26.05.2010

Международное по уровню, российское по содержанию

В центре Москвы открылся Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Его первая образовательная программа была разработана в сотрудничестве с Ремом Колхасом, и знаменитый архитектор сам представил ее российской публике.

информация:

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Фото Нины Фроловой
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Фото Нины Фроловой
Новое учреждение рассчитано на выпускников российских вузов, в первую очередь — архитекторов, дизайнеров, профессионалов медиа-сферы, но также и специалистов других направлений, так как в процессе обучения ключевым будет междисциплинарный подход. Создатели «Стрелки» (ее президент Илья Осколков-Ценципер, выступившие благотворителями Сергей Адоньев и Александр Мамут, архитекторы Дмитрий Ликин и Олег Шапиро; вместе они составили ее попечительский совет) считают, что сейчас необходим образовательный центр, который готовил бы специалистов для решения актуальных российских проблем, причем их решения международного уровня. При этом институт будет работать и с широкой публикой: планируется проводить открытые лекции и семинары, а также реализовывать издательскую программу, включающую переводы ключевых трудов по теории и практике современной архитектуры.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Терраса. Фото Нины Фроловой
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Терраса. Фото Нины Фроловой
Обучение там будет идти по принципу исследования, то есть с более глубоким, чем формальный, подходом. При этом, по словам Олега Шапиро, должны быть усилены достаточно слабые ныне связи в области архитектуры и дизайна между Россией и остальным миром, чтобы наша страна активнее включилась в общемировой процесс. Так как студенты будут учиться в «Стрелке» на бесплатной основе, предполагается, что она сможет собрать самых талантливых молодых людей со всей страны, из которых через несколько лет возникнет новая прослойка специалистов с широким кругозором и разнообразным практическим и исследовательским опытом. Выпускники института будут готовы к работе в лучших зарубежных бюро, но основатели «Стрелки» надеются, что они все же останутся в России. Такие люди, по мысли Ильи Осколкова-Ценципера, смогут «изменить пейзаж вокруг нас» к лучшему, тем самым сделав наше общество более человечным.

Рем Колхас. Фото Нины Фроловой
Рем Колхас. Фото Нины Фроловой
«Международное по уровню, российское по содержанию» образование (так охарактеризовал его Осколков-Ценципер) в первый учебный год 2010/2011 будет идти по программе, разработанной исследовательским центром AMO, подразделением архитектурного бюро Рема Колхаса OMA. Предваряя свой рассказ о ней, Колхас подчеркнул, что новая система архитектурного образования необходима сейчас не только России, но и миру в целом; за последние 30 лет профессия архитектора изменилась сильнее, чем за предыдущие 300: вместо государственных и общественных заказчиков главную роль теперь играют коммерческие структуры, а после смещения центра тяжести в проектировании и строительстве на Восток, актуальной стала проблема сотрудничества архитекторов с недемократическими режимами. Таким образом, архитектор должен не только прекрасно знать свою специальность, но и разбираться в механизмах рыночной экономики и геополитики. К этому надо готовить со студенческой скамьи, но пока в большинстве вузов образование организовано по классической схеме. Колхас уже опробовал свои педагогические идеи, преподавая в Гарварде, но для него сотрудничество со «Стрелкой» — это гораздо более крупный масштаб эксперимента.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Амфитеатр во внутреннем дворе. Фото Нины Фроловой
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Амфитеатр во внутреннем дворе. Фото Нины Фроловой
В основе программы лежат пять проблем-парадоксов, как назвал их сам архитектор. Это актуальные для всего мира темы, которые приобретают особую остроту применительно к России; важно отметить, что все они в том или ином аспекте рассматривались Колхасом в его трудах и проектах, то есть в некоторой степени он планирует вырастить из студентов «Стрелки» приверженцев своего подхода к архитектуре, предполагающего как раз ту широту междисциплинарных исследований, на которую возлагают надежды создатели института.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Внутренний двор. Фото Нины Фроловой
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Внутренний двор. Фото Нины Фроловой
Одним из сюжетов станет общественное пространство, его постепенный захват частным капиталом, противопоставление реального пространства виртуальному (в частности, в аспекте степени свободы, когда на городских улицах и площадях растет контроль властей в виде усиления полицейского патрулирования, повсеместной установки видеокамер и т. д.), а также российский контраст между порой огромной площадью общественных пространств и их абсолютной неустроенностью.

Рем Колхас. Фото Нины Фроловой
Рем Колхас. Фото Нины Фроловой
Также будет рассмотрен вопрос (архитектурной) памяти: по приведенной Ремом Колхасом статистике, сейчас порядка 5% поверхности суши имеют охранный статус, при этом немалое количество ценных объектов все равно погибает; также меняется понятие памятника: теперь это может быть постройка всего лишь 40-летней давности, то есть прошлое постепенно сливается с настоящим.
Проблема «утоньшения» связана как с уже ставшим бродячим сюжетом убыванием городов, так и низкой плотностью населения в новых городах и даже жилых зданиях (например, в Дубае и кондоминиумах Нью-Йорка она составляет порядка 30% от запланированной, что связано в первую очередь с инвестиционной ролью этой застройки), хотя порой там создается обманчивое впечатление бурной жизни. В отечественных реалиях этот вопрос также включает в себя постоянную миграцию из села в город, а также из моногородов (научных или сферы ВПК) — в более перспективные.

Илья Осколков-Ценципер. Фото Нины Фроловой
Илья Осколков-Ценципер. Фото Нины Фроловой
Вопрос проектирования будет включать в себя исследование роли дизайна, его места в обществе, различных влияющих на него факторов.
Последней названной Колхасом темой стала энергия, точнее, ее новые, «зеленые» виды, а также то гипотетическое будущее, когда российские нефть и газ перестанут покупать в Европе (что перекликается с масштабным проектом ОМА/АМО «Дорожная карта 2050», согласно которой к середине 21 века ЕС достигнет автономии в вопросе энергообеспечения).
Каждый студент «Стрелки» должен будет выбрать для своего проекта две из пяти предложенных тем и разработать их в течение полугодичного курса, сделав из них в конце готовый медиа-продукт, пригодный для распространения через различные СМИ.

Александр Мамут. Фото Нины Фроловой
Александр Мамут. Фото Нины Фроловой
Отдельного упоминания заслуживает обновленный комплекс института. В основе своей — это гаражи промзоны «Красного Октября», до 2009 года использовавшиеся как культурный центр «АРТСтрелка». Когда создавалась концепция «Стрелки», Дмитрий Ликин и Олег Шапиро параллельно занимались проектированием ее здания. В его центре расположен двор — полноценное общественное пространство, подходящее благодаря своему деревянному амфитеатру для проведения различных мероприятий и отграниченное от зоны улицы блоком подсобных помещений. В основном корпусе находятся пять аудиторий, каждая — с антресольным этажом, что позволяет единовременно заниматься там 10 группам. Со стороны Москвы-реки расположено крыло с баром, на крыше которого устроена просторная терраса.

Олег Шапиро. Фото Нины Фроловой
Олег Шапиро. Фото Нины Фроловой
Занятия в институте «Стрелка» начнутся этой осенью, с 2-хмесячного «установочного» курса, а пока он будет открыт для всех желающих. Летом там пройдет широкая публичная программа, включающая лекции, семинары, круглые столы и другие события. В ближайшие дни, в рамках Второй Московской Биеннале Архитектуры, на «Стрелке» запланированы акции фестиваля «Города», включающие конкурс на создание временных указателей-стрелок по пути между ЦДХ и зданием института, и «стартовое» мероприятие самой «Стрелки» — «Красный Октябрь: открытие острова».

Дмитрий Ликин. Фото Нины Фроловой
Дмитрий Ликин. Фото Нины Фроловой
Делать прогнозы на будущее — занятие неблагодарное, но начало работы института «Стрелка» внушает осторожный оптимизм: кажется, этот образовательный центр действительно будет работать на благо общества, и только ради этой цели — а что может быть лучше?

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Кожин
  • Олег Шапиро
  • Рустам Керимов
  • Олег Карлсон
  • Илья Уткин
  • Вера Бутко
  • Андрей Романов
  • Арсений Леонович
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Асадов
  • Александр Асадов
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Скокан
  • Константин Ходнев
  • Никита Токарев
  • Антон Бондаренко
  • Юрий Сафронов
  • Олег Мединский
  • Роман Леонидов
  • Александр Бровкин
  • Наталия Шилова
  • Андрей Гнездилов
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Плоткин
  • Антон Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Явейн
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Станислав Белых
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Юлия Тряскина
  • Иван Рубежанский
  • Василий Крапивин
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Павел Андреев
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Грень
  • Марк Сафронов
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи