English version

Клиника: частный случай

С конца прошлого года архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» работает над объектами многофункционального туристического комплекса «Лефкадия». Одним из самых необычных из них обещает стать стоместная «Клиника естественного оздоровления», архитектура которой, по настоянию заказчика, выполнена с «крымско-татарско-тосканскими» мотивами.

mainImg
Архитектор:
Сергей Киселев
Проект:
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
Россия, Краснодар

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ф.З. Ибатуллина, А.Ю. Коньков, при участии А.А.Савеловой, О.Д. Плужниковой, И.Л. Плотицыной. Главный инженер проекта: И.З. Шварцман

2010 — 2010
Многофункциональный туристические комплекс «Лефкадия» – один из амбициозных девелоперских проектов в Краснодарском крае. Здесь управляющая компания планирует создать уникальную курортную инфраструктуру с развитыми зонами отелей, этнопоселка, гольф-клуба, конных выгулов, медицинских комплексов и возродить ранее утраченную культуру виноделия.  Для реализации проекта «Лефкадия» привлекаются различные архитектурные компании и частные архитекторы как из России, так и из-за рубежа.

Мастерскую «Сергей Киселев и Партнеры» вначале пригласили к участию в закрытом конкурсе на проект винодельни близ села Молдаванское (об этом проекте мы уже писали), а затем ей была заказана и разработка концепции лечебно-оздоровительного учреждения «Клиника естественного оздоровления на 100 мест», расположеннго в экологически благоприятном районе и предназначенного для пациентов, которым необходим завершающий реабилитационный этап после бальнеологического курса в лечебницах Краснодара и Крымска.

Десять гектаров, отведенных под строительство Клиники, расположены на некотором удалении от других зон туристического комплекса – с тем, чтобы пациенты могли полноценно отдохнуть в тишине и покое. Главная достопримечательность участка – небольшое озеро каплевидной формы; на его берегу архитекторы и предложили разместить комплекс клиники из 2-3-этажных корпусов, увязанных между собой вертикальными коммуникациями.

Планировочная структура Клиники продиктована основными связями между функциональными зонами. К доминирующему объему – лечебно-диагностическому корпусу – слева и справа примыкают спальные корпуса, расположенные в «складках» местности таким образом, чтобы максимально слиться с природным окружением, а перпендикулярно основной оси размещены зоны ресепшн с рестораном, SPA, конференц-залом и выходом на центральную пешеходную эспланаду, ведущую к парку и пляжу. Планировка Клиники наследует лучшие традиции проектирования санаториев и лечебно-оздоровительных комплексов и полностью устроила заказчика. А вот предложенная сначала авторами стилистика решения фасадов – современная и функциональная, как это свойственно объектам мастерской «СКиП», – как выяснилось, была ему совсем не близка. «У заказчика были свои пожелания к стилю этого объекта, -- вспоминает главный архитектор проекта Фаина Ибатуллина. – Они были одновременно очень настойчивы и при этом парадоксальным образом неконкретны, и формулировались в виде малопонятных «крымско-татарско-тосканских мотивов». Мы честно попытались реализовать эти пожелания и дали предложения по решению фасадов с элементами классики в сочетании с тосканскими начертаниями кровель корпусов комплекса».

Пожелания заказчика, высказанные в виде достаточно экзотической, в точки зрения искусствоведов, стилевой дефиниции, на самом деле оказалось несложно интерпретировать. Первая часть определения – «крымско-татарский», отсылает нас к местному контексту: в 1990-е крымские татары получили возможность вернуться на родину. Вторая – апеллирует к особенностям курортной архитектуры, которая и в Крыму, и на Кавказе тяготела к итальянским прототипам, особенно в пору возведения роскошных прибрежных сталинских санаториев. Ностальгия по итальянским красотам, особенно в схожем климатическом поясе, очень сильна и теперь: что и говорить, южная роскошь – это классика, и не только в глазах дилетантов.

Сложнее всего что-либо сказать о местном контексте: какого-то своего, специфического архитектурного стиля у крымских татар исторически не сложилось. Первое, что приходит на ум – Бахчисарайский дворец крымских ханов; он состоит из небольших, 1-2 этажных строений, группирующихся вокруг широкого двора, обнесенного двухъярусными деревянными галереями. Протяженность корпусов Клиники, по версии СКиП, – покатые разновысотные черепичные крыши, белизна стен, циркульные завершения очертания окон и два яруса лоджий со стороны озера, – как раз попадают в этот образ. Центральная башня со смотровой площадкой на верхнем уровне, в свою очередь, вызывает в памяти прежде всего хорошо известные башни кавказских горных сел; хотя и в горном Крыму есть крепости и башни. Башня лечебно-диагностического корпуса безусловно воспринимается как центральная доминанта комплекса, от которой по холмам в обе стороны разбегаются здания различной длины. Следуя за перепадами рельефа, их кровли опускаются все ниже, придавая всей композиции дополнительный динамизм и одновременно  отдаленное сходство с горным селом, группирующимся вокруг единственного укрепления. А вот за облагораживающую итальянскую («тосканскую») составляющую «отвечает», прежде всего, белоснежная аркада главного корпуса и разновысокие черепичные кровли.

Фасады задуманы гладко-каменными; цоколи, подпорные стены и террасы должны быть покрыты шершавой каменной «шубой», напоминающей дикую кладку. На крышах планируется устроить террасы, а часть стен укрыть вьюном. Внутри делается упор на респектабельность лечебного учреждения: мрамор, гранит, дерево, лепнина, кожа.

Заметим, что, получив заказ на «крымско-татарско-тосканский стиль», архитекторы СКиП остались верны себе. Они спроектировали комплекс, снаружи похожий на небольшой южный городок, сросшийся с санаторием – пошли по пути, который можно определить скорее как вписывание в контекст, чем как стилизацию. Здесь нет вычурного декора, а к разряду узнаваемых деталей можно отнести разве что колоннаду и сводчатые окна. Иными словами, архитекторы сделали спокойный и достаточно лаконичный контекстуальный проект, ничего особенно не стилизующий, а включенный в южную традицию и обладающий несколькими узнаваемыми элементами.
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитектор:
Сергей Киселев
Проект:
Клиника естественного оздоровления на 100 мест
Россия, Краснодар

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ф.З. Ибатуллина, А.Ю. Коньков, при участии А.А.Савеловой, О.Д. Плужниковой, И.Л. Плотицыной. Главный инженер проекта: И.З. Шварцман

2010 — 2010

13 Ноября 2010

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Похожие статьи
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.