13.11.2010

Клиника: частный случай

С конца прошлого года архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» работает над объектами многофункционального туристического комплекса «Лефкадия». Одним из самых необычных из них обещает стать стоместная «Клиника естественного оздоровления», архитектура которой, по настоянию заказчика, выполнена с «крымско-татарско-тосканскими» мотивами.

информация:

открыть большое изображение
Многофункциональный туристические комплекс «Лефкадия» – один из амбициозных девелоперских проектов в Краснодарском крае. Здесь управляющая компания планирует создать уникальную курортную инфраструктуру с развитыми зонами отелей, этнопоселка, гольф-клуба, конных выгулов, медицинских комплексов и возродить ранее утраченную культуру виноделия.  Для реализации проекта «Лефкадия» привлекаются различные архитектурные компании и частные архитекторы как из России, так и из-за рубежа.

Мастерскую «Сергей Киселев и Партнеры» вначале пригласили к участию в закрытом конкурсе на проект винодельни близ села Молдаванское (об этом проекте мы уже писали), а затем ей была заказана и разработка концепции лечебно-оздоровительного учреждения «Клиника естественного оздоровления на 100 мест», расположеннго в экологически благоприятном районе и предназначенного для пациентов, которым необходим завершающий реабилитационный этап после бальнеологического курса в лечебницах Краснодара и Крымска.

Десять гектаров, отведенных под строительство Клиники, расположены на некотором удалении от других зон туристического комплекса – с тем, чтобы пациенты могли полноценно отдохнуть в тишине и покое. Главная достопримечательность участка – небольшое озеро каплевидной формы; на его берегу архитекторы и предложили разместить комплекс клиники из 2-3-этажных корпусов, увязанных между собой вертикальными коммуникациями.

Планировочная структура Клиники продиктована основными связями между функциональными зонами. К доминирующему объему – лечебно-диагностическому корпусу – слева и справа примыкают спальные корпуса, расположенные в «складках» местности таким образом, чтобы максимально слиться с природным окружением, а перпендикулярно основной оси размещены зоны ресепшн с рестораном, SPA, конференц-залом и выходом на центральную пешеходную эспланаду, ведущую к парку и пляжу. Планировка Клиники наследует лучшие традиции проектирования санаториев и лечебно-оздоровительных комплексов и полностью устроила заказчика. А вот предложенная сначала авторами стилистика решения фасадов – современная и функциональная, как это свойственно объектам мастерской «СКиП», – как выяснилось, была ему совсем не близка. «У заказчика были свои пожелания к стилю этого объекта, -- вспоминает главный архитектор проекта Фаина Ибатуллина. – Они были одновременно очень настойчивы и при этом парадоксальным образом неконкретны, и формулировались в виде малопонятных «крымско-татарско-тосканских мотивов». Мы честно попытались реализовать эти пожелания и дали предложения по решению фасадов с элементами классики в сочетании с тосканскими начертаниями кровель корпусов комплекса».

Пожелания заказчика, высказанные в виде достаточно экзотической, в точки зрения искусствоведов, стилевой дефиниции, на самом деле оказалось несложно интерпретировать. Первая часть определения – «крымско-татарский», отсылает нас к местному контексту: в 1990-е крымские татары получили возможность вернуться на родину. Вторая – апеллирует к особенностям курортной архитектуры, которая и в Крыму, и на Кавказе тяготела к итальянским прототипам, особенно в пору возведения роскошных прибрежных сталинских санаториев. Ностальгия по итальянским красотам, особенно в схожем климатическом поясе, очень сильна и теперь: что и говорить, южная роскошь – это классика, и не только в глазах дилетантов.

Сложнее всего что-либо сказать о местном контексте: какого-то своего, специфического архитектурного стиля у крымских татар исторически не сложилось. Первое, что приходит на ум – Бахчисарайский дворец крымских ханов; он состоит из небольших, 1-2 этажных строений, группирующихся вокруг широкого двора, обнесенного двухъярусными деревянными галереями. Протяженность корпусов Клиники, по версии СКиП, – покатые разновысотные черепичные крыши, белизна стен, циркульные завершения очертания окон и два яруса лоджий со стороны озера, – как раз попадают в этот образ. Центральная башня со смотровой площадкой на верхнем уровне, в свою очередь, вызывает в памяти прежде всего хорошо известные башни кавказских горных сел; хотя и в горном Крыму есть крепости и башни. Башня лечебно-диагностического корпуса безусловно воспринимается как центральная доминанта комплекса, от которой по холмам в обе стороны разбегаются здания различной длины. Следуя за перепадами рельефа, их кровли опускаются все ниже, придавая всей композиции дополнительный динамизм и одновременно  отдаленное сходство с горным селом, группирующимся вокруг единственного укрепления. А вот за облагораживающую итальянскую («тосканскую») составляющую «отвечает», прежде всего, белоснежная аркада главного корпуса и разновысокие черепичные кровли.

Фасады задуманы гладко-каменными; цоколи, подпорные стены и террасы должны быть покрыты шершавой каменной «шубой», напоминающей дикую кладку. На крышах планируется устроить террасы, а часть стен укрыть вьюном. Внутри делается упор на респектабельность лечебного учреждения: мрамор, гранит, дерево, лепнина, кожа.

Заметим, что, получив заказ на «крымско-татарско-тосканский стиль», архитекторы СКиП остались верны себе. Они спроектировали комплекс, снаружи похожий на небольшой южный городок, сросшийся с санаторием – пошли по пути, который можно определить скорее как вписывание в контекст, чем как стилизацию. Здесь нет вычурного декора, а к разряду узнаваемых деталей можно отнести разве что колоннаду и сводчатые окна. Иными словами, архитекторы сделали спокойный и достаточно лаконичный контекстуальный проект, ничего особенно не стилизующий, а включенный в южную традицию и обладающий несколькими узнаваемыми элементами.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Иванов
  • Арсений Леонович
  • Лукаш Качмарчик
  • Левон Айрапетов
  • Константин Ходнев
  • Валерия Преображенская
  • Никита Бирюков
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Скокан
  • Александр Бровкин
  • Магда Чихонь
  • Антон Лукомский
  • Георгий Трофимов
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Биндеман
  • Шимон Матковски
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Романов
  • Олег Мединский
  • Юлий Борисов
  • Магда Кмита
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Явейн
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Николай Миловидов
  • Никита Токарев
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Чобан
  • Илья Машков
  • Михаил Канунников
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Карлсон
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Николай Переслегин
  • Александр Асадов
  • Наталия Шилова
  • Карен Сапричян
  • Евгений Герасимов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александра Кузьмина
  • Антон Надточий
  • Владимир Плоткин
  • Олег Шапиро
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Владимир Ковалёв
  • Петр Фонфара
  • Роман Леонидов
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи