English version

Древо дома

В архитектурной коллекции курорта «Пирогово» вновь пополнение: по проекту мастерской Тотана Кузембаева на берегу Клязьминского водохранилища построен дом «Веер».

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

07 Марта 2013
mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Проект:
Дом Веер
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Архитекторы: Олжас Кузембаев, Нина Алакаева. Конструктор: ООО «Эко-Про», ООО «Роскошные дома»

2007 — 2008 / 2009 — 2012

ООО «СТГ», Симонов Юрий Владимирович
Свое название этот дом получил по главному стеклянному фасаду, обращенному к водохранилищу, – ему архитекторы придали характерную плавно изогнутую форму, благодаря чему террасы и внутренние помещения получились максимально открытыми окружающему пейзажу. С обратной же стороны коттедж словно расщеплен надвое: авторы разорвали «фронт застройки» для того, чтобы сохранить несколько сосен, «заступивших» вглубь участка. Изрезанная причудливая форма плана и плавная линия главного фасада – пожалуй, единственная вольность этого проекта: в остальном графическое решение исключительно прямоугольно и прямолинейно, но от этого не менее выразительно. Горизонтальные линии (перекрытия, крыша, перила, раскладки витражей) уравновешены вертикалями (колонны, членения фасадов), а крупные объемы – мелкими. Но строго выверенная композиция не кажется статичной, ведь огромные витражи, оформленные искусными «рамами» из натурального дерева, отражают постоянно меняющиеся воду, лес и небо.
zooming
Фотографии Ильи Иванова

Имеющийся на участке перепад рельефа (он понижается к воде на три метра) архитекторы использовали для создания полуподвального этажа. Размещенные там бассейн, бар и бильярдная освещаются естественным светом. Если учесть, что берег водохранилища находится на юге, можно представить, то заказчику «Веера» остается только позавидовать: в ясную погоду солнечные лучи проникают в интерьер на всю глубину помещений. Кстати, именно ради естественного освещения архитекторы сделали поддерживающие террасу первого этажа колонны круглыми в сечении, ведь в отличие от квадратных или прямоугольных опор они меньше загораживают окна и тем самым улучшают инсоляцию. Кроме того, облицованные сланцем цилиндрические колонны напоминают стволы деревьев, и внедрение здания в сосновый бор становится еще более органичным.

Дом гармонично вписался в окружение благодаря не только своей геометрии, но и использованным материалам. Как и большинство построек мастерской Тотана Кузембаева, он сделан из дерева – только полуподвальный этаж, в котором находятся бассейн, сауна, бильярдная и технические помещения, выполнен в железобетоне. Всего в этом проекте использована древесина трех пород. Каркас здания, его несущие конструкции собраны из клееного соснового бруса. Обшивка фасадов, подшивной потолок бассейна, лестницы, настил и перила террас выполнены из лиственницы, которая благодаря своей смолистости хорошо выдерживает повышенную влажность. А в качестве напольного покрытия и материала для мебели наряду с сосной и лиственницей применяется почти черный дуб, мореный «под венге».
zooming

Планировка дома в целом традиционна: первый этаж дома занимают кабинет, хозяйственные помещения и общественная зона с выходом на обращенную к воде просторную террасу, на втором сосредоточены спальни хозяев. Общественная зона, объединяющая гостиную, холл, кухню и столовую, решается в натуральных, золотистых тонах сосны и лиственницы, которые привносят в интерьер атмосферу летнего отдыха, дачи. А вот кабинет, наоборот, оформлен с использованием уже упомянутого черного дуба. По словам Тотана Кузембаева это сделано для того, чтобы придать ему солидность и серьезность.

И если внешне этот дом выглядит лаконично и просто, то его внутреннее пространство оказывается невероятно эмоциональным и экспрессивным. Добиться такого впечатления архитекторам удалось, в первую очередь, за счет введения в интерьер нескольких крупных скульптурных элементов, выполняющих одновременно и функциональную, и декоративную роль. В первую очередь, это центральная лестница дома, окруженная деревянными книжными стеллажами. Фактически ступени, связывающие первый и второй этажи, помещены в решетчатый кокон из стоек и полок: как поясняет Тотан Кузембаев, прообразом этой композиции послужило дерево с густой кроной. Стеллажи становятся «гуще» по мере подъема – если внизу, в общественной зоне, решетка еще достаточно прозрачная, то наверху, где сосредоточены приватные помещения (три детские, хозяйская и гостевая спальни), сквозь нее ничего нельзя увидеть.

Еще одна скульптурная композиция – это камин, украшенный эффектным настенным рельефом из деревянных ребер. Как описывает эту малую архитектурную форму сам Тотан Кузембаев: «Камин накрыли складчатой юбкой». Удивительно мощный по своей архитектонике элемент, он вобрал в себя множество символов и ассоциаций, напоминая одновременно и рукотворные структуры (орган, остов корабля), и природные формы (можно сравнить и со скалой, и с водопадом).    
zooming

Впрочем, и на этом перечень авторских произведений, гармонично встроенных в структуру дома, не заканчивается. Например, для освещения гостиной архитекторы сочинили алюминиевую люстру-кольцо диаметром 3 метра. Она должна была разместиться на одном центральном стержне, производя эффект невесомого светящегося круга, но строители решили перестраховаться и закрепили это НЛО на дополнительные стальные тросы. Впрочем, от этого люстра не стала менее выразительной, придавая интерьерному решению «Веера» подчеркнутую современность.
zooming


Архитектор:
Тотан Кузембаев
Проект:
Дом Веер
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Архитекторы: Олжас Кузембаев, Нина Алакаева. Конструктор: ООО «Эко-Про», ООО «Роскошные дома»

2007 — 2008 / 2009 — 2012

ООО «СТГ», Симонов Юрий Владимирович

07 Марта 2013

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.