English version

Избушки на ножках

Полку гостевых домиков курорта «Пирогово» прибыло – в дополнение к знаменитым красным «корабликам» с круглыми козырьками Тотан Кузембаев спроектировал «скворечники».

Автор текста:
Алла Павликова

01 Ноября 2012
mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Дом "Скворечник"
Россия

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Архитектор: Данир Сафиуллин

2009 – 2010

Заказчик: курорт «Пирогово». Подрядные организации: ООО «ПКВ-строй», ООО «Хаус-Концепт» Содружество». Поставщики (субподрядчики) ключевых для проекта материалов, технологий, конструкций: ООО «ТДВ-трест», ООО «Зодчие». Фотограф: Илья Иванов
Всего на территории курорта было построено три дома с говорящим названием «Скворечник». Компактные и аккуратные, установленные на тонкие опоры и накрытые козырьком кровли, похожим на птичий клюв, эти объекты при первом знакомстве действительно вызывают ассоциации с домиками для птиц, поднятыми высоко над землей.
Фото Ильи Иванова

Тотан Кузембаев вспоминает, что изначально новые гостевые дома планировалось поставить в лесу, находившемся на момент проектирования в арендном пользовании заказчика. Соответственно и проект домиков разрабатывался с учетом их предполагаемого местоположения, – в частности, архитектор должен был «внедрить» новые объемы в заповедное зеленое окружение максимально тактично и незаметно. Отсюда, собственно, и «скворечники» – какие еще домики, если не птичьи, могут похвастаться такой «затерянностью» в природной среде. Архитектор придумал для них тонкие металлические «ноги»-сваи, высота которых составляет более двух метров, – по замыслу Тотана Кузембаева, этого было бы достаточно для того, чтобы полностью сохранить прогуливающемуся по лесу человеку не только беспрепятственный проход, но и обзор живописного ландшафта и линии горизонта. Фасады зданий со стороны леса планировалось окрасить в темно-коричневый, почти черный цвет – в тон стволам деревьев, такого же цвета были бы и сваи. «Вот так идешь себе лесной тропой в сгущающихся сумерках вечера, а впереди только огонек таинственный светится – совсем как в сказке. То ли домик лесной нимфы впереди, то ли избушка на курьих ножках», – с улыбкой поясняет свой замысел архитектор.

К сожалению или к счастью, но разрешение на возведение «скворечников» в лесу заказчик так и не получил, и дома пришлось перенести к самому берегу Клязьминского водохранилища. А поскольку в непосредственной близости отсюда расположены поля для игры в гольф, из замаскированных лесных домиков объемы превратились в жилые трибуны – из окон «скворечников» и особенно с их террас очень удобно наблюдать за игрой.

Их внешний облик при этом существенных изменений не претерпел: оказалось, что и вне леса «скворечники» смотрятся более чем привлекательно. Настолько, что уже составили серьезную конкуренцию красным гостевым домикам. Кстати, у новых гестхаусов со своими предшественниками много общего. Они тоже весьма компактные и тоже имеют всего один жилой этаж. И те, и другие поставлены на сваи, у обоих – плоская металлическая кровля и открытая терраса-балкон. Да и конструктивное решение у них схоже – дома сборно-разборные. Каркас состоит из цельных панелей ограждающих конструкций, изготовленных заранее в заводских условиях. И наружные стены, и внутренние перегородки, и пол с потолком там же, на заводе, оснащаются чистовой внутренней отделкой, что существенно сокращает сроки возведения зданий. Все составляющие этих домов – деревянные, что делает их удивительно теплыми даже в лютую стужу. И только несущий каркас дома выполнен из металлических труб прямоугольного сечения.
Дом «Скворечник» © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

При этом архитектуру зданий, конечно, сравнивать нельзя. Красные домики своим запоминающимся силуэтом обязаны круглому балкону и вторящему ему козырьку, тогда как «скворечники» подчеркнуто геометричны. В плане они представляют собой прямоугольник, а в профиль это квадратные скобы, где односкатная кровля переходит в фасад и затем в днище домика. Внешняя сторона скобы, то есть кровля и торцы домиков, а также их задние фасады отделаны доской лиственницы, окрашенной в темный цвет. С юга-востока, куда обращен главный фасад с террасой и крыльцом, оставлен натуральный цвет древесной доски, так что каждый дом словно приобретает лицевую и изнаночную стороны, контраст которых и создает интересный архитектурный образ. Определенное кокетство домам добавляют перфорация угловой части и вздернутый нос сильно выступающего за основной объем здания козырька кровли.

Что касается внутренней планировки, то тут у «скворечников» существенное преимущество перед своими ярко-красными конкурентами. Дело в том, что новые гестхаусы площадью 78 кв.м. рассчитаны преимущественно на семейные пары с детьми, и спальня в них отделена от гостиной. Также в каждом домике предусмотрены кухня, санузел, гардеробная и кладовая. Отдельно следует сказать о пространстве под домиками. Если в лесу его ни коим образом не предполагалось использовать, то на новом месте оно легко может превратиться в удобное место для парковки личного автотранспорта.

Интерьерные решения гостевых домов отличаются почти домашним уютом и функциональностью. В отделке используются исключительно натуральные экологически чистые материалы теплых тонов. Изыска добавляют белоснежная мебель, высокие зеркала и большие окна, впускающие в помещения потоки естественного света.

Сегодня в «Пирогово» построены только три «Дома Скворечника». Учитывая весь перечень их достоинств, а главное – широкое общественное признание (все три домика забронированы на много месяцев вперед) хочется верить, что их станет больше. Тем более что сам автор домиков Тотан Кузембаев такой возможности не исключает.
zooming
zooming
zooming


Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект:
Дом "Скворечник"
Россия

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Архитектор: Данир Сафиуллин

2009 – 2010

Заказчик: курорт «Пирогово». Подрядные организации: ООО «ПКВ-строй», ООО «Хаус-Концепт» Содружество». Поставщики (субподрядчики) ключевых для проекта материалов, технологий, конструкций: ООО «ТДВ-трест», ООО «Зодчие». Фотограф: Илья Иванов

01 Ноября 2012

Автор текста:

Алла Павликова
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.