English version

Деревянные космы

Конкурсный проект апарт-отеля на берегу Адриатического моря, придуманный Тотаном Кузембаевым, удостоен специальной премии жюри.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

17 Апреля 2013
mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Апарт-отель "Сад". Конкурсный проект
Черногория

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Главный инженер проекта: Константин Мошкович. Архитекторы: Антон Савельев, Олжас Кузембаев

2012
Девятиэтажный апарт-отель на 50 номеров планируется построить в центральной части одного из самых туристических городов Черногории – Будве. Место под строительство выделено на улице Медитеранска, недалеко от старого города и порта, так что проведение международного конкурса более чем логично – ответственное расположение, соседство с памятниками архитектуры, да и просто необходимость конкурировать с уже существующими отелями, которых здесь видимо-невидимо. Конкурс был закрытым, и мастерская Тотана Кузембаева стала единственной российской командой, получившей приглашение участвовать в нем.

Как рассказывает сам архитектор, конкурсное задание отличалось предельной краткостью: от участников требовалось дать предложения по выразительному и в то же время не кричащему зданию, которое сможет достойно вписаться в сложившуюся среду приморского города. Высота будущего отеля была ограничена 9 этажами, из которых два следовало наделить коммерческими функциями. То, что здание в плане должно быть прямоугольным, архитекторам тоже было понятно с самого начала – вставая в самом начале улицы Медитеранска, оно фактически возглавит целую шеренгу типовых «кубиков», три жилых этажа которых консолью нависают над магазинами и кафе. Собственно, эти «кубики» не только задали ширину обращенного к морю фасада нового отеля, но и стали отправной точкой в создании его архитектурного образа.
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Свою задачу здесь Тотан Кузембаев определил как поиск разумного компромисса между созданием самодостаточной архитектурной темы и данью уважения к ближайшему окружению. Беря за основу очень простой и лаконичный объем, он стремился «прорастить» его таким образом, чтобы изначальная геометрия угадывалась и на уровне пешехода создавала внятно считываемое ощущение преемственности. Поэтому первые два этажа здания, на которых разместились магазины, отделаны подчеркнуто лаконично, а к своим ближайшим соседям обращены консолью. Иными словами, жилье и здесь нависает над общественными функциями, хотя в силу более высокого «роста» здания эта консоль не так артикулирована – скорее, архитектор лишь обозначает ее. Обыграна она и с помощью материалов: если жилые этажи и фасад, обращенный к старому городу, Тотан Кузембаев одевает в свое любимое дерево, то к «кубикам» он обращает полностью остекленный параллелепипед, словно вставленный под Р-образное здание в последний момент и своими гранями подхватывающий предельный лаконизм соседних сооружений.
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

И хотя проект от Тотана Кузембаева почти автоматически предполагает использование большого количества дерева, архитектор в данном случае предпочитает обосновать свой выбор. Дело не (только) в том, что он любит этот материал и умеет виртуозно с ним работать – для Будвы дерево было выбрано, в первую очередь, ради создания в апарт-отеле комфортного микроклимата в жаркий летний период. Кроме того, вторжение в сложившуюся панораму улицы Медитеранска, где почти нет высотных акцентов, хотелось провести по возможности мягко – если не за счет силуэта, так хотя бы с помощью предельно дружелюбного материала. Хотя в одном из вариантов проекта к решению этой задачи подключается и силуэт: по периметру плоской кровли апарт-отеля авторы предлагали высадить деревья.
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Приморская архитектура, обреченная на вечные поиски компромисса между масштабным остеклением во имя красивых видов и защитой этого самого остекления от слишком жаркого солнца, вдохновила Тотана Кузембаева на смелый эксперимент. Выбирая между жалюзи и ставнями, архитектор решил попробовать скрестить эти элементы: в качестве верхнего защитного «кожуха» полностью остекленного фасада здесь выступает сложная система из множества подвижных деревянных лотков с грунтом и озеленением. Они имеют разную длину и нанизаны на несколько поворотных осей таким образом, чтобы каждое окно и каждая терраса приобрели собственные «ставни». Амплитуда открывания у них у всех своя, а управлять ею можно как с центрального пульта, так и из каждой квартиры. По замыслу авторов проекта, растения в лотках не только будут приятно дополнять вид на морскую гладь, но и поспособствуют сохранению прохлады, поглощению CO2 и сбору дождевой воды.
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Важнейшую роль этот гибрид жалюзи и ставень играет и в создании архитектурного образа здания. Когда они закрыты, отель выглядит достаточно лапидарно: единственным украшением фасадов становятся эти широкие деревянные стежки, между которыми угадывается зелень. Но стоит хотя бы в одной квартире открыть окна, и фасад мгновенно преображается, ощерившись деревянными иголками. Общее число возможных комбинаций открытых и закрытых «ламелей» даже трудно сосчитать, что придает этому изначально очень лаконичному объему живой и непредсказуемый характер. Собственно, по представленным мастерской визуализациям это отлично видно: то по плоскости фасада и ребру угла бежит волна, то он весь становится косматым, то выглядит издалека как затейливо сложенный муравейник.

Не самое дешевое в реализации решение фасадов не позволило мастерской Тотана Кузембаева выиграть международный конкурс, однако жюри практически единогласно отметило этот проект за оригинальность, признав, что предложенная российскими архитекторами конструкция позволяет создать запоминающийся современный образ здания, который к тому же идеально соответствует его назначению.
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Ситуационный план
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Апарт-отель «Сад». Конкурсный проект © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева


Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Апарт-отель "Сад". Конкурсный проект
Черногория

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Главный инженер проекта: Константин Мошкович. Архитекторы: Антон Савельев, Олжас Кузембаев

2012

17 Апреля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.