и оказаться в кабинете – он расположен в отдельном объеме на самом верхнем уровне. По замыслу автора, неординарное архитектурное решение дома будет повсеместно напоминать о себе и в его интерьерах. И речь не только о планах отдельно взятых комнат (хотя заказчику, безусловно, предстоит как-то обживать столь излюбленные острые углы) – стены общественных зон, например, предполагается отделать той же сталью, что и фасады, а там, где этот материал визуально и тактильно не очень уместен, будет господствовать дерево – точно такое же, каким изнутри подшиты ломаные скаты внешней оболочки дома.
Как уже говорилось, одним из основных преимуществ «Кристалла» являются огромные окна-витражи, делающие все его помещения очень светлыми. Исключением не являются и комнаты хозбыта – они хоть и расположены в цоколе, представляющем собой монолитный короб, но везде, где это позволяет сделать рельеф, архитектор прорезает в нем окна. Важно и то, что эта относительно узкая лента проемов не только поможет обитателям дома существенно сэкономить на освещении нижнего уровня, но и играет важную роль в его архитектурном облике, визуально словно приподнимая «Кристалл» над землей, «отрывая» его от подмосковной почвы, не очень привычной к подобным пластическим экспериментам.