Из-за склонности к перфекционизму архитекторы нередко проектируют мебель для собственных построек. Кроме того, у россиян в 1990-е эта привычка выработалась по причине отсутствия налаженных поставок мебели из-за границы и убогости локального производства. Тем не менее, одно дело проектировать для собственных проектов, совсем другое – придумывать вещи для конкурсов массовых производителей, как это делает «Панаком».
И вот уже их дверная ручка Walkiria продается по всему миру. Не за горами время, когда аудиофилы станут покупать колонки с дизайном «Панакома». Увлечение архитекторов очевидно – нередко вместо одного предмета появляются целые серии. «Нам нужен повод, чтобы сесть и порисовать, - объясняют авторы. – А тут мы «убиваем сразу двух зайцев»: вроде бы отдых от архитектурного творчества, но одновременно и его осмысление через дизайн малой формы – от перфорированной стенки тумбочки к фасаду дома». Отрицая какое-либо превосходство архитектурного мышления над дизайнерским, в своем положении они все же видят преимущество. «У нас сознание не ангажированное. Когда человек все время находится в этом поле, то он и витающие вокруг него идеи как бы одной температуры, – объясняет Арсений Леонович – приходя же из другой сферы, ты будто врезаешься холодным стеклом, на которое эти идеи падают каплями». Среди их работ есть такие, которые разрабатывались несколько месяцев и сделанные вечером за чашкой чая. При этом ни одна не выглядит доморощенной, архитекторы четко попадают в современный мейнстрим. Одна проблема – судя по результатам конкурсов, иностранные производители от наших соотечественников ждут лишь вариаций на тему русского авангарда и конструктивизма. Но предмет промышленного дизайна тем и лучше дома, что его можно реализовать и в другом месте и в другое время.
Держи меня
Ручка Walkiria – пока единственный проект бюро, производящийся серийно. Вот уже год она продается по всему миру. Заказ же был получен в результате конкурса, организованного в России производителем дверной фурнитуры Valli&Valli с помощью дилерской компании «Триумфальная марка». Что интересно, «Панаком» не занял в нем никакого призового места, но именно их разработка более всего приглянулась итальянским производителям.
Переодетый звук
Дизайн для контрапертурных колонок класса HI-end разработан по заказу итальянской компании Bolzano Villetri. Сейчас они производятся лишь в очень дорогой и несколько вычурной отделке из красного дерева, карельской березы и клена «птичий глаз». Предметы с таким ярким дизайном слишком сложно вписать в интерьер, в результате их приобретают во всем мире, но в небольших количествах. Так что перед «Панакомом» стояла бизнес-задача – рестайлинг должен был привлечь более широкий круг покупателей и увеличить оборот. Кроме того, было желание удешевить производство. А поскольку Арсений Леонович – аудиофил, то к задаче подошли со знанием дела. Архитекторы предложили новый подвес для твиттера (центральный элемент, работающий на высоких частотах), более жесткий и лаконичный по форме. Несколько изменили и конструкцию верхней и нижней части. И, главное, придумали новые варианты деревянной отделки. Так, например, вариант с белыми элементами может привлечь и слушателей iPod – по стилистике вполне подходит. Предполагается, что производство начнется, как только компания наладит завод в России.
Бар наслаждения
Одним жестом
Звездный ансамбль
Коллекция этажерок была придумана для конкурса «Коллекция мебели. N1 «Этажерка», объявленного журналом Interni. Конкурс он был открытый, но организаторы также пригласили и 15 известных своими дизайнерскими проектами архитекторов из 11-ти команд. «Панаком» же, не попавший в эту «звездную» подборку, решил представить сразу 11 проектов. Зацепившись за идею звездности, архитекторы предложили вариации на тему стилей зарубежных архитектурных и дизайн-знаменитостей: Карим Рашид, Одиль Дек, Вернер Пантон и т.д. Та, что в стиле Цумтора и Колхаса, больше подойдет для книг и пластинок, а на этажерке в манере Ора Ито можно и посуду поставить.