30.05.2010

Доктрина для Перми

Планы по переустройству Перми стали ядром экспозиции Второй московской биеннале архитектуры: на втором этаже ЦДХ расположилась пространная выставка результатов работы зарубежных и российских архитекторов. В день открытия биеннале состоялась презентация этой экспозиции и специального выпуска журнала Проект Россия, посвященного Перми, а также лекция Кеса Кристиансе, главы бюро KCAP, разработавшего мастер-план развития города.

информация:

Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проект Меганом.
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проект Меганом.открыть большое изображение
В первый день фестиваля глава KCAP Кес Кристиансе вручил издание Стратегического мастерплана Перми губернатору Пермского края и мэру Перми. Этот проект – часть амбициозной и весьма необычной миссии, которую взяли на себя губернатор Олег Чиркунов, мэр Игорь Шубин и сенатор Сергей Гордеев несколько лет назад – превратить Пермь в культурную столицу страны. Новую для себя роль город начал осваивать в 2007-м, когда Ц:СА провел для Перми первый международный конкурс с участием в жюри самого Питера Цумтора, на проект реконструкции здания Пермской картинной галереи; правда, у конкурса оказалось два победителя и дальше дело не пошло. Затем, в 2008-м московский галерист Марат Гельман вначале привез в Пермь выставку «Русское бедное» и выставил ее в здании бывшего Речного вокзала, а затем принял пост директора музея современного искусства PERMM, расположившегося в этом здании. Руководство края, увлеченное новой идеологией, стало выделять средства на громкие выставочные проекты и международные архитектурные конкурсы. В музее PERMM в здании Речного вокзала возник центр актуального искусства, а в сети – новый информационный проект Марата Гельмана «Соль». И наконец, весной было проведен конкурс на строительство новой сцены и реконструкцию здания Пермского театра.

Но самый масштабный из замыслов пермского руководства – это, конечно, мастерплан развития города, заказанный известному голландскому бюро KCAP в 2007 году. О нем  Кес Кристиансе подробно рассказал на своей лекции в день открытия биеннале. Глава KCAP вначале приехал в Пермь со своими студентами и несколько месяцев изучал город, наблюдал местную «градостроительную анархию» и разрабатывал пути ее преодоления. В итоге, по словам архитектора, перед KCAP вырисовались две основные задачи. Первая – преодолеть состояние закрытого города. Дело не только в том, что в советское время в Пермь ссылали политзаключенных, а после войны эвакуировали предприятия тяжпрома. Сейчас – говорит архитектор, это город архитектурного произвола, «как, впрочем, и вся Россия». Здесь много огороженных монофункциональных пространств, вроде госучреждений, больниц, институтов – каждый за своим забором и с единственной осью доступа. Кес Кристиансе убежден, что городу необходимо привить многонаправленную структуру; иными словами, «уплотнить» его пространство, особенно в центре, множеством дополнительных функций и сделать их открытыми.

Вторая задача – наладить правильное использование ресурсов. Концептуальная посылка пермского мастерплана состоит в том, что нельзя решить проблему качества простым добавлением, достраиванием и проч. Сейчас в Перми нарушен баланс между ресурсами и возможностью их содержать. Например, системы водоснабжения хватило бы на полтора таких города, однако бесперебойно она работает лишь в центральной части. Здесь богатые зеленые ресурсы, но город выглядит неблагоустроенным. О значительном историко-культурном наследии и говорить не приходится.

Оптимизировать Кес Кристиансе предлагает не только использование ресурсов, но и городскую застройку. Он выступает за уплотнение города вместо расползания. Сегодня 40 % городской ткани подлежит сносу и это высвобождает достаточное место для трансформации кварталов: новая застройка не должна выходить за границы уже существующей. Таким образом Кес Кристиансе стремитмя добиться необходимой для полноценного экономического развития города плотности, особенно в центре. По этой же причине он принципиально против развития города на обоих берегах Камы. За этот пункт мастерплана KCAP особенно ругали пермские архитекторы доходило до обвинений в непрофессионализме. Однако Кес Кристиансе подчеркнул, что идея развития города на двух берегах – абсолютная иллюзия, чтобы освоить два берега полноценно и быть как Париж или Лондон, Перми нужно, по меньшей мере, 200-400 лет. Сегодня же достраивание новых микрорайонов и дальнейший рост вширь со строительством высотных многофункциональных комплексов на периферии грозит только новыми пробками.

