Русское: дачное и прочее

Представляем работы победителя и одиннадцати других участников конкурса «Русский характер». Победило бюро Megabudka, среди фаворитов жюри также проекты Тотана Кузембаева и студии MEL.

mainImg
Конкурс на разработку концепции русского культурно-просветительского центра в микрорайоне «Бутово-Парк» стартовал в феврале 2014 года. В конце марта стал известен состав шорт-листа состязания: в него попали 15 бюро из России, Словении, Финляндии, Испании и Швейцарии, но только 12 из них дошли до финиша.
Победители конкурса «Русский характер», архитекторы бюро Megabudka. Фотография предоставлена организаторами
Куратор конкурса «Русский характер» архитектор Илья Мукосей. Фотография предоставлена организаторами

На пресс-конференции 29 мая был объявлен победитель конкурса. Им стало бюро Megabudka, проект которого «Дача во дворе» жюри практически единодушно признало лучшим (шесть из восьми членов жюри отдали ему первое место). Представитель заказчика конкурса, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев на пресс-конференции сообщил, что компания планирует реализовать проект-победитель, оценив стоимость его воплощения в 180 млн. рублей. Он также сообщил, что две другие концепции, понравившиеся многим членам жюри, – проект мастерской Тотана Кузембаева и студии MEL, – будут «предложены для реализации в регионах России». Таким образом эти два проекта также вошли в число фаворитов жюри. 

Победителем народного голосования, проведенного в Интернете и на стенде в рамках выставки «АРХ Москва 2014», стал проект тандема-бюро ENOTA+Arhimetrics из Словении. Представляем работы победителя конкурса и других участников шорт-листа архитектурного соревнования. Организатор конкурса – ГК «Мортон», куратор – архитектор Илья Мукосей, координация – агентство «Правила Общения».

Победитель конкурса
Megabudka/ 
Дача во дворе
Бюро Megabudka – победитель конкурса «Русский характер». Дача во дворе. /Заказчик конкурса – ГК Мортон, орагнизатор – агентство «Правила Общения»/. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

По мнению авторов проекта, русский характер наиболее ярко выражен в таком сугубо национальном понятии, как дача (аналога этого слова нет в других языках, перевести его можно исключительно как «dacha»). При этом, ритм жизни мегаполиса и многочасовые пробки делают заветные поездки на дачу все менее доступными для жителей столицы. Поэтому логичным решением проблемы стало перенесение всех традиционных дачных объектов и функций на территорию культурного центра в один из районов Москвы.

Итак, «дачный участок», то есть, территория комплекса, состоит из нескольких зон и модульных объектов, каждому из которых присуща своя определенная функция. Как и любой другой загородный участок, комплекс окружен забором, на котором можно писать признания в любви или умные мысли. Надписи можно будет регулярно обновлять – раз в месяц забор будут полностью перекрашивать. Пройдя через регулярную аллею, посетитель попадает непосредственно на дачную территорию с яблоневым садом, «палисадником» (зоной с охраной, клумбами и лавочками) и «сараем» – блоком с ячейками для хранения и пунктами аренды велосипедов и роликов.

Все остальные дачные объекты, стоят друг к другу очень близко, а то и вовсе соединяются в одну постройку. Таким образом, комплекс представляет собой единое здание с выступающими объемами, в которых расположены различные «дачные» функциональные зоны. Так, в «главном доме» и «веранде» находятся большой и малый зрительные залы соответственно, а на «чердаке» имеется еще и камерный зал на 50 человек. Есть также «погреб» с магазинами и сувенирной лавкой, «летняя кухня» с буфетом и безалкогольным баром, «баня» – небольшой спортивный комплекс и СПА-центр, «пасека» – место для спокойных творческих занятий и «гараж» – зона «громких» мастерских с репетиционными залами и даже эстакадой для любителей повозиться со своим автомобилем.

