English version

Современная история царскосельского прома

Архитектурное бюро PANACOM разработало конкурсную планировочную концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София» под Петербургом.

27 Апреля 2016
mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Мастерская:
PANACOM
Проект:
Конкурсная концепция застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София»
Россия, Пушкин

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Леонович, К. Маркус, Ю. Фролов, А. Белинская, А. Баюшев, Д. Ханджи, М. Саксон.

2016
Территория вагоноремонтного завода «София» на окраине города Пушкин, как и любой дореволюционный пром, подлежащий редевелопменту, содержит в себе многочисленные культурные слои, описываемые словом «палимпсест». Для проектировщиков это буквальное «просвечивание» исторических напластований сквозь время зачастую касается не только артефактов, которым в новой застройке находится подходящая роль, но и градостроительной структуры, масштаба и принципов формообразования. В разной степени все участники конкурса на концепцию застройки заводской территории сделали акцент на сохранении следов истории. Предложение PANACOM не стало исключением, но архитекторы пошли еще дальше, реализовав основные принципы работы в историческом контексте средствами современного архитектурного языка.

По техническому заданию конкурса эта территория в форме сапога, где самые ценные артефакты расположились в южной части, подлежит смешанной застройке из жилых кварталов, апартаментов, делового и культурного центров, социальной инфраструктуры и зоны общественного центра с торгово-развлекательной функцией и спорткомплексом. Близость города Пушкин с его знаменитыми парками – Александровским и Екатерининским – безусловно, проецирует их образность на территорию проектирования. Впрочем, архитекторы PANACOM не стали переносить сюда классическую квартальную сетку в буквальном смысле, а воспользовались семиотическими и структурными признаками классического языка, сохранив, таким образом, связь с традицией и не превратили её в имитацию.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Генеральный план. Проект, 2016 © PANACOM

«Образ Петербурга, образ Пушкина, весь этот ареал, безусловно, довлеет над территорией, – говорит Арсений Леонович. – Поэтому здесь есть место историзму и каким-то классическим вещам, к которым стоит привязываться – но образно, не в лоб, чугунными лавочками и фонарями…. Свою задачу мы увидели в том, чтобы передать дух времени и места, мощного омолаживающего градостроительного импульса, с которым связана застройка всей агломерации вокруг Петербурга, как прототипа для нового витка градостроительной истории. Это некая в хорошем смысле оглядка на Голландию, на немцев. Лейтмотивом нашего проекта стал экскурс в историю без имитаций».

Прежде всего в PANACOM обратились к генезису территории, которая получила свой странный абрис с таким «клювом» в юго-западной части благодаря дуге железнодорожной ветки, которая ранее заходила внутрь участка. Эта динамичная линия подсказала геометрию основной планировочной оси нового градостроительного образования – цепи водных пространств.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM

Вода
Вода в этой концепции также, как и для самого Петербурга, – лейтмотив и планировочный «хребет». Каналы, пруды, «петля» с островом, зигзагообразный ручей затягивают сюда и нанизывают, как на шампур, гигантскую рассыпающуюся территорию, соединяя жилые кварталы с объектами инфраструктуры и общественным пространством перед торговым центром. На планировочную ось системы бульваров нанизаны прогулочные, спортивные и велосипедные маршруты.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепция застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM

«Сплошная фасада»
Второй классицистический принцип формирования города, подобного Петербургу, – «сплошная фасада», предтеча квартальной застройки – реализован в построении жилых домов. Они организованы в блоки равной высоты: по шесть этажей, но имеют разнообразную пластику и индивидуальный современный дизайн. Единообразие высотных отметок и квартальный принцип застройки позволили архитекторам PANACOM привязать свой проект к петербургскому контексту, и, с другой стороны – достичь прагматической выгоды довольно высоких показателей плотности. Каре домов подчинены абрису территории и образуют приватные жилые дворы, разделяя частную жизнь от общественной.

Масштаб задают крупные членения с выделенными ризалитами, а также огромные арки высотой по три-пять этажей. Дома, как это требовалось по техническому заданию, остаются самостоятельными, с двумя, тремя и четырьмя подъездами, но выглядят как цельные блоки. Чередования меридиональных и широтных секций позволило авторам варьировать квартирографию.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM

Апартаменты
Пластическим и цветовым акцентом жилой части становится комплекс апартаментов – в виде домов-шайб и домов-цилиндров. Приземистые башни внутри этого кластера дифференцированы по размеру, сохраняя, однако, одинаковую высоту в пять высоких этажей. Пространственно эту агломерацию связывает ручей, огибающий здания и создающий эффектные отражения.

«По заданию большое количество квадратных метров предполагается застроить апартаментами, а в этом сегменте, как мы считаем, можно сделать что-то особенное, – рассказывает Арсений Леонович. – Апартаменты согласно их статусу – второе жильё, тут другие подходы и к жизни, и к проектированию, и к нормам. Часть домов у нас решены без явно выраженных дворов, хотя сгруппированные на одной территории, они, безусловно, формируют своё особенное переживание архитектуры в пространстве ландшафта».
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM

Транспорт
Подъезды к домам в большинстве случаев организованы только с внешней стороны, практически исключая транзит автомобилей через жилой комплекс. Основная двухполосная артерия выносится на периферию, к западной и юго-западной границе. Начинаясь от Кузьминского шоссе, проходя вдоль границы участка, она выходит в районе проектируемого гаража в западной части и проходит до Петербургского шоссе по трассе ныне грунтовой дороги. Такое подсоединение участка сразу к двум шоссе качественно улучшает его транспортную схему.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM

Общественные пространства
Территория нового района функционально подразделяется на две неравные части – более пространную жилую и меньшую общественную. Система визуальных ограничений позволяет соблюдать это деление, обходясь без заборов и шлагбаумов. В части, приближенной к Кузьминскому шоссе, с расчётом на общегородское использование, располагается общественный центр, где некоторые здания –дореволюционные. Это место, заряженное историей и следами времени; тут стоят здания заводоуправления и павильона мастерских, рядом с которыми возникает новый торгово-развлекательный центр, с включенной в него реставрируемой частью павильона, а также артефакты существующего завода: мостовой кран и фрагменты рельсовых полотен. Рядом располагается Мемориальный парк – он создаётся на основе существующего сквера у здания заводоуправления; отсюда отправлялась в ссылку семья последнего русского императора. На пересечении двух планировочных осей парка предлагается возвести часовню. Второй общественный центр, формируемый для комфорта жителей новых кварталов, возникает на берегу искусственного овального пруда в срединной части района: здесь располагаются компактные и современные здания торгово-бытового и спортивного корпусов.
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM

Парки
Наличие в непосредственной близости знаменитых садово-парковых ансамблей подтолкнуло авторов концепции не следовать по пути имитаций, а трактовать благоустройство в современном ключе, сохраняя при этом классический принцип чередования плотной квартальной жилой застройки с открытыми зелёными общественными территориями. Благоустройство становится цепочкой микросред, сценарно сменяющих друг друга на протяжении всей «зелёной» планировочной оси. Различные типы мощения, деревянные настилы, разнотравье, габионы, подсветка скамеек, скульптур и озеленения, а также вмонтированная в мощение тропинок и аллей, наземное и вертикальное архитектурное освещение, мостки через каналы, каменистое, дощатое или дёрновое покрытие берегов – вот далеко не полный спектр современных инструментов для создания комфортного и концептуального ландшафта. Здесь же нашла применение и традиция построения усадебного ансамбля с чередованием плотных и разряженных пространств, с разделением парка на репрезентативную, регулярную и более приватную, живописную части.

«Нам было важно трактовать территорию крупными кусками, и мы предложили условно разбить ее на три тематических парка: мемориальный, «английский» пейзажный и «французский» регулярный, – говорит Арсений Леонович. – Мы добивались того, чтобы человек, живя в новом городе, испытывал ощущение от города с историей».
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Проект, 2016 © PANACOM
Концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София». Предложения по благоустройству. Проект, 2016 © PANACOM


Архитектор:
Арсений Леонович
Мастерская:
PANACOM
Проект:
Конкурсная концепция застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София»
Россия, Пушкин

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Леонович, К. Маркус, Ю. Фролов, А. Белинская, А. Баюшев, Д. Ханджи, М. Саксон.

2016

27 Апреля 2016

Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.