English version

Хрустальная революция

О том, что понятия «русские народные промыслы» и «современный дизайн» не очень дружны между собой, знает каждый, кто хотя бы раз приобретал сувениры. Можно ли вдохнуть новую жизнь в то, что по праву составляет гордость отечественной культуры и истории? Арсений Леонович, архитектор бюро «Панаком», отвечает на этот вопрос утвердительно. В мае этого года в качестве приглашенного дизайнера ЗАО «Народные художественные промыслы» он начал работу по внедрению в отрасль современного дизайна в старейшем центре стекольной промышленности – городе Гусь-Хрустальный.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Мастерская:
PANACOM
0 Свой персональный экономический кризис отрасль художественных промыслов пережила задолго до наступления общемирового. В начале 1990-х, вместе с последними приметами советского прошлого, в лету канула и инфраструктура сбыта продукции народных мастеров (то есть республиканские оптовые базы и сеть магазинов «Березка»). Более трехсот существовавших в стране заводов и фабрик фактически один на один столкнулись с новой экономикой: почти четверть закрылись сразу, еще столько же оказались на грани или даже за гранью банкротства, остальные также влачат весьма незавидное существование. Парадокс в том, что качественная сувенирная продукция востребована всегда, но предприятия, исконно занимающиеся ее изготовлением, убыточны.

Изменить патовую ситуацию пару лет назад взялась Москва. Нужно сказать, столица в этом кровно заинтересована: будучи главным туристическим центром страны, она как никакой другой город России нуждается в достаточном количестве качественных сувениров. Сегодня же в этом сегменте рынка преобладают подделки и контрафактная продукция (по оценкам экспертов, всего 6 процентов продающихся в Москве изделий народных промыслов – подлинные). Замысел городских властей прост: для того, чтобы художественные промыслы стали конкурентоспособными и приносили прибыль, необходимо наладить прямые контакты между производителями и потребителями. Естественно, для налаживания контакта нужно не только желание, но и место. И Москва его построила – комплекс «Народные художественные промыслы» возведен на северо-востоке Москвы на улице Зорге. Бюро «Панаком» было приглашено сначала для разработки проекта VIP-шоурума в этом комплексе, затем фирменного стиля для брэнда «Подари!», а затем Арсений Леонович принял предложение выступить в роли дизайн-десанта в российскую глубинку.

Творческое сотрудничество с заводом в Гусь-Хрустальном началось в мае этого года, и первые созданные Арсением коллекции дизайнерских ваз уже поступают в продажу. Они носят подчеркнуто интернациональные названия – Dolce Vita, Odysseia, Enigma, – и рассчитаны на элитный сегмент рынка.

«Хрустальная ваза» – это своего рода социокультурный штамп, особенно для тех, чье детство прошло в типовых пятиэтажках. Перед глазами сразу встают однообразные картины – невысокий предмет характерной чуть расширяющейся к верху формы, иссеченный нарезками и гранями, которые, преломляя свет, создают радужные отблески. Завод в Гусь-Хрустальном по-прежнему выдерживает свой классический ассортимент, но эти изделия при всем своем высоком качестве исполнения, стилистически идентифицируются как приметы ушедшей эпохи. Поэтому первое, с чего начал свою работу дизайнер-реформатор, так это попытался изменить сложившийся стереотип об обязательном скромном масштабе декоративной вазы. «Современное поколение покупателей уже не живет в хрущевках, у них нет сервантов и горок производства ГДР. Перестала быть сугубо утилитарной вещью и ваза, превратившись в элемент вкуса и качества современного интерьера – убежден Арсений. – Сегодня художественная пластика может и должна быть крупной, знаковой, она должна сама себя подавать и продавать». Пытается дизайнер уйти и от традиционной пестроты декора хрусталя. «Современный мир кардинально изменил свое отношение к дизайну стеклянных изделий – сегодня на первом месте по значимости именно форма. Фактура и узорочье работают на нее, подчеркивая форму, а не вступая в конфликт с ней». Другое дело, что в случае с хрусталем невозможно обойтись без узора вовсе: этот материал во многом  проявляет свою суть именно в алмазном цехе, где на него наносится рисунок, иначе в изделии не до конца раскрывается потенциал и богатство материала.

За прошедшие полгода у Леоновича было уже шесть командировок в Гусь-Хрустальный. По его собственным воспоминаниям, поначалу предложенный им современный дизайн вызывал на заводе много дискуссий. Но Арсений – человек сколь увлекающийся, столь и упрямый, – проявил упорство, чем постепенно и вызвал к себе уважение среди ваятелей хрусталя.

«Я начал с очень сложного дизайна, предложив заводу замысловатые и очень трудоемкие проекты ваз, с использованием нескольких техник. Да и с технологической точки зрения далеко не все мои предложения могли быть реализованы. Постепенно приходит понимание материала, и теперь я вижу, что залог успеха в самодостаточной простоте. Форма должна быть лаконичной – и такими же ясными и очевидными должны быть орнаменты, во многом навеянные народными или даже архаическими мотивами. В итоге, как мне кажется, удалось создать серию минималистских паттернов для работы с поверхностями».

Вместе с избыточным декором и нарочито народными названиями новая продукция Гусевского хрустального завода утрачивает и жесткое следование единому стандарту, столь свойственное вазам советского периода. Казалось бы, изготовление художественного стекла – по определению штучное производство, однако «человеческий фактор» даже здесь всегда пытались подогнать под ГОСТы. «Мне стоило некоторого труда повлиять на отношение к некоторым неровностям, побежалостям и воздушным пузырям, объяснить, что это не обязательно брак, а вполне может быть и признаком уникальности, естественной стильности предметов», – говорит Арсений Леонович.

Каждая ваза в его коллекциях действительно уникальна, но вместе с тем их объединяет неожиданная для русского хрусталя мягкость линий в сочетании с общей массивностью формы, использование плавных и глубоких цветовых переходов (от кобальта к чайному, из бесцвета в фиолетовый), огранок в виде матовых и гладких линз, «переворачивающих» изображение. Арсений Леонович обещает, что в Москве первые коллекции будут презентованы в самое ближайшее время, но останавливаться на достигнутом не собирается. В его планах – продолжение экспериментов с возможными фактурами хрустальных поверхностей, подчас совершенно неожиданными, создание коллекции «питейки» (бокалов) и реализация проекта матрешки из хрусталя. 
zooming
Коллекция Odisseia
Коллекция Dolce Vita
zooming
Коллекция Enigma
Коллекция Dolce Vita
zooming
Коллекция Odisseia
Коллекция Dolce Vita
zooming
Коллекция Dolce Vita
zooming
Коллекция Enigma
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Enigma
Коллекция Odisseia
zooming
Коллекция Odisseia
Архитектор:
Арсений Леонович
Мастерская:
PANACOM

26 Ноября 2009

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Эхо будущих поколений
Новый корпус «Эхо», только что открывшийся на территории кампуса Делфтского технического университета, генерирует дополнительную энергию как в буквальном, так и в переносном смысле — и электрическую, и творческую
Дуализм на фасаде
В Лозанне музеи фотографии и дизайна переехали в одно новое здание на двоих. Его архитекторы – португальцы Aires Mateus.
Деревянные новации
Консорциум во главе с BIG победил в конкурсе на проект нового пирса аэропорта Цюриха. Большую часть сооружения выстроят из дерева.
По волнам Желтой реки
Здание Большого театра Чжэнчжоу объединяет в себе сразу четыре вместительных зала, предоставляя идеальные площадки для любой формы современного исполнительского искусства.
Инновации продолжаются
На месте выставочного комплекса Экспо-2015 в Милане строится район MIND. Одной из ключевых его точек станет Центр инноваций по проекту бюро OBR.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Дом для школы
При проектировании школы во французской деревушке бюро HEMAA и Hesters-Oyon использовали в качестве прототипа традиционный для Бретани и Нормандии тип длинного сельского дома.
Чувство ритма
Новое здание Института Леонардо да Винчи в парижском деловом квартале Дефанс по проекту бюро LAN.
Своевольные стены
XRANGE Architects использовали сложный природный и социальный контекст участка на побережье Тайваня как основу для экспрессивного проекта бутик-отеля.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Технологии и материалы
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Сейчас на главной
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Несколько штрихов
Зона отдыха на берегу озера Тургояк создана малыми средствами, что не отменяет эффект преображения: насыпь, амфитеатр и несколько шезлонгов превратили бывший недострой в востребованную локацию.
Изобретая восток
Чтобы погрузить гостей ресторана Saiko в атмосферу азиатской роскоши, команда IZI Design самостоятельно спроектировала все элементы дизайна – от созданного вручную рельефа скалы на стенах до напечатанных с помощью 3D-принтера подставок для палочек.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.