Бинокль архитектора

Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.

mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева http://www.totan.ru/
Проект:
Собственный дом Тотана Кузембаева в деревне Лиды
Россия, Лиды

Авторский коллектив:
Тотан Кузембаев (руководитель проекта), Александр Первенцев (ГАП), Сергей Шошин

2015 — 2015 / 2020
У знаменитого «деревянного» архитектора один собственный дом уже есть: в 2010 году Тотан Кузембаев построил для своей семьи жилище площадью 240 квадратных метров в деревне Новая Солнечногорского района. И в принципе острой жизненной необходимости в строительстве второго дома не было. Скорее, речь о стечении обстоятельств. Участок в деревне Лиды Каширского района Московской области был приобретен очень давно, причем, как водится, по знакомству и на выгодных условиях. Невысокая стоимость земли объяснялась в том числе и присущим именно этому участку непростому рельефу: он расположен на высоком берегу Оки и фактически представляет собой один сплошной склон. Перепад между юго-восточной границей участка, вдоль которой идет деревенская улица, и северо-западной, обращенной к реке, составляет более 6 метров.
Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
© Totan
Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Как вспоминает сам Тотан Кузембаев, участок пустовал более 15 лет. За это время все соседние домовладения успели отстроиться по полной и все активнее интересовались тем, что же будет (и будет ли) происходить за условным забором соседа. В какой-то момент этот интерес стал таким настойчивым, что архитектор понял: участок нужно или продавать, или застраивать. Сначала возникла идея построить «что-нибудь» и продать землю с готовым домом. Затем случился экономический кризис, и одна строительная организация предложила расплатиться с Кузембаевым стройматериалами. Архитектор выбрал брус – строго говоря, из чистого профессионального любопытства, поскольку никогда еще из него не строил. Потом все вокруг стали говорить ему о том, что дом непременно должен быть двухэтажным, поскольку только высота обеспечит ему максимально выигрышный вид на лес и разливающуюся за ним Оку. И тут же включилось профессиональное упрямство: Тотан Кузембаев к этому времени построил огромное количество двух- и трехэтажных частных домов и если и хотел делать что-то для себя, то точно в иной системе координат. Так сложились два ключевых исходных условия работы над этим проектом: волюнтаристски ограниченная до одного этажа высота объема и его материал – 20-сантиметровый брус.

