07.10.2014
беседовала: Анна Евстигнеева

Диффузии дизайна

Арсений Леонович о взаимопроникновении архитектуры и дизайна, вызовах времени и азарте.

информация:

26 сентября в Red Dot Design Museum в Сингапуре прошла церемония награждения престижной дизайнерской премии Red Dot Award: Design Concept 2014. Среди призеров – две работы российского архитектора и дизайнера Арсения Леоновича. «Красными Точками» отмечены проекты светильников KOSATKI (зап), и городские скамейки Bench House. Мы поговорили с Арсением об архитекторах, увлеченных дизайном, об Италии, а также о том, чему надо учить студентов. 

Скамейки Benchhouse, 2013 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Скамейки Benchhouse, 2013 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM

Архи.ру:
– В чем, на ваш взгляд, отличие архитектора-дизайнера от «чистого» дизайнера?

Арсений Леонович: 
– Промдизайнер решает задачу в формате дизайнерских нужд и потребностей. Он формулирует техническое задние, исходя из масштаба проектируемой модели, например, стула или подстаканника.  Архитектор, сталкиваясь с подобной задачей,  по определению рассматривает ее гораздо шире, намного глубже, разноформатней… Ведь архитектора изначально учат суммировать любую задачу намного больше, чем студента-дизайнера, которого затачивают на конкретные решения формата «стульев-столов-открывашек». Это ни хорошо, ни плохо. Возможно, на сто дизайнеров, которые проектируют стулья, приходится всего лишь два архитектора. Но что-то мне подсказывает,  что в мировом дизайне, за всю его историю, людей с архитектурным образованием или, как минимум, мировоззрением, всегда было очень много. 
Микродом Сapsula, 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Микродом Сapsula, 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM

– В таком случае что бы Вы сказали о проектах ваших западных коллег, например Пьеро Лиссони, Антонио Читтерио, которые так же, как и Вы, являются архитекторами и успешно занимаются дизайном?

– Они для меня пример нации проектировщиков, для которых, по большому счету, не существует границ. Итальянцы, они изначально были рождены в купели архитектуры и дизайна. Когда итальянский архитектор помимо знаковых архитектурных проектов создает предметный дизайн, для него это так же легко, как выпить чашку кофе. Вообще, Италия всегда производила огромное количество архитекторов. Шутка ли, сегодня несколько тысяч выпускников только в Туринском политехническом институте, а их по Италии – тьма. Взять ту же Флоренцию. Да они там станут все безработными, если каждый будет претендовать на постройку палаццо или загородного дома. Неслучайно еще после войны, насколько я помню, правительство Италии и ее лоббистские круги застолбили дизайн как один из векторов развития экономики. Чтобы в мировом и европейском сознании слово «дизайн» напрямую ассоциировалось с Италией. И  у них получилось. Согласитесь, по сравнению, например, с немецким дизайном, итальянский дизайн – понятие более распространенное, а само словосочетание – более устойчивое. 

– Итак, Вы, похоже, связываете свежую победу в двух номинациях ‘Red Dot Award: Design Concept 2014’ с архитектурностью Вашего взгляда на дизайн?

– Да, возможно, что они увидели в моих работах несколько отличный архитектурный взгляд на дизайн. Например, KOSATKI. С одной стороны, у проекта поэтично-романтичный образ, а с другой – совершенно технологичный. Светильник как объект жестко привязан к двухсветному или очень высокому пространству. То есть четко считанный образ имеет техническую и функциональную оболочку. То же в лавочках BENCH HOUSE, в основе которых – прототип домика. Согласитесь, что, гуляя по улице, мы бессознательно будем тянуться к этому «дому», потому что он дает нам некую мечту, сверхидею, образ Дома. И сначала видят именно его, а потом уже лавку. 
Светильники KOSATKI, 2010 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Светильники KOSATKI, 2010 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Настольный светильник  Rando, 2013 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Настольный светильник Rando, 2013 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Настольный светильник  Dr. Carter, 2014 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Настольный светильник Dr. Carter, 2014 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM

– Что для вас самое сложное в предметном дизайне?

– Возможно, угадать желание, вызов времени… В каждой задаче, в ее постановке кроется ответ. Поэтому и студентов надо учить отгадывать ребусы. Ведь самое сложное и оригинальное чаще всего лежит на поверхности. Как у нас зачастую строится образовательный процесс? – вот вам, ребята, техническое задание, у вас тут есть участок земли и нужен семиэтажный дом...
Дом в Поздняково «Пароход Иван Кузьмич»,  
проект 2006 г., реализация 2012-2013 гг. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Дом в Поздняково «Пароход Иван Кузьмич», проект 2006 г., реализация 2012-2013 гг. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
А есть другой подход, когда архитектор приходит и начинает слушать и слышать место, пытается вжиться своими ощущениями в желания пространства, угадать варианты их воплощений. То есть когда на решение или постановку пространственных сугубо материальных задач начинают работать иные категории… С таким же щупом и мерилом можно и к дизайну подходить: вслушиваться в вызовы времени, место, социальные потребности, геометрию пространства.

Естественно, сегодня нам никто не позволит учитывать только философские и поэтические посылы. Актуальные материалы, средовой подход, экономия в целом, минимально потраченный бюджет. Лучшим окажется тот проект, который еще на стадии проектирования обременен большим количеством жестких требований и условий. Например, наш последний реализованный проект частного дома в Германии.
Дом в Грюнвальде,  проект 2010 г., реализация 2010-2014 гг. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Дом в Грюнвальде, проект 2010 г., реализация 2010-2014 гг. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Было очень сложно: никуда нельзя было сдвинуться ни на сантиметр. Так вот в рамках этих порезанных пустот нам удалось сделать то, что нужно: экономно, быстро, скромно и со вкусом.

В области дизайна для меня стала знаковой коллекция рабочих столов для компании Nayada. Мы просто взяли и нарушили типологические границы: были столы с четырьмя ногами и были отдельные перегородки, а мы просто убрали все лишнее. Как говорили мои профессора, все новое находится где-то на границе размывания типологий. Неслучайно сегодня лавка диффундирует в кресло, кресло – в стол, а стол – в шкаф или кровать и т.д. Мебель для работы перетекает в мебель для отдыха. Сегодня эти процессы становятся ярче и масштабнее. 
Столы «Острова», 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Столы «Острова», 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Столы «Острова», 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Столы «Острова», 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Столы для коворкинга COMBO 75, 2014 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Столы для коворкинга COMBO 75, 2014 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM

– Ваши дизайнерские работы часто получают призовые места на международных и российских конкурсах. Как минимум они попадают в шорт-листы. Для Вас лично участие в конкурсах – это тщеславие, талант или азарт?
Кресла In-Out, 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Кресла In-Out, 2012 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM

– Мне кажется, что со временем я стал азартным человеком, поэтому сегодня для меня дизайнерские конкурсы – это спорт. В студенчестве, когда я слышал об участии в конкурсах, то думал, что это какие-то сверхлюди делают, а мне еще рано. С опытом страх перерос в азарт. Теперь я с жадностью бросаюсь почти на каждую тему – были бы время и силы. Но если отбросить спортивные или харизматические мотивы, то любой конкурс для меня – это открытие чего-то нового. Вот в 2003 году появилась задача спроектировать ручку в дизайн-конкурсе итальянской компании Valli&Valli.
Дверная ручка Walkiria, 2004 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Дверная ручка Walkiria, 2004 г. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Я бы жил себе и не знал, что есть возможность спроектировать дверную ручку: вещь настолько понятную, обыденную, повседневную, но вписавшую многих архитекторов и дизайнеров в контекст мировой дизайнерской славы. Мне очень приятно вспоминать этот проект. Сама форма была найдена столько лет назад, а сегодня она стала знаковой  и популярной. На сегодняшний день появилась  масса похожих моделей…

– Что для вас является идеальным воплощением идеи, иконой дизайна?

– Первое, что приходит на ум – работы Аалто, Имзов, Якобсена. А еще Ико Паризи, Карло Моллино, Джо Понти. У Понти, например, знаковое всё. Его модернизм встречает глубокую, проросшую корнями в веках, италийскую культуру. Когда упрощение формы, ритмика, открытый цвет, – все то, что каким-то образом связано с модернисткой традицией, роскошно накладывается на рисовальческие таланты, проникновенное знание истории искусств…  Каждое имя в этом списке – своеобразная человеческая икона, символ и образ воплощения гениальных идей. 
Дом в Поздняково «Дом-Питон», проект 2007 г., реализация 2008-2013 гг. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
Дом в Поздняково «Дом-Питон», проект 2007 г., реализация 2008-2013 гг. Автор: Арсений Леонович © Архитектурное бюро PANACOM
беседовала: Анна Евстигнеева

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Всеволод Медведев
  • Наталья Сидорова
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Антон Бондаренко
  • Роман Леонидов
  • Валерия Преображенская
  • Олег Карлсон
  • Сергей Сенкевич
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Карен Сапричян
  • Юрий Сафронов
  • Кристина Павлова
  • Арсений Леонович
  • Александр Порошкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Александр Асадов
  • Марк Сафронов
  • Наталия Порошкина
  • Никита Бирюков
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Реутт
  • Вера Бутко
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Рустам Керимов
  • Александр Скокан
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Чобан
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Мединский
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Асадов
  • Александр Бровкин
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Кузнецов
  • Иван Рубежанский
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Вероника Дубовик
  • Юлий Борисов
  • Тотан Кузембаев
  • Екатерина Кузнецова
  • Катерина Грень
  • Андрей Ромашов
  • Николай Миловидов
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Зайченко
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Полина Воеводина
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Скуратов
  • Александр Попов
  • Иван Кожин
  • Илья Машков
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Васильев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом «Пружина»
  • ГРАД Парк
  • Вискикурня
  • Жилой комплекс «Дом на Львовской»
  • Административный корпус парка Горького
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой
  • Парк «Ходынское поле»
  • Парк Ходынка
  • Концепция общественного центра в г.Воткинск

Технологии:

16.05.2019

Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения, о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
14.05.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
14.05.2019

Xpress. Архитектурные системы комфорт-класса

Realit Xpress – это новая алюминиевая архитектурная серия комфорт-класса от признанного лидера отрасли. Высокое качество, лучшая цена на рынке и постоянное наличие на складе – вот основные характеристики системы Xpress.
Архитектурные системы «Реалит»
08.05.2019

Клинкерное семейство

Каждый корпус социального жилого комплекса Space-S в голландском Эйндховене получил фасад из своей сортировки клинкера Hagemeister – чтобы одновременно подчеркнуть различия и родство этих зданий. Выбирали клинкер сами жильцы.
АО «Фирма «КИРИЛЛ», Inbo
другие статьи