English version

Свой среди чужих, чужой среди своих

Архитекторы бюро ПАНАКОМ Никита Токарев и Арсений Леонович спроектировали в Германии дом для русского заказчика. Дом получился не вполне немецким, но и не очень русским.

mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Частный дом в Грюнвальде
Германия, Мюнхен

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: А.Леонович, Н.Токарев, М.Саксон, Е.Чаругина

2010 — 2010 / 2010 — 2013
Никита Токарев вспоминает слова Ильи Лежавы: в России и в Европе архитекторы действуют по-разному. В России они сперва изобретают идею, а потом мучительно стараются ее воплотить. Результат – боль и разочарование: архитекторы, строители и заказчики разочарованы друг в друге, воплощенная мечта разочаровывает всех. В Европе же архитектор сперва намечает работоспособную схему, а потом внутри нее обнаруживает красоту. Будучи сами русскими архитекторами, Токарев и Леонович работали в первой парадигме. А недавно попробовали вторую.

Один из заказчиков архитектурного бюро «Панаком» обосновался в Германии и решил построить дом. Участок находится в пригороде Мюнхена. В работе над проектом участвовал местный архитектор, который перевел проект на немецкий язык, привел его в соответствие с германскими нормами, согласовал, а теперь подготовит рабочую документацию и будет надзирать за строительством. Ситуация, когда местный архитектор выполняет техническое сопровождение проекта, созданного иностранным архитектурным бюро (в таком случае его называют по-английски Executive Architect) – обычная практика для многих стран.

Участок выходит одной стороной на улицу, другой – на бровку крутого склона, спускающегося к реке Изар. На участке стоял маленький дом обычного для этих мест облика: белые стены, маленькие окна, высокая черепичная крыша. Такой дом был несовместим с образом жизни заказчика. Кроме того, участок зарос деревьями, которые по местным нормам нельзя рубить.

Архитекторы столкнулись с подробной градостроительной регламентацией: ограничивалась высота здания, отступы от красной линии, от соседних участков. Все эти требования, конечно, были соблюдены. Одно из них, касающееся максимальной площади наземной части, было соблюдено формально. В лимит 500 кв. м не помещался бассейн, поэтому он спроектирован как отдельное здание, со своим фундаментом.

Это решение подсказал исполнительный архитектор. Похоже, что проект был согласован без больших затруднений в первую очередь благодаря его энергичным действиям. В органах местного самоуправления очень опасались, что здание «в современном стиле» нарушит фахверково-черепичную гармонию пригорода. Исполнительный архитектор настаивал на том, что проект международный, убеждал, что русские проектировщики очень известны у себя на родине, и, наконец, сомневающиеся согласились с тем, что новая постройка обогатит пригород.

В доме общественные помещения, вопреки привычной схеме, расположили на втором этаже, чтобы над деревьями, которые нельзя рубить, видна была даль. Поэтому было нужно так устроить вход, чтобы человек, войдя, тут же захотел подняться на второй этаж. В центре дома расположили двусветный вестибюль с зенитным фонарем и стеклянной стеной напротив входа, сквозь которую виден сад. Второй этаж с двух сторон заглядывает в вестибюль антресолями, и лестница спускается к самой входной двери. Вестибюль приглашает человека подняться наверх или пройти вперед, в сад. Проходы в стороны, к жилым комнатам, незаметны.

Второй этаж, хотя и разделен на несколько комнат, должен производить впечатление единого пространства с общим кессонным перекрытием из дерева. Стены почти по всему периметру – из стекла, вдоль уличного фасада и над бассейном устроены террасы. На террасу, которая тянется вдоль главного фасада, выходят двери из всех помещений верхнего этажа. Второй этаж кажется беседкой, поставленной на каменное основание, излишне массивное, чтобы нести ее тяжесть.

Эта подчеркнутая ярусность, П-образный план, жесткая симметрия с тремя пересекающимися осями (третья – вертикальная, фиксированная фонарем в потолке вестибюля), выделенный вход – признаки классицизма, причем скорее немецкого, формулярного, шинкелевского классицизма. А формальный язык постройки – это язык немецкого модернизма эпохи Гропиуса и Миса, в общем тоже чуждый «Панакому». Задумывая постройку в Германии, архитекторы решили отдать дань уважение контексту, да вот незадача: они думали, что контекст – это Шинкель и «Новая объективность», а оказалось – черепица и фахверк.

Дом остался чужд окружению. Он «не немецкий». Но и не русский. В России не получилось бы построить такой дом – настолько маленький и прозрачный. Не будучи «другим» по стилю (несмотря на плоские стены и горизонтальную линия карниза, стилистика «Панакома» в нем видна), он «другой» с точки зрения этики, ценностей. Планировка – результат самоограничения. Не только архитекторы – сам заказчик старался ужать площади и функции до требуемых 500 кв. м. Он с энтузиазмом стремился остаться в рамках закона, так непривычных и обременительных в России. Другая ценность, которой следует проект – ясность. В дом входишь, и он, по словам Никиты Токарева, «сразу все объясняет»: его структура понятна с первого взгляда.

Сейчас проект передан исполнительному архитектору, который готовит рабочую документацию для подрядчиков. Строительство, вероятней всего, начнется летом.
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена. Генеральный план
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена. План первого этажа
© PANACOM
Частный жилой дом в пригороде Мюнхена. План второго этажа
© PANACOM
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Частный дом в Грюнвальде
Германия, Мюнхен

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: А.Леонович, Н.Токарев, М.Саксон, Е.Чаругина

2010 — 2010 / 2010 — 2013

23 Декабря 2010

PANACOM: другие проекты
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Сладкая жизнь
В проекте поселка «Рафинад» под Москвой, в городском округе Химки, архитекторы PANACOM предложили разнообразное, гуманное и комфортное жилье.
Арсений Леонович: «Коворкинг – универсальный кластер...
Глава архитектурного бюро PANACOM – о подмосковных коворкингах «Старт», спроектированных бюро и построенных в течение последних полутора лет, а также о том, как меняется мир, что такое spa-working и в чем будущее девелопмента бизнес-пространств.
Зародыш комфортного города
Конкурсная концепция Арсения Леоновича для деревни Палкино на границе Твери сочетает комфортный масштаб, заданный ПЗЗ, с детальной проработкой функций и специфики городских пространств жилого комплекса.
Редизайн библиотеки
Дизайн коворкинга, придуманный бюро Panacom для библиотеки Блохинцева в Дубне, дал импульс развитию на её основе современного общественного центра.
Дизайнерская «одежда» для квартала
Работая с четырьмя вариантами фасадных решений для квартала в подмосковном городе Видное, архитекторы PANACOM пошли несколько дальше поставленной задачи, равняясь на новые московские стандарты жилья.
Лесные лофты
PANACOM проектирует интерьеры штаб-квартиры воронежской научно-производственной компании.
Ближе к природе
Архитектурное бюро PANACOM представляет проект загородной жилой застройки из четырех дифференцированных кластеров, где сошлись уют загородной жизни и разнообразие городских пространств, компактность, экологичность и индивидуальность.
Устройство мира
«Дом-Питон» – проект архитектурного бюро PANACOM – стал призером конкурса PinWin в номинации «Лучший интерьер в современном стиле». Архитектурное решение загородного дома, яркое и нетривиальное, спорит с традиционными стилями построек в коттеджном поселке «Никольская Слобода» по Новорижскому шоссе.
Бином от ПАНАКОМ
В одном из самых известных наукоградов России – подмосковной Дубне – архитектурная мастерская ПАНАКОМ спроектировала жилой квартал, предназначенный для молодых ученых и их семей.
Дом у озера
В коттеджном поселке «Антоновка» архитектурная мастерская «Панаком» спроектировала индивидуальный жилой дом. Расположенный на берегу лесного озера, он напоминает изящный деревянный катамаран, готовый отправиться в плавание.
Свет слов
С сентября в России снова начал выходить знаменитый итальянский журнал о дизайне INTERNI. Свое возвращение журнал отметил экспозицией на Moscow design week, автором которой выступил архитектор Арсений Леонович.
Перелетные гнезда
«Гнезда света» бюро «Панаком» – один из самых ярких (во всех смыслах) объектов прошедшего «Архстояния»-2011. Обладая выраженной медийной составляющей, он имеет неплохие шансы отправиться в самостоятельное плавание. По крайней мере, создатели уверены, что светящиеся шары вполне могут размножаться и мигрировать из леса в город. Об этом в интервью Архи.ру рассказал один из авторов объекта Арсений Леонович.
Ворота в лес
Большой дом-двухтысячник, спроектированный архитектурным бюро ПАНАКОМ для Подмосковья, велик, импозантен и наполнен разными, принятыми в наше время радостями, от бассейна до кинотеатра. Однако все эти радости жизни – это не более, чем тонко организованные пропилеи: вход в сосновый лес, который живет на второй половине хозяйского участка.
Хрустальная революция
О том, что понятия «русские народные промыслы» и «современный дизайн» не очень дружны между собой, знает каждый, кто хотя бы раз приобретал сувениры. Можно ли вдохнуть новую жизнь в то, что по праву составляет гордость отечественной культуры и истории? Арсений Леонович, архитектор бюро «Панаком», отвечает на этот вопрос утвердительно. В мае этого года в качестве приглашенного дизайнера ЗАО «Народные художественные промыслы» он начал работу по внедрению в отрасль современного дизайна в старейшем центре стекольной промышленности – городе Гусь-Хрустальный.
Капля дизайна
И у табурета и у дома одна и та же стоечно-балочная система, ванна и бассейн различаются лишь масштабом. На протяжении всего XX века архитекторы успешно работают в сфере промышленного дизайна, от Йозефа Хофмана до Захи Хадид, от Ле Корбюзье до Жана Нувеля. Из русских архитекторов прошлого вспоминаются Родченко и братья Веснины. Если же говорить о современных российских именах, то нельзя не упомянуть бюро «Панаком».
Романтика полета
Высокие глухие заборы с массивными отгороженными от внешнего мира постройками за ними – это образ большинства участков в российских коттеджных поселках, где землю продают без подряда. Но не таков новый проект бюро «Панаком», выполненный для поселка «Ваутутинки» - дом смело раскрывается к дороге, забор невысок, а сплошное остекление использовано не только со стороны внутреннего двора
Стихийный частный мир
Для своего нового проекта в «Николиной слободе» бюро «Панаком» предлагает стройную легенду, присвоив 4-м объемам постройки характеристики четырех стихий. Получилась декоративно обработанная картина мира, удивительно приятная в своей статичности. Архитекторы вернулись к присущему им ранее строгому стилю, разбавив его бетонным узорочьем и орнаментальной аппликацией
Лесная рыбешка
В современной России архитекторам, должно быть, очень интересно работать – им все время приходится осваивать новые форматы недвижимости, причем нередко они это делают совместно с девелоперами. Один из примеров таких доселе незнакомых типологий – небольшие загородные поселки средней этажности бизнес-класса. Подобных проектов пока что совсем немного, и один из них выполнен в бюро «Панаком»
А у нас в садах коралл…
План новой постройки от бюро «Панаком» очень напоминает кораллы с платьев последней коллекции Gucci. В этом проекте архитекторы превратили дом в целую инопланетную деревню - отдельные кластеры соединены закольцованным коридором с «кают-компанией» и «блоком питания» в центре, из каждого «бокса» можно выйти прямо на улицу
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.