30.09.2015
беседовала: Анна Евстигнеева

Арсений Леонович: «Время турбулентности: новые возможности и утраченные иллюзии»

Руководитель бюро PANACOM, в преддверии «Зодчества» – об особенностях нового времени.

информация:

Арсений Леонович, руководитель мастерской PANACOM
Арсений Леонович, руководитель мастерской PANACOM

На международном фестивале «Зодчество»-2015 в рамках смотра-конкурса «Новое градостроительство» архитектурное бюро PANACOM представляет на суд жюри проект загородной жилой застройки по Новорижскому шоссе. Для Арсения Леоновича, главного архитектора PANACOM, участие в конкурсе – повод для размышлений на тему градостроительных проектов и жилищного строительства в эпоху экономического кризиса. Слово Арсению Леоновичу:
 
«
Архитекторы, застройщики, девелоперы
Я бы назвал наше время эпохой парадоксов. Например, несмотря на экономический и социальный кризис у нас строится много жилья. Безусловно, большинство активных объектов на стадии завершения строительства, но есть много новых проектов, которые только входят в свою активную стадию.

Вот вам и парадокс: казалось бы, все должно подзаморозиться, свернуться, но ничего подобного. На рынок выходят и старые, и новые команды. И все они друг друга теснят. Конкуренция обостряется. Все понимают, что если сейчас расслабишься, то завтра твое место займут. Мы все как на войне или на спортивных состязаниях. Архитекторы и застройщики вынуждены реагировать на изменение рыночной ситуации, приспосабливаться к новым условиям, пусть тяжело и травматично.

Критерием же оценки проектов становится новизна и качество архитектурного продукта. Изменилось и поведение девелоперов. Очевидно, что еще несколько лет назад было намного проще зарабатывать на этом рынке. Застройщики брали площадки, которые по определению были «козырными» (а тогда их было еще много) и влупляли туда все, что угодно. А «место и еще раз место» давало индульгенцию на все архитектурные и прочие промахи: типологические, пространственные, образно-художественные, в конце концов. Потому «эти самые места» всё оправдывали: «хотите жить на Смоленке, вот и живите». Но сегодня таких выгодных площадок почти не осталось, а городу нужно расти и развиваться во всех отношениях. Поэтому меняются и строительные регламенты, и нормативная база, которые во многом устарели, а городская среда уже предъявляет новые требования. Сегодня всем хочется, чтобы было достаточное количество машиномест и зелени, детских площадок и рекреационных зон. Более того, на социальную организацию территорий теперь значительно влияют различные медиа и соцсети. Это раньше было: построил, продал, до свидания… А сегодня есть постоянная обратная связь, если что-то не так, то сразу все известно. Поэтому совершенно закономерно, что компании-застройщики становятся более прозрачными и социально ответственными.

Заказчики и потребители
Если отстранено созерцать «кризисную» ситуацию глазами потребителя, то он сразу увидит, как за него борются. Маркетинг усложняется. Готовятся целые исследования перед запуском того или иного проекта, где отражается все, от целевой аудитории до типов растений на дворовой территории. Нынче простые бетонные квадратные метры, в отличие от недавнего прошлого, строить нельзя – и не дадут, и мало найдется покупателей. Теперь необходимо делать из этого сахара отличные конфеты в фантиках и упаковать их в красивые коробки, обязательно прилагая оригинальную историю, мифологию места. В итоге клиент получает целый комплект услуг, куда входят формат жизни (загородный или городской), адекватная социальная среда, соответствующая инфраструктура, благоустройство и дизайн территории. Так что если раньше правил только квадратный метр, то теперь – «образ жизни», которого будет придерживаться человек на определенном отрезке своей жизни. Поэтому выбор стал намного осмысленней, чем 15–20 лет назад.

Новые форматы и предложения
Вообще предложений, форматов и типологий самих квартир за последние годы стало гораздо больше. Возьмем, например, базовый вариант – жилье эконом-класса. Не так давно за ним сразу следовал формат «бизнес», и это было уже круто, а после «бизнеса» шла заветная «элитка». В последние годы появляются «комфорт» и «комфорт плюс», «бизнес» становится скромнее рядом с классом «бизнес плюс». Появился «премиум-класс». То есть общее повышение класса жилья повлекло за собой более строгие требования к качеству в каждом сегменте.

У архитекторов появились новые задачи: поиск оригинальных решений в новых жестких условиях сегрегации рынка. Вся квартирография перетряхнулась: стандартный набор однушек, двушек, трешек теперь никого не устраивает. Теперь их должно быть много и разных. Наши покупатели имеют опыт, не только советский, но и пост-перестроечный. Вот если человек покупает новую однушку, то точно уж большую и особенную, стандартная уже была. Теперь ему нужна или угловая, или с кучей ниш, или лофт. Поэтому покупатель, сообразуясь со своим бюджетом, может четко ориентироваться и осознанно планировать будущую жизнь. У него есть выбор: получить предложение на 50м2 квартиры-студии в лофте, много работать и приходить туда только спать или жить семьёй на тех же 50м2 в разноформатных двушке или трешке.

С другой стороны, выбор все равно ограничен. Если, например, задаться целью составить полный реестр типов квартир, существующих в европейских странах, то получится несколько увесистых томов, а в случае с российскими опытом – тонкая брошюра. И все понимают, что мы живем c разными нормативными базами, поэтому представления о том, как хорошо, красиво и полезно у нас разные. Количество необоснованных жестких и устаревших норм не соответствуют сегодняшним реалиям, что в конечном итоге сказывается на возможности выбора. 
»
беседовала: Анна Евстигнеева

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Грень
  • Антон Бондаренко
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Асадов
  • Антон Барклянский
  • Никита Явейн
  • Андрей Асадов
  • Роман Леонидов
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов
  • Александра Кузьмина
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Сергей Сенкевич
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Шилова
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Селивохин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Скокан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Илья Уткин
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Никита Токарев
  • Карен Сапричян
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Лукомский
  • Тотан Кузембаев
  • Юлия Тряскина
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Василий Крапивин
  • Антон Надточий
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи