27.04.2016

Современная история царскосельского прома

Архитектурное бюро PANACOM разработало конкурсную планировочную концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София» под Петербургом.

информация:

Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

Территория вагоноремонтного завода «София» на окраине города Пушкин, как и любой дореволюционный пром, подлежащий редевелопменту, содержит в себе многочисленные культурные слои, описываемые словом «палимпсест». Для проектировщиков это буквальное «просвечивание» исторических напластований сквозь время зачастую касается не только артефактов, которым в новой застройке находится подходящая роль, но и градостроительной структуры, масштаба и принципов формообразования. В разной степени все участники конкурса на концепцию застройки заводской территории сделали акцент на сохранении следов истории. Предложение PANACOM не стало исключением, но архитекторы пошли еще дальше, реализовав основные принципы работы в историческом контексте средствами современного архитектурного языка.

По техническому заданию конкурса эта территория в форме сапога, где самые ценные артефакты расположились в южной части, подлежит смешанной застройке из жилых кварталов, апартаментов, делового и культурного центров, социальной инфраструктуры и зоны общественного центра с торгово-развлекательной функцией и спорткомплексом. Близость города Пушкин с его знаменитыми парками – Александровским и Екатерининским – безусловно, проецирует их образность на территорию проектирования. Впрочем, архитекторы PANACOM не стали переносить сюда классическую квартальную сетку в буквальном смысле, а воспользовались семиотическими и структурными признаками классического языка, сохранив, таким образом, связь с традицией и не превратили её в имитацию.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Генеральный план. Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Генеральный план. Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

«Образ Петербурга, образ Пушкина, весь этот ареал, безусловно, довлеет над территорией, – говорит Арсений Леонович. – Поэтому здесь есть место историзму и каким-то классическим вещам, к которым стоит привязываться – но образно, не в лоб, чугунными лавочками и фонарями…. Свою задачу мы увидели в том, чтобы передать дух времени и места, мощного омолаживающего градостроительного импульса, с которым связана застройка всей агломерации вокруг Петербурга, как прототипа для нового витка градостроительной истории. Это некая в хорошем смысле оглядка на Голландию, на немцев. Лейтмотивом нашего проекта стал экскурс в историю без имитаций».

Прежде всего в PANACOM обратились к генезису территории, которая получила свой странный абрис с таким «клювом» в юго-западной части благодаря дуге железнодорожной ветки, которая ранее заходила внутрь участка. Эта динамичная линия подсказала геометрию основной планировочной оси нового градостроительного образования – цепи водных пространств.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

Вода
Вода в этой концепции также, как и для самого Петербурга, – лейтмотив и планировочный «хребет». Каналы, пруды, «петля» с островом, зигзагообразный ручей затягивают сюда и нанизывают, как на шампур, гигантскую рассыпающуюся территорию, соединяя жилые кварталы с объектами инфраструктуры и общественным пространством перед торговым центром. На планировочную ось системы бульваров нанизаны прогулочные, спортивные и велосипедные маршруты.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

«Сплошная фасада»
Второй классицистический принцип формирования города, подобного Петербургу, – «сплошная фасада», предтеча квартальной застройки – реализован в построении жилых домов. Они организованы в блоки равной высоты: по шесть этажей, но имеют разнообразную пластику и индивидуальный современный дизайн. Единообразие высотных отметок и квартальный принцип застройки позволили архитекторам PANACOM привязать свой проект к петербургскому контексту, и, с другой стороны – достичь прагматической выгоды довольно высоких показателей плотности. Каре домов подчинены абрису территории и образуют приватные жилые дворы, разделяя частную жизнь от общественной.

Масштаб задают крупные членения с выделенными ризалитами, а также огромные арки высотой по три-пять этажей. Дома, как это требовалось по техническому заданию, остаются самостоятельными, с двумя, тремя и четырьмя подъездами, но выглядят как цельные блоки. Чередования меридиональных и широтных секций позволило авторам варьировать квартирографию.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

Апартаменты
Пластическим и цветовым акцентом жилой части становится комплекс апартаментов – в виде домов-шайб и домов-цилиндров. Приземистые башни внутри этого кластера дифференцированы по размеру, сохраняя, однако, одинаковую высоту в пять высоких этажей. Пространственно эту агломерацию связывает ручей, огибающий здания и создающий эффектные отражения.

«По заданию большое количество квадратных метров предполагается застроить апартаментами, а в этом сегменте, как мы считаем, можно сделать что-то особенное, – рассказывает Арсений Леонович. – Апартаменты согласно их статусу – второе жильё, тут другие подходы и к жизни, и к проектированию, и к нормам. Часть домов у нас решены без явно выраженных дворов, хотя сгруппированные на одной территории, они, безусловно, формируют своё особенное переживание архитектуры в пространстве ландшафта».
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

Транспорт
Подъезды к домам в большинстве случаев организованы только с внешней стороны, практически исключая транзит автомобилей через жилой комплекс. Основная двухполосная артерия выносится на периферию, к западной и юго-западной границе. Начинаясь от Кузьминского шоссе, проходя вдоль границы участка, она выходит в районе проектируемого гаража в западной части и проходит до Петербургского шоссе по трассе ныне грунтовой дороги. Такое подсоединение участка сразу к двум шоссе качественно улучшает его транспортную схему.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

Общественные пространства
Территория нового района функционально подразделяется на две неравные части – более пространную жилую и меньшую общественную. Система визуальных ограничений позволяет соблюдать это деление, обходясь без заборов и шлагбаумов. В части, приближенной к Кузьминскому шоссе, с расчётом на общегородское использование, располагается общественный центр, где некоторые здания –дореволюционные. Это место, заряженное историей и следами времени; тут стоят здания заводоуправления и павильона мастерских, рядом с которыми возникает новый торгово-развлекательный центр, с включенной в него реставрируемой частью павильона, а также артефакты существующего завода: мостовой кран и фрагменты рельсовых полотен. Рядом располагается Мемориальный парк – он создаётся на основе существующего сквера у здания заводоуправления; отсюда отправлялась в ссылку семья последнего русского императора. На пересечении двух планировочных осей парка предлагается возвести часовню. Второй общественный центр, формируемый для комфорта жителей новых кварталов, возникает на берегу искусственного овального пруда в срединной части района: здесь располагаются компактные и современные здания торгово-бытового и спортивного корпусов.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

Парки
Наличие в непосредственной близости знаменитых садово-парковых ансамблей подтолкнуло авторов концепции не следовать по пути имитаций, а трактовать благоустройство в современном ключе, сохраняя при этом классический принцип чередования плотной квартальной жилой застройки с открытыми зелёными общественными территориями. Благоустройство становится цепочкой микросред, сценарно сменяющих друг друга на протяжении всей «зелёной» планировочной оси. Различные типы мощения, деревянные настилы, разнотравье, габионы, подсветка скамеек, скульптур и озеленения, а также вмонтированная в мощение тропинок и аллей, наземное и вертикальное архитектурное освещение, мостки через каналы, каменистое, дощатое или дёрновое покрытие берегов – вот далеко не полный спектр современных инструментов для создания комфортного и концептуального ландшафта. Здесь же нашла применение и традиция построения усадебного ансамбля с чередованием плотных и разряженных пространств, с разделением парка на репрезентативную, регулярную и более приватную, живописную части.

«Нам было важно трактовать территорию крупными кусками, и мы предложили условно разбить ее на три тематических парка: мемориальный, «английский» пейзажный и «французский» регулярный, – говорит Арсений Леонович. – Мы добивались того, чтобы человек, живя в новом городе, испытывал ощущение от города с историей».
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Предложения по благоустройству. Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Предложения по благоустройству. Проект, 2016 © PANACOMоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Переслегин
  • Сергей Чобан
  • Шимон Матковски
  • Николай Миловидов
  • Георгий Трофимов
  • Дмитрий Васильев
  • Павел Андреев
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин
  • Валерий Лукомский
  • Александр Попов
  • Андрей Романов
  • Тотан Кузембаев
  • Даниил Лоренц
  • Антон Лукомский
  • Сергей  Орешкин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Владимир Биндеман
  • Александра Кузьмина
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Иванов
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Наталия Шилова
  • Никита Бирюков
  • Олег Мединский
  • Роман Леонидов
  • Николай Переслегин
  • Юлия Тряскина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Магда Чихонь
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Токарев
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Скуратов
  • Вера Бутко
  • Сергей Труханов
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Магда Кмита
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Арсений Леонович
  • Илья Машков
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Петр Фонфара

Постройки и проекты (новые записи):

  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике
  • ТРЦ «Ривьера»
  • Бизнес-центр «Луков, 2»

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи