02.07.2009

Архитектура красной линии

У современной Остоженки много титулов. Два, пожалуй, самых известных – это «Золотая миля» и заповедник современной архитектуры. Первый фиксирует средоточие здесь наиболее дорогой и самой что ни на есть элитной жилой недвижимости, а второй символизирует место, куда водят иностранцев, жаждущих доказательств того, что жилье в Москве не обязательно является синонимом китча. Однако произнося «Остоженка», мы, как правило, имеем в виду все же не столько улицу, сколько район, лежащий между нею и Пречистенской набережной. Тогда как на самой улице хватает как подлинной старины, так и несуразного китча, а вот качественной современной архитектуры до недавнего времени не было и в помине. Исправить этот пробел взялись «Сергей Киселев и Партнеры», спроектировавшие для одной из самых старых и знаменитых улиц Москвы подчеркнуто современный и стильный дом.

информация:

открыть большое изображение

Участок ограничен красными линиями собственно Остоженки, а также Пожарского и 1-го Зачатьевского переулков. Он сменил несколько владельцев-инвесторов, пока не был приобретен ГУП «Москва-Центр», вместе с уже частично согласованным проектом застройки. Проект предусматривал снос трех исторических строений и их последующее воссоздание в прежних формах. Однако заказчику подобная архитектурная задача показалась слишком тривиальной, поэтому он пригласил в качестве генпроектировщика архитектурную компанию Сергея Киселева и попросил архитекторов сделать современный дом.

Впрочем, модернизм на красной линии исторической Остоженки отнюдь не будет смотреться «внеисторическим» чужаком. По словам главного архитектора проекта Алексея Медведева, авторы стремились к «современной, но глубоко контекстуальной архитектуре». Новое здание полностью сохраняет исконный масштаб улицы. Фактически это цельный объем, но снаружи он разделен на разные части и выглядит так, как будто бы состоит из трех разных домов – имитируя таким образом историческую парцелляцию бывших на этом месте участков. Вереница фасадов элегантно изгибается вдоль Остоженки, что в точности воспроизводит старую линию застройки.

Та часть комплекса, что выходит на 1-й Зачатьевский переулок, имеет всего 4 этажа (против 5-6 во всех остальных корпусах) и тем самым значительно смягчает переход к объему соседнего исторического здания. Архитектурное решение этого фасада также направлено на воплощение идеи «перехода». Оконные проемы здесь имеют близкие к историческим пропорции, а в пластику стены введены вертикальные каменные ребра, позволяющие добиться отчетливо читаемого ритмического сходства с окружающим контекстом.

С Остоженкой переулок пересекается под непрямым углом, что, собственно, и подарило линии застройки плавный волнующий изгиб. Причем в градостроительном отношении этот угол оказывается очень важным ориентиром, воспринимаемым как с самой улицы, так и с дальних точек (например, из Лопухинского переулка). Поэтому здесь был нужен крупный запоминающийся ритм окон. Вероятно, можно было бы нарисовать очень большие проемы и даже лихо подвигать их по плоскости фасада, но архитекторы поступили иначе: рядом с каждым окном традиционной ширины они прорубили в фасаде еще одну стеклянную щель, а чуть поодаль сделали узкую нишу для вертикальных светильников. В результате такой комбинации проемов жильцы получат очень светлые комнаты (на Остоженку выходят гостиные), а горожане – запоминающийся фасад, который эффектно «держит» угол улицы.

А вот пересечение Остоженки с Пожарским – это уже совсем другая архитектурная тема. Меняется облицовочный материал, преобладают крупные проемы, остекленные прозрачными и матовыми стеклами, происходит намеренная «сбивка» отметок окон. Здесь угол самый что ни на есть острый, и подчеркнуть его хотелось соответствующе. Чередование прозрачных ребер пришедшихся на него окон и заостренных каменных стыков, а также открытая галерея на уровне первого этажа создают очень динамичную композицию, привносящую в ткань улицы отчетливый привкус современности.

Для облицовки дворовых фасадов использована редкая для наших широт африканская гарапа – разновидность железного дерева, устойчивая влажности – хотя ее все равно решили не открывать навстречу московскому климату. Облицованные деревом углубления разделены тонкими выступами и прикрыты стеклом – прозрачным, а на перилах лоджий матовым. Все это делает двор уютным, почти что «интерьерным» – особенно по контрасту с каменными уличными фасадами.

Архитекторы стремились всячески подчеркнуть и закрепить этот эффект: сделать двор камерным пространством для жильцов дома. Так как дом – клубный, квартир в нем мало, всего по 2 на этаже в каждой из пяти секций и большинство из них имеет площадь 180-200 кв. метров. Верхний ярус занят роскошными пентхаусами, которые устроены по всем правилам: стеклянная стена, широкая терраса, замечательные виды московских окрестностей. Каждая квартира выходит одновременно и на улицу, и во двор, поэтому пожарный подъезд со стороны двора не требуется – это позволило благоустроить внутреннее пространство и не делать в нем лишних асфальтированных проездов для машин.

А вот для собственных автомобилей жильцов предусмотрена роскошная двухъярусная подземная парковка, вмещающая по 2-3 машиноместа на квартиру. Ее устройство позволяет подогнать автомобиль к лифту внутри дома – таким образом, обитатели дома обеспечены возможностью пересесть из лифта в автомобиль в «непростреливаемом пространстве».

Обязательны для такого дома и роскошные интерьеры общественных зон, которые занимают здесь значительную площадь – около 1500 кв. метров. Для их проектирования заказчик приглашал разных дизайнеров (в том числе и знаменитого Инго Маурера), но в итоге было принято решение поручить интерьеры вестибюлей «СКиП». Интерьеры стали для мастерской Сергея Киселева совершенно самостоятельным объектом работы. От буйства фактур камня, равно как и от монолитного дерева авторам хотелось уйти как можно дальше, поэтому в белоснежных интерьерах входного вестибюля и лифтовых холлов фактически нет ничего, что напоминало бы о кремово-терракотовой палитре фасадов.
Кроме того, первоначально предполагалось, что в вестибюле первого этажа будет открыта художественная галерея. Впоследствии эта идея трансформировалась – предпочтение было отдано формату художественного салона.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009открыть большое изображение
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юрий Сафронов
  • Олег Шапиро
  • Валерий Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Наталия Шилова
  • Иван Кожин
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Сергей Труханов
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Плоткин
  • Станислав Белых
  • Наталия Зайченко
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Биндеман
  • Валерия Преображенская
  • Илья Машков
  • Сергей Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Роман Леонидов
  • Михаил Канунников
  • Василий Крапивин
  • Дмитрий Селивохин
  • Николай Миловидов
  • Сергей Чобан
  • Юлий Борисов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Алексей Курков
  • Зураб Басария
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Антон Барклянский
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Токарев
  • Наталья Сидорова
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Бондаренко
  • Юлия Тряскина
  • Марк Сафронов
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Скуратов
  • Олег Мединский
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Попов
  • Тотан Кузембаев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Ковалёв
  • Игорь Шварцман
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Ладыгин
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн
  • Арсений Леонович

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи