English version

Ворота в лес

Большой дом-двухтысячник, спроектированный архитектурным бюро ПАНАКОМ для Подмосковья, велик, импозантен и наполнен разными, принятыми в наше время радостями, от бассейна до кинотеатра. Однако все эти радости жизни – это не более, чем тонко организованные пропилеи: вход в сосновый лес, который живет на второй половине хозяйского участка.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Дом в Коровино
Россия, пос. Коровино

Авторский коллектив:
Н. Токарев – директор, Е. Чернышова – ГАП, А. Леонович – архитектор

2010 — 2011
0 Дом планируется построить в поселке недалеко от Москвы. Участок – чуть меньше гектара, широкой стороной он обращен к дороге и вторгается в лес острым треугольным носом, обеспечивая обитателям будущего дома собственный кусочек природы. Дом построят вдоль дороги. Треугольник будет служить небольшим (лесо)-парком. Деревья вырубать не будут, в глубине поставят беседку, проложат дорожки и все будет выглядеть похожим на небольшой кусочек английского парка среднерусской усадьбы.

Это, конечно, в том случае, если смотреть на лесную половину. Дом, спроектированный архитектурным бюро ПАНАКОМ, так и поступает: он стоит рядом с дорогой, но отворачивается от нее и «смотрит» на сосны. Так ведут себя сейчас многие новые подмосковные дома: часто, не имея возможности отодвинуться от дорог и поселковых улиц, они делают «парадный» фасад глухим, а парковый, повернутый к саду или, как в данном случае, лесу – превращают в сплошное панорамное окно. Дома отворачиваются от проезжающих мимо машин (и от проходящих людей), и открываются природе. В барских усадебных домах позапрошлого века, у которых чего-чего, а пространства было в избытке, случалось наоборот: дом стоял далеко, на каком-нибудь пригорке, отдельная дорога вела специально к нему, никто не ехал мимо, если кто-то и ехал, то – в гости, специально сюда, так что и дом не отворачивался, он встречал гостей парадным портиком, двором-курдонером, или хотя бы партером с цветами. С тех прошло много времени, и, поневоле стоя рядом с дорогой, дома вынуждены либо отгораживаться забором, либо отворачиваться. Иногда даже сами дома превращаются в забор, выставляя на «красную линию» закрытый индифферентный фасад. 

Здесь, однако, дом все же немного отступает от забора, оставляя место для узкого газона с «альпийскими» камнями; к тому же обращенный к улице фасад – это вовсе не глухая стена. Строго говоря, глядя на дом снаружи, то можно сказать, что он состоит из трех вещей: белых плоскостей перекрытий, каменных пластин стен и стекла. Стекло гнется на углах, а на крыше даже выгибается двумя пузырями куполов (больше над зимним садом и поменьше над кабинетом. Пластины камня – наоборот, строго-прямоугольные. Они щедро разбавлены вертикальными каменными «решетками», похожими на брутальные окаменевшие жалюзи. Все это распределено по фасадам асимметрично, но на стене, обращенной в сторону улицы, каменных пластин и решеток собралось больше, а со двора оказалось больше стекла. Кажется, что вот сейчас хозяин нажмет «умную» кнопку – и стены придут в движение, решетки сомкнутся, пластины расступятся, как ширмы, и уедут на соседнюю стену. Только «ширмы» исполнены из респектабельного, плотного юрского известняка, и двигаться, конечно же, не могут. Дом слишком велик и импозантен для того, чтобы быть подвижным. Я бы сказала, что в нем срослись две противоположные идеи: образ-мечта автоматизированной подвижности (из нашего времени) и реальность респектабельного, весомого камня (это из вечности). Своего рода окаменевший механизм. Но суть проекта не в этом.

Дом всячески отрицает симметрию. Выступы разной глубины сменяются впадинами, окна-эркеры – лоджиями; стены то сгущаются, то расступаются, а со стороны леса ярусы перекрытий вдруг начинают ступенчато громоздиться, так что можно подумать, что в доме не два этажа, а больше. Главный вход устроен на северном углу дома, под большим окном-экраном в бетонной рамке, которое опирается, как телевизор на ногу, на единственный во всем доме столб-колонну. Даже будучи одна и без капители, эта опора превращается в намек на портик. Намек поддерживает панно из металлических кругов, здесь же, под потолком, на втором плане (см. дворик в библиотеке им. Ленина). Все эти намеки очень легкие, почти неощутимые. Похожим образом – до незаметности тонко, намекали на классику архитекторы «зрелого модернизма» семидесятых (кстати говоря, родственность той архитектуры и этого дома ощущается достаточно остро – разумеется, со всеми поправками на современность).

Входя мимо «колонны» в дом, попадаем в прихожую, откуда намечены два основных пути: по лестнице на второй этаж, или прямо – в зимний сад. Это длинный двусветный зал (в памяти всплывает британский long hall, по которому надо прогуливаться, ведя приличествующую положению беседу с гостями) со стеклянной стеной, обращенной к лесу. В одном конце зала – лифт и небольшая группа деревьев (собственно сад), в противоположном – изящная винтовая лестница, главное архитектурное украшение этого пространства. Посередине стол. По сути, это парадная столовая. Справа гостиная, слева спальни (они здесь окружены всеми возможными удобствами, причем косвенное назначение комнат с удобствами – звукоизоляция; гостей может быть до 10-15 человек, и они могут шуметь, не беспокоя хозяев). На отдалении, слева – двусветный кабинет с куполом, в подвале под ним кинотеатр. Прямо – бассейн, окруженный всеми радостями спа-жизни: русская баня, сауна, хамам. Словом, в доме есть все нужное для dolce far niente: из него можно не выходить днями, перемещаясь от бассейна к кинотеатру.

А можно и наоборот: войти, миновать тамбур, пройти сквозь зимний сад, увидеть «домашние» деревья внутри, за стеклом «дикие» деревья снаружи, – да и выйти через стеклянную стену в лес. Этому ничто не мешает. Вот и получается, что дом, со всеми его бесчисленными удобствами – всего лишь пропилеи, ворота для входа в лес. Он же – экран, лоджия, терраса – для созерцания леса, дом-резонатор, рама для общения с природой. Лес здесь хорош, и он вполне заслуженно становится главным героем и почти что – соседом. Архитекторы же делают все возможное для того, чтобы хозяева подружились со своим зеленым «соседом» – в конце концов, ведь это лес жил здесь раньше, еще до людей. Как тут не вспомнить дом прерий (вездесущего) Райта. Только в данном случае – не прерий, а подмосковной сосновой рощи. И надо сказать, симптоматично, что прижившись среди сосен, дом американских прерий стал из простого кирпичного – солидным каменным.
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Дом в Коровино
© PANACOM
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Дом в Коровино
Россия, пос. Коровино

Авторский коллектив:
Н. Токарев – директор, Е. Чернышова – ГАП, А. Леонович – архитектор

2010 — 2011

22 Июня 2011

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
PANACOM: другие проекты
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Сладкая жизнь
В проекте поселка «Рафинад» под Москвой, в городском округе Химки, архитекторы PANACOM предложили разнообразное, гуманное и комфортное жилье.
Арсений Леонович: «Коворкинг – универсальный кластер...
Глава архитектурного бюро PANACOM – о подмосковных коворкингах «Старт», спроектированных бюро и построенных в течение последних полутора лет, а также о том, как меняется мир, что такое spa-working и в чем будущее девелопмента бизнес-пространств.
Зародыш комфортного города
Конкурсная концепция Арсения Леоновича для деревни Палкино на границе Твери сочетает комфортный масштаб, заданный ПЗЗ, с детальной проработкой функций и специфики городских пространств жилого комплекса.
Редизайн библиотеки
Дизайн коворкинга, придуманный бюро Panacom для библиотеки Блохинцева в Дубне, дал импульс развитию на её основе современного общественного центра.
Дизайнерская «одежда» для квартала
Работая с четырьмя вариантами фасадных решений для квартала в подмосковном городе Видное, архитекторы PANACOM пошли несколько дальше поставленной задачи, равняясь на новые московские стандарты жилья.
Лесные лофты
PANACOM проектирует интерьеры штаб-квартиры воронежской научно-производственной компании.
Ближе к природе
Архитектурное бюро PANACOM представляет проект загородной жилой застройки из четырех дифференцированных кластеров, где сошлись уют загородной жизни и разнообразие городских пространств, компактность, экологичность и индивидуальность.
Устройство мира
«Дом-Питон» – проект архитектурного бюро PANACOM – стал призером конкурса PinWin в номинации «Лучший интерьер в современном стиле». Архитектурное решение загородного дома, яркое и нетривиальное, спорит с традиционными стилями построек в коттеджном поселке «Никольская Слобода» по Новорижскому шоссе.
Бином от ПАНАКОМ
В одном из самых известных наукоградов России – подмосковной Дубне – архитектурная мастерская ПАНАКОМ спроектировала жилой квартал, предназначенный для молодых ученых и их семей.
Дом у озера
В коттеджном поселке «Антоновка» архитектурная мастерская «Панаком» спроектировала индивидуальный жилой дом. Расположенный на берегу лесного озера, он напоминает изящный деревянный катамаран, готовый отправиться в плавание.
Свет слов
С сентября в России снова начал выходить знаменитый итальянский журнал о дизайне INTERNI. Свое возвращение журнал отметил экспозицией на Moscow design week, автором которой выступил архитектор Арсений Леонович.
Перелетные гнезда
«Гнезда света» бюро «Панаком» – один из самых ярких (во всех смыслах) объектов прошедшего «Архстояния»-2011. Обладая выраженной медийной составляющей, он имеет неплохие шансы отправиться в самостоятельное плавание. По крайней мере, создатели уверены, что светящиеся шары вполне могут размножаться и мигрировать из леса в город. Об этом в интервью Архи.ру рассказал один из авторов объекта Арсений Леонович.
Хрустальная революция
О том, что понятия «русские народные промыслы» и «современный дизайн» не очень дружны между собой, знает каждый, кто хотя бы раз приобретал сувениры. Можно ли вдохнуть новую жизнь в то, что по праву составляет гордость отечественной культуры и истории? Арсений Леонович, архитектор бюро «Панаком», отвечает на этот вопрос утвердительно. В мае этого года в качестве приглашенного дизайнера ЗАО «Народные художественные промыслы» он начал работу по внедрению в отрасль современного дизайна в старейшем центре стекольной промышленности – городе Гусь-Хрустальный.
Капля дизайна
И у табурета и у дома одна и та же стоечно-балочная система, ванна и бассейн различаются лишь масштабом. На протяжении всего XX века архитекторы успешно работают в сфере промышленного дизайна, от Йозефа Хофмана до Захи Хадид, от Ле Корбюзье до Жана Нувеля. Из русских архитекторов прошлого вспоминаются Родченко и братья Веснины. Если же говорить о современных российских именах, то нельзя не упомянуть бюро «Панаком».
Романтика полета
Высокие глухие заборы с массивными отгороженными от внешнего мира постройками за ними – это образ большинства участков в российских коттеджных поселках, где землю продают без подряда. Но не таков новый проект бюро «Панаком», выполненный для поселка «Ваутутинки» - дом смело раскрывается к дороге, забор невысок, а сплошное остекление использовано не только со стороны внутреннего двора
Стихийный частный мир
Для своего нового проекта в «Николиной слободе» бюро «Панаком» предлагает стройную легенду, присвоив 4-м объемам постройки характеристики четырех стихий. Получилась декоративно обработанная картина мира, удивительно приятная в своей статичности. Архитекторы вернулись к присущему им ранее строгому стилю, разбавив его бетонным узорочьем и орнаментальной аппликацией
Лесная рыбешка
