Арсений Леонович: «Время турбулентности: новые возможности и утраченные иллюзии»

Руководитель бюро PANACOM, в преддверии «Зодчества» – об особенностях нового времени.

Беседовала:
Анна Евстигнеева

mainImg
На международном фестивале «Зодчество»-2015 в рамках смотра-конкурса «Новое градостроительство» архитектурное бюро PANACOM представляет на суд жюри проект загородной жилой застройки по Новорижскому шоссе. Для Арсения Леоновича, главного архитектора PANACOM, участие в конкурсе – повод для размышлений на тему градостроительных проектов и жилищного строительства в эпоху экономического кризиса. Слово Арсению Леоновичу:
 
«
Архитекторы, застройщики, девелоперы
Я бы назвал наше время эпохой парадоксов. Например, несмотря на экономический и социальный кризис у нас строится много жилья. Безусловно, большинство активных объектов на стадии завершения строительства, но есть много новых проектов, которые только входят в свою активную стадию.

Вот вам и парадокс: казалось бы, все должно подзаморозиться, свернуться, но ничего подобного. На рынок выходят и старые, и новые команды. И все они друг друга теснят. Конкуренция обостряется. Все понимают, что если сейчас расслабишься, то завтра твое место займут. Мы все как на войне или на спортивных состязаниях. Архитекторы и застройщики вынуждены реагировать на изменение рыночной ситуации, приспосабливаться к новым условиям, пусть тяжело и травматично.

Критерием же оценки проектов становится новизна и качество архитектурного продукта. Изменилось и поведение девелоперов. Очевидно, что еще несколько лет назад было намного проще зарабатывать на этом рынке. Застройщики брали площадки, которые по определению были «козырными» (а тогда их было еще много) и влупляли туда все, что угодно. А «место и еще раз место» давало индульгенцию на все архитектурные и прочие промахи: типологические, пространственные, образно-художественные, в конце концов. Потому «эти самые места» всё оправдывали: «хотите жить на Смоленке, вот и живите». Но сегодня таких выгодных площадок почти не осталось, а городу нужно расти и развиваться во всех отношениях. Поэтому меняются и строительные регламенты, и нормативная база, которые во многом устарели, а городская среда уже предъявляет новые требования. Сегодня всем хочется, чтобы было достаточное количество машиномест и зелени, детских площадок и рекреационных зон. Более того, на социальную организацию территорий теперь значительно влияют различные медиа и соцсети. Это раньше было: построил, продал, до свидания… А сегодня есть постоянная обратная связь, если что-то не так, то сразу все известно. Поэтому совершенно закономерно, что компании-застройщики становятся более прозрачными и социально ответственными.

Заказчики и потребители
Если отстранено созерцать «кризисную» ситуацию глазами потребителя, то он сразу увидит, как за него борются. Маркетинг усложняется. Готовятся целые исследования перед запуском того или иного проекта, где отражается все, от целевой аудитории до типов растений на дворовой территории. Нынче простые бетонные квадратные метры, в отличие от недавнего прошлого, строить нельзя – и не дадут, и мало найдется покупателей. Теперь необходимо делать из этого сахара отличные конфеты в фантиках и упаковать их в красивые коробки, обязательно прилагая оригинальную историю, мифологию места. В итоге клиент получает целый комплект услуг, куда входят формат жизни (загородный или городской), адекватная социальная среда, соответствующая инфраструктура, благоустройство и дизайн территории. Так что если раньше правил только квадратный метр, то теперь – «образ жизни», которого будет придерживаться человек на определенном отрезке своей жизни. Поэтому выбор стал намного осмысленней, чем 15–20 лет назад.

Новые форматы и предложения
Вообще предложений, форматов и типологий самих квартир за последние годы стало гораздо больше. Возьмем, например, базовый вариант – жилье эконом-класса. Не так давно за ним сразу следовал формат «бизнес», и это было уже круто, а после «бизнеса» шла заветная «элитка». В последние годы появляются «комфорт» и «комфорт плюс», «бизнес» становится скромнее рядом с классом «бизнес плюс». Появился «премиум-класс». То есть общее повышение класса жилья повлекло за собой более строгие требования к качеству в каждом сегменте.

У архитекторов появились новые задачи: поиск оригинальных решений в новых жестких условиях сегрегации рынка. Вся квартирография перетряхнулась: стандартный набор однушек, двушек, трешек теперь никого не устраивает. Теперь их должно быть много и разных. Наши покупатели имеют опыт, не только советский, но и пост-перестроечный. Вот если человек покупает новую однушку, то точно уж большую и особенную, стандартная уже была. Теперь ему нужна или угловая, или с кучей ниш, или лофт. Поэтому покупатель, сообразуясь со своим бюджетом, может четко ориентироваться и осознанно планировать будущую жизнь. У него есть выбор: получить предложение на 50м2 квартиры-студии в лофте, много работать и приходить туда только спать или жить семьёй на тех же 50м2 в разноформатных двушке или трешке.

С другой стороны, выбор все равно ограничен. Если, например, задаться целью составить полный реестр типов квартир, существующих в европейских странах, то получится несколько увесистых томов, а в случае с российскими опытом – тонкая брошюра. И все понимают, что мы живем c разными нормативными базами, поэтому представления о том, как хорошо, красиво и полезно у нас разные. Количество необоснованных жестких и устаревших норм не соответствуют сегодняшним реалиям, что в конечном итоге сказывается на возможности выбора. 
»
zooming
Арсений Леонович, руководитель мастерской PANACOM


30 Сентября 2015

Беседовала:

Анна Евстигнеева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.