Пазл-паспарту

Для туристической базы отдыха «Лазурный берег», что в Истринском районе Подмосковья, Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева спроектировала гостевой коттедж, фасады которого решены как многоцветные деревянные пазлы.

Автор текста:
Татьяна Шовская

21 Декабря 2012
mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Дом "Пазл"
Россия, Московская область, Истринский район, туристическая база отдыха «Лазурный берег»

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Архитекторы: Александра Черткова Данир Сафиуллин, конструктор: Сергей Пенский

2009 – 2010

Заказчик: ООО «Лазурный берег». Подрядные организации: ООО «Индивидуальный дом». Поставщики (субподрядчики) ключевых для проекта материалов, технологий, конструкций: ЗАО «Тамак», ООО «Ключ». Фотограф: Компания «Индивидуальный дом»

Изначально мастерской был заказан проект всей базы отдыха, и команда Тотана Кузембаева разработала и генеральный план «Лазурного берега», и эскизные проекты общественных сооружений, и предложения по благоустройству причала и набережной с плавающим бассейном. В рамках этой масштабной работы гостевые домики, предназначенные для отдыхающих, были едва ли не самым малозаметным этапом. Архитекторы успели придумать для будущей базы даже такие необычные объемы, как летний подвесной чайный домик и каплеобразная в плане терраса-танцпол, когда вдруг выяснилось, что заказчик намерен ограничиться строительством только коттеджей. Так изначально второстепенный объект стал главным и единственным, попутно выявив, насколько тщательно и нестандартно подходит мастерская Тотана Кузембаева к проектированию каждого объема.


Требования, которые изначально предъявлялись к гостевому домику, просты и более чем предсказуемы – при максимальной экономичности сооружения он должен был обладать незаурядной, запоминающейся внешностью и удобной планировкой, в общем, стать тем местом, где приятно отдыхать и куда хочется вернуться. При этом заказчик планировал использовать проект многократно, постепенно увеличивая количество домиков, поэтому Кузембаеву предстояло предложить некое универсальное архитектурное решение, которые бы только выиграло от возможного тиражирования. Сама эта задача по созданию некоего временного абстрактного жилья и подсказала архитектору образную идею для проекта: если один домик здесь – это часть целого, а целое при этом может складываться годами, то наиболее уместным Кузембаеву показалось сравнить гестхауз с элементом пазла. Эта метафора нашла отражение и в названии дома и в декоративном оформлении его глухой стены.

План дома вырос из его назначения: предельно лапидарная часть с приватными и техническими помещениями  (спальни, санузлы, лестниц.ы и т.п.) дополняется свободно нарисованными зонами отдыха – как внутренними, так и расположенными на открытом воздухе. Эти зоны носят довольно разнообразный характер: помимо привычного пространства гостиной, объединенной с кухней и столовой, здесь есть открытые и закрытые террасы, протяженные галереи с пандусами, озелененные кровли, место для барбекю и даже ванная под открытым небом. Система этих пространств воплощает еще один важный для Кузембаева художественный замысел, который он сам называет «паспарту для леса». Иными словами, этот дом задуман как средство созерцания окружающего его векового леса. Вот почему во всех изолированных комнатах спроектированы огромные, лишенные переплетов оконные проемы, две противоположные стены гостиной в плане слегка расходятся, задавая направление для любования окружающим пейзажем, а открытые пространства дома так многочисленны – по мнению архитектора, если человек выехал на природу, не стоит отгораживаться от нее стенами.


Помещения скомпонованы таким образом, что постепенно «выводят» обитателя из внутреннего пространство во внешнее, через крытую террасу на открытую, из галереи на пологий пандус. Эту же идею помогают реализовать и приемы, которые фактически размывают границу между домом и лесом: фасад здания заходит в его интерьер, ограждения террас прозрачные, часть стен гостевой зоны решены как вертикальные жалюзи. Кроме того, в соответствии с изначальным проектом, сквозь крышу дома будут «прорастать» зеленые растения: пока озеленение кровли не реализовано, но благодаря современным изоляционным материалам это не представляет никакой трудности.

Интерьеры дома, подтверждая идею о паспарту, отличаются предельной лаконичностью и ясностью. Главным их украшением служат массивные клееные балки, составляющие часть конструктивной схемы каркасного по своей структуре дома. Их ритм немного более частый, чем это необходимо для выполнения несущей функции, что сделано в декоративных целях – во внутренних пространствах возникает ощущение динамичности.


В решении дома есть и еще один прием, который решает одновременно и утилитарную и эстетическую задачи. Это дублирующие друг друга лестницы на второй этаж. Одна расположена во внутреннем пространстве около спален; другая на галерее, огражденной жалюзийной стеной и вторящей своими вертикалями ритму балок. Вдоль этой стены лестница ведет на открытую террасу второго этажа. Такой прием позволяет владельцам сдавать коттедж как целиком, так и поэтажно. Визуально лестницы связаны, и вместе с полупрозрачной стеной и проходом вдоль галереи они создают многослойное пространство, чуть запутанное и невероятно привлекательное. 

Кстати, «Дом-пазл» существует и в одноэтажном варианте. В этом случае наружная лестница ведет на эксплуатируемую кровлю, а внутренняя исчезает, что делает пространство проще, но увеличивает его. Как говорит сам Тотан Кузембаев: «Это город нуждается в красивых и представительных зданиях, а здесь, в лесу и на воде может существовать только очень простая, лаконичная архитектура».



Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Дом "Пазл"
Россия, Московская область, Истринский район, туристическая база отдыха «Лазурный берег»

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Архитекторы: Александра Черткова Данир Сафиуллин, конструктор: Сергей Пенский

2009 – 2010

Заказчик: ООО «Лазурный берег». Подрядные организации: ООО «Индивидуальный дом». Поставщики (субподрядчики) ключевых для проекта материалов, технологий, конструкций: ЗАО «Тамак», ООО «Ключ». Фотограф: Компания «Индивидуальный дом»

21 Декабря 2012

Автор текста:

Татьяна Шовская
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.