02.07.2009

Архитектура красной линии

У современной Остоженки много титулов. Два, пожалуй, самых известных – это «Золотая миля» и заповедник современной архитектуры. Первый фиксирует средоточие здесь наиболее дорогой и самой что ни на есть элитной жилой недвижимости, а второй символизирует место, куда водят иностранцев, жаждущих доказательств того, что жилье в Москве не обязательно является синонимом китча. Однако произнося «Остоженка», мы, как правило, имеем в виду все же не столько улицу, сколько район, лежащий между нею и Пречистенской набережной. Тогда как на самой улице хватает как подлинной старины, так и несуразного китча, а вот качественной современной архитектуры до недавнего времени не было и в помине. Исправить этот пробел взялись «Сергей Киселев и Партнеры», спроектировавшие для одной из самых старых и знаменитых улиц Москвы подчеркнуто современный и стильный дом.

информация:

открыть большое изображение

Участок ограничен красными линиями собственно Остоженки, а также Пожарского и 1-го Зачатьевского переулков. Он сменил несколько владельцев-инвесторов, пока не был приобретен ГУП «Москва-Центр», вместе с уже частично согласованным проектом застройки. Проект предусматривал снос трех исторических строений и их последующее воссоздание в прежних формах. Однако заказчику подобная архитектурная задача показалась слишком тривиальной, поэтому он пригласил в качестве генпроектировщика архитектурную компанию Сергея Киселева и попросил архитекторов сделать современный дом.

Впрочем, модернизм на красной линии исторической Остоженки отнюдь не будет смотреться «внеисторическим» чужаком. По словам главного архитектора проекта Алексея Медведева, авторы стремились к «современной, но глубоко контекстуальной архитектуре». Новое здание полностью сохраняет исконный масштаб улицы. Фактически это цельный объем, но снаружи он разделен на разные части и выглядит так, как будто бы состоит из трех разных домов – имитируя таким образом историческую парцелляцию бывших на этом месте участков. Вереница фасадов элегантно изгибается вдоль Остоженки, что в точности воспроизводит старую линию застройки.

Та часть комплекса, что выходит на 1-й Зачатьевский переулок, имеет всего 4 этажа (против 5-6 во всех остальных корпусах) и тем самым значительно смягчает переход к объему соседнего исторического здания. Архитектурное решение этого фасада также направлено на воплощение идеи «перехода». Оконные проемы здесь имеют близкие к историческим пропорции, а в пластику стены введены вертикальные каменные ребра, позволяющие добиться отчетливо читаемого ритмического сходства с окружающим контекстом.

С Остоженкой переулок пересекается под непрямым углом, что, собственно, и подарило линии застройки плавный волнующий изгиб. Причем в градостроительном отношении этот угол оказывается очень важным ориентиром, воспринимаемым как с самой улицы, так и с дальних точек (например, из Лопухинского переулка). Поэтому здесь был нужен крупный запоминающийся ритм окон. Вероятно, можно было бы нарисовать очень большие проемы и даже лихо подвигать их по плоскости фасада, но архитекторы поступили иначе: рядом с каждым окном традиционной ширины они прорубили в фасаде еще одну стеклянную щель, а чуть поодаль сделали узкую нишу для вертикальных светильников. В результате такой комбинации проемов жильцы получат очень светлые комнаты (на Остоженку выходят гостиные), а горожане – запоминающийся фасад, который эффектно «держит» угол улицы.

А вот пересечение Остоженки с Пожарским – это уже совсем другая архитектурная тема. Меняется облицовочный материал, преобладают крупные проемы, остекленные прозрачными и матовыми стеклами, происходит намеренная «сбивка» отметок окон. Здесь угол самый что ни на есть острый, и подчеркнуть его хотелось соответствующе. Чередование прозрачных ребер пришедшихся на него окон и заостренных каменных стыков, а также открытая галерея на уровне первого этажа создают очень динамичную композицию, привносящую в ткань улицы отчетливый привкус современности.

Для облицовки дворовых фасадов использована редкая для наших широт африканская гарапа – разновидность железного дерева, устойчивая влажности – хотя ее все равно решили не открывать навстречу московскому климату. Облицованные деревом углубления разделены тонкими выступами и прикрыты стеклом – прозрачным, а на перилах лоджий матовым. Все это делает двор уютным, почти что «интерьерным» – особенно по контрасту с каменными уличными фасадами.

Архитекторы стремились всячески подчеркнуть и закрепить этот эффект: сделать двор камерным пространством для жильцов дома. Так как дом – клубный, квартир в нем мало, всего по 2 на этаже в каждой из пяти секций и большинство из них имеет площадь 180-200 кв. метров. Верхний ярус занят роскошными пентхаусами, которые устроены по всем правилам: стеклянная стена, широкая терраса, замечательные виды московских окрестностей. Каждая квартира выходит одновременно и на улицу, и во двор, поэтому пожарный подъезд со стороны двора не требуется – это позволило благоустроить внутреннее пространство и не делать в нем лишних асфальтированных проездов для машин.

А вот для собственных автомобилей жильцов предусмотрена роскошная двухъярусная подземная парковка, вмещающая по 2-3 машиноместа на квартиру. Ее устройство позволяет подогнать автомобиль к лифту внутри дома – таким образом, обитатели дома обеспечены возможностью пересесть из лифта в автомобиль в «непростреливаемом пространстве».

Обязательны для такого дома и роскошные интерьеры общественных зон, которые занимают здесь значительную площадь – около 1500 кв. метров. Для их проектирования заказчик приглашал разных дизайнеров (в том числе и знаменитого Инго Маурера), но в итоге было принято решение поручить интерьеры вестибюлей «СКиП». Интерьеры стали для мастерской Сергея Киселева совершенно самостоятельным объектом работы. От буйства фактур камня, равно как и от монолитного дерева авторам хотелось уйти как можно дальше, поэтому в белоснежных интерьерах входного вестибюля и лифтовых холлов фактически нет ничего, что напоминало бы о кремово-терракотовой палитре фасадов.
Кроме того, первоначально предполагалось, что в вестибюле первого этажа будет открыта художественная галерея. Впоследствии эта идея трансформировалась – предпочтение было отдано формату художественного салона.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009открыть большое изображение
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009
Интерьер. Рабочая версия проекта на 01.07.2009открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Явейн
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Алексей Курков
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Илья Машков
  • Александр Скокан
  • Александр Бровкин
  • Вера Бутко
  • Олег Мединский
  • Юлий Борисов
  • Сергей Сенкевич
  • Зураб Басария
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Плоткин
  • Александра Кузьмина
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Токарев
  • Антон Надточий
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Евгений Герасимов
  • Антон Бондаренко
  • Александр Попов
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Всеволод Медведев
  • Карен Сапричян
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Антон Ладыгин
  • Наталия Шилова
  • Тотан Кузембаев
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Анатолий Столярчук
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Левон Айрапетов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи