Соты с видом на Клязьму

На Клязьминском водохранилище архитектор Тотан Кузембаев построит еще один дом – на этот раз в виде прямоугольного портала, в который вписаны жилые соты из стекла и дерева.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

14 Октября 2013
mainImg

Архитектор:

Тотан Кузембаев

Мастерская:

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Проект:

Дом-соты
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Тотан Кузембаев, Антон Савельев, Александр Первенцев

2013

Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Участок, на котором будет построен этот дом, довольно велик, но обладает целым букетом обременений, поэтому, приступая к работе над проектом, архитекторы с самого начала были очень ограничены. В частности, пятно застройки, несмотря на кажущийся простор, было более чем скромным: проходящие по участку водоохранная зона и коммуникации сделали возможным какое-либо строительство лишь на узком прямоугольнике земли. А поскольку заказчик просил построить для него дом площадью более 1500 квадратных метров, конфигурация объема, можно сказать, была заранее предрешена.

Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник, практически полностью занимающий разрешенное пятно застройки. Как вспоминает сам архитектор, оставь он на этом месте параллелепипед заданных габаритов, это без проблем дало бы заказчику желаемое количество квадратных метров. Но параллелепипед и архитектурный заповедник Пирогово? Или, возьмем шире, параллелепипед и Кузембаев? Подобный союз вряд ли можно представить – для того и заказывают этому архитектору дома, чтобы получить объект гармоничной, но далекой от тривиальности формы и пластики.

Помимо довольно большой площади, у заказчика было и несколько других требований к будущему дому. В частности, необходимо было максимально развести «взрослую» и «детскую» зоны и сделать весь дом очень светлым. Это заставило архитекторов сделать одним из основных фасадных материалов стекло, а изначальную форму параллелепипеда использовать для создания двух независимых блоков, увязанных в единую систему. Фактически Кузембаев оставляет от параллелепипеда внешнюю оболочку, в которую затем вживляет множество отдельных объемов. Визуально их самостоятельность подчеркнута с помощью развитых консолей – «кубики» отдельных помещений, по три в каждом крыле, сложены с ощутимым сдвигом, – а пространство между блоками выполнено полностью из стекла. От внешней «рамы» они визуально также отделены – вдоль внутренних боковых стенок параллелепипеда архитектор пускает открытые лестницы, одна из которых связывает напрямую гараж и второй этаж дома, а вторая ведет, наоборот, в цоколь.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

От ощущения массивности всей конструкции помогает избавиться и ров, окружающий дом, через который архитектор перебрасывает несколько мостиков разной ширины. Есть у рва и вполне утилитарная роль – он делает доступным с улицы все помещения цокольного этажа, что позволит обслуживающему персоналу попадать в них без захода в дом. От скапливания в нем воды должна помочь разуклонка, а от осадков идущих по нему людей защитит сама кровля дома – верхняя перекладина «рамы» хоть и расположена высоко, но за счет своих габаритов будет служить надежным навесом.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Что касается функциональной схемы дома, то архитектор полностью выполняет пожелание заказчика дать разным поколениям одной семьи максимальную независимость. В левом корпусе на первом этаже расположены двухсветная гостиная и кухня-столовая, на втором – спальня хозяев с гардеробами и ванной комнатой, в правом – гараж на 2 автомобиля и технические помещения, а над ними – комнаты для детей. Объединяющий их стеклянный объем также имеет два этажа плюс цоколь: в цокольном этаже располагается бассейн, на первом этаже – входная зона с атриумом, коридор и гардеробные, на втором – гостевые спальни и кабинеты хозяев.

Изначально Кузембаев планировал сделать во всех спальнях панорамное остекление, вставив витраж в каждый из «кубиков», но относительная близость к дороге, к которой дом к тому же обращен анфас, заставили архитектора найти более изощренное решение облицовки главного фасада. Витражи в итоге состоят из чередующихся в шахматном порядке стеклянных и деревянных квадратиков, подхватывая и развивая на микроуровне тему таких же квадратных консолей. А в центральной части, которая полностью остеклена, роль «черных клеточек» выполняют матовые стекла, которые создают, с одной стороны, максимально светлое пространство внутри дома, а с другой, надежно защищают его от взглядов посторонних.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

С обратной стороны дома, обращенной к водохранилищу, ситуация совсем иная – здесь прозрачные плоскости однозначно доминируют. Заключенные в элегантные деревянные рамы, они отражают окружающий пейзаж, делая дом похожим на галерею постоянно меняющихся картин живой природы. Причем за счет перепада рельефа архитектору с этой стороны удалось полностью открыть цокольный этаж – летом расположенный здесь бассейн превращается в уличный. Укорененный в ландшафте, дом продолжен целой серией открытых террас, ступенями спускающихся к воде, и соединяющих их лестниц без каких-либо ограждений и перил.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Надо сказать, что ограждения – тема, этому дому вообще не очень знакомая. Конечно, на балконах второго этажа, на крыльце и надо рвом есть защитные конструкции, но все они выполнены из закаленного стекла, которое архитектор даже ничем не обрамляет. Таким же точно прозрачным кожухом накрыт и павильон для автомобилей – стеклянные поверхности едва различимы на фоне его деревянных решетчатых стен. Вводя в проект такое количество стекла, а также заменяя там, где это возможно, глухие деревянные поверхности на обрешетку, Тотан Кузембаев добивается не только невероятной визуальной легкости этого немаленького дома, но и единства сложносочиненной композиции. Неслучайно сам архитектор называет этот проект «Дом-соты» – собранный из отдельных ячеек, он выглядит цельно и гармонично. 
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева


0

Архитектор:

Тотан Кузембаев

Мастерская:

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Проект:

Дом-соты
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Тотан Кузембаев, Антон Савельев, Александр Первенцев

2013

14 Октября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.