В современной России архитекторам, должно быть, очень интересно работать – им все время приходится осваивать новые форматы недвижимости, причем нередко они это делают совместно с девелоперами. Один из примеров таких доселе незнакомых типологий – небольшие загородные поселки средней этажности бизнес-класса. Подобных проектов пока что совсем немного, и один из них выполнен в бюро «Панаком»
А у нас в садах коралл…
План новой постройки от бюро «Панаком» очень напоминает кораллы с платьев последней коллекции Gucci. В этом проекте архитекторы превратили дом в целую инопланетную деревню - отдельные кластеры соединены закольцованным коридором с «кают-компанией» и «блоком питания» в центре, из каждого «бокса» можно выйти прямо на улицу
Похожие статьи
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Геология фасадов
Калифорнийский университет в Санта-Барбаре впервые за последние 55 лет открыл новый учебный корпус. Автором проекта выступило архитектурное бюро из Сиэтла LMN Architects.
Музыкальная фабрика
В Манчестере открылся концертно-выставочный комплекс по проекту OMA. Заказчик – компания Factory International, организатор Манчестерского международного фестиваля.
Фасад для шоссе
В проекте здания управления автодорог в Дакке, столице Бангладеш, архитекторы Framework учли особенности участка, расположенного на оживленном шоссе, но с видом на зеленую зону.
Приближение искусства к народу
Первый и пока единственный филиал Государственного музея искусств (SMK) в Копенгагене отроется в сельской местности на севере Дании. Авторы проекта его комплекса – Reiulf Ramstad Arkitekter.
Адаптивная реконструкция
Восстановлением разрушенной землетрясением в феврале 2023 года турецкой провинции Хатай и ее столицы Антакьи займется консорциум архитекторов с Foster + Partners и BIG в составе.
Big in Japan
В Токио завершено строительство 266-метрового небоскреба Toranomon Hills Station Tower по проекту Сёхэя Сигэмацу, главы нью-йоркского отделения OMA. Это первый объект, реализованный OMA на территории японской столицы, и самый крупный проект в портфеле бюро.
Космический ковчег
MAD Architects представили проект реконструкции склада Чжанцзянского цементного завода под многофункциональный общественный центр. По мысли Ма Яньсуна, над массивными бетонными стенами зависнет космический «ковчег».
Другой Версаль
Парижское Atelier Delalande Tabourin для реконструкции небольшого дома в Версале использовали особый бетон, в который добавлена кирпичная крошка.
Высотная биофилия
The Spiral в Нью-Йорке, первый «сверхвысокий» небоскреб, спроектированный бюро Бьярке Ингельса BIG, – эксперимент в высотном озеленении: его террасы с кустарником и деревьями достигают высоты в 300 м и более.
Укрощение стихии
Бюро Carlo Ratti Associati разработало проект реконструкции знаменитых набережных Мурацци-дель-По в Турине: все более сильные разливы реки новому общественному центру будут не страшны.
Путь на глубину
На севере Норвегии бюро Rever og Drage Arkitekter соорудили на озере традиционный причал, но предназначен он не для лодок, а для любования пейзажем.
Пирамида для горожан
Бывший музей албанского лидера Энвера Ходжи в центре Тираны открылся после реконструкции по проекту MVRDV как образовательный центр и общественное пространство.
Иллюзия уединения
Кафе и частный дом на острове у северо-восточного побережья Китая создают иллюзию романтического – и драматического – уединения среди суровой природы. Авторы проекта – пекинское бюро TAO.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Примирение
Реставрация Соляного склада для Звенигородского музея-заповедника, с одной стороны, достаточно точно реализована по проекту бюро «Народный архитектор» – а, с другой стороны, она не обошлась без дополнительных исследований и корректировок, которые в данном случае, скорее, во благо. Обнаружен исходный цвет покраски, детали фасадов, лучше изучена история перестроек. Итог – проявлен импозантный характер ампирного здания, самого старого в городе, проявлены отличия поздних пристроек. Но, главное, город получил новое культурное и общественное пространство, которые уже «работает» вовсю.
Между городом и деревней
Два жилых дома, построенных в чешском Каменице по проекту пражской студии NEW HOW architects, поддерживают важный вектор развития всего поселения.
Работа с цветом
Архитекторы MVRDV реконструировали высотное здание в Шэньчжэне: проект должен стать образцом для перестройки невостребованных сооружений в масштабе всего Китая.
Наследие пивоваров
Реконструируя бывшую пивоварню Kingway в одном из районов Шэньчжэня, китайское бюро URBANUS попыталось сохранить дух места и коллективную память горожан об ушедшей эпохе.
Мозаика в 3D
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, появилось еще одно офисное здание с необычным фасадом от Studio Ardete.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
«Дом зерна»
Посетительский центр при органическом агропромышленном центре по проекту Reiulf Ramstad Arkitekter на севере Дании напоминает о традиционных для региона амбарах и хлебопекарных печах.
Технологии и материалы
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Сейчас на главной
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.