Во дворе расположены «домик на дереве» с мини-гостиницей на 3 номера, парник, беседка, песочница и конечно же уличный туалет как обязательный атрибут любого участка.
Бюро Megabudka – победитель конкурса «Русский характер». Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Жюри о победившем проекте
Сергей Кузнецов назвал «приятным бонусом» возможность наращивания элементов и способность проекта бюро Megabudka к трансформации. Александр Скокан отметил гибкость структуры проекта. По мнению историка Феликса Разумовского, данное предложение – вообще единственное, отвечающее заявленной в конкурсе цели создать русский образ XXI века. Евгений Асс предложил изменить название «дача» на «русская деревня», также похвалив возможность разнообразных комбинаций и интерпретаций его составных элементов. Александр Асадов охарактеризовал проект как «живучий», «трогательный и человечный», увидев в нем "ощущение исторического слоя данного места, чувство, что на этой земле жило и работало много поколений, чего так не хватает новым микрорайонам". Впрочем Асадов рекомендовал уменьшить число элементов комплекса, одновременно увеличив их габариты. Барт Голдхоорн отнесся к проекту более критично, заметив, что в нем много заборов и обратив внимание заказчика на то, что его будет непросто содержать. 
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Бюро Megabudka – победитель конкурса «Русский характер». Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
***
 
Фаворит жюри
Мастерская Тотана Кузембаева
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Культурный Центр представляет собой четыре независимых строения: спортивный корпус, корпус с аудиториями для кружков, корпус с различными зрительными залами, и корпус с выставочными залами, медиатекой, буфетом. Все четыре объема объединены на уровне 2-ого этажа стеклянной галереей, образующей круглое пространство в центре. Кроме этого основного и главного общественного пространства, каждый корпус имеет еще отдельные открытые дворы.

В качестве образной составляющей проекта авторы использовали русский авангард 20-х годов, конструктивизм и супрематизм, чего нельзя не заметить глядя на функциональную схему плана комплекса. Другой характерной чертой стало использование идеи «народных промыслов» и «народного творчества», выраженной в проекте следующим образом: каждый житель микрорайона, в котором будет расположен Центр, может принести остатки строительных и отделочных материалов после ремонта своих квартир для отделки фасадов ЦРК и даже принять непосредственно участие в отделке. По словам авторов проекта, должно получиться «пестрое лоскутное одеяло ассоциаций и образов, связанных с русским искусством и архитектурой».
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***
 
Фаворит жюри
MEL
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Комплекс Культурного Центра состоит из нескольких объемов, расположенных на ограниченной территории. То есть композиция участка следует принципу, лежащему в основе структуры русский поселений, монастырей и кремлей. Уличное пространство Центра должно стать основным местом притяжения жителей микро-района. Смысловым центром проекта является площадь-«двор», расположенная ниже уровня земли.

По задумке авторов, Культурный Центр должен стать максимально нейтральным по отношению к окружающей среде и служить лишь фоном для расположенных в нем экспонатов и проводимых мероприятий. Поэтому в проекте осознанно не использовались буквальные ссылки на элементы культурного слоя: орнаменты, декор, шрифты. Фасады облицованы панелями из светлого бетона, которые напоминают серые деревянные поверхности русского севера. Форма фасадов и скатных крыш отсылает к архетипам и форме традиционного русского жилища.

Еще одной отличительной особенностью проекта является максимальная гибкость и мобильность функциональных зон и отдельновзятых помещений Центра. Эти помещения могут быть связаны друг с другом, а также объединены в случае необходимости в единое пространство.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Победитель народного голосования
Enota+Archimetrics

Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Глобализация делает вопрос идентификации русского характера в архитектуре сегодня очень и очень сложной задачей. Авторы рассмотрели 5 факторов, которые, по их мнению, влияют на современную русскую архитектуру: образ жизни, климат, природный ландшафт, социальное взаимодействие и архитектурная культура.

Более 70% населения страны живет в городах в многоэтажных домах, сохраняя при этом сильную ментальную связь с сельской местностью. Поездки загород в выходные сопряжены с рядом проблем, в том числе и временем, потраченном в пробках, на пути к своему дачному домику. Поэтому было решено разработать общественные пространства внутри центра, которые брали бы лучшее от городского и сельского миров: просторные помещения, залитые солнечным светом в постоянном контакте с природой, позволяющие при этом вести активную социальную и культурную жизнь. Главным общественным пространством стал открытый амфитеатр, который продолжается внутри помещений. Природный ландшафт, характерный для нашей местности, проявляется в тонких нерегулярных столбах вдоль фасада, напоминающий березовых лес, и озелененной крыше здания.

Архитектурная культура выражена в проекте с одной стороны, связью с конструктивистским прошлым (простой прямоугольный объем здания), с другой стороны – параметрическим будущим, главным выражением которого стал опять таки амфитеатр природной формы.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Другие проекты участников шорт-листа
Поле-дизайн
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Культурный центр представляет собой два протяженных (более 70 метров) объема. Главный включает в себя все основные помещения центра: музей, концертный зал, классы для занятий, спортивный и тренажерный залы. Второй объем авторы называют «коммуникационно-технологическим» – здесь расположены лестницы, лифты, антресоли и пандус. Между двух частей здания находится «внутренняя улица» – пространство, перекрытое стеклянной кровлей, которое служит транзитом и соединяет две входные зоны Центра.

За «русское» в образе Культурного центра отвечает луковично-шлемовидный главный фасад основного объема, который с обратной стороны здания вдруг становится геометрично-ступенчатым. Такое «превращение» обеспечивают арки переменной конфигурации, которые затем накрываются металлической оболочкой. Еще один элемент русской культуры, призванный дополнить образ Центра – кириллические буквы, сформированные в орнамент, который покрывает фасад коммуникационного блока и проникает в интерьер здания.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Мастерская-ТАФ
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Авторы этого проекта сделали ставку на простоту и ясность, как на характерные черты русской ментальности. Структура сооружения в действительности довольно ясная, хотя, и планировка, и объем здания, на первый взгляд, совсем не выглядят «простыми». Основную часть Центра составляет двускатный ангар, скрывающий большой коммуникационный холл, универсальные и тренажерный зал, выставочные пространства. На этот основной объем насажены цветные пристройки, в которых располагаются три зрительных и спортивный залы. Такой хаотичный характер компоновки, по мнению авторов, придает сооружению «доступно­привлекательный демократичный вид».

В Культурном Центре предлагается использовать разнообразные материалы, максимально при этом подчеркивая их природную фактуру и цвет. Лейтмотив всего проекта – простота – находит свое отражение и в решении благоустройства территории Центра: здесь нет традиционных малых архитектурных форм или чрезмерного озеленения, зато есть деревянное и каменное покрытие для занятий спортом и другими видами активной деятельности.

Получился экономичный и несложный в реализации проект, который не исключает при этом применения самых современных технологий.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

OFIS
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Авторы проекта вдохновились проектами Константина Мельникова и узорами для текстиля 20-х годов, авторства Поповой и Степановой, и разработали геометрический орнамент, который лег в основу планировочного, объемного и композиционного решения комплекса Культурного Центра.

Основной объем Центра составляют две постройки, соединенные своеобразным перешейком. Структура на основе шестиугольников позволяет создавать внутри как просторные большие по площади пространства, так и маленькие кружковые помещения. Кроме того, такая структура помогает добиться большей функциональной гибкости.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

АБ-Студия
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Что хотят видеть из своих окон жители домов, расположенных около будущего Культурного Центра? Такой вопрос задали себе авторы проекта перед началом работы и, когда попытались ответить на него, поняли, что…ничего. Но лучше, все же,  – ландшафтную среду: сосновый бор, дубовую рощу или газон с кустарниками, на худой конец. Отсюда и родилась идея заглубить Центр под землю, но не полностью, что повлечет за собой значительное удорожание строительства, а лишь частично.

В итоге, получился Центр, который представляет собой холм, перерезанный лощиной и окруженный со всех сторон сосновым бором. Лощина – основное общественное пространство и своеобразная ось композиции, отсюда же осуществляются и входы в подземную часть здания. Холм венчает золотистый полупрозрачный купол из стеклянного лемеха. Под куполом расположен вестибюль второго этажа, из которого по лестнице или на лифте можно спуститься вниз.

Основной объем здания, расположенный под холмом (заглублен на 2 метра от уровня земли) разделен на три функциональные зоны: северную – спортивную; южную – культурный центр и конференц-холл и центральное подкупольное пространство, открытое круглосуточно.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Kubota&Bachmann
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.

По версии Kubota&Bachmann Культурный Центр должен выглядеть как простой прямоугольный объем, который не конкурирует в размерах или сложности композиции с соседней жилой застройкой. Такая форма не только обеспечит высокие экологические характеристики и снизит потребление электроэнергии, но и поможет снизить расходы при строительстве.

