Аспекты счастья

Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.

mainImg
...с новым счастьем вас!
Михаил Щербаков, Полет валькирий

Архстояние – неизменно оживленный в смысле «движухи», но в то же время профессионально ориентированный архитектурный фестиваль – прошел, как всегда, бодро, и даже, кажется, в этом году как-то еще более энергично и насыщенно. 

Прежде всего, на поле к западу от Фермы построен «Мавзолей Мечты» Тотана Кузембаева – самый высокий и крупный на данный момент объект Никола-Ленивца, чье сооружение планировалось, сменяя названия и формат, на протяжении примерно 3 лет. Оно восходит к «Мавзолею Лени», не случившемуся на фестивале с одноименной темой.
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Высота башни – 29 метров, ее держит деревянный каркас на металлических креплениях, она составлена из ярусов: нижний замазан глиной (под ней кости животных), второй – прозрачный, человеческий, туда можно войти по пандусу, внутри по центру стол на четырех костяных ногах, на столешнице вырезана надпись с этакой moralité, мол никого не обижай, стремясь к счастью. Говорят, Тотан Кузембаев сам ее вырезал. 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выше оболочка башни тоже строится слоями: слой кирпича (предоставлен компанией Архитайл), слой досок, слой стеклянных бутылок (на открытии было сказано, что Тотан Кузембаев сам их собрал, не буду судить, что выпил), слой пластика, слой волнистого металлического шифера, истыканного дырками, чтобы лучше пропускал ветер – он выступает за «ржавый металл»; слой искусственных цветов, какие носят на кладбище; и, наконец, пучок искусственных пластиковых пальм. 

Суть высказывания, которую сам Тотан озвучил на открытии и раньше – в основном впрямую экологическая: «...как негативно человек влияет на окружающую среду». Мечтая о счастье, по словам автора, человек приходит к пластиковым пальмам – то есть, надо думать, к имитации счастья, губя настоящее. Как-то так. 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В целом это типичная инсталляция из мусора, среди работ Тотана Кузембаева такие встречались уже неоднократно, одна из них – на Арх Москве 2021 года в проекте Антитезы, те же пластик и цветы. Но эта, безусловно, самая большая, высокая, эффектная и по-своему красивая, элегантная благодаря удлиненным пропорциям и «рогообразному» искривлению с легким поворотом. Поворот, по словам автора, происходит на каждом уровне, приводя форму к спирали. Надо думать это «ленинская» спираль, или спираль башни III Интернационала, по которой развивается человечество, только идет она не к идеалу и не к прогрессу, а к деградации пластиковой цивилизации как своего рода точке. Само название Мавзолей Мечты – вполне себе говорящее, надо думать, тут хоронят мечту человека о счастье. И памятник, и могила. 

Если смотреть снизу, спиральный поворот, работающий на отклонение формы башни от прямой, хорошо читается. И видно, что поворот небольшой. 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тотан Кузембаев показывает Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

С определением спирали я бы поспорила: поворот только намечен, обозначен, в остальном же структура башни скорее кольцеобразная. Что делает башню, вероятно, более надежной и удобной для сборки – ярусы соорудили на земле и затем поставили друг на друга краном. Но полученная устойчивость в конечном счете как-то изменяет и обозначенные здесь перспективы человечества, балансирующего между спиралью как стремлением и имманентностью циклического развития. Иными словами, кому-то кирпичи, кому-то доски, кому-то пальмы... Но вообще-то я бы сказала, что спираль в данном случае работает скорее на форму, на ее привлекательный изгиб, позволяющий уйти от сходства с вигвамом. Хотя порыв вверх изгиб усиливает, конечно, да. 
  • zooming
    1 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Неясно, заложено ли здесь какое-то еще высказывание, помимо экологического и пластического. Башня фактурна и несмотря на довольно зловещий месседж с критикой прогресса, повторюсь, красива. Ночью ее подсвечивают: верх желтым, низ, опять же зловещим, но страшно актуальным, ярко-розовым, – и пальмы, возвышающиеся над лесом, тогда напоминают церковную главку (как минимум одну, похожим образом вырастающую над лесом на Минском шоссе). Днем нежиданно-веселый ершик искусственных пальм тоже неплохо виден и служит ориентиром при взгляде от пруда и от кафе «Угра». 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вид от пруда: слева пальмы Мавзолея Тотана Кузембаева, справа «6 соток» Александра Бродского. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Перформанс, сопровождавший открытие башни, состоял в том, что зрители в наушниках прослушивали наборы фраз о технологии строительства, от кирпича до бетона, самого вредного, как известно, для среды материала, – с акцентом на технические подробности и почему-то военные укрепления от линии Сталина до линии Маннергейма. 

Башню построила компания Norvex НЛК. По словам Тотана Кузембаева, она способна простоять сто лет. На поле вокруг башни планируется новый детский центр Архстояния. 

Ближе других, осваивая новые поля, к Мавзолею расположена инсталляция «Шесть соток» Александра Бродского. Это шесть участков по 100 м2, огороженных коричневым профнастилом, что очень похоже на многие современные участки ИЖС. Иногда они прямо так и выгорожены, только забор повыше и внутри коробочек – 6 соток или больше. Так что сооружение Бродского кажется уменьшенным в 6 раз макетом современного СНТ, ну или какого-то еще поселка. Ощущение очень узнаваемое, в одном поселке я наблюдала прямо вот это самое в натуральную величину. 
Александр Бродский, «Шесть соток». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, «Шесть соток». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам Бродского, у него самого «есть сотки» – на Архстоянии он уточнил, что восемь, – и иногда они делали его счастливыми. Если принять, что дачи стали для нашей культуры одним из синонимов счастья и иллюзии независимости, то в данном случае это «счастье» четко отмерено и распределено по фрагментам, и нам заодно показано, как оно выглядит, так сказать, со стороны, на своего рода макете. Выглядит так себе, это один из самых грустных объектов о счастье. 

