English version

Арсений Леонович: «Коворкинг – универсальный кластер для роста бизнеса и обмена идеями»

Глава архитектурного бюро PANACOM – о подмосковных коворкингах «Старт», спроектированных бюро и построенных в течение последних полутора лет, а также о том, как меняется мир, что такое spa-working и в чем будущее девелопмента бизнес-пространств.

Беседовала:
Марина Новикова

mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Татьяна Якобсон
Мария Саксон
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Коворкинги СТАРТ
Россия

Авторский коллектив:
А. Леонович, А. Фесенко, Т. Якобсон, М. Саксон, Б. Васильев, Е. Козлова, Ю. Кудинова, П. Вейденбах

2017
– Тема коворкингов необычайно актуальная и интересная. С чего она начиналась для вас?

– Первые коворкинги на Artplay открылись лет пять назад, был и коворкинг в формате библиотек с переговорными, с литературой, адресованной архитекторам и дизайнерам, кофе-пойнтами, интернетом. Но дело не шло, вероятно, потому что эти пространства не отвечали потребностям тех, кого хотели привлечь, не были таргетированными. В то же время на западе коворкинги создавались целенаправленно как место, где человек развивал стартап и одновременно получал «клубную» атмосферу, которая привлекательна для людей со схожими целями. За чашкой кофе обсуждаешь идеи, слышишь альтернативные мнения, а значит, возникает синергия: I do, I work, We work. Все построено на том, чтобы в одном месте встречались единомышленники.

Одновременно совершенствовались интернет-технологии, стартап как бизнес-модель стал популярным, в коворкинги устремилась молодежь, которой теперь понадобились 10 кв. м. и супербыстрый интернет для развития собственного дела. На рынке сформировался спрос.
Коворкинги СТАРТ. Балашиха © PANACOM
Коворкинги СТАРТ. Балашиха © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM

- Когда и как коворкинг стал для PANACOM профессиональной задачей?

– Для PANACOM тема коворкингов возникла в 2016, когда я встретился руководителями компании RE Group. Был конкурс на проект коворкингов «Старт» в Подмосковье. PANACOM выбрали потому, что у нас есть опыт создания интерьеров разного формата, мы не только архитекторы, но и графические дизайнеры, и промышленные дизайнеры, нам удалось концептуализировать конкурсный запрос быстро. За четыре месяца разработали бюджетное решение на 5000 кв. м для десяти локаций коворкингов.

Амбиции у заказчика большие – развить сеть в подмосковных городах, а потом выйти с франшизой в регионы. Подключилось областное Министерство инноваций и развития, местные сообщества, быстро удалось найти подходящие свободные площадки. Первые пять коворкингов «Старт» заработали в 2016 году, а уже в 2017 открылись четыре коворкинга над которыми работали архитекторы PANACOM и в феврале-марте открываются еще шесть новых пространств.

Коворкинги получили название «Старт», потому что оно созвучно слову «стартап», это начало восхождения, логотип бренда представляет собой стрелку «вверх». К тому же название символизирует тему достижений в бизнесе и спорте. К слову, в каждом коворкинге предусмотрено место для подвижного отдыха – тренажеры, бильярд, настольный хоккей. В оформлении интерьера мы использовали символы, связанные с бизнесом, – биткоины, рубли, доллары, фрагменты графиков аналитических расчетов. Коворкинги «Старт» отличаются от российских и зарубежных тем, что имеют четкую целевую аудиторию: это сообщество людей, которые хотят развиваться и расти профессионально.
Коворкинги СТАРТ © PANACOM

– В чем были особенности и сложности работы над этим проектом?

– Перед нами поставили серьезную задачу: создать единое решение, которое экстраполируется на разные локации. Интерьеры коворкингов объединяет мобильность, гибкость (от маленьких офисов до зон open space), наполнение: лекторий, большая кухня с кофе-пойнтом, принт-пойнтом, доска для пинов с идеями, модульная мебель.

Мы взяли лучшее, отбросив лишнее, чтобы уместиться в бюджет: в стены вкладывались по-минимуму, максимум вложений – в инфраструктуру. Мы спроектировали мебель, которую произвела российская компания Z-Office.pro. Это мебель среднего ценового сегмента, но заказ оказался большим (1000 столов) и выгодным для заказчика. Мы сами разработали инфографику и навигацию, создав узнаваемый язык и стиль. Это отличает наше решение от первых проектов, реализованных до нас в 2016 году.
Коворкинг СТАРТ. Клин © PANACOM
Коворкинг СТАРТ. Клин © PANACOM
Коворкинг СТАРТ. Клин © PANACOM
Коворкинги СТАРТ. Клин © PANACOM

– Чем отличается коворкинг от офиса с точки зрения автора, который его проектирует?