Треугольники, образующие фасад здания, – это переработанные на современный лад традиционные элементы русской культуры и архитектуры, «подсмотренные» архитекторами в орнаментах, треугольных фронтонах, килевидных закомарах и даже женских кокошниках. Непрозрачные треугольники – это бетонные панели с треугольным же орнаментальным декором.

Территория вокруг здания представляет собой ортогональную сетку, в каждой ячейке которой будут различные типы растительности: газон, низкие травы, кустарники, сад и огород.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Мосин и партнеры
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Проект Культурного Центра сложен из трех основных элементов: оболочки, внутренних функциональных объемов и окружающего здание пака.

Вдохновением для оформления оболочки послужили белые крепостные стены и традиционное русское кружево, рисунок которого прямой цитатой перенесен на фасады Центра.

Внутренняя структура представляет собой четко разграниченные функциональные зоны, объединенные коммуникативной зоной. При этом, за счет компоновки независимых объемов, внутри общей оболочки, и отдельных для каждого функционального блока входов, создается возможность максимально независимой работы различных частей здания. Такая структура отражает и другие принципы архитектуры, отмеченные авторами как традиционно русские: внутренняя сложность при внешней простоте; наличие торговой или соборной площади, как места общения; планировочная структура монастыря или усадьбы – внутри четких границ формируются насыщенные функциями объемы.

В проекте существенную роль в формировании образа Культурного Центра играет и окружающий его парк. По мнению авторов, хорошо благоустроенная зеленая зона будет круглогодично привлекать местных жителей.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Мастерская Алексея Козыря
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Что действительно отражает русский характер? Авторы проекта отвечают на этот вопрос словами Николая Бердяева: «У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть внутренняя неудовлетворенность тем, что есть». Поэтому композиционным и идеологическим центром Культурного Центра становится кристаллообразный купол, под которым расположился ботанический сад с экзотическими растениями и бабочками. Купол стоит на лаконичном стилобате, который прорезан широким пандусом, ведущем во внутренний двор в цокольном этаже Центра. Стилобат таким образом напоминает в плане букву П.

Вдоль западного и восточного фасада предусмотрены березовые аллеи, в которых размещены скульптуры «Дерево». Перед главным фасадом и во внутреннем дворе авторы предлагают разместить фонтаны. На крыше здания расположатся солнечные батареи, дающие энергию для ботанического сада.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***


ALA Architects
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Вдохновением для авторов этой работы послужили, во-первых, фильмы Андрея Тарковского: в проекте словно создаются две реальности: внешняя стороння жизнь и жизнь внутри и около Культурного Центра; а, во-вторых, традиционно сильная (гениальная) шахматная школа в России. Русский характер в понимании авторов – интеллигентный, загадочный, мрачный и меланхоличный.

Территория решена в соответствии с общей стилистикой Культурного центра – чередование на участке темных и светлых прямоугольных пластин, которые переходят в террасы самого здания. В плане Центр представляет из себя квадрат, внутри которого свободно расположены спортивный зал, большой концертный зал и несколько аудиторий поменьше. Все остальное пространство разделено на функциональные зоны весьма условно и может использоваться в соответствии с текущими потребностями.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***
 
Работы конкурсантов оценивали:
  • Александр Асадов, член-корреспондент Международной академии архитектуры, Российской академии архитектуры и строительных наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, Архитектурная мастерская А.Асадова;
  • Евгений Асс, архитектор и художник, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ;
  • Анна Броновицкая, специалист по архитектуре и градостроительству советского периода, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ;
  • Барт Голдхоорн, куратор Архитектурного биеннале и выставки «АРХ Москва», голландский архитектор, архитектурный критик, основатель и издатель журналов «ПРОЕКТ Россия», «ПРОЕКТ Балтия» и «ПРОЕКТ international»;
  • Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы;
  • Феликс Разумовский, российский историк, писатель, телеведущий, член Международного союза журналистов, автор и ведущий цикла программ «Кто мы?» на телеканале «Культура»;         
  • Александр Ручьев, президент ГК «Мортон»;
  • Александр Скокан, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, директор архитектурного бюро «Остоженка».

30 Мая 2014

Пресса: Мегабудка с «русским характером»
Подведены итоги международного архитектурного конкурса «Русский характер» на разработку концепции Русского культурно-просветительского Центра для микрорайона «Бутово Парк». Победителем конкурса стало бюро «Мегабудка».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.