Занимательная футурология

В Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» открылась выставка «Большое будущее», подготовленная студентами его пятого, «юбилейного» выпуска.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Институту «Стрелка» – пять лет, но кажется, что существует он намного дольше: настолько плотно он включен в жизнь Москвы. В мае 2010 я писала об его открытии со сдержанным оптимизмом. Замысел создателей института был неожиданно разумным и благородным, новое здание тоже не могло не радовать, но было сложно поверить в то, что вот так, с нуля, у нас будет создано учебное заведение сферы дизайна и архитектуры международного уровня (что гарантировало участие ОМА/АМО) – открытое на конкурсной основе для всех желающих, с бесплатным обучением. Сейчас понятно, что можно было оптимизм и не сдерживать: институт заслуживает благодарности за одни свои летние программы, вовлекающие широкую публику в сферу архитектуры, дизайна, урбанизма, проблем города в целом. На открытии выставки «Большое будущее» со-основатель института и председатель его попечительского совета Александр Мамут сообщил, что через двор «Стрелки» прошел за 5 лет один миллион человек – солидный охват для частной инициативы не самого крупного размера – как физического, так и «виртуального» (институт изначально финансировали сам Мамут и Сергей Адоньев).
 
Выставка «Большое будущее» © Иван Гущин / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Александр Мамут на вернисаже выставки «Большое будущее» © Иван Гущин / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Учитывая экономические обстоятельства, положение «Стрелки», как и любого в основе своей некоммерческого учреждения, сегодня вызывает беспокойство, однако Александр Мамут уверил собравшуюся на вернисаже публику, что в нынешний кризис финансовая поддержка института даже усилится. Также он сообщил, что в его попечительский совет вошел Сергей Гордеев, основатель фонда «Русский авангард», президент и председатель правления «Группы Компаний ПИК».
 
Выставка «Большое будущее» © Иван Гущин / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

ГК ПИК также выступила спонсором выставки «Большое будущее», которая служит общей дипломной работой студентов «Стрелки». Как писал Архи.ру в прошлом октябре, темой учебной программы института 2014/15 был «город будущего», а куратором – Вини Маас из MVRDV. Однако, как рассказала на вернисаже программный директор института Анастасия Смирнова, его представление о завтрашнем дне мало в чем совпало с идеями преподавателей «Стрелки»: очевидно, поэтому сейчас он значится лишь «приглашенным экспертом».
 
Выставка «Большое будущее» © Иван Гущин / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Как бы то ни было, тема будущего в программе осталась, воплотившись в виде исследования 11 важных общемировых тенденций развития, актуальных для России, ощутимых в масштабе человека и влияющих на качество пространства. Каждым из этих трендов, которые могут изменить жизнь на Земле в ближайшее столетие, занималась своя небольшая студенческая команда. Результат этой работы воплотился в виде огромного панно во дворе института: своеобразная «карта Родины» поделена на 11 полос, где идеи студентов получили визуальное воплощение с помощью иллюстраторов из студии BANGBANG. Все материалы выставки выложены на сайте bigfuture.ru.
 
Анастасия Смирнова на вернисаже выставки «Большое будущее» © Денис Филатов / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Представляя экспозицию, Анастасия Смирнова признала, что вместо панорамы будущего студенты, скорее, передали дух времени, свои страхи и надежды. С этим трудно спорить: масса злободневных деталей кажется экстраполированной на ближайшие десятилетия. Так, тема экономики праздности, порожденной «избытком свободного времени у большинства людей», раскрывается на примере Крыма, где за досуг россиян около 2060 года борются индустрии развлечений и непрерывного образования (среди явно вдохновленных нашими днями подробностей есть и такая: в форосской церкви для покидающих курорт людей предлагаются «экспресс-богослужения» и даже индульгенции).
 
Вернисаж выставки «Большое будущее» © Денис Филатов / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Альтернативные формы управления, порожденные развитием социальных сетей и других массовых информационных технологий, по идее выпускников «Стрелки», не сделают рядовых россиян более «влиятельными», не помогут им объединяться и требовать от властей разного уровня учета их интересов. Напротив, IT станут еще одним «контуром» государства, обеспечивающим «диктатуру медиа» с сильным «патриотическим» уклоном, напоминающую устройством федеральные СМИ наших дней.
 
Панно на выставке «Большое будущее». Фрагмент © Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Во вступлении авторы выставки как будто бы заявили, что отринули все художественные картины будущего: от «летающего города» Георгия Крутикова до «Звездных войн», однако привкус «Теллурии» в большинстве сюжетов вполне ощутим. Пожалуй, это основной недостаток проекта: несмотря на заявленные «понимание современной ситуации» и консультации с экспертами, в «Большом будущем» все же главенствует фантазия, и на этом поле студенты ощутимо проигрывают писателям, художникам, кинематографистам. Поэтому самым убедительным разделом кажется «Биотехнологический город» – благодаря тому, что над многими описанными там новшествами уже сейчас вовсю работают исследователи, и эта грань будущего наиболее приближена к реальности (так, премию «Дизайн года» в этот раз дали за «Органы на чипах», гарвардское изобретение, позволяющие тестировать лекарства на искусственно выращенных человеческих клетках). Даже с российским контекстом поступили логично: из катастрофической ситуации с здравоохранением предлагается выход в «частный сектор»: не самое популярное, но, очевидно, единственное реальное решение.
 
Панно на выставке «Большое будущее». Фрагмент © Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Также вполне реалистичны исходные данные разделов «Экспансия Китая» и «Нехватка воды». Однако здесь недостает жесткости, которую, к примеру, встречаешь в разделе про «диктатуру медиа» (там России было отказано даже в надежде на разрушение консервативной «сословной пирамиды», якобы существовавшей всегда, кроме как «в неразбериху 1920-х и 1990-х»): авторы «забывают» и о советско-китайских конфликтах XX века, и о уже идущих в наши дни войнах за пресную воду, и рисуют на удивление мирную, хотя и не слишком заманчивую картину ближайших 50 лет.
 
Панно на выставке «Большое будущее». Фрагмент © Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Вместе с тем, «Большое будущее» подкупает отсутствием ориентации на хэппи-энд, которая часто так раздражает даже во вполне серьезных, не учебных проектах с большой перспективой. Несмотря на заявленное неприятие антиутопий (очевидно, поэтому раздела о глобальном потеплении и катастрофическом загрязнении среды здесь нет: неужели он мало актуален для России?), студенты «Стрелки» не заставляют себя искать в своих трендах «позитив». Потому, даже если они описывают судьбу 85-летней женщины, которой рак крови и отсутствие одной стопы не приносят страданий и не мешают жить активной жизнью, это не кажется натяжкой. Да, биотехнологии позволят ей победить недуг, но это не значит, что она будет счастливее среднестатистического современника – нашего или ее. На панно можно найти и недовольных бессмертием, и утомленных здоровым питанием, и преступников, и беженцев, и нищих стариков в убывающих городах: все, как в настоящей жизни.
Панно на выставке «Большое будущее». Фрагмент © Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»


30 Июня 2015

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».