– Офисный интерьер проектируется согласно потребностям конкретной компании, которая будет здесь размещена. А коворкинг – другое, он создается под условного клиента, который приходит сюда по желанию, и надо сделать так, чтобы это желание возникло.

В отличие от офиса, где все работают над общими задачами, в коворкинге собираются люди с разными идеями и проектами. За чашкой кофе здесь встречаются те, кто работает над полетами в космос, пишет программы для детей, занимается биологией, языками и чем-то еще. Это кластер, поэтому он должен быть универсальным и при этом простым, доступным и понятным.

Нужно сбалансировать площади: меньше open space, больше бокс-офисов. Это связано с тем, что открытые пространства с хот-десками посещают разово, а коворкинг как бизнес заинтересован в резидентах, для которых предпочтительнее мини-офисы. Здесь помимо площади и интернета посетители получают услуги: юридические, бухгалтерские, консалтинг. Лектории «Старт», например, оборудованы необходимой техникой и вмещают до 70 человек. Сюда приходят продвинутые и ответственные за развитие своих городов чиновники и предприниматели.
Коворкинг СТАРТ. Коломна © PANACOM
Коворкинг СТАРТ. Коломна © PANACOM
Коворкинг СТАРТ. Коломна © PANACOM
Коворкинг СТАРТ. Коломна © PANACOM
Коворкинг СТАРТ. Люберцы © PANACOM

– Похожи ли российские коворкинги на западные или есть какие-то отличия, определенные нашими условиями?

– Мы изучали иностранные примеры, все они сложные и яркие в смысле интерьерных решений. Сначала заказчик говорил: «Сделайте нам так!», но эти варианты предсказуемо были дорогими. Мы оптимизировали проект – убрали ниши, декоративную подсветку, оставили самое необходимое. Объемные и рельефные решения перешли в формат 2D и стали плоской графикой и принтами. Там, где наносились изображения и символы, стены выравнивали, где нет – заливали поверхности цветом. Впрочем, заказчики потратились на стеклянные перегородки для мини-офисов, так в пространстве возникли «аквариумы» для работы небольших команд резидентов.
Коворкинги СТАРТ © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM

 Что дал опыт работы с типологией?

– До «Старт» мы спроектировали около 3000 кв. м для Открытого правительства Москвы. Сюда горожане будут приходить, чтобы посмотреть, на какой стадии рассмотрение заявления, решены ли проблемы парковки, вывоза мусора и т.п. Проект развивался по принципу коворкинга, и на нем отработано немало технологий, аспекты взаимодействия сотрудников и посетителей, организацию пространства. И хотя функционально это не коворкинг, сходство проектов очевидно.

Меняется дизайн вещей, меняется архитектура, улицы и облик городов, особое значение стали приобретать общественные пространства. Уже непонятно, где заканчивается интерьер, а где начинается улица, и мы работаем везде, где есть wi-fi. Но подобная диффузия масштабов из микра и макро и наоборот должна быть отрефлексирована архитектурной средой.

Перемещение интересов девелопмента в сторону объектов mixed-use связано с изменением образа жизни человека: больше мы не разделяем работу и частную жизнь, ценим время и хотим получать сервисы быстро и в одном пространстве. Занимаясь осмыслением этой проблемы в градостроительном разрезе, я продвигаю термин spa-working – организации комфортной функциональной среды для продуктивной и гармоничной работы. И коворкинги «Старт» начинают воплощать эти новые идеи.
Коворкинги СТАРТ © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM
Коворкинги СТАРТ © PANACOM

Коворкинги СТАРТ, Московская область:
Серпухов – 460,6 м2
Ступино – 453,5 м2
Мытищи – 481,8 м2
Люберцы – 395,8 м2
Ногинск – 513,8 м2
Щёлково – 934,4 м2
Клин – 571,6 м2
Балашиха – 433,4 м2
Коломна – 491,9 м2
Пушкино – 556,7 м2

 
Архитектор:
Арсений Леонович
Татьяна Якобсон
Мария Саксон
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Коворкинги СТАРТ
Россия

Авторский коллектив:
А. Леонович, А. Фесенко, Т. Якобсон, М. Саксон, Б. Васильев, Е. Козлова, Ю. Кудинова, П. Вейденбах

2017

12 Марта 2018

Беседовала:

Марина Новикова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.