Внутри каждой коробки табуретка, как мне показалось поначалу (заглянуть сложно) с атрибутами для выпивания, это было бы логично для автора – каждый, так сказать, пьет на своей сотке. Но нет, это вечерняя подсветка. Объект просуществует до осени. 
Александр Бродский, «Шесть соток». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

На постоянное жительство планируют оставить «Аквариум» Сергея Шеховцова (построен при поддержке музея Анатолия Зверева и мецената Наталии Опалевой). Его месседж – тоже скептический по отношению к безоблачному счастью – в чем-то созвучен идее Тотана Кузембаева относительно иллюзии счастья и дешевых пластиковых подделок, от которых, как говорится, радости никакой. Посыл в том, что рыбки в аквариуме имеют кормежку и даже эрзац развлечений подобный установленной там коряге или игрушечному пиратскому сундуку. А не имеют – ну известно чего. 
Сергей Шеховцов, «Аквариум». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тот факт, что у аквариума нет стеклянных стен, кому-то показался неправильным и странным, а по-моему так в самый раз. В него можно свободно войти и ничто, главное, не мешает из него выходить. Рама аквариума, надо признать – отдельное произведение, сделанное аккуратно и хорошо. Из него вполне мог бы получиться парковый павильон, не зря же его оставили. Пусть каждый сможет войти и почувствовать себя рыбкой в аквариуме. 
Сергей Шеховцов, «Аквариум». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Шеховцов, «Аквариум». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помимо этих трех проектов, пожалуй, еще два претендовали на аналитическую позицию в отношении заданного фестивалем вопроса «Счастье есть?», – поначалу девиз, когда тему придумывали, звучал утвердительно, но затем к нему добавили вопросительный знак. 

Проект «Встреча» Дмитрия Волкострелова состоял из 12 шалашей, каждом из которых сидел один участник-модератор, предлагавший посетителю какое-то занятие на 5 минут по часам: поучаствовать в собирании пазла или написать «письмо счастья», которое затем передадут другому человеку. Идея каждого занятия принадлежала конкретному участнику, все они – знакомые куратора. Палатки расположились на аллее в лесу за Ротондой Бродского, каждая похожа на убежище отшельника, встреча с которым в лесу, как известно, в идеале приводит к новым размышлениям о жизни. 
Дмитрий Волкострелов, «Встреча». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дмитрий Волкострелов, «Встреча». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дмитрий Волкострелов, куратор проекта «Встреча». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам главного куратора Волкострелова, в наше время хотелось какого-то камерного проекта, и получилось вот такое спорадическое общение на разные темы. 

«Черная полоса» SON architecture расположилась далеко, перед давними Белыми воротами, тетрапилоном Николая Полисского. Полоса длиной 300 м из кусочков дерева, покрашенных черной краской – с углем решили не связываться, потому что он быстро колется и пачкается – важна тем, что вот, есть черная полоса, и довольно длинная, но рано или поздно и она заканчивается: «черная полоса это дорога и, как у любой дороги, у нее есть начало и конец, нужно только собраться с силами и двинуться вперед». 
Егор Королев, SON architecture, перед проектом «Черная полоса». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заметим, что само наличие конца у черной полосы должно внушать уверенность в лучшем, – но полосу нам нарисовали не поперечную, как у зебры, а продольную, как дорога, то есть длинную. Ну что поделать. 

Другие проекты, сцены и объекты сосредоточились скорее на том, чтобы дать людям, в той или иной мере, ощущение счастья, если не попросту развлечь. 

Самым эффективным в этом смысле многие посетители признали проект «Санаторий сна» Романа Сакина. Немаленький участок леса был занят больничного вида кроватями с приятным белым бельем, их дополняли гамаки, сцена, на которой выступал «хор зевающих», кафе с чаем из самовара. Без печали не обошлось и здесь: в последние месяцы у многих случились расстройства сна, и кровати в лесу призваны помочь людям выспаться. Удивительно, но комары там почти не кусают. 
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дарья Лисицына привезла в Никола-Ленивец лечебную грязь из Ейска, обустроила с ней круглый бассейн диаметром 6 м под открытым воздухом, и искупалась в этой грязи в качестве анонса своего объекта. По ее словам, дети счастливо купаются в грязи, а взрослые утрачивают эту радостную возможность. Всем было предложено искупаться в грязи, пока «она не закончилась». 
Дарья Лисицына и соучастники, "Большая грязь, или чёрная дыра Никола-Ленивецкого уезда". Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дарья Лисицына и соучастники, "Большая грязь, или чёрная дыра Никола-Ленивецкого уезда". Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Коллектив из пяти авторов под руководством Юлии Назар и Светы Дёминой предлагал посетителям в качестве счастья подняться на высоту 21 м при помощи автовышки. Поднимали с завязанными глазами, на верхней точке можно было повязки снять. Любопытно, что этот проект тоже развивал тему высоты и высотности, как и башня Тотана Кузембаева. 
Юлия Назар и Света Дёмина, а также Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксенова, «С высоты птичьего полета». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Юлия Назар и Света Дёмина, а также Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксенова, «С высоты птичьего полета». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и какое счастье без игрушек. Несколько проектов было посвящено простому человеческому счастью в виде игр. 
MLA+: Игорь Тарновский, Даниил Веретенников, Ксения Дудина, «Вау! Кикер». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Николай Полисский. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Антон Кочуркин. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

02 Августа 2022

Похожие статьи
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Технологии и материалы
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.