English version

Соты с видом на Клязьму

На Клязьминском водохранилище архитектор Тотан Кузембаев построит еще один дом – на этот раз в виде прямоугольного портала, в который вписаны жилые соты из стекла и дерева.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

14 Октября 2013
mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Дом-соты
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Тотан Кузембаев, Антон Савельев, Александр Первенцев

2013

Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Участок, на котором будет построен этот дом, довольно велик, но обладает целым букетом обременений, поэтому, приступая к работе над проектом, архитекторы с самого начала были очень ограничены. В частности, пятно застройки, несмотря на кажущийся простор, было более чем скромным: проходящие по участку водоохранная зона и коммуникации сделали возможным какое-либо строительство лишь на узком прямоугольнике земли. А поскольку заказчик просил построить для него дом площадью более 1500 квадратных метров, конфигурация объема, можно сказать, была заранее предрешена.

Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник, практически полностью занимающий разрешенное пятно застройки. Как вспоминает сам архитектор, оставь он на этом месте параллелепипед заданных габаритов, это без проблем дало бы заказчику желаемое количество квадратных метров. Но параллелепипед и архитектурный заповедник Пирогово? Или, возьмем шире, параллелепипед и Кузембаев? Подобный союз вряд ли можно представить – для того и заказывают этому архитектору дома, чтобы получить объект гармоничной, но далекой от тривиальности формы и пластики.

Помимо довольно большой площади, у заказчика было и несколько других требований к будущему дому. В частности, необходимо было максимально развести «взрослую» и «детскую» зоны и сделать весь дом очень светлым. Это заставило архитекторов сделать одним из основных фасадных материалов стекло, а изначальную форму параллелепипеда использовать для создания двух независимых блоков, увязанных в единую систему. Фактически Кузембаев оставляет от параллелепипеда внешнюю оболочку, в которую затем вживляет множество отдельных объемов. Визуально их самостоятельность подчеркнута с помощью развитых консолей – «кубики» отдельных помещений, по три в каждом крыле, сложены с ощутимым сдвигом, – а пространство между блоками выполнено полностью из стекла. От внешней «рамы» они визуально также отделены – вдоль внутренних боковых стенок параллелепипеда архитектор пускает открытые лестницы, одна из которых связывает напрямую гараж и второй этаж дома, а вторая ведет, наоборот, в цоколь.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

От ощущения массивности всей конструкции помогает избавиться и ров, окружающий дом, через который архитектор перебрасывает несколько мостиков разной ширины. Есть у рва и вполне утилитарная роль – он делает доступным с улицы все помещения цокольного этажа, что позволит обслуживающему персоналу попадать в них без захода в дом. От скапливания в нем воды должна помочь разуклонка, а от осадков идущих по нему людей защитит сама кровля дома – верхняя перекладина «рамы» хоть и расположена высоко, но за счет своих габаритов будет служить надежным навесом.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Что касается функциональной схемы дома, то архитектор полностью выполняет пожелание заказчика дать разным поколениям одной семьи максимальную независимость. В левом корпусе на первом этаже расположены двухсветная гостиная и кухня-столовая, на втором – спальня хозяев с гардеробами и ванной комнатой, в правом – гараж на 2 автомобиля и технические помещения, а над ними – комнаты для детей. Объединяющий их стеклянный объем также имеет два этажа плюс цоколь: в цокольном этаже располагается бассейн, на первом этаже – входная зона с атриумом, коридор и гардеробные, на втором – гостевые спальни и кабинеты хозяев.

Изначально Кузембаев планировал сделать во всех спальнях панорамное остекление, вставив витраж в каждый из «кубиков», но относительная близость к дороге, к которой дом к тому же обращен анфас, заставили архитектора найти более изощренное решение облицовки главного фасада. Витражи в итоге состоят из чередующихся в шахматном порядке стеклянных и деревянных квадратиков, подхватывая и развивая на микроуровне тему таких же квадратных консолей. А в центральной части, которая полностью остеклена, роль «черных клеточек» выполняют матовые стекла, которые создают, с одной стороны, максимально светлое пространство внутри дома, а с другой, надежно защищают его от взглядов посторонних.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

С обратной стороны дома, обращенной к водохранилищу, ситуация совсем иная – здесь прозрачные плоскости однозначно доминируют. Заключенные в элегантные деревянные рамы, они отражают окружающий пейзаж, делая дом похожим на галерею постоянно меняющихся картин живой природы. Причем за счет перепада рельефа архитектору с этой стороны удалось полностью открыть цокольный этаж – летом расположенный здесь бассейн превращается в уличный. Укорененный в ландшафте, дом продолжен целой серией открытых террас, ступенями спускающихся к воде, и соединяющих их лестниц без каких-либо ограждений и перил.
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Надо сказать, что ограждения – тема, этому дому вообще не очень знакомая. Конечно, на балконах второго этажа, на крыльце и надо рвом есть защитные конструкции, но все они выполнены из закаленного стекла, которое архитектор даже ничем не обрамляет. Таким же точно прозрачным кожухом накрыт и павильон для автомобилей – стеклянные поверхности едва различимы на фоне его деревянных решетчатых стен. Вводя в проект такое количество стекла, а также заменяя там, где это возможно, глухие деревянные поверхности на обрешетку, Тотан Кузембаев добивается не только невероятной визуальной легкости этого немаленького дома, но и единства сложносочиненной композиции. Неслучайно сам архитектор называет этот проект «Дом-соты» – собранный из отдельных ячеек, он выглядит цельно и гармонично. 
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Дом-соты © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева


Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Дом-соты
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Тотан Кузембаев, Антон Савельев, Александр Первенцев

2013

14 Октября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.