Архитектура призвана организовать пространство. По всей видимости, именно такая мысль владела авторами этого дома. Его «щупальца» распростерлись в разные стороны, разделив большой – 1,2 га – участок на разнообразные парковые зоны. Сад одного дерева, вишневый сад, сад ста дорожек – рассматривая план, прямо-таки физически ощущаешь «тектонические разломы» между разными частями территории.
Кстати, частный жилой дом с подобным ломанным планом недавно появился в предместьях Токио и уже завоевал премию журнала Architectural Review. Правда, там японцы старательно ориентировались на близлежащие виды моря, тут же перед архитекторами стояла иная задача. Заказчику, для которого новый дом далеко не первый, надоело ходить по лестницам. Поэтому все важные помещения расположили в одном этаже, распластав его по земле. В общей сложности дом занимает пятно в 750 кв.м. В центре оказалась общественная зона, а к ней с разных сторон примкнули 2 жилых блока и 2 блока фитнеса – этакая станция космических поселенцев. Архитекторы считают, что именно этот прием позволил им впервые «победить бассейн», который чаще всего становится не очень естественным отростком основного жилого объема. Тут он и впрямь смотрится абсолютно органично.
Конечно, при таких площадях, которые жильцам придется все время пересекать, внутренние пространства надо было разнообразить. «Мы спроектировали архитектурную прогулку» – говорит Никита Токарев. Длинный коридор поделен на игровую зону, зону бара, прихожую и т.д., попадание из жилой половины в общественную отмечено перепадом пола в 45 см, из разных частей коридора можно выйти на улицу.
Естественная для коралла водная стихия здесь обозначена четыре раза: большой декоративный пруд на улице, тот самый «побежденный» бассейн внутри, купель на одной из террас и «бассейнчик» при бане. Цвет у дома тоже вполне схож с кораллом – авторы выбрали каменную бежево-оранжевую отделку. Любопытно, что, активно взаимодействуя с участком, дом остается достаточно закрытым – более половины наружных стен глухие и даже остекленные торцы «коралловых отростков» в большинстве своем прикрыты наружными деревянными ламелями. При этом естественное освещение добирается за счет фонарей верхнего света. Самый большой из них находится над гостиной и в нем, на антресоли, организована небольшая каминная. Это напоминает старые дачные дома советских писателей, где в подобных помещениях обычно устраивали кабинет. Впрочем, если взглянуть на проекты «Панакомовцев», выполненные в этом году, становится понятно, что их очень занимает тема стеклянных павильончиков на крыше и без всякой советской рефлексии. В последнее время эти «фонари» стали едва ли не обязательными элементами их проектов. Архитекторы то и дело превращают второй этаж в своеобразный городок, так что прогулка продолжается даже на крыше. Хочешь, сиди под тентом снаружи каминной, а можно пойти помахать рукой тем, кто отдыхает у бассейна, или взглянуть, что происходит в распределительном холле твоего «бокса».