Рассказ Архиблога о доме в Лидах можно посмотреть здесь

У Тотана Кузембаева двое детей и трое внуков, а также очень много по-настоящему хороших друзей, поэтому изначально было понятно, что дом, если и строить, то в расчете сразу на несколько поколений. А поскольку этажность архитектором уже была задана минимальная (в том числе и из соображений лучшей звукоизоляции), он довольно быстро пришел к идее двух независимых жилых объемов в составе одной структуры. Фактически это два дома-близнеца, два вытянутых параллелепипеда, расположенных под одной кровлей и получивших общую террасу. Между домами протянуты переходы, над двором – сетка-батут, один из любимых приемов Тотана, опробованный и в прежнем доме. Сетка большая и автор с гордостью рассказывает, что на ней умещаются все внуки разом.
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Планировка домов идентична: блок прихожей с санузлом и техническим помещением (в одном случае оно используется как сауна, в другом как зона расположения котельного оборудования), нанизанные друг за другом на ось коридора две спальни и 60-метровое пространство многофункциональной гостиной, из которой как раз и открывается вожделенный вид на Оку. Причем эти пространства также несколько разнятся от дома к дому: в первом случае это полноценная гостиная-столовая с мокрой зоной кухни, во втором – мастерская архитектора, где на месте кухонного оборудования разместился длинный стол с чертежами и деревянными заготовками.
Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Обращенные к реке торцы каждого из жилых объемов получили панорамные окна, тогда как вытянутые боковые фасады остеклены, наоборот, очень скромно: полноценных оконных проемов в них нет, вместо отдельных фрагментов бруса архитектор вставил такие же по форме и ширине стеклопакеты, которые не имеют рам и за счет этого воспринимаются как неотъемлемая часть цельнодеревянной стены. Кузембаев не скрывает, что, с одной стороны, он тем самым неплохо сэкономил, а с другой – обеспечил обеим половинам дома необходимую приватность, фактически защитив внутренние помещения от взглядов соседей.
  • zooming
    1 / 4
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    2 / 4
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    3 / 4
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    4 / 4
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Как уже говорилось, участок изначально имел довольно сильный перепад рельефа. И этим домовладение Кузембаева заметно отличается от всей остальной застройки деревни Лиды, поскольку все остальные ее обитатели свои участки выровняли – в том числе, видимо, во имя огородных перспектив. Тотана же, понятное дело, возможность организации грядок не интересовала совсем, поэтому он исходный рельеф сохранил, а местами даже усилил: в нижней части участка вырыл пруд, а извлеченный грунт использовал для организации холма, на котором теперь растут (пока еще маленькие) ели. Что же касается дома, то архитектору показалось недостаточным установить его на самой высокой точке участка, и Кузембаев приподнял обращенные к реке половины объемов на стальные опоры.
Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Сама двухчастная структура дома, в которой два параллельных друг другу обитаемых «бруска» соединены перпендикуляром террасы и общей кровлей, конечно, вызывает ассоциации с катамараном, но вот этот дополнительный подъем конструкции в целях улучшения видовых характеристик – заставляет подумать уже, скорее, о бинокле. Большой бинокль архитектора, который он отрегулировал раз и навсегда, зафиксировав с помощью бетонного ростверка с одной стороны (это решение позволило в каждой из половин организовать комфортные подвалы для хранения запасов) и тонких металлических опор с другой. Каждый из объемов поддержан тремя парами опор – тонкими металлическими колоннами квадратного сечения, – а широкая плоскость террасы покоится на металлических же двутаврах. И этим разнообразие недеревянных конструктивных элементов полностью исчерпывается: сам дом, как уже говорилось, сложен из доставшегося в наследство от строителей бруса 20-сантиметровой толщины.
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Любопытно, что брус не только ничем не утеплен, но даже не пропитан. Это было сознательное решение Тотана Кузембаева, который хотел посмотреть, как материал ведет себя во времени, насколько комфортно жить в доме из неотделанного бруса. Сегодня, спустя два с лишним года после постройки дома, архитектор удовлетворенно констатирует: жить комфортно. Летом, конечно, проще и приятнее, чем зимой, поскольку отапливать такой дом приходится довольно щедро, но зато в том случае, если вы решили зимой его вообще не эксплуатировать, тратить ресурсы на поддержание какой-то определенной температуры внутренних помещений необходимости нет.
  • zooming
    1 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Разрез 2-2
    © Totan
  • zooming
    2 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Фасад в осях 1-5
    © Totan
  • zooming
    3 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Фасад в осях 5-1
    © Totan
  • zooming
    4 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Разрез 1-1
    © Totan
  • zooming
    5 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. План на отметке 0.00
    © Totan
  • zooming
    6 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Схема расположения ростверка, металлических колон и балок
    © Totan
  • zooming
    7 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Фасад в осях А-Ж
    © Totan
  • zooming
    8 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды. Фасад в осях Ж-А
    © Totan
  • zooming
    9 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    © Totan
  • zooming
    10 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    © Totan
  • zooming
    11 / 11
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    © Totan

И на этом фоне куда более экспериментальным выглядит и воспринимается тот угол наклона, который Тотан выбрал для своего дома ради обеспечения видовых характеристик. Северо-западные части дома приподняты опорами на высоту 3.5 метров. Суммарно это дает уклон в 6 градусов. С одной стороны, идеально для односкатной кровли – на нее с комфортом можно выйти (и для любителей видовых характеристик во главе с самим автором это едва ли не главное пространство всего дома), но она уже далека от плоской поверхности и не задерживает снег. С другой стороны, все внутренние помещения организованы с поправкой на этот наклон, а точнее, подъем, поскольку дом-то взмывает от входа к панорамным окнам, и для того, чтобы пройти в гостиную, нужно преодолеть подъем – немалое количество ступеней в одной половине и один сплошной широкий пандус в другой. Наличие ступеней в одном из объемов позволило организовать в отдельных комнатах ровные полы, что проще с точки зрения размещения мебели, но очень сложно для визуального восприятия с непривычки, тогда как по второму дому проще перемещаться, но с поправкой на ощущение восхождения и спуска и неизбежность разновысоких ножек у предметов мебели, например, тех же кроватей. С непривычки в этом доме даже кружится голова, поскольку мозг упорно пытается «выровнять» боковые окна, а они, следуя логике кладки бруса, расположены по диагонали.
  • zooming
    1 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    2 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    3 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    4 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    5 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    6 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan
  • zooming
    7 / 7
    Тотан Кузембаев. Собственный дом в деревне Лиды
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Totan

Словом, ощутив на себе эту «антигравитацию» экспериментального дома Тотана Кузембаева, я в чем-то даже понимаю членов жюри премии АРХИWOOD, которые наградили этот проект, оговорившись, что считают его «наглой выходкой». Эксперты, впрочем, сочли выходку наглой скорее по отношению к окружающей среде, и конкретно с этой оценкой я уже согласиться не могу. Для того, чтобы быть уместным, объему совершенно необязательно развиваться вдоль склона. Можно и вопреки – особенно если это оправдано теми же видовыми характеристиками и жаждой архитектурного эксперимента.

***


И еще немного рассуждений, от редактора:

Тотан Кузембаев, как известно, увлеченный сторонник авангардного эксперимента – иногда это убеждение он передает напрямую, тогда, к примеру, о супрематизме может напомнить форма, как в пироговском Доме-телескопе, или цвет, как в красных гостевых домиках там же. Да и многое другое: консоли, деревянные «ежики» – выдает в архитекторе заядлого экспериментатора, который ну, практически, ничего не боится. Именно отсюда происходит определение дома как наглой выходки, поскольку он, безусловно, эпатажен в своем зависании над склоном. Но у Тотана есть и другая ипостась: если так можно выразиться, «почвенника», – в основном она проявляется в его «номадических» композициях и инсталляциях из юрт. Один из недавних примеров скрещения того и другого – башня на Арх Москве 2019 года, где зиккурат наподобие татлиновского вмещал в себя ту самую юрту. В доме в Лидах нечто подобное тоже наблюдается: панорамные окна, тонкие опоры над склоном, косые полы, эксплуатируемая кровля – части авангардно-экспериментального подхода, смелого и современного. А узкие окошки по бокам напоминают волоковые окна русских изб, как и непропитанные дерево (пусть и брус). А в движении «заваливания назад» можно, наверное, увидеть образ деревенских (а иногда и городских) деревянных домов, падающих в свою середину в процессе разрушения – такое сейчас можно увидеть много где. Так что, наверное, эксперимент Тотана средствами авангардной архитектуры напоминает о погибающей, но все еще дорогой нам древности. ЮТ
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева http://www.totan.ru/
Проект:
Собственный дом Тотана Кузембаева в деревне Лиды
Россия, Лиды

Авторский коллектив:
Тотан Кузембаев (руководитель проекта), Александр Первенцев (ГАП), Сергей Шошин

2015 — 2015 / 2020

21 Января 2021

Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Спасительное гнездо
Словацкое бюро Archekta за один день возвело на территории госпиталя AZ Zeno в Бельгии центр помощи онкобольным. Архитекторам удалось реализовать нейробиологический подход к формированию среды.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.