В отличие от генерального плана, мастерплан – не нормативный документ, и он менее подробен, чем полагается быть генплану. Мастерплан – это, скорее, некая философская или политическая доктрина будущего развития города. Разумеется, при «переводе» в генплан он несколько изменится. Но в любом случае подобное серьезное вмешательство в сложившуюся городскую ткань, социальные и прочие процессы, приживается трудно, как заметили сами архитекторы, резать нужно с точностью хирурга. Как это сделать? Кес Кристиансе видит два пути воздействия на город. Первый – «сверху», т.е. административным решением, например, взять и нарисовать рядом с трамвайными путями двойную сплошную, чтобы их не перегораживали машины и т.о. бороться за эффективность общественного транспорта. Второй способ – «точечный», или строительство отдельных важных объектов, формирующих вокруг себя некие анклавы культуры. Таких попыток в последние годы было уже три – по числу международных конкурсов: на проект Пермского музея современного искусства, реконструкцию Речного вокзала и Театра оперы и балета. Результаты последних двух, состоявшихся уже при KCAP, представлены на выставке. Кроме того, на основе мастерплана уже сегодня проводятся конкурсы на отдельные микрорайоны; один проект сделан тем же KCAP и его также можно увидеть в ЦДХ.

В 2010 г.начнется реконструкция пермской набережной. KCAP задумали сделать ее по-европейски многофункциональной, с музеем, парком, спортивными площадками. Сейчас набережная отрезана от города железной дорогой – голландцы предложили построить через нее несколько т.н. «коннекторов» — внушительных переходов над линией с лифтами и торговыми помещениями. Инициатива, между тем, была раскритикована пермским градсоветом, посчитавшим девятиэтажные лестницы-мосты угрозой сложившемуся ансамблю застройки XIX–XX вв. с кафедральным собором. Это далеко не единственный случай столкновения KCAP с местным архитектурным цехом, влившимся в идеологическую войну между «местными» и «приезжими» деятелями культуры. Справедливости ради надо заметить, что в голландском проекте действительно есть спорные места – например, желание превратить Пермь в компактный город признанный российский архитектор-градостроитель Александр Высоковский (который также работал над проектами градостроительного обустройства Перми) считает иллюзорным: Пермь такой не будет никогда, т.к. город уже долговязый, растянутый вдоль берега Камы.

Впрочем, все эти частности не отменяют главного – уникального для России прецедента сотрудничества передовых архитекторов с местной властью, готовой принять дополнительную обузу в виде новых благоустраиваемых территорий из муниципального фонда в пользу города. По крайней пока что все выглядит именно так. И не исключено, что если так пойдет, Пермь «переплюнет» и Москву, Питер и Нижний и станет первым в России городом, обустроенным по-европейски.
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проект архитектурного бюро KPF
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проект архитектурного бюро KPFоткрыть большое изображение
Реконструкция Театра оперы и балета в Пеми. Проект бюро Neutelings Riedijk Аrchitects
Реконструкция Театра оперы и балета в Пеми. Проект бюро Neutelings Riedijk Аrchitects открыть большое изображение
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проекты архитектурного бюро Sauerbruch Hutton и бюро Александра Бродского
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проекты архитектурного бюро Sauerbruch Hutton и бюро Александра Бродскогооткрыть большое изображение
Реконструкция Театра оперы и балета в Перми. Проект бюро Henning Larsen Architects
Реконструкция Театра оперы и балета в Перми. Проект бюро Henning Larsen Architects открыть большое изображение
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проект архитектурного бюро CassonMann LTD
Реконструкция Речного вокзала в Перми. Проект архитектурного бюро CassonMann LTDоткрыть большое изображение
Реконструкция Театра оперы и балета в Перми. Проект бюро PLP Architects
Реконструкция Театра оперы и балета в Перми. Проект бюро PLP Architects открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Биндеман
  • Александр Скокан
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Павел Андреев
  • Сергей Переслегин
  • Сергей  Орешкин
  • Лукаш Качмарчик
  • Шимон Матковски
  • Александр Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Арсений Леонович
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Скуратов
  • Николай Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Петр Фонфара
  • Карен Сапричян
  • Магда Кмита
  • Юлий Борисов
  • Полина Воеводина
  • Михаил Канунников
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Константин Ходнев
  • Никита Токарев
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Иванов
  • Иван Кожин
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Грень
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Даниил Лоренц
  • Олег Шапиро
  • Владимир Плоткин
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Машков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи